Коучей что это – «Что такое коучинг?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Коучинг — Википедия

Выступление коуча на конференции SPM 2015

Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития[1][2].

Этимология

Венгерский коч

Термин пришёл в русский язык из английского[3], а в английском произошёл от названия грузового транспортного средства, получившего название по месту своего появления[en][4]. Первое использование слова «coach» для обозначения инструктора зафиксировано около 1830 года в Оксфордском университете — «коучем» на сленге стали именовать человека, помогающего студенту готовиться к экзамену[4]. Слово «коучинг» получило значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть». В спорте использование данного слова впервые зафиксировано в 1861 году[4].

История

На развитие коучинга влияли многие области знания, включая педагогику, психологию (в том числе спортивную, клиническую, социальную и промышленную), теории лидерства и другие. С середины 1990-х годов коучинг развился в отдельную дисциплину, появились профессиональные ассоциации, например, Ассоциация коучинга, Международная федерация коучей

[de], Европейский совет коучинга и менторства, которые участвовали в разработке стандартов обучения[5].

Изначально коучинг развивался благодаря исследованиям в области спортивной психологии: важными для становления коучинга были работы спортивного коуча Тимоти Голви, создавшего собственный гуманистический принцип и целую школу коучинга, повлиявшую на многих ведущих коучей Великобритании[6] и его ученика Джона Уитмора[7]. Книгу Голви «The Inner Game of Tennis» часто называют первой крупной публикацией, в которой произошёл разворот от спортивного коучинга к лайф-коучингу, развитому в отдельную дисциплину Вернером Эрхардом, Лорой Уитуорт, Джоном Уитмором и Томасом Леонардом (кодифицировавшим область)

[8]. Также помимо спортивной влияние оказывала и клиническая психология, публикации психотерапевтов Инсу Ким Берг[en], Стива де Шейзера[en] и доктора юридических наук [7].

Дженет Харви, президент Международной федерации коучей, считает, что развитие коучинга началось в 1970-х годах с Движения за развитие человеческого потенциала и тренинговой компании Эрхарда[9]. Томас Леонард, основавший объединения Coach U, Международную федерацию коучей и Международную ассоциацию коучинга, работал у Эрхарда в 1980-х годах[1]:28,82; он был первым успешным популяризатором коучинга[8].

Многие коучинговые организации имеют стандарты поведения и «кодексы чести», следование которым они считают необходимым для защиты интересов клиентов[10][11][12].

Практическое применение

Профессиональный коучинг включает такие техники как наводящее перефразирование, слушание, задавание вопросов, уточнение, которые помогают клиенту изменить перспективу и увидеть новые подходы к достижению желаемой цели[13]. Вышеописанные техники применимы почти в любой разновидности коучинга. В этом смысле коучинг является «мета-профессией», позволяющей помочь клиенту в самых различных областях. Ввиду этого виды коучинга могут частично перекрываться[14].

Лайф-коучинг

Лайф-коучинг использует широкий набор инструментов и техник, взятых из других дисциплин (в частности, психологии, нейробиологии[15] и профориентации), чтобы помочь клиенту определить и достичь личных целей. Профессиональные лайф-коучи могут иметь сертификаты и дипломы в различных областях, включая психологическое консультирование и родственные ему, однако лайф-коуч не является ни психотерапевтом, ни социальным педагогом, ни работником здравоохранения

[en].

Коучинг людей с дефицитом внимания

Концепция особого типа лайф-коучинга для людей, страдающих СДВГ, впервые была озвучена в 1994 году психиатрами Эдвардом Хэллоуэллом и Джоном Рейти в книге «Driven to Distraction»[16]. Коучинг для людей с СДВГ сфокусирован на том, чтобы уменьшить влияние дисфункции целенаправленной деятельности, типичного для СДВГ[17].

Коуч помогает клиенту лучше управлять временем, организовываться, ставить цели и достигать их, завершать начатые проекты[18]. Кроме того, коуч может помочь с тем, чтобы справиться с характерными для СДВГ проблемами и выявить личные сильные стороны клиента. Такие коучи помогают с осознанием ожиданий, предъявляемых клиентам другими людьми, так как люди с СДВГ обычно имеют проблемы с точным определением собственного потенциала

[19].

В отличие от психологов или психотерапевтов коучи этого типа не лечат клиентов, их внимание направлено только на упрощение повседневной жизни человека и поведенческих аспектах синдрома[20]. Конечной целью коучинга для людей с СДВГ является появление «внутреннего коуча», набора правил саморегуляции и навыков планирования[21].

В исследовании 2010 года, проведённом Университетом Уэйна, был оценён эффект специфического коучинга 110 студентов с СДВГ. Исследовательская группа пришла к заключению, что коучинг показал высокую эффективность в улучшении целенаправленной деятельности и сопутствующих навыков, измеренную с помощью [22]. Тем не менее, не всем страдающим СДВГ нужен коуч, и не всем коуч может помочь[23].

Бизнес-коучинг

Бизнес-коучинг является разновидностью техники развития кадрового потенциала

[en]. Бизнес-коучинг предоставляет индивидуально и группам поддержку и позитивную обратную связь для улучшения эффективности работы. Бизнес-коучинг по-английски также именуется «коучингом руководителей» (executive coaching)[24], корпоративным и лидерским коучингом.

Коучи помогают клиентам достичь профессиональных целей вроде продвижения по карьерной лестнице, улучшения коммуникативных навыков, управления эффективностью работы, организации труда, усиления лидерства и стратегического мышления, увеличение эффективности разрешения конфликтов, а также создания продуктивной команды. Примером бизнес-коуча является специалист по психологии труда. Бизнес-коучинг эффективен в улучшении производительности, комфорте, способности находить силы для преодоления проблем, улучшении отношения к труду и достижении целей[7].

Бизнес-коучинг не ограничен вмешательством извне: во многих организациях руководители высшего и среднего звена должны периодически становиться коучами для коллег, помогая им увеличить удовлетворённость работой, ускорить профессиональный и карьерный рост

[25]. Исследования свидетельствуют о том, что у коучинга руководителей имеется положительный эффект на производительность труда[26].

Существуют профессиональные членские организации, такие как Альянс профессиональных бизнес-коучей[27], Международная федерация коучей, Международный совет коучинга (International Coaching Council)[28] и Всемирная ассоциация бизнес-коучей[29]. При этом сертификации и лицензирования бизнес-коучей не существует, поэтому членство в них не обязательно для работы. Многие бизнес-коучи называют себя более общим словом «консультант»[30]. Согласно отчёту 2007 года MarketData, около бизнес- или лайф-коучами в США являются 40 000 человек в США, а 2,4-миллиардная индустрия коучинга растёт со скоростью 18 % в год

[31].

Спортивный тренер

Тренерская библиотечка клуба крикета Marylebone

Спортивный тренер, или коуч, обучает и управляет спортсменом (или командой). Тренеры занимаются не только консультированием при подготовке к соревнованиям, они делают управленческую работу, а также выступают представителями подопечных. Конечная цель спортивного тренера — подготовить атлетов к победе[32].

Другие виды

Выбор карьеры может также быть предметом коучинга, который в таком случае именуется профориентацией.

Академический коуч помогает научиться справляться с домашним заданием и получить навыки для повышения успешности обучения в целом (в отличие от обычной помощи по какому-либо предмету)[33].

Финансовый коучинг — относительно новая форма коучинга, задачей которого является преодоление проблем с достижением финансовых целей и следованию финансовым планам. Финансовый (также

денежный) коуч помогает клиенту уменьшить и реструктурировать долги, уменьшить траты, выработать привычку к накоплению. Существующих исследований недостаточно для установления полезности такого вида коучинга[34].

Коучинг по здоровому образу жизни — другая новая профессия, помогающая клиентам научиться жить с болезнями и синдромами, в особенности с хроническими или неизлечимыми[35]

Критика

В критических отзывах коучинг часто сравнивается с психотерапией без ограничений, регуляции, контроля и морального кодекса[36][9][37]. Ввиду отсутствия государственной регуляции большинство лайф-коучей и коучей по здоровому образу жизни не проходили сертификацию или специальное обучение

[38].

