Готовые диалоги по русскому языку
Диалог администратора гостиницы с клиентом на русском 3 варианта
Диалог на русском «В гостинице. Бронирование номера» 2 варианта
Диалог на тему «Город»
Детский диалог
Диалог на тему «Экология»
Диалог на тему «Фильм»
Диалог на тему «Компьютер»
Диалог на тему «Работа»
Диалог на тему «Мой город»
Диалог на тему «Казахстан»
Диалог на деловую тему «Собеседование»
Диалог на тему «Книги»
Диалог на тему «Ресторан»
Диалог на тему «Семья»
Диалог на тему «Одежда»
Диалог на тему «Здоровье»
Диалог на тему «Еда»
Диалог на русском языке на тему «Мода»
Диалог с вежливыми словами: «Просьба о помощи»
Полилог: пример. «Новое знакомство»
Готовый диалог на свободную тему «У врача»
Диалог по русскому языку «В аптеке»
Диалог на тему «Спорт» по русскому языку
Диалог на русском языке «Встреча друзей»
Диалог по русскому языку на тему «Культура общения»
Диалог на русском языке «Будущая профессия»
Диалог на русском языке «В библиотеке»
Готовые диалоги по русскому языку «Летние каникулы», примеры диалогов
Примеры диалогов по русскому на тему «Природа», «Берегите природу»
Примеры диалогов по русскому языку на тему «За завтраком»
Примеры готовых диалогов по русскому языку на тему «Покупки», «В магазине»
Как составить диалог по русскому языку
Диалог – это разновидность прямой речи, которая имеет свои специфические особенности:
1. При диалоге происходит обмен информации между двумя (собственно диалог) несколько (полилог) учасниками разговора.
2. Каждое высказывание участника диалога называется репликой.
3. Участники диалога по очереди обмениваются репликами в форме вопрос/ответ, утверждение/отрицание, утверждение/уточнение.
4. Чаще всего на письме каждая реплика пишется с новой строчки, перед ней ставится тире.
5. Язык драматических произведений является диалогом (полилогом), перед репликами ставится еще имя действующего лица, которому она принадлежит.
6. Граматической особенностью диалогов является употребление неполных предложений, ведь большая часть информации известна участникам разговора из предыдущих реплик, обстоятельств разговора и внеречевой ситуации.
Tweet
Примеры диалогов на русском. Примеры диалога в сценарии
Диалоги — это одно из самых проблемных мест в рукописях начинающих писателей. Как всегда, наиболее распространенная ошибка — это избыточность: ненужные описания, ненужные реплики, ненужные «украшательства». В диалогах особенно важно соблюдать принцип «Краткость — сестра таланта». Помните, что несколько лишних слов могут сделать разговор героев вялым или смехотворно вычурным.
Рассмотрим типичные ошибки:
ЗАТЯНУТОСТЬ
Непрерывный диалог не должен быть слишком длинным, иначе это замедляет динамику произведения. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, тогда как в целом сюжет развивается намного быстрее.
Если продолжительный диалог все же необходим, то его следует разбавлять — например, описанием действий, эмоций героя и т.п. Блестящий пример хорошо выписанного диалога — сцена обеда профессора Преображенского и доктора Борменталя в «Собачьем сердце» Булгакова.
Еще один способ скрасить длинный диалог — пересказать его отдельные части:
Скуки ради думный дворянин Ендогуров рассказывал, о чем болтают бояре в государевой Думе, — руками разводят, бедные: царь со своими советчиками в Воронеже одно только и знает, — денег да денег. Подобрал советчиков, — наши да иноземные купцы, да людишки без роду-племени, да плотники, кузнецы, матросы, вьюноши такие — только что им ноздри не вырваны палачом. Царь их воровские советы слушает.
А. Толстой «Петр I»
В одном абзаце уместилось то, что прямой речью было бы отображено на целой странице.
Диалог замедляет темп развития сюжета и, следовательно, акцентирует внимание именно на этой части романа. Чем продолжительнее диалог, тем на большее внимание он претендует. Поэтому крайне важно не засорять его фразами, не несущими полезной информации.
Девушки попрощались:
До свидания!
Всего хорошего!
Очень рада была вас видеть!
Приходите к нам в гости!
Непременно придем. В прошлый раз нам очень у вас понравилось.
Ну, право же, не стоит. Ну что ж, прощайте!
Можно было бы ограничится одной фразой: «Девушки попрощались».
Аналогичная проблема — повторы одной и той же мысли:
Неужели так и сказала: уходи?
Да, именно так.
Я не могу поверить.
Клянусь! Я тебе передал все слово в слово. Так и сказала: уходи.
Я не верю. Ты, верно, что-то перепутал.
Исключения из этого правила, разумеется, могут быть, но все же следует помнить, что пустой диалог — это скучно, а скучное читатель пропускает.
НЕЕСТЕСТВЕННОСТЬ
Диалог должен звучать естественно. Не стоит употреблять в разговоре героев сложносочиненные предложения на пять строк или выражения, которые не используются в разговорной речи.
Тебе нужно регулярно поливать ростки, потому что иначе им неоткуда будет взять влагу, столь необходимую для их питания и полноценного развития.
Так не говорят. Предложение лучше перефразировать:
Не забывай поливать ростки, а то они засохнут.
Еще одна проблема: копирование устаревших выражений. Автор в детстве зачитывался Дюма и у не
graf48.ru
Урок 5: Диалог — 100urokov.ru
План урока:
Что такое диалог
Виды диалога
Исторические факты
Диалог и стили речи
Диалог и монолог
Что такое диалог
Ребята, сегодня мы с вами поедем на экскурсию в страну «Диалогию»! Чтобы наш автобус отправился, нужно прочитать текст и ответить на вопросы.
