Заглавие текста – Что в себе несет заглавие текста? | Обучение

Текст. Заголовок текста. Части текста. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

Чтобы понять, что такое текст, рассмотрим две группы предложений и определим, в каком наборе предложения связаны по смыслу:

1. На день рождения мне подарили щенка.

Оля мечтает стать учительницей.

Наступила золотая осень.

2. Маша живет в селе Луговом. Она учится во втором классе. Летом девочка часто ходит на ферму. Там работает ее мама.

В первой группе предложения не связаны по смыслу, а во второй все предложения связаны по смыслу: в первом предложении  говорится о Маше, которая живет в селе, во втором – что Маша учится во втором классе, из третьего предложения мы узнали, куда Маша ходит летом, а из четвертого – где работает мама Маши. Можно сделать вывод, что вторая группа предложений – это пример текста.

Текст – это два или несколько предложения, связанных по смыслу.

Выберем предложения, из которых можно составить текст:

Вот прилетела стайка воробьев. В давние времена книги переписывали от руки. Пожарная машина мчится на вызов. Они весело зачирикали под окном. Ребята учатся решать задачи. Птицы проворно начали клевать хлебные крошки.

Проверим:

Вот прилетела стайка воробьев. Они весело зачирикали под окном. Птицы проворно начали клевать хлебные крошки (рис. 1).

Рис. 1. Воробьи (Источник)

Эти предложения связаны между собой по смыслу и составляют текст.

Теперь узнаем, могут ли предложения в тексте располагаться беспорядочно, и проверим это. Прочитайте предложения. Подумайте, можно ли их назвать текстом. Если нет, то восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст:

1. И все цыплята залезли к ней под крыло.

2. Во дворе ходила курочка с цыплятами.

3. Вдруг пошел сильный дождь.

4. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила.

Проверим:

Во дворе ходила курочка с цыплятами. Вдруг пошел сильный дождь. Курочка скорей на землю села, все перышки растопырила. И все цыплята залезли к ней под крыло (рис. 2).

Рис. 2. Курочка и цыплята (Источник)

Если в тексте предложения связаны по смыслу и стоят в определенном порядке, то такой текст называется связанным. Если нарушается этот порядок, то и нарушается связь между предложениями, текст распадается. Узнаем, как же связываются предложения в тексте.

Прочитайте текст:

На лесной поляне мы заметили медведя. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ягодами малины. Могучий великан наелся и отправился дальше (рис. 3).

Рис. 3. Медведь (Источник)

Обратим внимание, что первое и второе предложения связаны с помощью слов «лесной житель». Второе и третье – с помощью местоимения «он». Четвертое с третьим – с помощью слов «могучий великан» (так автор назвал медведя).

Предложения в тексте могут быть связаны с помощью синонимов или местоимений, чтобы избежать повторов.

Интересный факт

Русак – это серый заяц, который не меняет свою окраску зимой и летом (рис. 4).

Рис. 4. Русак (Источник)

Прочитайте текст, отредактируйте его, используя слова зайчик, косой, он.

Русак перескочил через дорогу. Русак подошел к своей старой норке. Выбрал русак местечко повыше. Раскопал русак снег, лег в новую норку. Уложил русак не спине уши и заснул с открытыми глазами.

Проверим.

Русак перескочил через дорогу. Он подошел к своей старой норке. Выбрал косой местечко повыше. Раскопал зайчик снег, лег в новую норку. Уложил русак не спине уши и заснул с открытыми глазами (рис. 5).

Рис. 5. Заяц-русак в снегу (Источник)

 


 

Это интересно

Существует маленький секрет правильного написания текста.

Рассмотрим один из вариантов текста.

Весна пришла. Быстро растаял снег. Реки затопили берега. Однажды рыбак пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты. На одном из них он увидел странный рыжий гриб. Вдруг гриб прыгнул прямо в лодку. Это была белка.

Поставим вопросы к глаголам.

Весна (что сделала?) пришла. Снег (что сделал?) растаял. Реки (что сделали?) затопили. Рыбак (что делал?)  пробирался. Рыбак (что сделал?) увидел. Гриб (что сделал?) прыгнул. Белка (что делала?

) была.

Несложно заметить, что все глаголы употреблены в одном времени – прошедшем.

Употребление глаголов в одном и том же времени в тексте называется единым временным планом текста. Благодаря использованию глаголов в одном времени предложения связываются между собой.

 

В любом тексте можно определить его тему и основную мысль.

Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.

Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор в своем тексте. Более подробно об этом вы узнаете на следующих уроках.

Рассмотрим, что такое заголовок текста и как

озаглавить текст.

Озаглавить текст – значит дать ему название. Заголовок может отражать тему или основную мысль текста.

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста.

Была у Бори собака Шарик. Идет мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет. Шарик – настоящий друг (рис. 6).

Рис. 6. Мальчик с собакой (Источник)

Проверим.

Тема: мальчик и собака

Основная мысль:

собака – настоящий друг.

Озаглавить текст можно так: «Боря и Шарик» (этот заголовок отражает тему текста), «Настоящий друг» (этот заголовок отражает главную мысль текста).

В каждом тексте можно выделить опорные слова. Узнаем, что это такое.

Прочитайте текст. Определите, без каких слов не было бы текста.

Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам стояли крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат (рис. 7).

Рис. 7. Зайчиха с зайчатами (Источник)

Проверим.

Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормит – это опорные слова.

Опорные слова связывают предложения в тексте в единое целое.

Составим текст, используя только опорные слова:

весна, дети, лодочка, бумага, сделали, ручей, пустили, поплыла, бежали, смеялись.

Проверим.

Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Ребята пустили ее в ручей. Лодочка быстро поплыла. Они бежали за ней и смеялись (рис. 8).

Рис. 8. Лодочка из бумаги (Источник)

Чтобы передать основную мысль текста, его разбивают на смысловые части – абзацы. Каждый абзац – это новая мысль автора. Абзац пишется с красной строки.

Прочитаем текст и определим его части, выразим основную мысль каждого абзаца.