С увеличением популярности коучинга многие высшие учебные заведения предлагают обучение коучингу по одобренным Международной федерацией коучей (МФК) программам[39]. Некоторые подобные курсы позволяют получить сертификат лайф-коуча после нескольких дней занятий[40], однако МФК предупреждает о том, что такие сертификаты не означают наличия всех требуемых навыков[41]. Одобренные МФК программы предполагают продолжительность минимум 125 академических часов, 10 часов коучинга и наличие оценки знаний[42]. Для сравнения: в Калифорнии психолог-консультант должен получить 3000 часов профессионального опыта под присмотром специалиста[43].

Примечания

  1. 1 2 Renton, Jane. Coaching and Mentoring: What They Are and How to Make the Most of Them. — New York : Bloomberg Press, 2009. — ISBN 9781576603307.
  2. Chakravarthy, Pradeep The Difference Between Coaching And Mentoring. Forbes (20 December 2011). Проверено 4 июля 2015.
  3. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Новый словарь методических терминов и понятий издательство=ИКАР. — 2009.
  4. 1 2 3 coach, Online Etymology Dictionary, <http://www.etymonline.com/index.php?term=coach>. Проверено 4 июля 2015. 
  5. Passmore, Jonathan. Excellence in Coaching: The Industry Guide. — Kogan Page, 2010. — ISBN 9780749456672.
  6. Vikko G. Brock. Grounded Theory Of The Roots And Emergence Of Coaching. — International University of Professional Studies, 2008. — С. 93.
  7. 1 2 3 Tim Theeboom, Bianca Beersma & Annelies E.M. van Vianena.
    Does coaching work? A meta-analysis on the effects of coaching on individual level outcomes in an organizational context (англ.) // The Journal of Positive Psychology. — 2013. — Vol. 9, no. 1. — DOI:10.1080/17439760.2013.837499.
  8. 1 2 Bill Dueease. Increase the Power of Coaching by Understanding Its History (англ.) // Peer Resources. — 2009. — P. 2. — ISSN 1708-9034. Архивировано 4 марта 2016 года.
  9. 1 2 Morgan, Spencer (27 January 2012), «Should a Life Coach Have a Life First?», The New York Times, <https://www.nytimes.com/2012/01/29/fashion/should-a-life-coach-have-a-life-first.html>. Проверено 4 июля 2015. .
  10. ↑ Code of Ethics  (недоступная ссылка — история). International Coach Federation.
    Проверено 20 июля 2015.
    Архивировано 9 февраля 2014 года.
  11. ↑ Code of Ethics. European Mentoring and Coaching Council.
  12. ↑ Coaches Code Of Ethics. National Federation of State High School Associations.
  13. ↑ Cox, Elaine (2013), Coaching Understood: a Pragmatic Inquiry into the Coaching Process, Los Angeles; London: Sage, ISBN 9780857028259 .
  14. ↑ Cox, Elaine; Bachkirova, Tatiana & Clutterbuck, David, eds. (2014), The Complete Handbook of Coaching (2nd ed.), Los Angeles; London: Sage, ISBN 9781446276150 
  15. Brann, Amy. Neuroscience for Coaches: How to Use the Latest Insights for the Benefit of Your Clients. — Kogan Page, 2015. — ISBN 9780749472375.
  16. Hallowell, Edward M. Driven to Distraction: Recognizing and Coping with Attention Deficit Disorder from Childhood Through Adulthood / Edward M. Hallowell, Ratey. — Pantheon, 1984. — ISBN 9780679421771.
  17. Barkley, Russell A. Executive Functions: What They Are, How They Work, and Why They Evolved. — Guilford Press, 2012. — ISBN 9781462505357.
  18. Hamilton, Jeff 26 Benefits of Adult ADHD Coaching. Psychology Today (6 January 2011). Проверено 4 июля 2015.
  19. (May 2005) «Accuracy of Self-Evaluation in Adults with ADHD: Evidence from a Driving Study». Journal of Attention Disorders 8 (4): 221–234. DOI:10.1177/1087054705280159. PMID 16110052.
  20. McCarthy, Laura Flynn What You Need to Know about ADHD Coaching. ADDitude Magazine. Проверено 4 июля 2015.
  21. Shenfield, Tali How to Develop an ‘Inner Coach’ in Teens with ADHD and Executive Dysfunction. Advanced Psychology: Child Psychology and Parenting Blog (16 October 2014). Проверено 4 июля 2015.
  22. ↑ Quantifying the Effectiveness of Coaching for College Students with Attention Deficit/Hyperactivity Disorder. Edge Foundation (31 August 2010). Проверено 4 июля 2015.
  23. Koretsky, Jennifer 5 Reasons Why ADHD Coaching Doesn’t Work. ADHDmanagement.com (22 February 2012). Проверено 4 июля 2015.
  24. Stern, Lewis R. (2004). «Executive Coaching: A Working Definition». Consulting Psychology Journal: Practice and Research 56 (3): 154–162. DOI:10.1037/1065-9293.56.3.154. Проверено 2015-07-20.
  25. ↑ The Coaching Conundrum Report: Global Executive Summary  (недоступная ссылка — история). Blessing White (2009). Проверено 22 января 2009. Архивировано 20 января 2009 года.
  26. (April 2015) «The Effectiveness of Workplace Coaching: A Meta-Analysis of Learning and Performance Outcomes from Coaching». Journal of Occupational and Organizational Psychology. DOI:10.1111/joop.12119.
  27. ↑ PCBA: Professional Business Coaches Alliance. Проверено 4 июля 2015.
  28. ↑ International Coaching Council – ICC. Проверено 4 июля 2015.
  29. ↑ Worldwide Association of Business Coaches. Проверено 4 июля 2015.
  30. Lorber, Laura Executive Coaching – Worth the Money?. The Wall Street Journal (10 April 2008). Проверено 12 ноября 2008.
  31. ↑ Business coaching statistics. Businesscoaching.com (29 October 2009). Проверено 28 марта 2012. (недоступная ссылка)
  32. Ashe-Edmunds, Sam What Does an Athletic Coach Do?. Houston Chronicle. Проверено 4 июля 2015.
  33. Maslin Nir, Sarah Like a Monitor More Than a Tutor (8 November 2010). Проверено 4 июля 2015.
  34. (February 2013) «Financial Coaching’s Potential for Enhancing Family Financial Security». Journal of Extension 51 (1). Проверено 2 July 2013.
  35. Engel, Reed Jordan An Examination of Wellness Coaches and Their Impact on Client Behavioral Outcomes. Университет Пердью (2011). Проверено 2 июля 2015.
  36. Guay, Jennifer Millennials Enter Growing, Controversial Field of Life Coaching. USA Today (16 January 2013). Проверено 4 июля 2015.
  37. Pagliarini, Robert Top 10 Professional Life Coaching Myths. CBS News (20 December 2011). Проверено 4 июля 2015.
  38. O’Brien, Elizabeth 10 Things Life Coaches Won’t Tell You. MarketWatch (8 September 2014). Проверено 4 июля 2015.
  39. ↑ List of All Accredited Coaching Training Programs (ACTP): Hour List. International Coach Federation. Проверено 4 июля 2015.
  40. Mitchelson, Tom. The Life Coach Con: Can You Really Trust Someone to Solve Your Problems? (6 September 2010). Проверено 4 июля 2015.
  41. ↑ Approved Coaching Specific Training Hours (ACSTH): Program Accreditation  (недоступная ссылка — история). International Coach Federation. Проверено 4 июля 2015. Архивировано 24 июля 2014 года.
  42. ↑ Accredited Coaching Training Program (ACTP): Program Accreditation  (недоступная ссылка — история). International Coach Federation. Проверено 4 июля 2015. Архивировано 8 февраля 2014 года.
  43. ↑ An Overview of Licensure as a Psychologist. California Board of Psychology. Проверено 4 июля 2015.

wikipedia.green

Коучинг — это… Что такое Коучинг?