Смысловое чтение текста 1
— Доброе утро.
— Здравствуйте. Чем могу помочь?
— Я бы хотел заказать цветы.
— Какие цветы вам больше всего нравятся?
— У вас есть красные розы?
— Да, конечно! Сколько штук вы хотели бы взять?
— 11, у моей мамы день рождение сегодня!
— Хорошо. Я рассчитаюсь наличными при получении.
— Когда доставить букет вашей маме?
— Завтра к 10 утра.
— Хорошо. Пожалуйста, назовите адрес.
— Улица Новогодняя, дом 5, квартира 12.
— Спасибо за заказ.
— Спасибо, до свидания.
— До свидания.
Вопросы
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем идет речь? (Речь идет о покупке цветов).
- Кто в этом тексте присутствует? (Продавец и покупатель).
А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом?
Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!
Диалог в переводе с греческого слова означает – «беседа». Диалогом принято считать беседу двух и более лиц. Еще одно значение этого слова мы видим на этом рекламном плакате в стране «Диалогия»
Слово диалог встречается в художественной литературе, научной терминологии и в ежедневном разговорном общении. Появление термина произошло в доисторические времена. Его корни уходят в вековую традицию усовершенствования культуры обмена мыслями и идеями.
Посмотрите, ребята, какое большое значение у слова «диалог».
Рассмотрим пример диалога, в нем присутствуют два участника: мама и дочка.
— Мамочка, поможешь мне решить пример?
— Ты должна разобраться во всем сама.
— Тогда объясни, как это делать.
— Прочти числа, отсчитай на счетных палочках.
— У меня 10 – 2, значит нужно взять 10 палочек?
— Да, умница дочка, теперь убери две и посчитай сколько осталось.
— Восемь.
— Все верно, отличная работа!
— Я смогу решить остальные примеры сама!
В этом диалоге достигается главная задача – научить ребенка считать. У любой беседы также присутствует цель и итог разговора.
А теперь отправляемся дальше.
Виды диалога
Мы приехали на полянку, где познакомимся с разновидностями русского диалога!
Прочтите надписи на цветах.
Как мы видим, в русском языке три вида диалога
- При равноправном диалоге участвующие лица выступают в равных позициях, и их точка зрения оценивается одинаково. Данный тип диалога чаще всего применяется в дипломатической практике.
— Мы приняли решение о введении нового закона.
— Вам необходимо оформить решение в письменном виде.
- Структурированный диалог помогает договориться друг с другом и прийти к одному правильному решению.
— Маша, твоя кофта слишком яркая!
— Зато она красивая!
— Такой цвет не подходит для школы.
— Да, вы правы, все носят серую форму, а моя кофта красная и с цветами.
— Молодец, Маша, ты все правильно поняла!
— Извините, я буду носить правильные вещи, а в этой кофте к подружке схожу.
- Диалог в вопросах является частью восточной лирики и латиноамериканской литературы, характеризуется как элемент поэтической речи.
— О, ты также красива как и умна?
— Ах, вы мне правду ль говорите?
- В политической и деловой сфере нередко применяется термин «конструктивный диалог», подразумевающий получение конкретных результатов в итоге обсуждения. Примером конструктивного диалога может являться заседание, обсуждающее вопрос защиты экологии в конкретных городах страны. Цель беседы — организация мероприятий и принятие четких решений по предотвращению серьезных проблем.
Наш привал на полянке подошел к концу, пора ехать дальше!
Исторические факты
Молодцы, ребята! Мы добрались до музея! Здесь нужно выразительное чтение экскурсовода.
А вы знали, что первые диалоги людей были обнаружены в памятниках древней письменности за 2,5 тысячи лет до н.э. Особенности диалогической речи встречали в древнейших произведениях Индии.В 5 веке до н.э. к оформлению диалогов как жанра философии приступил мыслитель Платон.
На рубеже 19-20 веков в России развитию диалогической речи способствовали труды М.М.Бахтина.
Диалог и стили речи
Диалог между людьми рассматривается как способ общения. Происходит он на разных уровнях, в устной и письменной форме.
Стили речи представляют собой разновидности употребления литературного и разговорного языка, используемые в разных сферах общественной жизни, в частности при общении в быту, в официально-деловых кругах, при передаче информации в науке и в литературном творчестве.
В зависимости от сферы употребления выделяют стили речи:
- разговорные – свободное общение;
- научные – учебники, энциклопедии, методическая литература;
- официально-деловые в сфере законодательства и деловой переписки;
- публицистические – сми и прочие экспрессивные жанры;
- художественные – язык книг.
Разговорная речь используется для общения в повседневной жизни. Диалог этого стиля включает эмоциональные слова, вопросительные и восклицательные предложения. К жанрам речевого диалога относятся беседа, записки, личные письма, переписка через компьютер.
Например
— Ты винду переустановил?
— Не, программа глючить перестала.
— Смени антивирусник и все будет окей!
Официально-деловой диалог используется для передачи деловой информации, характеризуется применением строгой формы изложения и составлением по имеющемуся образцу. Это может быть передача документов, ответ на официальный запрос, приказ, составленный на основании заявления, доверенность или объяснительная записка.
В сфере науки диалог называется словом дискуссия (это такой разговор, где люди спорят друг с другом очень вежливо и используют специальные научные слова). Дискуссия – научный спор, при этом соблюдают строгость изложения, схемы, термины и формулы.
Диалог в художественном стиле речи используется для создания образа героев, выявления противоречий или согласия между ними, которые возникают вокруг отдельных вопросов. Диалог здесь представляет собой средство создания художественной образности, главная его функция – эстетическая, то есть для украшения речи.
О формах диалога в науке мы будем говорить в старших классах. А пока нам следует запомнить то, что диалог чаще всего, используется в разговорном стиле.