На льдине

Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

(По Б. Житкову)

Рассмотрим первый абзац. В этой части рассказывается о том, как рыбаки отправились на рыбалку:

Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

Основная мысль второго абзаца – начался шторм, и рыбаки оказались на льдине в открытом море:

Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

Основная мысль третьего абзаца – помощь пришла:

Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

Озаглавим каждый абзац:

1. Рыбаки в море.

2. Страшный шторм.

3. Помощь пришла.

Таким образом, у нас получился план текста.

Памятка по работе с текстом

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему текста.

3. Определите главную мысль текста.

4. Озаглавьте текст.

5. Разбейте текст на части.

6. Озаглавьте каждую часть.

7. Составьте план текста.

8. Определите опорные слова.

9. Перескажите текст.

10. Запишите текст по памяти.

С помощью этой памятки вы сможете подготовиться к пересказу текста или изложению.

 

Список литературы

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс, 2012

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа, 2013

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник)

2. Интернет-сайт openclass.ru (Источник)

3. Интернет-сайт infourok.ru (Источник)

 

Домашнее задание

1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Озаглавьте его.

На снег деревья отбрасывали лиловые тени. Чуткое ухо ловило первые знакомые звуки весны. Скрипнула старая ветка. Весенний ветер царствовал в лесу. Он промчался по верхушкам деревьев. Во все стороны полетела снежная пыль. Она спугнула лесную мышь. Мышь подъедала остатки своего завтрака. Забарабанил лесной музыкант. Он радостно встречал весну. Здравствуй, весна! Лес просыпался.

2. Из приведенных опорных слов составьте текст: набежала, темная, тучка, грянул, хлынул, дождик, гром, веселые, ручейки.

3. *Составьте план текста-описания своего домашнего любимца. Устно подготовьте по этому плану текст.

interneturok.ru

определение, типы, функции» в научном журнале

Заглавие текста в художественном произведении: определение, типы, функции

The Title of a Literary Text: Its Definition, Types and Functions

Автор: Шестакович Виктория Сергеевна, г. Ялта, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия, обучающаяся по магистерской программе «Филология».

Аннотация. Данная статья посвещена проблеме определения места заглавия в ряде других компонентов, а также его связи с текстом художественного произведения. Анализ данного вопроса предполагает исследование определения понятия «заглавия», его типов и функций в рамках художественного произведения.

Abstract. This article deals with the problem of determining the place of title in a number of other components, as well as its relationship with the literary text. The analysis of this question involves the research of the definition of «title», its types and functions within the literary text.

Ключевые слова: заглавие, художественный текст, определение, функции, типы.

Key words: title, literary text, definition, functions, types.

С.Д. Кржижановский утверждал, что «заглавие, поскольку оно в отрыве от единого книжного тела и поскольку оно <…> облегает текст и смысл, вправе выдавать себя за главное книги <…> книга и есть развернутое до конца заглавие, заглавие же – стянутая до объема двух-трех слов книга» [1. с. 204].   

Заглавие в течение последних десятилетий привлекает серьезное внимание исследователей. Особый интерес к нему объясняется и уникальным положением заголовка в тексте, и многообразием его функций. Заголовок аккумулирует в себе смысл, стилистику и поэтику произведения, выступает смысловым сгустком текста и может рассматриваться как своеобразный ключ к его пониманию. Выделенный графически, он интерпретируется читателем как наиболее заметная его часть.

Итак, на сегодняшний день существует немалое количество определений понятия «заглавие».  Так,  Л.С. Выготский считает, что заглавие является важным элементом в тексте из-за заключенной в нем основополагающей идеи произведения, а также, потому что именно заглавие «намечает ту доминанту, которая определяет все построение рассказа» [2. с. 153].   

Ю.М. Лотман также занимался данным вопросом. По его мнению, заглавие является «рамочным» элементом.

Но именно И.В. Арнольд задала один из самых важных перспектив рассмотрения данного феномена, а именно определила заглавия сильной позицией текста. Другими словами, исследователь говорит о том, что заглавие является одним из элементов сильной позиции текста – эпиграф, начало, и конец текста дополняют этот ряд.

Также существует огромное множество иных интерпретаций определения этого понятия, однако в рамках данной статьи предпочтение отдано определению, которое представила И.В. Арнольд, так как мы считаем его наиболее подходящим в контексте рассмотрения отношений заглавия с текстом.

Определив заглавие как элемент сильной позиции текста, следует разобрать функции такового в тексте, а также определить его основные типы.

Заглавие представляет собой одну из сильных позиций текста, наравне с эпиграфом, началом и концом произведения.  Роль заглавия в тексте неоспорима, ведь предваряя текст, заглавие является первым семиотическим знаком, который видит читатель. Также смысл заглавия состоит в посредничестве между читателем и текстом, задавая ассоциативные перспективы читателю.

На сегодняшний день сущетвует большое количество классификаций заглавий с позиций разных уровней. Однако, к какому бы типу заглавие не относилось, существует ряд функций, которые воплощает в себе любое заглавие. Несмтря на это, степень реализации той или иной функции зависит от типа заглавия. Так, функции условно можно разделить на общие и частные.

К общим относятся – семиотическая, информативная, аттрактивная, концептуально-содержательная, и номинативная. Суть семиотической функции заключатся в том, что любое заглавие состоит из букв, составляя слово, которое, в свою очередь, является семиотическим знаком. Давая сведения о теме, идее, сюжетной перспективе, мотиве или проблеме заглавие выполняет информативную функцию. На реализацию данной функции влияет ряд факторов, как линфвистической, так и экстралингвистической реальности. Нарпимер, стерень проявления информативной функции зависит от типа заглавия, от социокультурной компетенции читателя, а также от интенции автора. Аттрактивная функция предполагает, что заглавие должно, давая какие-либо сведения о тексте, привлекать внимание читалеля. Другая функция, концептуально-содержательная, представляет собой выражженность в заглавии ключевого концепта текста. Номинативная функция заключается в том, что любое заглавие явяется именем текста.