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Определение

Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:

  • Коучинг — это тренинг самореализации в форме бесед(ы). Где тренер (коуч) несёт ответственность за ход сессии (беседы), а клиент (игрок) за её содержание.
  • Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.[1]
  • Коучинг — это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.
  • Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), «Эффективный Коучинг»)
  • Коучинг — это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.[2]
  • Коучинг — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

Четыре базовых этапа коучинга: постановка цели, проверка реальности, выстраивание путей достижения и, собственно, достижение (он ещё именуется этапом воли).

Отличие коучинга от всех видов консультирования — ставка на реализацию потенциала самого клиента.[3]

Виды коучинга

По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.[4]

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

По формату — очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Коучинг в психологии

Коучинг – новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг нечто большее, чем консультирование.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.

В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается за рубежом и в нашей стране.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.

В коучинге создается живая атмосфера сотворчества: со стороны коуча это в первую очередь следование за интересами клиента и направляющие «волшебные вопросы», со стороны клиента – это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений, включение внутреннего «драйва».

В настоящее время коучинг – одно из самых популярных и востребованных направлений психологической помощи, улучшающих жизнь, как самим клиентам, так и приносящее ощутимый финансовый доход самим коучам. Одна из привлекательных сторон работы коуча в том, что зарплата эффективного коуча обычно в несколько раз, а то и на порядок выше, чем у практических психологов и психотерапевтов.

Основоположники коучинга

Тимоти Голви (англ. W. Timothy Gallwey) — автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 г. Суть концепции Голви состоит в том, что внутренний «противник в голове» спортсмена гораздо опаснее реального соперника. Голви утверждает, что если коуч поможет игроку устранить (смягчить) внутренние препятствия, это позволит игроку научиться самому добиваться эффективности, и потребность в технических советах тренера отпадет[5].

Джон Уитмор (англ. John Whitmore) — Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) — основатель Университета коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC) и проекта CoachVille.com.

Термины, используемые в коучинге

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 мая 2011.

Коуч (англ. Coach) — специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент — человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

Сессия — особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

Формат коучинга — это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.

Содержание коучинга

Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание — это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность — ещё одна ключевая концепция и цель коучинга.

Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:

  1. развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
  2. поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;
  3. ускорения развития талантливых сотрудников.

Содержание индивидуального коучинга

  1. Постановка целей — «Чего ты хочешь?»
  2. Анализ текущей ситуации — «Что происходит?»
  3. Наработка вариантов — «Что нужно сделать?»
  4. Реализация и контроль — «Что ты будешь делать?»

Самые полезные коучинговые вопросы

  • Что еще?
  • Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Какими критериями ты пользуешься?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты?
  • В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
  • Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
  • Что ты будешь делать?
  • Когда ты намереваешься это сделать?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Кому следует знать об этом?
  • Какая поддержка тебе нужна?

См. также

Примечания

Литература

  • Джон Уитмор Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом = Coaching for Perfomance: Growing Human Potential and Purpose. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 312 с. — ISBN 978-5-9614-1972-6
  • Станислав Шекшня Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — С. 208. — ISBN 978-5-9614-1614-5
  • Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей = Coach Yourself: Personlichkeitskultur fur Fuhrungskrafte. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2010. — С. 176. — ISBN 978-5-903070-27-5
  • Лаврова О. В. Любовь в эпоху постмодерна: Ad hoc коучинг о людях «До востребования». — М.: «Дело и сервис», 2010. — С. 448. — ISBN 978-5-8018-0461-3
  • Трейси, Брайан Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси = TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. — М.: Альпина Паблишер, 2009. — С. 224. — ISBN 978-5-9614-1044-0
  • Дауни, Майлз Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей = Effective Coaching Lessons from the Coaches’ Coach. — М.: Добрая Книга, 2008. — С. 288. — ISBN 978-5-98124-238-0
  • Мелия, Марина Как усилить свою силу? Коучинг. — М.: Юнайтед Пресс, 2008. — С. 298. — ISBN 978-5-9614-0883-6
  • Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. EMDR в коучинге: WingWave — как взмах крыла бабочки = EMDR in Coaching. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 160. — ISBN 978-5-903070-07-7
  • Зиммерль В., Зиммерль К. Коучинг: Вперёд, от ресурса к цели! = Coaching auf Ressource komm raus! — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 144. — ISBN 978-5-903070-06-0
  • Питер Дениэлс. «Как достигать жизненных целей». Piter J. Daniels. «How to Reach Your Life Goals: A step by step goals formula». (Honor Books, August 1995) — ISBN 978-1562920883
  • Уитмор, Джон Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента, Развитие людей, Высокая эффективность = Coaching for Performance: GROWing People, Performance and Purpose. — М.: МАКУБ, 2005. — С. 168. — ISBN 5-98397-003-8

dic.academic.ru

где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Профессия Коуч: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
  • Выбор профессии

    8, 9, 10, 11 класс

    • Всесторонний анализ личности и способностей ребёнка
    • Точный выбор подходящей жизне

www.profguide.io

Коучинг — Википедия. Что такое Коучинг

Выступление коуча на конференции SPM 2015

Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития[1][2].

Этимология

Венгерский коч

Термин пришёл в русский язык из английского[3], а в английском произошёл от названия грузового транспортного средства, получившего название по месту своего появления[en][4]. Первое использование слова «coach» для обозначения инструктора зафиксировано около 1830 года в Оксфордском университете — «коучем» на сленге стали именовать человека, помогающего студенту готовиться к экзамену[4]. Слово «коучинг» получило значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть». В спорте использование данного слова впервые зафиксировано в 1861 году[4].

История

На развитие коучинга влияли многие области знания, включая педагогику, психологию (в том числе спортивную, клиническую, социальную и промышленную), теории лидерства и другие. С середины 1990-х годов коучинг развился в отдельную дисциплину, появились профессиональные ассоциации, например, Ассоциация коучинга, Международная федерация коучей[de], Европейский совет коучинга и менторства, которые участвовали в разработке стандартов обучения[5].

Изначально коучинг развивался благодаря исследованиям в области спортивной психологии: важными для становления коучинга были работы спортивного коуча Тимоти Голви, создавшего собственный гуманистический принцип и целую школу коучинга, повлиявшую на многих ведущих коучей Великобритании[6] и его ученика Джона Уитмора[7]. Книгу Голви «The Inner Game of Tennis» часто называют первой крупной публикацией, в которой произошёл разворот от спортивного коучинга к лайф-коучингу, развитому в отдельную дисциплину Вернером Эрхардом, Лорой Уитуорт, Джоном Уитмором и Томасом Леонардом (кодифицировавшим область)[8]. Также помимо спортивной влияние оказывала и клиническая психология, публикации психотерапевтов Инсу Ким Берг[en], Стива де Шейзера[en] и доктора юридических наук [7].

Дженет Харви, президент Международной федерации коучей, считает, что развитие коучинга началось в 1970-х годах с Движения за развитие человеческого потенциала и тренинговой компании Эрхарда[9]. Томас Леонард, основавший объединения Coach U, Международную федерацию коучей и Международную ассоциацию коучинга, работал у Эрхарда в 1980-х годах[1]:28,82; он был первым успешным популяризатором коучинга[8].

Многие коучинговые организации имеют стандарты поведения и «кодексы чести», следование которым они считают необходимым для защиты интересов клиентов[10][11][12].

Практическое применение

Профессиональный коучинг включает такие техники как наводящее перефразирование, слушание, задавание вопросов, уточнение, которые помогают клиенту изменить перспективу и увидеть новые подходы к достижению желаемой цели[13]. Вышеописанные техники применимы почти в любой разновидности коучинга. В этом смысле коучинг является «мета-профессией», позволяющей помочь клиенту в самых различных областях. Ввиду этого виды коучинга могут частично перекрываться[14].

Лайф-коучинг

Лайф-коучинг использует широкий набор инструментов и техник, взятых из других дисциплин (в частности, психологии, нейробиологии[15] и профориентации), чтобы помочь клиенту определить и достичь личных целей. Профессиональные лайф-коучи могут иметь сертификаты и дипломы в различных областях, включая психологическое консультирование и родственные ему, однако лайф-коуч не является ни психотерапевтом, ни социальным педагогом, ни работником здравоохранения[en].