Задание: прочтите, к какому стилю можно отнести данный диалог?
— Ну привет, братишка, а ты домашку сделал?
— Неа, я в игреклассную играл, не успел…
— И что теперь делать будем?
— А давай у нашей Машки попросим?
— Не, я не буду просить, потому что я ее вчера за косу дернул, а меня она портфелем огрела.
— Ну и дурак, а я ей вчера помог этот портфель нести, так что она мне поможет!
— А как мне быть?
— С двойкой сидеть и думать о своем поведении!
— И ты мне не дашь списать?
— Не, я за то, чтобы девочек не обижать!
Ответ: в тексте присутствуют просторечные слова (братишка, домашка, классную, огрела), значит это диалог разговорного стиля.
Диалог и монолог
Ребята, возле музея на лавочке сидит одинокая старушка и что-то бормочет про себя. А вы знаете, как называется такая форма речи?
Ребята, внимательно прочите текст!
Текст
Добрый день! Меня зовут Антонина Петровна, я учитель русского языка и литературы. Могу Вас научить читать и писать, познакомлю с великими писателями и их произведениями.
Ребята, скажите это диалог? (Говорит один человек, это не разговор двух людей, поэтому не является диалогом).
Правильно! Это монолог. Как вы думаете, что такое монолог?
Монолог – это речь одного человека.
Задание
Ваша задача заполнить таблицу, написать, чем отличается монолог и диалог.
Вы прекрасно справились с задачей, поедем обратно, возвращаемся в школу!
Как оформить диалог на письме?
Ребята, диалог – это не сплошной текст. В нем есть знаки препинания. Очень важно оформлять правильно реплики (фразы)говорящих. Каждую реплику пишут через тире с новой строки. По окончанию фразы ставим знак завершения.
Например:
— Привет!
— Здорово!
Реплика – одно высказывание говорящего, например «Как дела», «Привет!».
В конце предложения следует ставить те знаки препинания, которые предусмотрены правилами русского языка.
- Все что сказано, ставится в начале строки после тире.
- Затем нужно поставить запятую (иногда ставим и другие знаки препинания, посмотри в таблице ниже) и тире, чтобы указать, а кто же сказал эту фразу.
Запомните, ребята: тире ставим в начале строки и после сказанной фразы!
В соответствии с эмоцией ставится тот или иной знак:
- точка в повествовании,
- восклицательный знак при выражении чувств,
- вопросительный знак, когда необходимо спросить о чем-либо.
Иногда можно поставить многоточие — знак, который означает незавершенную мысль. Иногда многоточие и восклицательный знак стоят вместе.
Например:
— Ну и что..!
Задание
Расставь знаки препинания в конце этих реплик.
— Ты сделал домашку
— Да
— Дай списать скорее
— Что ты, не дам, делай сам
— Жадина.
В конце нашей экскурсии вы готовы поиграть?
Продолжите высказывания, ответьте на вопросы.
- 1. Речь, которую мы произносим – это? (устная)
- Как вести диалог с людьми? (Последовательно отвечая на реплики)
- Назовите правила оформления диалога (Через тире в начале строки, в конце в диалоге ставится знак завершения)
Выводы
Сегодня наша экскурсия по стране «Диалогии» была очень увлекательной. Мы узнали много нового.
- Диалог – это устная или письменная форма разговора двух, а иногда нескольких людей.
- Монолог – это речь одного человека.
- Существует три вида диалогов: равноправный, диалог в вопросах и ответах, структурированный.
- Диалог как форма общения зародилась далеко в древности.
- Чаще всего диалог относится к разговорному стилю речи.
- На письме диалог оформляется через тире в начале строки, а новую реплику пишут с новой строчки.
100urokov.ru
Учимся говорить убедительно: 10 примеров эффективных диалогов
Пошла я как-то смартфон покупать. Естественно, сначала я планировала посмотреть модели и цены в ближайших магазинах, а затем уже определиться с выбором.
Зашла я в первый магазин. Не успеваю закрыть дверь, подбегает высокий худощавый парень:
П: «Здравствуйте! Я Ваш продавец-консультант. Меня зовут Дмитрий. Чем я могу Вам помочь?»
Я очень не люблю, когда ко мне продавцы обращаются с таким вопросом. Мне нравится сначала посмотреть на витрины, представить каждую вещь своей, а потом уже я обращаюсь к консультанту.
Я: «Здравствуйте! Спасибо! Я хочу сначала посмотреть все модели»
П: «Вас что-то конкретное интересует?»
Это второй по популярности вопрос в моём чёрном списке. Я уже начинаю нервничать, но пытаюсь взять себя в руки. Магазин хороший, отзывы о технике только положительные. Поэтому вежливо отвечаю:
«Я хотела бы взглянуть на все модели. Если мне потребуется Ваша помощь, я к Вам обращусь».
П: «Обратите внимание, на этой витрине у нас товар по сниженным ценам»
Отлично! Теперь ещё я, оказывается, бедно выгляжу, и не могу позволить себе хорошую вещь. Я разозлилась и сосредоточиться на товаре уже не могла. В общем, ушла я из этого магазина, а смартфон купила в салоне через дорогу.
Речевые приёмы убеждения
Как говорить убедительно? Основные речевые средства убеждения – это информирование, разъяснение, доказательство, опровержение. Но в каждой конкретной ситуации к этим параметрам добавляются фоновые моменты, чтобы речь имела успех. Есть несколько приёмов, которые применяют профессиональные ораторы:
- Приём наставления. Он работает только в случае доброжелательного отношения аудитории к выступающему. Тогда убеждающий, используя опыт и авторитет, даёт наставления, указания. Такие приёмы используют директора и начальники по отношению к подчинённым.