Помимо основных функций, заглаиве располагает вспомогательными. К ним относятся – оценочная, выделительная, эстетическая, экспрессивная, воздействующая, оценочно-прогнозирующая, символическая и смыслообразующая. Исходя из типа заглавия, любая из вышеперечисленных функций может, как присутствовать, так и отсутствовать.

Объяснив позицию основных и вспомогательных функций заглавия, следует обратиться к классификациям таковых в контексте исследований данного феномена на разных уровнях и в рамках различных концептуальных контаминаций.

С позиции концептуально-фактуальной наполненности исследователь И.Р. Гальперин предлагает классификацию, включающую шесть типов – название-тезис, название-цитата, название-сообщение, название-повествование, название-символ и название-намек [3, с. 75–79].

В рамках связи заглавия с конкретными компонентами композиции текста, А.В. Ламзина разделила заглавия на четыре типа:

1.  Первый тип – заглавия, отображающие основную тему или проблему произведения. Например, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Emil und die Detektive» Erich Kaesner.

2.  Второй тип – заглавия, которые задают сюжетные перспективы произведения. А. В. Ламзина  подразделяет их на две группы: фабульные (в которых отражается весь сюжетный ряд) и кульминационные (в которых отражается лишь наивысшая точка развития действий). Например, «После бала» Л. Н. Толстого.

3.  Третий тип – персональные заглавия. В них центральное место отводится антропонимам, которые, как правило, сообщают о национальности, родовой принадлежности и социальном статусе главного героя. Например, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя.

4.  Четвертый тип – заглавие, обозначающее время и пространство. В таких заглавиях могут быть отображены: названия времени суток, дней недели, месяцев, время действия может быть обозначено датой, соотносимой с историческим событием. Например, «Девяносто третий  год» В. Гюго, «Рим» Э. Золя [4, с. 182–184].

К особому типу относятся семантически-сложные заглавия. К таким относятся – заглавия-символы, заглавия-аллюзии, заглавия-поговорки и заглавия-цитаты.

И.В. Арнольд определила типы заглавий по отношению их связи с текстом, а именно:

1.  Заглавия, выражающие главную тему. Например, «в заглавии ро­мана Т.Драйзера «An American Tragedy» («Американская траге­дия») дается широкое обобщение, причем неопределенный ар­тикль указывает на типичность описываемого» [5, с. 92].

2.  Заглавия, которые содержат аллюзию на произведение другого автора. Например, по­весть Дж. Стейнбека «Мыши и люди» содержит аллюзию на стихотворение Р. Бернса «То a Mouse». Можно заметить, что исследователь А.В. Ламзина в своей классификации выделила для данного типа заглавий отдельную категорию [5, с. 92]. 

3.  Заглавия, тесно связанные с сюжетом. (по­весть Дж.Стейнбека «Мыши и люди») [5, с. 93].

4.  Заглавия, указывающие имя персонажа («Tristram Shandy», «Lord Jim») [5, с. 93].

5.  Заглавия, указывающие время действия. («Hard Times» Ч.Диккенса и «When the Sleeper Awakes» Г.Уэллса) [5, с. 93].

6.  Заглавия, в которых содержится основная идея произведения. («The School for Scandal» Р.Шеридана, «Lord of the Flies» У.Голдинга) [5, с. 94].

В своем труде «Поэтика заглавий» исследователь С.Д. Кржижановский предлагает свою классификацию заглавий с позиции его связи с глубиннм смыслом текста произведения. Автор рассматривает данную связь в рамках концептульной наполненности заглавия, которое позволяет читателю перед прочтением текста достичь определенного уровня понимания идеи и ключевого концепта. Так, существует три типа заглавий — «Ante-Scriptum», «In-Scriptum» и «Post-Scriptum». Первый тип «психологически (и хронологически) предваряет текст и тянет за собой книгу» [1, с. 211]. Другими словами, читатель имеет некоторе представление об истином смысле текста, прочитав лишь заглавие. 

Последние два типа кардинально отличаются от певого, «они как бы спрятаны за двигающимися сквозь сознание читателя страницами текста и лишь с последними его словами делаются понятны и нужны, получают логическую наглядность, которая до того ощущалась неполно или вовсе не ощущалась» [1, с. 22].

Тип «In-Scriptum» позволяет достичь «истинного» понимания смысла заглавия лишь к средине текста, в свою очерезь последний тип «Post-Scriptum» раскрывает свою истинность лишь ретроспективно, а именно после прочтения текста целиком.

В рамках структурного уровня заглавия представлены шестью типами:

1.  номинативные заглавия, состоящие из существительного в иминительном падеже или словосочетания во главе с этой формой.

2.  глагольные заглавия

3.  «фрагментарные» заглавия. Чаще всего к ним причисляют те, которые представляют собой часть предложения (член предложения, придаточная часть и т.д.)

4.  одно или двусоставные предложения. Также к этому типу причесляют неплоные предложения, где существительное в датильном падеже.

5.  заглавия – фрагменты диалогической речи

6.  неопределенно-личные предложения

 

Список использованной литературы

  1. Кржижановский, С.Д. Поэтика заглавия. / С. Д. Кржижановский, М. :  1925. – с. 282
  2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский . – М. : 1968. –  с. 204
  3. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. / И.Р. Гальперин,– М., 1981. – с. 133. 
  4. Ламзина, А. В. Заглавие литературного произведения / А. В. Ламзина  // Русская словесность. – М. : Аспект-Пресс, 1997. – 263 с.
    1. Арнольд, И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста / И. В. Арнольд // Иностранные языки в школе. – 1978. – №4. – С. 147

www.gyrnal.ru

Урок русского языка на тему «Понятие о тексте. Заглавие текста. Структура текста

Тема: Понятие о тексте. Заглавие текста. Структура текста.

Цели: 1) дать учащимся представление о тексте, частях текста: зачине,

основной части, концовке; разъяснить понятие « заглавие текста и

учить подбирать заглавие в соответствии с содержанием текста;

2)развивать устную речь учащихся , навык строить связное высказыва

ние;

3)воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Оборудование: учебник, тетрадь, дидактический материал, карточки.

Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок друзья.

2.Актуализация опорных знаний учащихся

1) Работа по карточкам.

— Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Когда же пишется разделительный твердый знак в словах?

-А когда пишется разделительный мягкий знак?

Задание: подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

2)Беседа.

— Что такое язык? ( Язык — это средство общения.)

— Что такое речь? ( Речь — это использование языка в процессе общения.)

— Для чего нам нужна речь? ( Чтобы общаться.)

— Какая бывает речь? ( Устная и письменная.)

3)Игра «Какая это речь?»

Мальчики поднимают руку, если услышат об устной речи.

Девочки поднимают руку, если услышат о письменной речи.

Два ученика разговаривают.

Учитель пишет на доске.

Бабушка разговаривает по телефону.

Папа читает газету.

Дети пишут в тетрадях.

3.Сообщение темы и задач урока.

Наша речь состоит из предложений. Сегодня на уроке мы узнаем, что образуют несколько предложений, связанных по смыслу. Но вначале – минутка каллиграфии.

4.Первичное восприятие и осознание нового материала.

1) Минутка каллиграфии.

Русский сс ск

-Запишите каллиграфически предложение.

Мы изучаем русский язык.

2) Работа с дидактическим материалом.(слайд)

Пчела — это насекомое. Муравьи – санитары леса.

К нам в окно залетела муха. Они поедают вредных гусениц и тлю.

Муравьи — лесные жители. Муравейник-это их домик.

Разноцветная бабочка села Разрушить муравейник — погубить

на цветок. муравьиную семью.

-Сколько предложений в первой колонке? (4)

-О ком идёт речь в каждом в каждом предложении? ( О пчеле, мухе, муравье, бабочке.)

-Сколько рисунков можно нарисовать? (4)

-Можно ли подобрать заглавие ко всем этим предложениям?

-Прочитайте, о ком идёт речь во второй колонке?

-Сколько предложений во второй колонке?(4)

-О ком идёт речь в каждом предложении? ( О муравьях.)

— Сколько рисунков можно нарисовать? (1)

— Можно ли подобрать общее заглавие к этим предложениям?

— Сравните предложения первой и второй колонки.

— Чем они похожи? (Они о насекомых.)

— Чем они отличаются? ( В первой колонке речь идёт о разных насекомых, это отдельные предложения. А во второй колонке – о муравьях. Предложения связаны по смыслу.)

3)Ознакомление с правилом.

4) Выполнение упражнения 1 на стр. 70

-Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?

-Расскажите, каким должен быть лес? В своём рассказе используйте слова из справки, помещенной на с.70.

— Ваш рассказ – это отдельные предложения или текст?

-Что мы называем текстом?

4)Физминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

(одна вверх, другая вниз,

Рывками меняем руки).

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (приседания)

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

5.Закрепление и осмысление изученного материала

  1. Игра «Собери предложение». Работа в группах.

— Составьте предложения из слов.

1-я группа. Грибы, в, ягоды, собирали, и, дети, лесу.

2-я группа. Грибы, на, были, колючках, его.

3-я группа. Радостные, домой, вернулись, дети.

4-я группа. Ёжика, увидели, они.

-Зачитайте составленные предложения.

-Обсудите в группах, чьё предложение должно быть первым, чьё вторым и т.д. По команде учителя: «Предложения, станьте по порядку» выходят по одному представителю от команды и занимают своё место у доски.

— Прочитайте предложения в правильном порядке. Что мы составили? (текст)

— Озаглавьте его.

2)Выполнение упражнения 2 на стр. 70

-Прочитайте предложения.

— Какую группу предложений можно назвать текстом? Докажите своё мнение.

-Какова основная мысль текста?

— Объясните правописание выделенных слов.

3)Работа по карточкам (в парах).

Дети получают карточки с заданиями.

— Определите, являются ли эти предложения текстом?

Карточка 1(слайд)

Жили — были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Выросла репка большая – пребольшая.

Карточка 2(слайд)

Шёл дед лесом и потерял рукавичку. Бежит мышка и к рукавичке. Снесла курочка яичко.

Карточка 3(слайд)

Посадил дед репку. Позвал он бабку. Бежит мимо мышка. Кто – кто в рукавичке живёт?

-Почему эти предложения не составляют текст? Докажите это друг другу.

-Попробуйте прочитать предложения так, чтобы получился текст: лишнее уберите и добавьте по смыслу несколько своих.

— Почему вы легко восстановили текст? ( Потому что сказки нам знакомы).

Гимнастика для глаз

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

4)Составление текста из предложений. ( Слайд)

От его крепкого клюва не спрячется ни одно вредное насекомое.

Дятел – очень полезная птица.

Целый день он занят осмотром своего участка.

Дятел – настоящий санитар леса.

-Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Докажите своё мнение.

— Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы вышел текст.

— Подберите к нему заглавие.

-Определите главную мысль текста.

5)Слово учителя.

Построение текста напоминает построение дома. Дом начинают строить с фундамента. Текст начинается с одного или двух предложений. Они составляют начало текста, которое называется зачином. В зачине мы узнаем, о чем будет идти речь в тексте, где будут происходить события, кто действующие лица. Затем в доме возводят стены, а в тексте составляют основную часть. В ней раскрывается содержание. Строительство дома завершают кровлей, а текст завершает концовка. В ней подводят итоги, делают выводы из прочитанного. Очень ярко три составляющие текста выражены в сказках. Вспомните зачины сказок ( Жили – были… В некотором царстве, в некотором государстве…) и концовки ( Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! и т.п.)

6)Повторение составных частей текста. Чтение правила на с.72

7) Выполнение упражнения 3 на с.71

Чтение текста учителем

-Что вам понравилось в тексте?

-Из скольких частей он состоит?

-Выберите заглавие к тексту из предложенных в учебнике?

-Прочитайте зачин, концовку…

-Выписать из текста слова с пропущенными буквами и подчеркнуть орфограммы.

6.Итог урока

1)Беседа

-Что нового вы узнали на уроке?

— Что мы называем текстом?

— Что можно подобрать к тексту?

-Что можно выделить в тексте? (основную мысль)

2)Что такое текст? (слайд)

-Это несколько предложений?