Коучинг людей с дефицитом внимания

Концепция особого типа лайф-коучинга для людей, страдающих СДВГ, впервые была озвучена в 1994 году психиатрами Эдвардом Хэллоуэллом и Джоном Рейти в книге «Driven to Distraction»[16]. Коучинг для людей с СДВГ сфокусирован на том, чтобы уменьшить влияние дисфункции целенаправленной деятельности, типичного для СДВГ[17].

Коуч помогает клиенту лучше управлять временем, организовываться, ставить цели и достигать их, завершать начатые проекты[18]. Кроме того, коуч может помочь с тем, чтобы справиться с характерными для СДВГ проблемами и выявить личные сильные стороны клиента. Такие коучи помогают с осознанием ожиданий, предъявляемых клиентам другими людьми, так как люди с СДВГ обычно имеют проблемы с точным определением собственного потенциала[19].

В отличие от психологов или психотерапевтов коучи этого типа не лечат клиентов, их внимание направлено только на упрощение повседневной жизни человека и поведенческих аспектах синдрома[20]. Конечной целью коучинга для людей с СДВГ является появление «внутреннего коуча», набора правил саморегуляции и навыков планирования[21].

В исследовании 2010 года, проведённом Университетом Уэйна, был оценён эффект специфического коучинга 110 студентов с СДВГ. Исследовательская группа пришла к заключению, что коучинг показал высокую эффективность в улучшении целенаправленной деятельности и сопутствующих навыков, измеренную с помощью [22]. Тем не менее, не всем страдающим СДВГ нужен коуч, и не всем коуч может помочь[23].

Бизнес-коучинг

Бизнес-коучинг является разновидностью техники развития кадрового потенциала[en]. Бизнес-коучинг предоставляет индивидуально и группам поддержку и позитивную обратную связь для улучшения эффективности работы. Бизнес-коучинг по-английски также именуется «коучингом руководителей» (executive coaching)[24], корпоративным и лидерским коучингом.

Коучи помогают клиентам достичь профессиональных целей вроде продвижения по карьерной лестнице, улучшения коммуникативных навыков, управления эффективностью работы, организации труда, усиления лидерства и стратегического мышления, увеличение эффективности разрешения конфликтов, а также создания продуктивной команды. Примером бизнес-коуча является специалист по психологии труда. Бизнес-коучинг эффективен в улучшении производительности, комфорте, способности находить силы для преодоления проблем, улучшении отношения к труду и достижении целей[7].

Бизнес-коучинг не ограничен вмешательством извне: во многих организациях руководители высшего и среднего звена должны периодически становиться коучами для коллег, помогая им увеличить удовлетворённость работой, ускорить профессиональный и карьерный рост[25]. Исследования свидетельствуют о том, что у коучинга руководителей имеется положительный эффект на производительность труда[26].

Существуют профессиональные членские организации, такие как Альянс профессиональных бизнес-коучей[27], Международная федерация коучей, Международный совет коучинга (International Coaching Council)[28] и Всемирная ассоциация бизнес-коучей[29]. При этом сертификации и лицензирования бизнес-коучей не существует, поэтому членство в них не обязательно для работы. Многие бизнес-коучи называют себя более общим словом «консультант»[30]. Согласно отчёту 2007 года MarketData, около бизнес- или лайф-коучами в США являются 40 000 человек в США, а 2,4-миллиардная индустрия коучинга растёт со скоростью 18 % в год[31].

Спортивный тренер

Тренерская библиотечка клуба крикета Marylebone

Спортивный тренер, или коуч, обучает и управляет спортсменом (или командой). Тренеры занимаются не только консультированием при подготовке к соревнованиям, они делают управленческую работу, а также выступают представителями подопечных. Конечная цель спортивного тренера — подготовить атлетов к победе[32].

Другие виды

Выбор карьеры может также быть предметом коучинга, который в таком случае именуется профориентацией.

Академический коуч помогает научиться справляться с домашним заданием и получить навыки для повышения успешности обучения в целом (в отличие от обычной помощи по какому-либо предмету)[33].

Финансовый коучинг — относительно новая форма коучинга, задачей которого является преодоление проблем с достижением финансовых целей и следованию финансовым планам. Финансовый (также денежный) коуч помогает клиенту уменьшить и реструктурировать долги, уменьшить траты, выработать привычку к накоплению. Существующих исследований недостаточно для установления полезности такого вида коучинга[34].

Коучинг по здоровому образу жизни — другая новая профессия, помогающая клиентам научиться жить с болезнями и синдромами, в особенности с хроническими или неизлечимыми[35]

Критика

В критических отзывах коучинг часто сравнивается с психотерапией без ограничений, регуляции, контроля и морального кодекса[36][9][37]. Ввиду отсутствия государственной регуляции большинство лайф-коучей и коучей по здоровому образу жизни не проходили сертификацию или специальное обучение[38].

С увеличением популярности коучинга многие высшие учебные заведения предлагают обучение коучингу по одобренным Международной федерацией коучей (МФК) программам[39]. Некоторые подобные курсы позволяют получить сертификат лайф-коуча после нескольких дней занятий[40], однако МФК предупреждает о том, что такие сертификаты не означают наличия всех требуемых навыков[41]. Одобренные МФК программы предполагают продолжительность минимум 125 академических часов, 10 часов коучинга и наличие оценки знаний[42]. Для сравнения: в Калифорнии психолог-консультант должен получить 3000 часов профессионального опыта под присмотром специалиста[43].