- Команда, приказ. Эти приёмы тоже используются людьми, имеющими авторитет.
- Совет – применяется в случае душевной близости между убеждаемым и убеждающим. Например, мама убеждает дочку надевать шапку в холодную погоду, чтобы та не заболела.
- Намёк. Этот приём лишён конкретики, но при умелом использовании может задеть нужные эмоциональные струнки и привести к результату. Настроение выступающего и убеждаемого должно совпадать.
- Косвенное одобрение. Этот приём применяется, когда человек следует в правильном направлении, а целью убеждающего является поддержание его на этом пути. Словесно это не должно выражаться восторженно, достаточно сдержанной фразы: «При такой тактике результаты обычно хорошие».
- «Плацебо» — это небольшой обман во благо. Например, когда Вы даёте ребёнку монетку на счастье и говорите, что она приносит удачу в учёбе, то малыш действительно начинает лучше учиться.
Помимо приёмов, существует ещё речевые тактики — правила убеждения. Их три, и они названы в честь учёных, их использовавших.
Правило Гомера. При подготовке убедительной речи нужно выявить сильные, промежуточные и слабые аргументы. Сначала приводятся доводы, имеющие наибольшие шансы в убеждении. Затем приводятся аргументы послабее (промежуточные).
А слабые вовсе не нужно использовать. Итогом убеждения должен стать самый сильный довод. При этом вся речь должна иметь аргументированный характер, не стоит делать из неё просьбу.
Например, человека, страдающего алкоголизмом, убеждают бросить пить:
- Алкоголик: «Уже поздно бросать пить».
- Убеждающий: «Поздно никогда не бывает».
- Алкоголик: «Тогда брошу, когда мне это надоест».
Слабый аргумент сразу привёл к провалу.
Правило Паскаля
Нельзя забывать об уважении к собеседнику, не нужно унижать его достоинство. Сам Паскаль говорил: «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции». Когда задеты чувства человека, он начинает протестовать и уже не поддаётся убеждению. Свою речь нужно построить так, чтобы убеждаемый тоже выглядел достойно.
Примером текста убеждающей речи, как ни странно, является один из пунктов Инструкции налогового ведомства США. В нём предлагается, помимо легальных доходов, учесть и нелегальные, не указывая их отдельной суммой, а лишь приплюсовав к сумме «белого» дохода.
И почти все американцы так делают. Ведь может случиться так, что незаконные поступления выявят, и придётся платить не только налог с них, но и штрафы за просрочку.
Правило Сократа
Чтобы получить положительный ответ, убеждающему нужно сначала задать два вопроса, на которые собеседник точно ответит «да», и только потом спросить самое важное.
Этот приём основан на выработке определённых гормонов. Положительные ответы способствуют образованию эндорфинов (гормонов удовольствия), человек расслабляется, он не настроен на борьбу.
В рекламе часто используется правило Сократа. Сначала задаются два вопроса, на которые все без исключения ответят «да», а затем идёт призыв воспользоваться товаром или услугой, которая решит проблемы, озвученные в первых вопросах.
Но само по себе, это правило приводит к кратковременному эффекту. После его применения следует воспользоваться и другими приёмами убеждения.
Пример короткого диалога убеждения из рекламы.
- «Вы хотите недорогой, но качественный телевизор?»
- «Вам нужен телевизор, безвредный для зрения?»
- «Предлагаем современный телевизор «N» по сниженной цене только до 9 мая».
Наряду с приёмами и правилами используются другие способы убеждения и аргументирования, применяя которые оратор будет иметь успех:
- Позитивные эмоции и уважительное отношение к оппоненту. Ни в коем случае нельзя подавлять собеседника, грубить, давить на него, доказывая свою правоту. Ваша речь должна быть рекомендательной, а не обязывающей, поэтому исключаем слова «должны» и «следует». Заменяем их на «рекомендую», «советую».
- В диалоге следует учитывать мнение и интересы другой стороны. Вы должны быть «на одной волне».
- Конкретные формулировки в речи. Расплывчатые фразы никого не впечатлят.
- Важно правильно подобрать жесты, мимику, тон. Эти инструменты убеждения подбираются в зависимости от аудитории, обстановки, цели выступления. Если это деловое мероприятие или презентация, то и стиль изложения должен быть строгим, жесты – сдержанными, тон – спокойным, в меру эмоциональным. Если же обстановка неформальная, то речь и жесты могут быть более выразительными и свободными.
- При подготовке к выступлению нужно составить план, отработать дикцию и темп речи.
- Использование наглядного материала повысит эффективность выступления в разы.
Использование правильно подобранных слов является залогом успешной ораторской речи. Какие слова убеждения влияют на человека? Существуют психологические фразы убеждения, которые действуют на подсознательном уровне. Это целый раздел психологии. Остановимся только на некоторых вариантах слов, которые можно и нельзя употреблять в выступлении:
- «и» вместо «но», так как «но» ставит под сомнение всё, что говорилось до этого;
- «и» вместо «всё же», потому что использование «всё же» обижает собеседника; не учитываются его мнение, планы, сомнения и прочее;
- исключить следует слова «только», «просто», «нет», «честно говоря», «неправильно», «вообще-то», «собственно»; они либо вносят негатив, либо ставят под сомнение аргументы убеждающего;
- в речи должна быть конкретика; нужно называть точные даты, время, задавать чёткие вопросы;
- речь должна быть рекомендательной, а не обязывающей, поэтому вместо «должен» используется «я рекомендую».
Кроме огромного количества вариантов слов используются и другие средства убеждения в риторике:
- Русский язык богат на различные обороты и фигуры речи: метафоры, гиперболы, инверсии, анафоры и другие. Эти средства используются для усиления выразительности речи.
