Питчинг что это такое – Питчинг: наживка для продюсера

Питчинг: наживка для продюсера

Питчинг (от англ. «pitch» — выставлять на продажу) — презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых его финансировать.

 

Дмитрий Куповых

Продюсер, руководитель киноклубов «АРТкино» и «Мастер-класс».

 

Александр Роднянский

Режиссер, продюсер, телевизионный менеджер.

 

Николай Дрейден

Режиссер кино и телевидения, сценарист.

 

Мария Саакян

Режиссер, сценарист.

 

Анна Гудкова

Автор, куратор и ведущая питчингов на «Кинотавре», программный директор  «Generation campus» и «Культбюро».

 

Дмитрий Соболев

Сценарист.

 

 

Николай Дрейден: Питчинг не ограничен никакими рамками. Есть понятие elevator pitch, когда ты можешь случайно оказаться рядом с нужным человеком в лифте или, скажем, в бане и должен суметь за очень короткое время емко и зажигательно рассказать о своем проекте»

 

«Сценарный питчинг — это презентация сценариста, который хочет продать свой сценарий продюсерам. За рубежом сценарный питчинг часто приобретает форму speed meeting. Продюсеров собирают в одной комнате за длинным столом, и к каждому из них выстраивается очередь сценаристов. В течение 5 минут сценарист рассказывает о проекте, а затем оставляет свои координаты и переходит к другому продюсеру, пока не обойдет всех, кто его интересует. Продюсерский питчинг — гораздо более сложная форма. Это поиски целенаправленного финансового партнерства на какой-либо стадии производства. В Европе питчинг существует как индустриальный инструмент и в основном в рамках копродакшн маркетов и фестивалей (Роттердам, Берлин, Канны и т. д.)».

Источник: Снимифильм

 

 

О чем (или о ком) в первую очередь думают люди в разных частях светах, услышав слово «питчинг»? В Америке — о сценаристах, презентующих идеи голливудским продюсерам. В Европе — о фестивалях, зарубежных партнерах и копродукции. В России — о «Кинотавре» и Анне Гудковой.

 

Мария Саакян: В Европе практически на любом кинофестивале есть свой питчинг. Тот же Cinemarket работает так: заранее рассылается всем участникам краткая презентация твоего проекта, и к тебе за столик подходят те люди, которым уже интересен твой проект априори. Соответственно, шансы на эффективность этого проекта значительно повышаются. После питчинга он более-менее застрахован от полной безызвестности по моменту готовности.

 

Практика: российская версия

России этот емкий западный термин вошел в обиход в 2007 году, когда в рамках кинофестиваля «Кинотавр» впервые состоялся продюсерский питчинг. С тех пор продюсеркие питчинги проходят с обнадеживающей регулярностью. Со сценарными презентациями дело обстоит сложнее. В частности, однажды заявленный сценарный питчинг был отменен в последний момент просто из-за того, что большинство прошедших предварительный отбор авторов не смогли предоставить готовые сценарии в установленные сроки.

 

Анна Гудкова: Я свято верю, что сценарный питчинг — явление, казалось бы, более очевидное и понятное для нас — просто обязан быть. Но возникла сложность. Наиболее известные и активно пишущие сценаристы заняты на годы вперед. И участвовать в питчингах для них, как они считают, не имеет смысла. Те, кого я особенно хотела бы видеть среди участников питчинга, — студенты кинематографических и литературных вузов — благополучно его игнорируют. А питчингу достаются непрофессионалы. Я не против такого варианта — были случаи, когда непрофессиональные сценаристы или люди смежных профессий становились самыми яркими и сильными авторами. Но это единичные случаи. В итоге, объявив сценарный питчинг, мы были вынуждены его закрыть.

 

И действительно, известные сценаристы не спешат выстраиваться в очередь на питчинги. Сценарист фильма «Остров» Дмитрий Соболев в разговоре с корреспондентом Festagent отметил, что сценарный питчинг — это лишь одно звено целой цепочки; другие же звенья в нашей киноиндустрии пока отсутствуют. Поэтому отдельно взятый инструмент не может работать так же эффективно, как, например, в Голливуде.

Тем не менее отечественные кинопрофи ухватились за идею питчингов хотя бы потому, что подобные мероприятия явно добавляют индустрии престижа и прозрачности. А именно этого нашему кино и не хватает.

 

Анна Гудкова: Питчинг — это феномен открытой, прозрачной индустрии. Если продюсер прилюдно говорит, что готов вложиться в какой-то проект, возникает определенная и вполне отчетливая степень ответственности. Появляется открытость, которой в нашем кино никогда не было.

 

Александр Роднянский: Питчинг сам по себе — неотъемлемая часть индустриального контекста, свидетельство зрелости киноиндустрии.

 

Как попасть на питчинг со своим проектом?

Способ 1 — традиционный

На крупный продюсерский питчинг вполне реально «прорваться» через международные фестивали: нужно снять яркий полнометражный или короткометражный фильм, который примет участие в программе, и получить приглашение на питчинг, проходящий в рамках фестиваля. Именно так случилось с «Портретом в сумерках» Ангелины Никоновой на международном фестивале восточноевропейского кино в Котбусе.