Примечания

  1. 1 2 Renton, Jane. Coaching and Mentoring: What They Are and How to Make the Most of Them. — New York : Bloomberg Press, 2009. — ISBN 9781576603307.
  2. Chakravarthy, Pradeep The Difference Between Coaching And Mentoring. Forbes (20 December 2011). Проверено 4 июля 2015.
  3. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Новый словарь методических терминов и понятий издательство=ИКАР. — 2009.
  4. 1 2 3 coach, Online Etymology Dictionary, <http://www.etymonline.com/index.php?term=coach>. Проверено 4 июля 2015. 
  5. Passmore, Jonathan. Excellence in Coaching: The Industry Guide. — Kogan Page, 2010. — ISBN 9780749456672.
  6. Vikko G. Brock. Grounded Theory Of The Roots And Emergence Of Coaching. — International University of Professional Studies, 2008. — С. 93.
  7. 1 2 3 Tim Theeboom, Bianca Beersma & Annelies E.M. van Vianena. Does coaching work? A meta-analysis on the effects of coaching on individual level outcomes in an organizational context (англ.) // The Journal of Positive Psychology. — 2013. — Vol. 9, no. 1. — DOI:10.1080/17439760.2013.837499.
  8. 1 2 Bill Dueease. Increase the Power of Coaching by Understanding Its History (англ.) // Peer Resources. — 2009. — P. 2. — ISSN 1708-9034. Архивировано 4 марта 2016 года.
  9. 1 2 Morgan, Spencer (27 January 2012), «Should a Life Coach Have a Life First?», The New York Times, <https://www.nytimes.com/2012/01/29/fashion/should-a-life-coach-have-a-life-first.html>. Проверено 4 июля 2015. .
  10. ↑ Code of Ethics (недоступная ссылка — история). International Coach Federation. Проверено 20 июля 2015. Архивировано 9 февраля 2014 года.
  11. ↑ Code of Ethics. European Mentoring and Coaching Council.
  12. ↑ Coaches Code Of Ethics. National Federation of State High School Associations.
  13. ↑ Cox, Elaine (2013), Coaching Understood: a Pragmatic Inquiry into the Coaching Process, Los Angeles; London: Sage, ISBN 9780857028259 .
  14. ↑ Cox, Elaine; Bachkirova, Tatiana & Clutterbuck, David, eds. (2014), The Complete Handbook of Coaching (2nd ed.), Los Angeles; London: Sage, ISBN 9781446276150 
  15. Brann, Amy. Neuroscience for Coaches: How to Use the Latest Insights for the Benefit of Your Clients. — Kogan Page, 2015. — ISBN 9780749472375.
  16. Hallowell, Edward M. Driven to Distraction: Recognizing and Coping with Attention Deficit Disorder from Childhood Through Adulthood / Edward M. Hallowell, Ratey. — Pantheon, 1984. — ISBN 9780679421771.
  17. Barkley, Russell A. Executive Functions: What They Are, How They Work, and Why They Evolved. — Guilford Press, 2012. — ISBN 9781462505357.
  18. Hamilton, Jeff 26 Benefits of Adult ADHD Coaching. Psychology Today (6 January 2011). Проверено 4 июля 2015.
  19. (May 2005) «Accuracy of Self-Evaluation in Adults with ADHD: Evidence from a Driving Study». Journal of Attention Disorders 8 (4): 221–234. DOI:10.1177/1087054705280159. PMID 16110052.
  20. McCarthy, Laura Flynn What You Need to Know about ADHD Coaching. ADDitude Magazine. Проверено 4 июля 2015.
  21. Shenfield, Tali How to Develop an ‘Inner Coach’ in Teens with ADHD and Executive Dysfunction. Advanced Psychology: Child Psychology and Parenting Blog (16 October 2014). Проверено 4 июля 2015.
  22. ↑ Quantifying the Effectiveness of Coaching for College Students with Attention Deficit/Hyperactivity Disorder. Edge Foundation (31 August 2010). Проверено 4 июля 2015.
  23. Koretsky, Jennifer 5 Reasons Why ADHD Coaching Doesn’t Work. ADHDmanagement.com (22 February 2012). Проверено 4 июля 2015.
  24. Stern, Lewis R. (2004). «Executive Coaching: A Working Definition». Consulting Psychology Journal: Practice and Research 56 (3): 154–162. DOI:10.1037/1065-9293.56.3.154. Проверено 2015-07-20.
  25. ↑ The Coaching Conundrum Report: Global Executive Summary (недоступная ссылка — история). Blessing White (2009). Проверено 22 января 2009. Архивировано 20 января 2009 года.
  26. (April 2015) «The Effectiveness of Workplace Coaching: A Meta-Analysis of Learning and Performance Outcomes from Coaching». Journal of Occupational and Organizational Psychology. DOI:10.1111/joop.12119.
  27. ↑ PCBA: Professional Business Coaches Alliance. Проверено 4 июля 2015.
  28. ↑ International Coaching Council – ICC. Проверено 4 июля 2015.
  29. ↑ Worldwide Association of Business Coaches. Проверено 4 июля 2015.
  30. Lorber, Laura Executive Coaching – Worth the Money?. The Wall Street Journal (10 April 2008). Проверено 12 ноября 2008.
  31. ↑ Business coaching statistics. Businesscoaching.com (29 October 2009). Проверено 28 марта 2012. (недоступная ссылка)
  32. Ashe-Edmunds, Sam What Does an Athletic Coach Do?. Houston Chronicle. Проверено 4 июля 2015.
  33. Maslin Nir, Sarah Like a Monitor More Than a Tutor (8 November 2010). Проверено 4 июля 2015.
  34. (February 2013) «Financial Coaching’s Potential for Enhancing Family Financial Security». Journal of Extension 51 (1). Проверено 2 July 2013.
  35. Engel, Reed Jordan An Examination of Wellness Coaches and Their Impact on Client Behavioral Outcomes. Университет Пердью (2011). Проверено 2 июля 2015.
  36. Guay, Jennifer Millennials Enter Growing, Controversial Field of Life Coaching. USA Today (16 January 2013). Проверено 4 июля 2015.
  37. Pagliarini, Robert Top 10 Professional Life Coaching Myths. CBS News (20 December 2011). Проверено 4 июля 2015.
  38. O’Brien, Elizabeth 10 Things Life Coaches Won’t Tell You. MarketWatch (8 September 2014). Проверено 4 июля 2015.
  39. ↑ List of All Accredited Coaching Training Programs (ACTP): Hour List. International Coach Federation. Проверено 4 июля 2015.
  40. Mitchelson, Tom. The Life Coach Con: Can You Really Trust Someone to Solve Your Problems? (6 September 2010). Проверено 4 июля 2015.
  41. ↑ Approved Coaching Specific Training Hours (ACSTH): Program Accreditation (недоступная ссылка — история). International Coach Federation. Проверено 4 июля 2015. Архивировано 24 июля 2014 года.
  42. ↑ Accredited Coaching Training Program (ACTP): Program Accreditation (недоступная ссылка — история). International Coach Federation. Проверено 4 июля 2015. Архивировано 8 февраля 2014 года.
  43. ↑ An Overview of Licensure as a Psychologist. California Board of Psychology. Проверено 4 июля 2015.

wiki.sc

Что такое коучинг простыми словами, кто такой коуч

Здравствуйте, дорогие читатели блога. В этом посте расскажу, что такое коучинг, простыми словами поясню, кто такой коуч, чем он занимается. Как работает коучер, что это за профессия?

Читайте статью, вы узнаете, что означают эти термины, что нужно, чтобы стать коучем.

Коучинг – что это такое

Английское слово coaching значит «тренировка». Впервые его использовали в спортивной терминологии еще в конце 19 века. Затем коучами стали именовать людей, помогающих студентам в подготовке к экзаменам.

В современном понимании коучинг означает тренинг, метод консалтинга. Если говорить простыми словами, он – средство, помогающее человеку достичь конкретной жизненной цели.

Цель коучинга — раскрытие потенциала для достижения личностной эффективности. Применяя специальные методы, коуч помогает клиенту добиться наилучших результатов. Он не учит клиента, а задает специальные вопросы, чем способствует его обучению. Формирует в человеке мышление, направленное на максимальное использование заложенных в нем способностей.

Коуч – это кто?

Коуч – это профессионал, оказывающий психологическое стимулирование, помогающий человеку или группе людей в достижении цели путем консультаций с вовлечением систем мотивации. 

После консультирования человек становится увереннее, результативнее, расширяет область познаний, способен достигнуть цели быстрее.

На развитие профессии оказали влияние:

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Уникальное торговое предложение: что это, как составить утп, примеры

Интернет трейдинг: что это, с чего начать начинающим?

Востребованные профессии для интернет заработка: список

  • науки психология, педагогика;
  • теория лидерства.

Кстати, среди лингвистов разгорелась полемика, как правильно называть участников коучингового процесса: коуч или коучер. Специалисты склоняются, что согласно правилам русского языка, правильнее говорить «коуч».

Но пока в интернете встречаются оба понятия. Разделение такое: коучи ведут групповые занятия, а коучеры нацелены на персональное общение.

Чем отличается коуч от психолога

Оба вида консультирования (коучинг и психотерапия) помогают решить те или иные проблемы. У них разные методики, по-разному ставятся цели.

Психоаналитики вытаскивают из подсознания пациента подавленные и вытесненные воспоминания, чтобы объяснить: «Почему в его жизни все так сложно».

Коуч выслушает, оценит и скажет: «Хотите изменить? Вот такие действия надо предпринять, чтобы оказаться у желаемой цели». Лучшее лекарство — деятельность.

Виды и методы коучинга

Индивидуальные тренинги применяются во всех сферах жизни, поддерживают клиента в различных жизненных ситуациях.

Профессия делится на узкие специализации, связанные между собой:

Лайф-коучинг — сфера деятельности, в которой наставник помогает клиенту во всех проявлениях его жизни: профессиональной, личной, в улучшении здоровья. Если возникла проблема, нужно решать ее быстро. Так можно сохранить равновесие, избежать ее влияния на остальные аспекты жизнедеятельности.

Бизнес-коучинг — процесс, в котором коуч помогает справляться с профессиональными трудностями, работает с командой сотрудников. Этот вид направлен на улучшение результатов бизнеса путем воздействия на отдельных работников, вывод обучаемых на новый уровень.

Карьерный — оказание помощи тем, кто находится в поиске работы, хочет добиться повышения или изменить профессию. По объективным причинам множество людей не могут найти работу. Причины: возраст, недостаточная квалификация, профессия стала не нужна, людей заменили машины. Коучи сотрудничают с рекрутинговыми агентствами или центрами занятости.

Спортивный — сфера зарождения коучинга. Коуч в спорте — это опытный спортсмен, имеющий достижения. Он помогает ставить цели, становиться упорнее в достижении результатов, обозначает методы их достижения, убирает страхи.