- Повторение мысли усиливает её значимость, она лучше запоминается оппонентом.
- Диалог в монологе – убеждающий задаёт себе вопрос и отвечает на него.
- Раскачка – использование различных аргументов с различной подачей.
- Контратака – в этом случае нужно знать слабинку в позиции собеседника.
- Формы утверждения или отрицания, которые невозможно оспорить.
- Преобразование возражения в вопрос.
- Использование примеров.
Существуют законы аргументации и убеждения, соблюдая которые диалог будет выстроен в позитивном ключе, и стороны получат удовольствие от общения. Основная их цель – построить конструктивный диалог. При этом Ваша речь должна быть краткой, логичной, понятной собеседнику.
Закон обратной связи и закон этичности предполагают соблюдать правила слушания, ведения беседы, убеждения. Очень важно, получая обратную связь от собеседника, правильно реагировать на неё. Где-то иметь терпение разъяснить непонятное, где-то привести ещё более веские аргументы, узнать точку зрения оппонента.
Существует также и специальный раздел по психологии «Правила слушания, ведения беседы, убеждения». Основные правила выявил А.Ю. Панасюк в книге «Умеете ли вы убеждать»:
- Выписать аргументы.
- Использовать объединяющие Вас с партнёром слова – «для нас важно», например.
- Использовать приём «Да, но…», чтобы доводы не встретили возражений у собеседника.
- Советоваться, а не советовать, не навязывать своё мнение.
Конечно, сейчас может показаться, что невозможно справиться со всеми пунктами и подготовить действительно убедительное выступление, но, проработав каждый аргумент своего доклада в соответствии с рекомендациями, получится хороший результат. Регулярное применение правил сделает из Вас опытного мастера убеждения.
В теории всё кажется простым. А как применять принципы убеждения в жизни?
Приведу примеры убеждения из различных жизненных ситуаций.
Диалог убеждения. Пример первый. Продавец и покупатель.
При покупке смартфона я столкнулась с непрофессионализмом продавца в первом магазине. Ошибкой Дмитрия было то, что он не ориентировался на мои желания. Ему нужно было непременно продать мне хоть что-нибудь. Такое поведение раздражает.
Зато в другом салоне общение с консультантом оказалось очень приятным. Во-первых, он не кинулся ко мне, как ошпаренный, а поприветствовал и дал возможность осмотреться. Когда же у меня возникли вопросы, я обратилась к нему.
Я: «Мне нравится эта модель (показываю), но не уверена, что она подойдёт мне по техническим характеристикам. Расскажите мне о ней.
Продавец рассказал об основных характеристиках модели и уточнил, какие конкретно меня интересуют больше.
Мне нужно было хорошее качество камеры, наличие диктофона и возможность подключения принтера. Молодой человек предложил мне еще несколько моделей разных ценовых категорий, в которых камера имела отличные характеристики, а другие нужные мне функции были, как оказалось, во всех смартфонах. При этом продавец учёл и то, что я женщина:
«Эту модель часто выбирают девушки. Нравится ли Вам такой дизайн?»
Он дал мне возможность сравнить, попробовать одну модель за другой. И при этом я не чувствовала давления, стеснения или других неприятных эмоций. В итоге я выбрала вещь, о которой мечтала.
Диалог второй. Мама и дочь.
У дочки завтра первая в жизни контрольная по математике. Есть над чем поработать, что повторить. А сегодня у неё занятие по изобразительному искусству. Я советую пропустить его в пользу подготовки к предстоящей проверке по математике.
Я: «Я предлагаю тебе пропустить сегодня занятие по ИЗО и получше подготовиться к контрольной работе».
Дочка: «Я хочу на рисование!».
Я: «Я понимаю. Принимай решение сама, но подумай. Сейчас ты отдохнёшь, потом сделаешь домашнее задание, а потом у тебя будет время для повторения всего того материала, который нужен к проверке. Если же ты пойдёшь на ИЗО, тебе придётся всё это делать вечером. К этому времени ты устанешь и будешь плохо запоминать. Кроме того, нужно потренироваться решать задачи и примеры. На это тоже нужно время».
Дочка: «Но я очень хочу пойти».
Я: «Ты хочешь получить пятёрку?»
Дочка: «Да».
Я: «Ты хочешь легко и уверенно решить все задания?»
Дочка: «Конечно, мам».
Я: «Тогда тебе нужно сегодня хорошенько потрудиться и выспаться. Для этого нужно время. Вечером ты не успеешь всего. Так ты идёшь на рисование?»
Дочка: «Нет, мам, я лучше подготовлюсь к контрольной, ведь я так хочу пятёрку. Помоги мне, пожалуйста».
Я: «С удовольствием!»
Диалог третий. Руководитель и подчинённый.
Чтобы выявить мотивацию к обучению, в организации провели анкетирование, где нужно было оценить свои знания по занимаемой должности.
Один из сотрудников поставил максимальный балл.
Руководитель: «Вы поставили максимальный балл. Почему?»
Подчинённый: «Я занимаю эту должность уже 10 лет, я всё знаю о своей работе».
Руководитель: «Это действительно долгий срок, и Вы хорошо справляетесь с работой. А что Вы можете рассказать о новых продуктах компании?»
Подчинённый: «Помимо основной деятельности, мы предлагаем оптовые продажи энергоэффективного оборудования и услуг, связанных с его установкой».
Руководитель: «В чём преимущества предлагаемого оборудования? Оцените свои знания по каждому из видов».
В ответ молчание и смущение.
Руководитель: «Это означает низкий балл?».
Подчинённый (удручённо): «Мне ещё есть чему поучиться».
Все диалоги – примеры успешного применения приёмов убеждения.