-Предложения связаны между собой по смыслу?

-Текст можно озаглавить?

-Важен ли порядок предложений в тексте?

3)Игра «Разгадай слово» (слайды)

7.Объяснение домашнего задания

Упр.на стр.71, выучить правила

8. Организационный конец урока.

infourok.ru

заглавие — это… Что такое заглавие?

  • Заглавие — определение содержания лит ого произведения, помещаемое обычно впереди последнего. Наличность З. для произведения не всегда обязательна; в лирической поэзии напр. они часто отсутствуют («Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина, «Когда волнуется… …   Литературная энциклопедия

  • Заглавие —     ЗАГЛАВИЕ ведущее книгу словосочетание, выдаваемое автором за главное книги. Заглавием книга (или вообще замкнутое литературное произведение) представлена и показана читателю вмале. Заглавие всегда кратко, так как ограничено титульным листом:… …   Словарь литературных терминов

  • заглавие — См …   Словарь синонимов

  • ЗАГЛАВИЕ — ЗАГЛАВИЕ, заглавия, ср. Название книги, какого нибудь литературного, музыкального произведения или части его; заголовок. Заглавие книги. Роман вышел под громким заглавием. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗАГЛАВИЕ — ср. заголовок муж. выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его; самое название это. | Заголовком называют также название отдела, главы книги; а в деловых бумагах, означение в начале листа ведомства, мест, откуда и… …   Толковый словарь Даля

  • заглавие —     ЗАГЛАВИЕ, заголовок, шапка     ОЗАГЛАВЛИВАНИЕ, называние     ЗАГЛАВНЫЙ, заголовочный     ОЗАГЛАВЛИВАТЬ/ОЗАГЛАВИТЬ, называть/назвать …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • заглавие — Название (слово, фраза, буква или группа слов, фраз и букв), приведенное на документе в том виде, в каком оно установлено или утверждено автором либо издателем, и предназначенное для идентификации и поиска документа. [ГОСТ 7.76 96] заглавие… …   Справочник технического переводчика

  • ЗАГЛАВИЕ — ЗАГЛАВИЕ, я, ср. Название какого н. произведения (литературного, музыкального) или отдельной его части. | прил. заглавный, ая, ое. З. лист (с заглавием). Заглавная роль (роль действующего лица, именем к рого названа пьеса, фильм). • Заглавная… …   Толковый словарь Ожегова

  • ЗАГЛАВИЕ — См. ЗАГОЛОВОК В. В. Виноградов. История слов, 2010 …   История слов

  • Заглавие — название лит. произведения, издания, серии, подсерии, определяющее тему, идею, предмет, центральный образ. См. З. издания, З. серии, З. цитата …   Издательский словарь-справочник

  • заглавие — 3.1 заглавие (title): По ГОСТ 7.76. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • literary_criticism.academic.ru

    Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

    Технологическая карта урока

    Образовательные: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.

    Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку, живописи и поэзии.

    Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

    Формировать УДД:

    личностные: формировать навык развернутого анализа.

    регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

    коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.

    познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах .

    Планируемые результаты

    Предметные: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.

    Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения

    Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре, формировать навык развернутого анализа.

    Оборудование

    Доска, мел, учебник «Русский язык» 6 класс (ч. 1) / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. – М.: Просвещение. – 2015, рабочие тетради, презентация.

    Организация пространства

    Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа.

    Эскиз доски

    Восемнадцатое сентября.

    Классная работа.

    Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

    Д/р: Упражнение 68

    Дети здороваются, садятся.

    Тетради с домашней работой кладут на край парты.

    2

    Проектирование темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

    9 мин

    • -Как различаются тексты по виду речи?

    • На какие типы речи делятся тексты?

    • Каковы особенности каждого типа речи?

    -Назовите обязательные признаки текста?

    — Что мы подразумеваем под этими понятиями?

    — Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

    Записываем сегодняшнюю дату, сегодня девятнадцатое сентября классная работа.

    Тема урока: тема и основная мысль текста заглавие текста.

    • Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.

    Устными и письменными.

    • -Монологические и диалогические.

    • Описание, повествование, рассуждение.

    Описание можно сравнить с фотографией. Фотография фиксирует образы, предметы, которые мы можем описать.

    Повествование — рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются.

    Рассуждение нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строится так: тезис (основная мысль) — аргументы (доказательство) — вывод.

    — Наличие темы и основной мысли

    -ответы учеников.

    — Научиться определять тему текста и его основную мысль.

    личностные: формировать навык развернутого анализа.

    регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

    3

    Актуализация знаний.

    2 мин

    Открываем 35 страницу прочитайте самостоятельно теоретический материал.

    -Что такое тема текста?

    -Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

    -Что такое основная мысль, идея текста?

    Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Например, в басне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде конкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

    — Какое значение имеет заглавие текста?

    Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.

    -То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.

    -Это то главное, что хотел сказать автор текста.

    -заглавие текста может выражать тему или основную мысль текста.

    личностные: формировать навык развернутого анализа.

    4

    Проектирование нового знания.

    5 мин

    Перейдем к упражнению 64 на странице 35.

    Прочитайте текст. Что хотел сказать автор, передавая разговор двух птиц? В каком предложении выражена основная мысль автора? ГУСЬ И ЖУРАВЛЬ

    Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собой:

    — Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху, нет второй такой птицы на свете.

    Послушал гуся журавль и говорит:

    — Право ты, гусь, глупая птица. Ну, можешь ли ты плавать как щука, бегать как олень, или летать как орёл?

    Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо.(К. Ушинский)

    -Что хотел сказать автор передавая разговор двух птиц?

    -Какова тема текста?

    -Какова основная мысль текста?

    — Произведения, каких жанров напоминает этот текст?

    — Автор хотел сказать, что лучше хорошо знать что-то одно, чем всё по чуть-чуть.

    — Она выражена в заглавии — «Гусь и жу-равль».)

    — Она выражена в последнем предложении текста: «Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо».

    -Жанр текста близок к короткой сказке, притче, басне.

    5

    Первичная проверка понимания.

    8 мин

    Перейдем к упражнению 65 на странице 35.