Руководитель как коуч — объединение двух ролей в сотруднике. Действует с целью усовершенствовать навыки работников в ближайшей перспективе. Руководитель, выступающий наставником для подчиненных, предварительно проходит соответствующее обучение.

Административный — работа с руководителями, основанная на оказании помощи в принятии решений, управлении персоналом, ответственности, лежащей на управленцах.

Для повышения эффективности наставничество включает тренинги, консалтинг, сессии и процессинг.

ТРЕНИНГ — это продуктивный обмен опытом, знаниями и выработка нужных для достижения цели навыков.

КОНСАЛТИНГ направлен на получение ожидаемого результата с помощью предоставления клиенту свободы действий, предложения возможных вариантов решения поставленной задачи.

КОУЧИНГОВАЯ СЕССИЯ— это встреча коуча и клиента для проведения структурированной беседы, работы с конкретным запросом клиента. Коуч сессия длится от получаса до часа. Ее формат: личная встреча, чат, переписка, звонок по телефону, по скайпу. Оптимальный формат сессии – видеобеседа по скайпу.

Результат сессии – что-то конкретное: план первоочередных действий, принятие сложного решения, нужное состояние уверенности. В зависимости от сложности поставленной задачи требуется от одной до пятнадцати сессий.

ПРОЦЕССИНГ — проведение наглядной демонстрации ситуации для лучшего понимания, что следует предпринять для решения задачи.

Модели коучинга

Каждая коуч-сессия строится согласно модели под названием GROW. Она по мнению ведущего бизнес-тренера Великобритании, основоположника бизнес-коучинга сэра Уитмора, содержит все ключи для эффективного достижения цели.

Goal — установить цели, определить правило взаимодействия обучаемого и коучера;
Reality — проанализировать текущую ситуацию, уточнить цели;
Options — сформулировать задачу, выбрать пути реализации;
Will — оставить план действий.
В завершение нужно реализовать этот план.

Как стать коучем

Профессия эта не простая. Официального обучения в России ранее не было, что не мешало некоторым объявлять себя коучами и вести тренинги. Отдельные псевдоспециалисты, прочитав одну книжку, начинают практиковать. Не хотелось бы попасть к такому шарлатану. 

Известные школы коучинга:
Международный Эриксоновский Университет Коучинга;
Международный Центр Коучинга;
Международная Академия Коучинга.

Чтобы стать коучем, нужно иметь высшее образование, лучше, если оно будет профильным (в психологии, HR, юридической сфере, финансах). С нуля — процесс будет долгий.

Затем надо получить специальное образование. Учебное заведение должно выдать по итогам обучения сертификат ICF от международной федерации коучей.

Обучение по стандартам ICF получите в Международном Университете Global Coaching. Онлайн обучение или очное в Москве, в филиалах в России, в СНГ.

Все подробности на этом сайте coachuniver.ru.

Пошаговый план старта в коучинге предлагается тут.

Заключение

Надеюсь статья была полезна, теперь понятно, коучинг что это такое, кто такой коуч. Вы не попадетесь в «лапы» коучера шарлатана без сертификата. Если же хотите выбрать профессию, ищите нормальное учебное заведение.

Пишите свои впечатления от статьи в комментариях.

moi-start.ru

Обсуждение:Коучинг — Википедия

Не могу открыть страницу Коучинг, почему то происходит перенаправление на страницу личный коучинг.Что делать?

На странице «Коучинг» стоит перенаправление, то есть так и должно быть. — doublep 23:01, 22 ноября 2006 (UTC)

Формулировка от Ивана Рыбкина[править код]

Одно из приведенных в статье определений коучинга: «Коучинг — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата. Автор Иван Рыбкин». Кто такой Иван Рыбкин? Не ОРИСС ли это от безвестного участника? Правка внесена анонимом: [1] —Doomych 07:49, 8 мая 2009 (UTC)

В статье Лайф-коучинг Рыбкин упоминается в списках литературы. Там вобще всё сомнительно, но что поделать если сам себя не похвалишь…

Интересно, чем авторы этой статьи оправдывают подмену хорошо определенных слов «обучение» «тренировки» «наставничество» !? Без всякого сомнения — Термин применяется в качестве рекламного приема для продажи услуг, связанных с преподаванием, консультациями и психологической помощью. Как правило, термин используется людьми или организациями, не имеющими необходимого для оказания предлагаемых услуг специализированного образования и опыта. Термин также применяется для освобождения от необходимости лицензирования деятельности и ухода от ответственности возлагаемой законом на лицензированного профессионала.

84.108.193.62 14:48, 11 сентября 2011 (UTC) — никакой подмены понятий нет. Коучинг отличается от «обучение» «тренировки» «наставничество». Суть отличий описана в книгах создателей коучинга. Ссылки на них приведены в статье. Суть коучинга заключается в том, что коуч не дает рекомендаций. Коуч направляет человека самостоятельно найти свои ошибки и исправить их во время тренинга. При этом коучинг нужен специалистам, а не начинающим. Начинающие больше нуждаются в классическом обучении и тренинге. Во время консультации коуч стремится побудить клиента с помощью коучинг-инструментария самостоятельно найти способы решения возникших трудностей не давая никаких рекомендаций и перенося всю ответственность за поиск и реализацию решений на клиента. Таким образом, коуч стимулирует самообучение клиента, хотя, порой, увеличивает временные затраты на достижение тактических целей. В то же время временные затраты на достижение стратегических целей значительно сокращаются. —178.120.245.189 22:29, 2 февраля 2012 (UTC)

Коучинг, действительно значительно отличается от обучения, тренинга, наставничества и психологической консультации (например см. определения International Coach Federation). И действительно, существует проблема в том, что довольно много людей и организаций предлагают не соответствующие стандартам и определению коучинга услуги, просто пользуясь «трэндовым» названием. Что ведет к размытию определения, смешению понятий и искажению представлений о коучинге. Так, например, часто под маркой коучинга продают наставничество. Имея же представления об отличиях, спутать коучинг с чем-либо другим сложно.

Надо бы отобразить в статье этот факт. А так же, отличия коучинга, от «похожих» видов деятельности. Это часто задаваемый вопрос, а контраст на отличиях многое объясняет. Antares19 17:40, 31 мая 2012 (UTC)

Coaching — давайте переведём на русский язык[править код]

Для перевода слова «coaching» можно использовать слова русского языка.Зачем изобретать новые слова? 91.77.128.33 13:22, 10 марта 2012 (UTC)

Coaching во всех источниках переводится на русский именно как «Коучинг». Это устоявшееся слово, гугл на данный момент на запрос «Коучинг» выдает 2.67 млн страниц. Слово воспринимается «новым», в связи с тем, что само явление достаточно молодое, первые принципы начали оформляться в 70х годах, а Международная Федерация Коучинга (ICF), установившая стандарты и создавшая систему независимой сертификации коучей — была создана в 1995 году. Antares19 16:44, 31 мая 2012 (UTC)

Статья: Как стать коучем? Что это за человек – коуч?

Sillabus 16:17, 4 августа 2015 (UTC)В статье отсутствуют упоминания как про Тимоти Голви (Timothy Gallwey), так и про сэра Джона Уитмора (John Whitmore), которые фактически ввели данное понятие в обиход. Тимоти Голви в серии своих книг «Внутренняя игра» с 1970-х начал использовать понятие коучинг и развивать его концепции задолго до Томаса Леонарда. А книга сэра Джона Уитмора «Коучинг высокой эффективности» («Coaching for Performance»), пережившая три издания, сделала для популяризации коучинга больше, чем все упомянутые в статье ассоциации вместе взятые. По-моему, данная статья в новой редакции, по сравнению с предыдущей, — попытка переписать историю создания и развития коучинга. Sillabus 16:17, 4 августа 2015 (UTC)

Здравствуйте, приведите, пожалуйста, вторичные авторитетные источники, посвящённые коучингу, где бы говорилось о роли Уитмора и Голви, а также книги Уитмора. Статья переписана по причине неустранимых нарушений правил об оригинальных исследованиях и о взвешенности изложения в прошлой редакции. Проще говоря, прошлая версия представляла собой отдельные факты и фразы, собранные в случайном порядке из памяти авторов и разрозненных источников, а надо, чтобы статья базировалась на авторитетных источниках. — Ле Лой 00:57, 5 августа 2015 (UTC)

Добрый день! О роли Голви и Уитмора упоминается в диссертации доктора Брок на стр. 93 (Brock, V. G. (2008). Grounded theory of the roots and emergence of coaching) эту докторскую диссертацию я для себя скачал с сайта нидерландского представительства EMCC (прямая ссылка на диссертацию: https://www.nobco.nl/files/onderzoeken/Brock_Vikki_dissertatie__2_.pdf ), но она находится в открытом доступе в интернете на многих сайтах и на нее очень много ссылок авторитетных авторов.