В первом случае продавец тактичен, он ориентирован на желания покупателя, давая вовремя только нужные советы. В то же время он ненавязчиво, но продал товар, хотя я намеревалась пробежаться по всем магазинам-салонам района.
Во втором случае мама тоже лишь направляет дочь на верный путь без приказов и криков. У неё явно звучит убеждение в речи, и дочь начинает мыслить так же. Ребёнок будто бы сам принимает решение и не чувствует себя ущемлённым.
В третьем случае руководитель без нотаций и критики направляет мысли подчинённого в нужное русло, при этом, не забывая похвалить его за добросовестный труд. При таком подходе у сотрудника не опускаются руки, а появляется мотивация к самообучению.
Вывод
Как видно из примеров, искусство убеждать словом может пригодиться во всех сферах жизни: и в деловой, и в общественной, и бытовой. Поэтому развивать его нужно каждому. Ведь порой так хочется доказать свою правоту, а смелости и ресурсов не хватает.
Воспитывая навыки убеждения и аргументации, Вы становитесь интересным собеседником, авторитетным другом, эффективным работником и мудрым семьянином. Ведь доказывая какую-либо мысль, мы верим в её силу и через слова даём ей возможность воплотиться в реальности. То есть, убеждая других, мы убеждаем себя, верим в свои силы. И такая вера способна свернуть горы.
Поэтому начинайте прямо сейчас развивать ещё одну сторону Вашей многогранной личности. Успехов Вам!
trenermozga.ru
Как писать диалоги
Блуждая по просторам интернета, обнаружила замечательную статью.Первоисточник тут https://www.avtoram.com/kak_pisat_dialogi/
Основная проблема
Диалоги — это одно из самых проблемных мест в рукописях начинающих писателей.
Наиболее распространенный тип ошибок — избыточность: ненужная атрибуция, ненужные реплики, ненужные украшательства.
В диалогах особенно важно соблюдать принцип «краткость — сестра таланта»: несколько лишних слов могут сделать разговор героев вялым или смехотворно вычурным.
Затянутость
Непрерывный диалог не должен быть слишком длинным, иначе это замедляет динамику произведения. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, тогда как в целом сюжет развивается намного быстрее. Если продолжительный диалог все же необходим, то его следует разбавлять — например, описанием действий, эмоций героя и т.п.
Бессодержательность
Не засоряйте диалог фразами, не несущими полезной информации.
Девушки попрощались:
— До свидания!
— Всего хорошего!
— Очень рада была вас видеть!
— Приходите к нам в гости!
— Непременно придем. В прошлый раз нам очень у вас понравилось.
— Ну, право же, не стоит. Ну что ж, прощайте!
Можно было бы ограничится одной фразой: Девушки попрощались.
Аналогичная проблема — повторы одной и той же мысли:
— Неужели так и сказала: уходи?
— Да, именно так.
— Я не могу поверить.
— Клянусь! Я тебе передал все слово в слово. Так и сказала: уходи.
— Я не верю. Ты, верно, что-то перепутал.
Исключения из этого правила, разумеется, могут быть, но все же следует помнить, что пустой диалог — это скучно, а скучное читатель пропускает.
Неестественность
Диалог должен звучать естественно. Не стоит употреблять в разговоре сложносочиненные предложения на пять строк или выражения, которые не используются в живой речи.
— Тебе нужно регулярно поливать ростки, потому что иначе им неоткуда будет взять влагу, столь необходимую для их питания и полноценного развития.
Так не говорят. Предложение лучше перефразировать:
— Не забывай поливать ростки, а то они засохнут.
Исключение из этого правила: герой нарочно пытается говорить по-книжному, и видно, что это не стилистическая ошибка, а авторская задумка.
Устаревшие выражения
Автор в детстве зачитывался Дюма, и у него в подкорке засело, что так можно и нужно писать:
— Тысяча чертей! — воскликнул офис-менеджер, выключая компьютер. — Ах, будь я проклят, если я не отомщу этим канальям!
При этом автору в голову не приходит, что слова «тысяча чертей», «будь я проклят» и «каналья» не используются в разговорной речи уже лет сто.
Чтобы проверить диалог на естественность звучания, читайте его вслух. Лишние слова будут резать ухо.
Несоответствие диалога ситуации или характеру героев
В романах новичков сплошь и рядом встречаются сцены, в которых злодеи в пылу битвы беседуют с героями о Добре и Зле — длинными предложениями с деепричастными оборотами.
Если вы думаете, что это нормально, попробуйте в течение пяти минут колотить подушку и одновременно пересказывать сказку о Колобке.
Получилось нечто связное? Снимаю шляпу.
Бегун сразу после марафона не может давать пространные интервью, пожарник в пылающем здании не станет просить: «Будьте любезны, Василий Иванович, подайте мне брандспойт!»
Перебор с атрибуцией
По возможности убирайте авторские комментарии в диалогах: «сказал он», «произнесла она» и т.п.
Иван взглянул в лицо Маше.
— Какая ты все-таки молодец, — сказал он.
— Если бы не ты, у меня бы ничего не получилось, — отозвалась она.
— Да брось, не стоит, — проговорил Иван.
Убираем «сказал он», «отозвалась она», «проговорил Иван» — и смысл не теряется. Читателю абсолютно понятно, кто что произнес.
Лишние наречия и прочие уточнения
— Это нечестно! — всхлипнула девочка плаксиво.
В данном случае наречие дублирует смысл глагола. Слова «всхлипнула» вполне достаточно.
Еще хуже смотрятся штампы:
— Сейчас я с тобой расправлюсь! — зловеще ухмыльнулся Император.
— Умоляю, отпустите меня! — душераздирающе закричала девушка, заламывая руки.
Однотипная атрибуция
— Я пошла в магазин, — сказала Маша.