    Найдите основную мысль в басне И. Крылова. Как автор раскрывает основную мысль, на каком примере? ЧИЖ И ГОЛУБЬ

    Чижа захлопнула злодейка-западня;

    Бедняжка в ней и рвался, и метался,

    А Голубь молодой над ним же издевался.

    «Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня

    Попался!

    Не провели бы так меня:

    За это я ручаюсь смело».

    Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.

    И дело!

    Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

    Перейдем к упражнению 67 на странице 35.

    Что отражено в заголовке стихотворения А. Пушкина? Какое настроение передаёт нам автор? Как бы вы озаглавили стихотворение, если бы хотели выразить его основную мысль? ОСЕННЕЕ УТРО

    Уж осени холодною рукою

    Главы берёз и лип обнажены;

    Она шумит в дубравах опустелых;

    Там день и ночь кружится жёлтый лист,

    Стоит туман на волнах охладелых,

    И слышится мгновенный ветра свист.

    Поля, холмы, знакомые дубравы!

    Хранители священной тишины!

    Свидетели беспечные забавы!

    Забыты вы… до сладостной весны!

    — основная мысль заключается в том, что не стоит смеяться над человеком,

    Попавшим в беду, ведь ты сам можешь оказаться в такой ситуации.

    Автор раскрывает основную мысль на примере Чижа и Голубя.

    — В названии стихотворения А. Пушкина отражена тема текста. Автор передаёт грустное настроение, навеянное неизбежным осенним увяданием природы. Но последняя фраза стихотворения оптимистичная, она говорит о вечном изменении природы, вечном её обновлении: «…до сладостной весны!»

    Варианты заглавия стихотворения: «Осенняя грусть», «До сладостной весны!»

    личностные: формировать навык развернутого анализа.

    регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

    коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.

    познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах .

    7

    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    5 мин

    Что называется темой текста?

    a) То, о ком или о чем говорится в тексте;

    b) Раздел науки о языке;

    c) Основная мысль текста.

    2. Что выражает основная мысль текста?

    a) Предмет речи;

    b) То, что нужно понять в тексте;

    c) То, что хотел сказать нам автор.

    3. Что не может отражаться в заголовке текста?

    a) Орфограммы этого текста;

    b) Тема текста;

    c) Основная мысль.

    4. Определите, в каком предложении отражена основная мысль текста:

    «Сегодня нужно особенно внимательно относиться к природе. Своей жизнью на этой земле мы обязаны каждому кустику и каждой травинке. Современные технологии не только служат во благо, но и способны разрушить то, что природа создавала на протяжении тысячелетий. Сбережете природу – сбережете жизнь!»:

    a) Современные технологии служат не только во благо;

    b) Сбережёте природу – сбережёте жизнь!;

    c) Своей жизнью на этой земле мы обязаны каждому кустику.

    5. Может ли основная мысль текста отражаться в одном предложении?

    a) Нет, никогда;

    b) Основная мысль всегда отражена в одном предложении;

    c) Иногда может.

    6. Прочитать текст и из предложенных предложений выбрать то, которое называет тему данного текста.

    «Был жаркий день. В саду под скамейкой спала собака Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал, но Жучка успела укусить его. Леня заплакал».

    Предложенные темы:

    1. Был жаркий день.

    2. Леня.

    3. Жучка.

    4. Леня и собака Жучка.

    личностные: формировать навык развернутого анализа.

    регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

    коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.

    познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах .

    8

    Итог урока +

    Рефлексия

    2 мин

    Вы сегодня отлично поработали!

    Спасибо вам за отличный урок!

    Что вам понравилось на уроке?

    Что вам не понравилось на уроке?

    Что узнали нового на уроке?

    9

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    1 мин

    Запишите, пожалуйста, в дневники ваше домашнее задание.

    Упражнение 68

    Напишите о каком-нибудь памятном событии так, чтобы была понятна основная мысль вашего текста. Озаглавьте сочинение.

    Возможное начало:

    Никогда не забуду…

    Я надолго (может быть, на всю жизнь) запомню…

    Помню…

    Слушают инструктаж по домашнему заданию. Задают вопросы.

    личностные: формировать навык развернутого анализа.

    .

    10

    Оценивание

    1 мин

    5 потому что… (активно работала на уроке, отвечала точными и полными формулировками)

    4 потому что… (не проявляла особой активности, была не точна в формулировке определений)

    infourok.ru

    Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

    Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

    ·                   Что такое тема текста?

    ·                   Чем тема отличается от основной мысли?

    ·                   Каким должно быть заглавие текста?

    Но сначала мы опять наведаемся в гости к Сене. Он как раз хвастается перед Машей и Вениамином:

    – Я узнал всё о тексте и собираюсь стать великим писателем! Уверен, со временем я стану вторым Львом Толстым!

    – Здорово! – отозвалась Маша. – С чего же ты начнёшь?

    – Напишу роман, а лучше два! – бодро ответил Сеня. – Но сначала, конечно, я потренируюсь писать короткие рассказы.

    – А на какую тему ты будешь их писать? – заинтересовался Вениамин.

    – А разве нужна тема?! – перепугался Сеня.

    Давайте поразмышляем. Мы создаём текст, чтобы сообщить какую-то информацию.

    То есть, мы хотим что-то рассказать. И наш текст должен быть о чём-то.

    Тема – это и есть то, о чём рассказывается в тексте.

    Текст без темы получается бессмысленным. Мы можем создать вот такой набор предложений:

    Вот стоит лошадь. Зачем она стоит? Она стоит! А над ней пролетают птицы. Может быть, они летят на юг. Мечтают ли ёжики о яблоках? Река уже почти замёрзла.

    Что мы скажем, когда посмотрим на этот текст? Что этот текст просто ни о чём!

    В начале двадцатого века поэт Велимир Хлебников пытался избавиться от темы в своих стихах.

    И вот что у него получилось.

    Бобэоби пелись губы,

    Вээоми пелись взоры,

    Пиээо пелись брови,

    Лиэээй — пелся облик,

    Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

    Так на холсте каких-то соответствий

    Вне протяжения жило Лицо.