Про роль Голви и Уитмора упоминается также на 2 стр. в статье Тима Тибум, Бианки Берсма и др. «Работает ли коучинг? Метаанализ эффектов коучинга в уровне достижений индивидуума и в организационном контексте»: The Journal of Positive Psychology: «Does coaching work? A meta-analysis on the effects of coaching on individual level outcomes in an organizational context» Tim Theeboom, Bianca Beersma & Annelies E.M. van Vianen. Department of Work and Organizational Psychology, University of Amsterdam, Weesperplein 4, 1018 XA, Amsterdam, The Netherlands, Published online: 13 Sep 2013. Link to this article: http://dx.doi.org/10.1080/17439760.2013.837499

Также о роли Голви и Уитмора упоминает один из бывших председателей ICF Билл Дуиз на стр. 2 в статье «Увеличение силы коучинга через понимание его истории» (статья была изначально издана в номере 173 «Peer Bulletin» (3 февраля 2009), ежемесячного журнала, распространяющегося на основе подписки, опубликованного ресурсом Peer Resources (http://www.peer.ca/coaching.html)) В этой статье Б. Дуиз ссылается и во многом цитирует доктора Брок. (Feb 10, 2009 Increase the Power of Coaching by Understanding Its History — Bill Dueease. http://www.peer.ca/Peer_News_Feb09.pdf ) Sillabus 19:11, 2 сентября 2015 (UTC)

Sillabus, извините за задержку, постараюсь как можно скорее добавить в статью ваши данные. — Ле Лой 11:00, 6 сентября 2015 (UTC)
Sillabus, не могли бы вы процитировать конкретные предложения со стр. 2 метаанализа? Я добавил результаты из аннотации этой работы в раздел про бизнес-коучинг, а остальное мне недоступно. Статью Дуиза нашёл тут. — Ле Лой 00:58, 7 сентября 2015 (UTC)
См. — Ле Лой 01:00, 7 сентября 2015 (UTC)
Готово. — Ле Лой 04:40, 8 сентября 2015 (UTC)

Просто отлично написано! Sillabus 13:30, 13 сентября 2015 (UTC)

Спасибо, если будут ещё идеи по улучшению — пишите мне 🙂 — Ле Лой 01:04, 14 сентября 2015 (UTC)

Так как предмет статьи довольно спорный как и весь рынок консультаций захваченный некомпетентными шарлатанами жаждущими наживы, обращайте внимание на значимость упомянутых в статье людей, особенно на фото. Только что удалил очередного «очень популярного» ноунейма в процессе коучинга и другого вообще на олимпийских играх, что вне контекста какбы.

Фотографии как раз в контексте, иллюстрируют востребованность коучинга в различных сферах. Сделаны не на каких-нибудь междусобойчиках бизнес-тренеров, коучей, психологов, а на иного плана мероприятиях, на которые еще и попасть нужно постараться как спикер или сотрудник, что SPM (как я понимаю, это конференция software project management-2015, или SPM Conf-5, на сайте http://spmconf.ru указано, что спикеры отбираются, в программе только у Дернаковского доклад по коучингу), что Олимпийские игры (мероприятие не нужно комментировать). То, что фамилии удалили, может и правильно, а может быть, можно было бы оставить, хотя, пожалуй, это действительно реклама. Sillabus (обс) 06:56, 5 сентября 2016 (UTC)

Удалил правку со ссылкой на некую академию коучингового мастерства вследствие того, что не указано источников, ссылающихся на нее. И, по всей видимости, это лишь рекламный вандализм, то есть кто-то решил себя банально попиарить. Безусловно, в коучинге много ассоциаций, в русскоязычном пространстве я нашел упоминания про ICF, ICA, EMCC, WABC, ICU, два варианта ICC. Но, как я понимаю, «Академия» — это некая коммерческая структура, обучающая коучингу и профессиональным союзом не являющаяся, а с учетом распространенности инфобизнеса и некомпетентности многих консультантов на рынке услуг, называющих себя коучами, я решил правку с упоминанием данной явно коммерческой организации убрать. Sillabus (обс.) 19:40, 21 февраля 2017 (UTC)

ru.wikipedia.org

Что такое коучинг и его виды, кто такой коучер и чем он занимается

Приветствую вас на сайте inetsovety.ru. В современном мире в наш лексикон приходит все больше слов иностранного происхождения. Одним из таких терминов является «коуч». Далеко не каждому известно, что подразумевает это понятие, что оно обозначает, к какой сфере принадлежит и откуда появилось.

Чтобы понять это, рассмотрим детальнее, что это такое коучинг простыми словами, каким он бывает? В чем суть этого вида деятельности, кто может им заниматься? Кто такой коучер, что он делает, какими личностными качествами должен обладать такой специалист?

Понятие коучинга и история его происхождения

Итак, что такое коучинг? Говоря самыми простыми и понятными словами, коучинг – это вид деятельности, помогающий человеку достичь той точки, которая послужит толчком для успешной самореализации. К нему прибегают при сложных жизненных ситуациях, когда в жизни возникает серьезная путаница.

Не всем людям удается справиться с жизненными проблемами и перипетиями самостоятельно, поэтому они обращаются за советами к знакомым, родным, близким друзьям или коллегам. Это тоже своего рода коучинг.

к оглавлению ↑

Кратко о происхождении

Значение слова коучинг до сегодняшнего дня вызывает жаркие споры среди исследователей. Есть несколько теорий о том, откуда произошло это понятие, и что оно означает.

Так, согласно первой теории, слово коучинг пришло к нам из венгерского языка. Но на нем оно имело иное звучание и написание – kocsi. Если перевести его на русский язык, то оно будет обозначать «повозка», «карета». Казалось бы, как коучинг можно связать с тем или иным видом транспорта?

Но исследователи утверждают, что связь есть, но она очень тонкая, поэтому не все могут ее найти. Если говорить проще, то коучинг – это извозчик, который управляет упряжкой, и направляет лошадей по правильному, нужному пути.

Еще одна гипотеза заключается в том, что раньше зажиточные семьи брали в далекую дорогу проводника, который указывал правильный путь к точке назначения. Такое объяснение намного лучше подходит к понятию коучинга, чем ранее рассмотренная теория.

Основателем коучинга в стал Джон Уитмор. Он буквально перевернул понятие тренерства в спорте, в частности, в теннисе. Благодаря разработанному им подходу спортсменам стало намного легче справляться с препятствиями и достигать максимальных результатов.

Краткий итог. Главной задачей каждого из существующих видов коучинга является повышение, а иногда даже развитие в человеке сознательности и производительности. Для этого используются разные методы, которые зависят от того, какого результата и в какой сфере необходимо добиться.

к оглавлению ↑

Виды коучинга и их особенности

Существует несколько видов коучинга, которые, хотя имеют некоторые общие черты, во многом отличаются друг от друга. Все зависит от того, в какой именно области применяется это понятие.

Бизнес-коучинг

Бизнес коучинг направлен на решение проблем в различных сферах бизнеса, и подразумевает тесный контакт коуча (тренера) с представителями той или иной отрасли. На чем основывается такая разновидность консультаций? Главными задачами такого взаимодействия являются:

  • решение вопросов с последующей разработкой стратегии развития или организации бизнеса;
  • детальное изучение методов продвижения бизнеса;
  • повышение эффективности и производительности;
  • поиск решения материальных проблем.

Корпоративный коучинг сегодня является самым востребованным. Он помогает решать многие проблемы, разрешать кризисные ситуации, вносить необходимые коррективы в деловодство фирмы-клиента. Конечно, стоят такие услуги недешево, но они полностью оправдывают затраты клиента. Поэтому коучинг в бизнесе сегодня набирает стремительные обороты.