— Не забудь купить сушек, — сказала бабушка, отсчитав ей деньги.
— А мне конфет! — сказал папа из-за двери.
Не стоит раз за разом повторять одинаковые атрибутивные глаголы, иначе внимание читателя зафиксируется именно на этих словах. Если вам сложно подобрать атрибутивный глагол, вставьте фразу, которая будет описывать действие героя, а потом — его реплику.
— Я пошла в магазин, — сказала Маша.
Бабушка отсчитала ей деньги.
— Не забудь купить сушек.
— А мне конфет! — послышался папин голос из-за двери.
Говорящие глаголы и ярлыки
По возможности старайтесь не снабжать реплики героев излишне говорящими атрибутивными глаголами. Эмоции должны передаваться самой сутью сцены, а не приклеенными ярлыками.
Пример таких «накаченных стероидами» атрибутивных глаголов приводит Стивен Кинг в пособии «Как писать книги»:
— Брось пушку, Аттерсон! — проскрежетал Джекил.
— Целуй меня, целуй! — задохнулась Шайна.
— Ты меня дразнишь! — отдернулся Билл.
Не следует также постоянно напоминать читателю: вот этот персонаж — негодяй, а вот этот — прекрасный принц. Когда негодяи «злорадно скалятся», а принцы «презрительно поднимают брови» — это верный признак того, что автор писал, «надменно игнорируя здравый смысл». Характеризовать героя должны его слова и поступки.
Длинный диалог из коротких предложений
— Ты куда?
— В деревню.
— А что там?
— Ничего.
— А зачем?
— Надоело.
— Почему?
— Ты не поймешь.
Подобный диалог выключает образное мышление. Читатель начинает видеть не мысленную картинку, а буквы. Если односложное перекидывание словами абсолютно необходимо по сюжету, то его надо разбавлять описаниями.
Акцент и искажение речи
С передачей акцента и искажениями речи надо быть очень аккуратным. Если у читателя хоть на миг возникнет затруднение в прочтении фраз типа «’eволюция — это п’ек’асно», то лучше просто упомянуть, что герой картавит.
Употребление имени в диалоге
— Здравствуй, Маша!
— Здравствуй, Петя! Как я рада тебя видеть!
Что неправильно? Во время разговора мы редко называем людей по имени, особенно, если рядом никого нет. Поэтому данный диалог звучит фальшиво.
Пересказ чужих слов
— Я встретил Машу. Она сказала: «Петя, почему ты заходишь ко мне в гости?» — «Потому что мне некогда», — ответил я.
Старайтесь избегать прямой речи в прямой речи или передавайте чужие слова так, как они звучат в обыденном разговоре.
— Сегодня Машу встретил. Она спросила, куда я пропал, а я соврал, что у меня нет времени.
Пересказ того, что герои и так знают
Часто начинающие авторы пытаются ввести читателя в курс дела с помощью диалога. И вот два эльфа заходят в таверну и пересказывают друг другу историю Срединного королевства:
— Ты же знаешь, пару лет назад орки напали на наши северные границы и сожгли пять городов. И тогда король Сигизмунд Пятнадцатый выделил триста тысяч воинов на боевых драконах…
— Да, эта битва недаром вошла в летописи. Помнишь, как они захватили Волшебный Камень Всезнания?
— Конечно, помню.
Некорректное использование иностранных выражений
Иностранцы в романах новичков нередко говорят на своем родном языке с дикими ошибками. Если вы не уверены, как правильно пишется фраза, проконсультируйтесь у профессионального переводчика или у носителя языка.
Перебор со сленгом и матом
Если ваш герой «ботает» исключительно «по фене», читатель может его «не догнать».
Мат в литературе допустим только в малых дозах и только к месту. Исключения — «авангардные» романы, выходящие тиражом в 500 экземпляров.
Помним, что никто нас не осудит за отсутствие ненормативной лексики, а вот растерять читателей из-за обилия мата вполне возможно.
Какими свойствами должен обладать хорошо прописанный диалог?
1. Он должен быть абсолютно необходим, то есть без него невозможно развитие сюжета или раскрытие личности того или иного героя. Пример: разговор Чичикова и Ноздрева (Н. Гоголь. «Мертвые души»)
2. Каждый из героев должен разговаривать на своем собственном языке. Его надо наделить любимыми словечками, заранее продумать, как он будет строить фразы, каков у него лексический запас, какой уровень грамотности и т.п. Этот прием позволит не только проговорить нужную по сюжету информацию, но и создать достоверный образ.
— Нимфа, туды ее в качель, разве товар дает? — смутно молвил гробовой мастер. — Разве ж она может покупателя удовлетворить? Гроб — он одного лесу сколько требует…
— Чего? — спросил Ипполит Матвеевич.
— Да вот «Нимфа»… Их три семейства с одной торговлишки живут. Уже у них и матерьял не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я — фирма старая. Основан в тысяча девятьсот седьмом году. У меня гроб — огурчик, отборный, любительский…
И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев»
При этом следует помнить, что герои не могут вести себя со всеми одинаково и разговаривать в одной манере и с королевой, и с портовым грузчиком.
3. Герои не должны беседовать в вакууме. Создайте вокруг них живой мир — с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п.
Вечер в конце июня. Со стола на террасе еще не убран самовар. Хозяйка чистит на варенье ягоды. Друг мужа, приехавший на дачу в гости на несколько дней, курит и смотрит на ее обнаженные до локтей холеные круглые руки. (Знаток и собиратель древних русских икон, изящный и сухой сложением человек с небольшими подстриженными усами, с живым взглядом, одетый как для тенниса.) Смотрит и говорит:
— Кума, можно поцеловать руку? Не могу спокойно смотреть.