    Теперь в стихотворении только с большим трудом можно найти какой-то смысл.

    Тема ещё и объединяет предложения в тексте в единое целое.

    Посмотрим вот на такие отдельные предложения.

    Улетели птицы.

     Опадают листья.

    Всё чаще идут дожди.

    Похолодало.

    Облетели и пожухли цветы.

    Пока что каждое предложение здесь само по себе.

    Но что, если мы соединим предложения? Что их объединяет? Тема осени. Мы даже можем дописать предложение, в котором содержится тема: «Наступила осень».

    А вот известная нам сказка «Репка». Давайте посмотрим, как тема объединяет отдельные части сказки.

    Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.

    Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

    Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

    Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

    Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

    Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянули репку!

    Но получается, что если не было бы репки – не было бы текста! Репка объединяет всех персонажей и все части сказки. Мы можем сказать, что эта сказка – о попытках вытянуть репку. Это и есть тема нашего текста.

    Тема – это то, о чем рассказывается в тексте.

    – Значит, я буду писать рассказы на тему нашей школьной жизни, — решил Сеня.

    – И о чем же ты расскажешь? – спросила Маша.

    – Помнишь, как я хотел списать твоё сочинение, Вениамин? – усмехнулся Сеня. – Я решил, что это неплохая тема для рассказа.

    – К сожалению, я об этом помню, – закатил глаза Вениамин.

    И вот, у Сени получился такой текст.

    Как-то раз Сеня забыл написать сочинение о том, как он провёл лето. Поэтому он списал домашнюю работу у своего друга Вениамина. Учительница похвалила ребят и попросила зачитать свои сочинения. Вениамин зачитал своё текст первым. Потом своё сочинение начал читать Сеня. Вот удивились ребята!

    – Ну вот, – улыбнулся Сеня. – Тема этого рассказа – списанное сочинение.

    – Все верно, – согласился Вениамин. – Но как насчёт основной мысли рассказа?

    Ведь мы создаём текст, чтобы выразить какую-то мысль, своё отношение к чему-то.

    Поэтому в тексте всегда есть основная мысль.

    Основная мысль – это то, что хотел сказать автор текста.

    Это его отношение к теме текста.

    Тема и основная мысль между собой не равны.

    Тема – это та информация, которую мы хотим сообщить. Но за этой информацией обязательно скрывается идея, мысль, которую мы хотим выразить.

    Основная мысль может быть выражена в одном или нескольких предложениях текста.

    Посмотрим на начало басни «Ворона и лисица» Ивана Андреевича Крылова. Вот оно:

    Уж сколько раз твердили миру,

    Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

    И в сердце льстец всегда отыщет уголок.              

    * * *

    Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

    На ель Ворона взгромоздясь,

    Позавтракать было совсем уж собралась,

    Да призадумалась, а сыр во рту держала.

    На ту беду Лиса близёхонько бежала…

    Мы знаем эту басню и знаем, что в ней рассказывается о том, как лисица отняла сыр у вороны. Эта тема. А основная мысль выражена в первых трёх строках. В басне эта основная мысль ещё называется моралью.

    Обычно чтобы выразить основную мысль, нам нужно прочитать весь текст.

    Вот сказка «Репка». Тема – попытки вытянуть репку. А основная мысль? Её можно выразить так: вместе можно сделать любое дело. Или так: нужно всегда приходить на помощь друг другу.

    – Вот ты, например, какую мысль хочешь вложить в свой текст? – спросил Вениамин у Сени.

    – Я хочу сказать, что списывать нехорошо, — тут же ответил Сеня.

    Значит, мы можем добавить в текст вот такие предложения.

    Сочинения были абсолютно одинаковыми. Ученики не могли сдержать смех, а Сене стало очень стыдно.

    Вот теперь сразу стало видно – как автор относится к теме текста и какую мысль хочет выразить.

    – Теперь у меня есть рассказ с темой и идеей! – восхитился Сеня.

    – Отлично! – обрадовалась Маша. – Как ты его назовёшь?

    – «Мой первый рассказ», – заявил Сеня. – Неплохо, да?

    – Но так нельзя, – мягко заметил Вениамин.

    Мы должны дать понять читателю – о чём будет текст. И ещё нам нужно как-то отделить один текст от другого.

    Поэтому в текстах есть заглавие. То есть, название текста.

    Название также иногда называют заголовком.

    Чаще всего заглавие отображает тему текста или что-то, что связано с темой.

    Вот сказка «Репка». Именно репка в ней является главной для сюжета. Она присутствует в теме. Поэтому сказку так и назвали.

    В заглавии часто называются герои текста. Например, у Пушкина есть поэмы с названиями «Руслан и Людмила» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Сразу же понятно – о ком эти произведения.

    Но иногда в заглавии может называться событие, происшествие, место действия. Например, у Гоголя есть повести «Ночь перед Рождеством» и «Сорочинская ярмарка».

    А иногда нам вообще нужно прочитать текст, чтобы понять смысл заглавия. Вот, например, «Война и мир». Почему этот роман получил такое заглавие? Мы не сможем ответить точно, пока не прочтём роман. Или не услышим его краткий пересказ от кого-нибудь.

    Некоторые заглавия книг бывают удивительны и непонятны.

    И тут Сеня задумался: как же озаглавить рассказ? Наверное, так: «Рассказ о том, как Сеня пытался списать сочинение, а потом ему было стыдно».

    – Но ведь заглавия обычно короткие, – возразил Вениамин. – К тому же, у тебя и рассказ небольшой…

    – Тогда я назову свой рассказ «О Сене и сочинении», — отозвался Сеня.

    – Уже лучше, — похвалил Вениамин. – Но не совсем понятно – в чем суть рассказа. И чем заглавие привлечёт читателя? Заглавие должно быть ещё и ёмким и вмещать в себя самое-самое главное!

    «Списывать нехорошо», – предложил Сеня новый вариант.

    – Но ведь об этом все знают, – покачал головой Вениамин. – А заглавие должно быть ещё и точным!

    Давай попробуем ещё раз.

    «Списанное сочинение». Хорошо отражает тему рассказа.