к оглавлению ↑

Лайф-коучинг

Этот вид еще называется индивидуальным коучингом. Он направлен на:

  • саморазвитие;
  • самореализацию;
  • осмысление жизни и повышение ее качества;
  • решение сложных жизненных ситуаций.

Индивидуальная коуч сессия в некотором роде напоминает сеансы психотерапии. Действительно, между ними есть сходства, хотя различий у них тоже немало. Но об этом мы поговорим далее, сейчас же продолжим тему о личностном коучинге.

Взаимодействие тренера и клиента также помогает решать проблемы в отношениях с другими людьми, научиться преодолевать кризисы. И касается это не только взаимоотношений с другими людьми, но и семейных неурядиц. Во время коучинг консультирования человек учится разрабатывать жизненные стратегии, строить правильные планы, которые реально реализовать.

На заметку. Оба вила коучинга пользуются одинаково высокой популярностью. Но к коучам личностного роста, все же, намного чаще обращаются женщины, которые не могут самостоятельно решить жизненные трудности и проблемы.

Отдельно можно выделить еще 1 тип коучинга – командный. Если индивидуальный (личностный) коучинг основывается на работе коучера с 1 клиентом, то данный тип носит групповой характер. Главная задача такого взаимодействия направлена на повышение командного духа и увеличение эффективности работы в команде.

В последнее время больших оборотов набирает онлайн коучинг. Это намного проще и легче, чем записываться на очную сессию, которая, к тому же, проводится далеко не в каждом городе. Поэтому для людей, которые живут в маленьких городках и не имеют возможности лично прийти к коуч консультанту, виртуальные сеансы являются лучшим вариантом.

Проводятся такие занятия, как по бизнес тематикам, так и с целью решения жизненных проблем клиента. Личный коучинг тоже стоит недешево, но, как показывает практика, он дает очень неплохие результаты.

к оглавлению ↑

Понятие коуч сессии

Что такое коуч сессия? Люди, которые впервые сталкиваются с подобными консультациями, часто задают этот вопрос. Не менее важно знать не только само определение термина, но и его главные нюансы.

Так, коуч сессия – это процесс, во время которого происходит интенсивная, активная работа тренера с конкретным запросом клиента. Продолжается такой процесс, в среднем, 30 минут, но он может быть продлен по личной просьбе человека. К тому же во внимание берется сложность проблемы и ожидаемый от ее решения результат.

Персональный коучинг, как и бизнес сеанс, проходит в виде диалога между тренером и клиентом. За отведенный отрезок времени обсуждаются основные аспекты дела, параллельно может разрабатываться график и темы последующих консультаций.

к оглавлению ↑

Отличие коучинга от других видов консультаций

Куч тренинг очень часто путают с тренингом, консалтингом, психологическим сеансом и другими видами помощи. Действительно, они очень похожи между собой, но между ними существует разница. И заключается она не только в цене, но и в особенностях проведения сеансов. Поэтому об этих тонкостях необходимо знать.

к оглавлению ↑

Коучинг и тренинг

Чем коучинг отличается от тренинга? Такие сеансы во многом схожи, поэтому данный вопрос вполне логичен. Между понятиями есть различия, и вот, в чем они заключаются.

Тренинг является методом активного обучения, направленного на получение не только знаний, но и на приобретение умений и навыков в определенной сфере деятельности. Одним из главных отличий коучинга и тренинга является то, что первый направлен на осознание, осмысление проблемы и поиск ее решения.

Иными словами, эти понятия можно различить по тому, что:

  1. Тренинг – приобретение реальных умений, навыков, знаний.
  2. Коучинг – получение важной, но абстрактной, устной информации о том, что делать и предпринять в том или ином случае. Во время такого сеанса не обучают, а разговаривают, советуют, направляют на верный путь клиента, обратившегося за помощью.

Мы разобрались в том, в чем разница между коучингом и тренингом. Теперь детальнее остановимся на отличии его от других понятий.

к оглавлению ↑

Коучинг и менторинг

Менторинг и коучинг путают так же часто, как и тренинг, поскольку эти понятия тоже весьма схожи друг с другом. Вернее, это фактически отождествленные термины: менторинг является разновидностью коучинга, более узким его понятием. Но чаще всего менторство применяется в деловой среде.

Такие сеансы обычно проводятся специалистом, настоящим профи в определенной отрасли бизнеса. То есть, коучинг тренер в данном случае уже добился определенных успехов в своей работе, и теперь может помочь другим людям выйти на новый, более высокий, уровень.

к оглавлению ↑

Коучинг и консалтинг

Коучинг и консалтинг – понятия, которые имеют больше общих черт, нежели различий. Но разница между ними, все же, есть. И заключается она в том, что:

  1. Консалтинг – это своего рода диагностика, изучение проблемы, с которой к консультанту обратился клиент. На основании полученных данных первый дает рекомендации относительно того, как было бы лучше поступить в сложившейся ситуации.
  2. Коучинг базируется на стимуле, поощрении человека, у которого возникла та или иная проблема, к проделыванию дальнейших шагов. При этом, благодаря компетенции коуча, клиент получает возможность сдвинуться с «мертвой точки», повысить эффективность и продуктивность своего бизнеса, или повысить качество жизни.

К тому же во время коучингового сеанса клиент и тренер действуют вроде и сообща, но независимо друг от друга. А вот во время консалтингового процесса говорит и действует преимущественно консультант, он же – лидер.

к оглавлению ↑

Коуч – что это за профессия?

Кто такой коуч? Ранее мы несколько раз использовали этот термин, теперь же детальнее остановимся на том, что он подразумевает, и что же это за профессия.

Коуч – это тренер в той или иной области. Но если вам кажется, что здесь все очень просто, и вы без труда сможете стать одним из таких специалистов, то спешим вас немного огорчить: все не так элементарно и легко, как вы думаете.

Прежде всего, коучеры – это дипломированные специалисты. Они обучаются своему мастерству в специализированных организациях. Одной из них является Международная Федерация Коучей. Далеко не всем удается пройти обучение здесь, поэтому соискатели на эту должность нередко прибегают к более простым вариантам.

Например, для обучения бизнес коучу многие люди записываются на онлайн курсы. Известны случаи домашних занятий с «экспертами». Стоит ли говорить о том, что в большинстве случаев такие обучения не отличаются высоким качеством.

К тому же профессиональный коуч – это не тот, у кого есть «корочка», то есть, сертификат о прохождении курсов. Это человек, который имеет определенные качества и черты характера. Так, кто это такой коуч консультант с точки зрения личностных качеств? Это человек, который:

  • умеет и любит общаться с людьми;
  • способен проявлять терпение и доброжелательность;
  • обладает высоким уровнем эмпатии;
  • выражает внимательность и открытость;
  • умеет быстро мыслить;
  • обладает креативностью;
  • склонен к дальнейшему обучению и самосовершенствованию.

Только при наличии таких качеств человек сможет успешно освоить профессию коуча, и привести своего клиента к успеху.

к оглавлению ↑

Профессиональные задачи

Так, разобравшись с личностными качествами, рассмотрим детальнее вопрос, кто это такой коучер, и чем занимается такой специалист. Можно совершенно серьезно сказать, что коуч – это индивидуальный наставник, который обладает доскональными знаниями в определенной области, и умеет донести их до клиента.

Важно! Коучер не занимается решением проблемы вместо человека. Он дает это сделать самому клиенту, помогая ему наводящими вопросами и тонкими намеками, подсказками. Благодаря такому подходу у людей, попавших в непростую или спорную ситуацию, появляется возможность найти из нее выход, получив при этом бесценный опыт.

Так, мы детально изучили вопрос, кто такой коучер и чем он занимается. Особенности этой профессии освоить несложно, но только с теоретической стороны. На самом же деле необходимо уметь выражать свои мысли так, чтобы, было понятно не только, что это действительно профессионал своего дела, но и искусный учитель, который способен донести суть дела до своего клиента.

С уважением, Виктория – блог inetsovety.ru

inetsovety.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о