Руки в соку, — подставляет блестящий локоть. Чуть коснувшись его губами, говорит с запинкой:
— Кума…
— Что, кум?
— Знаете, какая история: у одного человека сердце ушло из рук и он сказал уму: прощай!
— Как это «сердце ушло из рук»?
— Это из Саади, кума. Был такой персидский поэт.
И. Бунин. «Кума»
4. Пусть герои не только говорят, но и жестикулирует, передвигается, гримасничает и т.п.
— Ай-яй-яй! — воскликнул артист, — да неужели ж они думали, что это настоящие бумажки? Я не допускаю мысли, чтобы они это сделали сознательно.
Буфетчик как-то криво и тоскливо оглянулся, но ничего не сказал.
— Неужели мошенники? — тревожно спросил у гостя маг, — неужели среди москвичей есть мошенники?
В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали все сомнения: да, среди москвичей есть мошенники.
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
5. Следите за тем, чтобы речь героев соответствовала месту, времени, настроению и индивидуальным особенностям героев. Если человек проснулся с похмелья, он вряд ли сможет шутить с девушками; если зэку-лесорубу упала на ногу кувалда, он не воскликнет: «Ай, как больно!»
6. Длина предложений в диалогах должна соотноситься со скоростью развития событий. В кризисных ситуациях человек говорит кратко; дома у камина может позволить себе цветистые обороты и поэтические сравнения.
Обновление: 14.10.2017, 11:12 26796 просмотров | 22 комментариев | 21 в избранном
prodaman.ru
Диалоги в русском языке
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
Диалог состоит из взаимосвязанных реплик собеседников (вопросов, ответов, возражений и т.д.)
Реплика — каждое отдельное высказывание лиц, принимающих участие в диалоге.
Каждая реплика пишется с новой строки, с заглавной буквы, перед репликой ставится тире.
В диалоге кроме реплик также могут присутствовать слова автора. Между репликой и словами автора ставится тире. Слова автора после реплики пишутся со строчной буквы.
Если слова автора стоят перед репликой, то после них ставится двоеточие.
Пример:
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
(Н. Носов)
Если слова автора находятся в середине реплики, то они с двух сторон выделяются тире. Продолжение реплики пишется с большой буквы, если оно является самостоятельным предложением.
Пример:
— Что же ты, голубушка, делаешь? Разве ты не знаешь, что после школы надо мозгу давать отдых?
— Это, — говорит, — я знаю, только мне так удобней. Я сделаю уроки сразу, а потом свободна: хочу — гуляю, хочу — что хочу делаю.
— Экая, — говорю, — ты бестолковая! Мало я тебе в прошлом году твердил! Что я могу сделать, если ты своего старшего брата не хочешь слушать? Вот вырастет из тебя тупица, тогда узнаешь!
— А что я могу сделать? — сказала она. — Я ни минуточки не могу посидеть спокойно, пока дела не сделаю.
(Н. Носов)
вернуться на страницу «Русский язык 5 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Знаки препинания при диалоге / Блог
Диалог — это разговор, беседа двух людей. Речь каждого участника диалога — это реплика.
В обыденном значении под диалогом подразумевают театральную или литературную форму, при помощи которой достигается устный или письменный обмен в процессе разговора двух и более человек.
В философском и научном смыслах диалог — это специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционное противопоставление диалога — монолог.
Кроме осуществления коммуникации между людьми диалог используется в литературе, кино, при передаче философских идей и обучении иностранным языкам (в качестве упражнений).
Диалог и монолог
ДИАЛОГ | МОЛОГ |
1. Диалог — от греч. dialogos — разговор двух или нескольких лиц. | 1. Монолог — от греч. monos — «один» + logos — «речь». Монолог — речь одного человека, обращенная к слушателям или к самому себе. |
2. Диалог состоит из реплик | 2. Не предполагает непосредственного отклика. |
Расстановка знаков препинания в диалоге
Расстановка знаков препинания в диалоге проста. Важно запомнить, что существенные различия бывают в двух случаях: если есть слова автора или слов автора нет. Кроме этого, есть разница при написании реплик — с новой строки или подряд.
Примечание. Если прямая речь начинается с нового абзаца, перед каждой репликой ставится тире.
Пример:
-Я откажусь от вашего предложения.
-Как скажете.
Примечание. Если прямая речь идёт в строку, без абзаца, то она заключается в кавычки.
Она отказалась: «Я не хочу всем рисковать».
Примечание. В печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В данном случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после реплики — необходимый знак препинания.
Пример:
-Ты не сможешь долго это терпеть.
-Я постараюсь.
1. Если диалог без слов автора, а реплики пишутся с новых строк, то перед ними ставится тире.
Пример:
-Ты пойдёшь к Маше в гости?
-Да, но я немного опоздаю.
2. Если в диалоге без слов автора реплики пишутся одна за другой, то каждую из них заключают в кавычки и отделяют друг от друга тире.
Пример:
«Давайте пойдём в кино», — предложила девочка. «Нет, сегодня не показывают интересные фильмы», — отказался я.
3. Если в диалоге прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора должно ставиться двоеточие, а сама прямая речь заключается в кавычки.
Пример:
Девушка пристально посмотрела мне в глаза и негромко сказала: «Я к тебе присоединяюсь».
4. Когда прямая речь сразу перед словами автора, то заключается в кавычки, после которых ставится тире.
Пример:
«Я туда не пойду», — отказался он.
5. Если прямая речь разрывается словами автора, то после первой части ставятся запятая и тире, то же самое ставится после слов автора. Вся фраза заключается в кавычки.
Пример:
«Знаешь, — тихо сказала она. — Я думаю, что это не лучшая идея».
Смотри также:
bingoschool.ru