    «Конфуз с сочинением». Намекает на то, что история будет забавной.

    «Сочинения-двойники» – а от этого даже веет какой-то тайной! Можно придумать и ещё несколько заглавий.

    – Отлично! – обрадовался Сеня. – Теперь я готов сочинять прекрасные тексты. В них будет тема, основная мысль…

    – И интересные заглавия, – подсказала Маша.

    – Вперёд, к славе писателя! – кивнул Вениамин.

    Что же нам требуется сегодня запомнить?

    Тема – это то, о чём рассказывается в тексте.

    Основная мысль – это то, о чём хочет сказать автор.

    Заглавие – это название текста. Обычно в заглавии отражается тема текста.

    Заглавие должно быть кратким, точным, ёмким.

    videouroki.net

    Текст. Заголовок текста

    Чтобы понять, что такое текст, рассмотрим две группы предложений и определим, в каком наборе предложения связаны по смыслу:

     

    1. На день рождения мне подарили щенка. Оля мечтает стать учительницей. Наступила золотая осень.

     

    2. Маша живет в селе Луговом. Она учится во втором классе. Летом девочка часто ходит на ферму. Там работает ее мама.

     

    В первой группе предложения не связаны по смыслу, а во второй все предложения связаны по смыслу: в первом предложении  говорится о Маше, которая живет в селе, во втором – что Маша учится во втором классе, из третьего предложения мы узнали, куда Маша ходит летом, а из четвертого – где работает мама Маши. Можно сделать вывод, что вторая группа предложений – это пример текста.

     

    Текст – это два или несколько предложения, связанных по смыслу.

     

    Теперь узнаем, могут ли предложения в тексте располагаться беспорядочно, и проверим это. Прочитайте предложения. Подумайте, можно ли их назвать текстом. Если нет, то восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст:

     

    1. И все цыплята залезли к ней под крыло.

     

    2. Во дворе ходила курочка с цыплятами.

     

    3. Вдруг пошел сильный дождь.

     

    4. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила.

     

    Проверим:

     

    Во дворе ходила курочка с цыплятами. Вдруг пошел сильный дождь. Курочка скорей на землю села, все перышки растопырила. И все цыплята залезли к ней под крыло.

     

    Если в тексте предложения связаны по смыслу и стоят в определенном порядке, то такой текст называется связанным. Если нарушается этот порядок, то и нарушается связь между предложениями, текст распадается. Узнаем, как же связываются предложения в тексте.

     

    Прочитайте текст:

     

    На лесной поляне мы заметили медведя. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ягодами малины. Могучий великан наелся и отправился дальше.

     

    Обратим внимание, что первое и второе предложения связаны с помощью слов «лесной житель». Второе и третье – с помощью местоимения «он». Четвертое с третьим – с помощью слов «могучий великан» (так автор назвал медведя).

     

    Предложения в тексте могут быть связаны с помощью синонимов или местоимений, чтобы избежать повторов.

     

    В любом тексте можно определить его тему и основную мысль.

     

    Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.

     

    Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор в своем тексте. Более подробно об этом вы узнаете на следующих уроках.

     

    Рассмотрим, что такое заголовок текста и как озаглавить текст.

     

    Озаглавить текст – значит дать ему название. Заголовок может отражать тему или основную мысль текста.

     

    Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста.

     

    Была у Бори собака Шарик. Идет мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет. Шарик – настоящий друг.

     

    Проверим.

     

    Тема: мальчик и собака

     

    Основная мысль: собака – настоящий друг.

     

    Озаглавить текст можно так: «Боря и Шарик» (этот заголовок отражает тему текста), «Настоящий друг» (этот заголовок отражает главную мысль текста).

     

    В каждом тексте можно выделить опорные слова. Узнаем, что это такое.

     

    Прочитайте текст. Определите, без каких слов не было бы текста.

     

    Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам стояли крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат.

     

    Проверим.

     

    Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормит – это опорные слова.

     

    Опорные слова связывают предложения в тексте в единое целое.

     

    Составим текст, используя только опорные слова:

     

    весна, дети, лодочка, бумага, сделали, ручей, пустили, поплыла, бежали, смеялись.

     

    Проверим.

     

    Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Ребята пустили ее в ручей. Лодочка быстро поплыла. Они бежали за ней и смеялись.

     

    Чтобы передать основную мысль текста, его разбивают на смысловые части – абзацы. Каждый абзац – это новая мысль автора. Абзац пишется с красной строки.

     

    Прочитаем текст и определим его части, выразим основную мысль каждого абзаца.

     

    На льдине

     

    Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

     

    Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

     

    Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

     

    (По Б. Житкову)

     

    Рассмотрим первый абзац. В этой части рассказывается о том, как рыбаки отправились на рыбалку:

     

    Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

     

    Основная мысль второго абзаца – начался шторм, и рыбаки оказались на льдине в открытом море:

     

    Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

     

    Основная мысль третьего абзаца – помощь пришла:

     

    Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

     

    Озаглавим каждый абзац:

     

    1. Рыбаки в море.

     

    2. Страшный шторм.

     

    3. Помощь пришла.

     

    Таким образом, у нас получился план текста.

     

    Памятка по работе с текстом

     

    1. Прочитайте текст.

     

    2. Определите тему текста.

     

    3. Определите главную мысль текста.

     

    4. Озаглавьте текст.

     

    5. Разбейте текст на части.

     

    6. Озаглавьте каждую часть.

     

    7. Составьте план текста.

     

    8. Определите опорные слова.

     

    9. Перескажите текст.

     

    10. Запишите текст по памяти.

     

    С помощью этой памятки вы сможете подготовиться к пересказу текста или изложению.

     

    вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>

     

    Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

     

    Присоединяйтесь к нам в Facebook!

    Разговорный русский — Real Language Club


    Смотрите также:

    Подготовка к экзаменам по русскому языку:

    Мы рекомендуем:

    Самое необходимое из теории:

    Предлагаем пройти тесты онлайн:

    Рекомендуемые статьи и видео:

    Ещё статьи >>>

    reallanguage.club

    Leave a Reply