Способ 2 — рискованный

Можно попытаться заинтересовать западных продюсеров своим сценарием или короткометражкой с помощью сайта www.moviepitch.com или других аналогичных ресурсов.

Способ 3 — доказанный

Проект «Мафия» режиссера Федора Деревянского попал на продюсерский питчинг «Кинотавра» благодаря киноклубу «АРТкино» и продюсеру Дмитрию Куповых.

 

С одного питчинга на другой

Руководители «АРТкино», однажды побывав на питчинге «Кинотавра», решили устроить свой собственный «смотр» проектов в рамках фестиваля «АРТкино».

 

Дмитрий Куповых: Было представлено около десяти проектов, и четыре из них нашли свою реализацию. Один уже готов, два находятся в съемочном периоде и будут реализованы к следующему фестивалю «АРТкино». А четвертый проект «Мафия», который я взялся курировать, постепенно вырос в полный метр. Та идея, которую предложил режиссер Федор Деревянский, явно не помещалась в короткометражное пространство. И мы после некоторых размышлений приняли решение, что нужно делать полный метр. По нашему мнению, этот фильм и его тема и сюжет жутко актуальны.

В итоге проект «Мафия» был отобран в качестве участника питчинга «Кинотавра». Его презентация прошла очень успешно, и проект был отмечен поощрительным призом жюри.

 

Cоветы по участию в питчингах

Дмитрий Куповых отвечает на вопросы Festagent.

 

Что сейчас происходит с проектом «Мафия»?

Права на проект приобрела кинокомпания Trikita Entertainment. Всплеск интереса к «Мафии» на питчинге был достаточно высок. Сразу возникло много предложений, более или менее конкретных, и практически каждым можно было бы воспользоваться. Питчинг действительно способствует поиску партнеров и может напрямую повлиять на запуск проекта в производство, так что это вполне реальный инструмент кинобизнеса. В случае с «Мафией» из множества предложений в конце концов было выбрано оптимальное.

 

На что нужно обратить особое внимание при подготовке к питчингу?

Безусловно, нужно заранее подготовить «спич» и впоследствии свободно общаться в рамках этого «спича» с аудиторией; говорить не по бумажке. Нюансы зависят непосредственно от выступающего. Кому-то лучше составить только план выступления, кому-то лучше выучить всю речь наизусть. Очень важно прислушиваться к себе и доверять своим ощущениям при подготовке. Я, например, решил перестраховаться и выучил речь для «Кинотавра», хотя обычно очень комфортно импровизирую в рамках плана. В итоге этот «вызубренный» текст меня тормозил.

Крайне желательна визуальная часть. О ней обычно мало кто заботится, даже на «Кинотавре». В целом лучше придумать что-то необычное. На «Кинотавре» было всего две более-менее нестандартных презентации: у нас и у Натальи Мокрицкой, которая привела целый хор маленьких девочек. То есть даже на таком серьезном мероприятии, как питчинг «Кинотавра», где вполне серьезные люди не особенно заморачиваются, очень легко выделиться просто за счет подачи. Могу привести удачный пример с режиссерского питчинга «АРТкино». Победители питчинга придумали концепцию диалога: они рассказали свою историю, обмениваясь репликами, как в обычном разговоре: «Саша, как тебе кажется, это интересная история? О чем она?» — «Да, Денис, мне кажется, она интересная, потому что…» Аудитория была в восторге. При этом зрители действительно оценили историю: она была грамотно преподнесена, и от внимания публики не ускользнули все ее плюсы.

 

Стоит ли раскрывать финал своей истории на питчинге?

Если преимущество проекта заключается в неожиданной развязке, ее нужно либо раскрыть, либо интригующе обозначить. В презентации нужно обязательно использовать все свои плюсы. Если в проекте уже занят известный режиссер или актеры, если у истории потрясающий эффектный финал — это нужно подчеркивать, показывать и рассказывать. Раскрывая финал, не стоит опасаться за свои авторские права. Питчинг — это, скорее, одна из форм их защиты. На презентации присутствует множество представителей киноиндустрии и прессы, и доказывать авторство идеи впоследствии не придется.

 

Дмитрий Куповых презентует проект «Мафия» на «Кинотавре». ​© proficinema.ru.

 

 

Личный опыт

Автор статьи, Елена Глазкова.

Мне довелось побывать на двух питчингах лично: на питчинге литературных проектов «Кино для писателей» (в качестве наблюдателя) и на сценарном питчинге проекта «Культбюро». Подробный отчет о первом событии вместе с размышлением на тему творческого взаимопонимания между продюсерами, сценаристами и писателями можно прочитать здесь.

Сценарный питчинг в лаборатории короткометражного кино «Культбюро» (проект, также возглавляемый Анной Гудковой) заставил о многом задуматься. Ниже — некоторые выводы и советы для тех, кому участие в питчингах еще только предстоит.

 

1. Воспринимайте питчинг как учебу

Дебютантам-сценаристам, продюсерам и режиссерам обязательно надо принимать участие в питчингах. Но относиться к таким событиям лучше как к возможности получить опыт и чему-то научиться, а не единственному шансу прорваться в индустрию. Питчинговые тренинги — тоже не пустая затея.
Повторюсь: питчинг — это прежде всего образовательный процесс. Поэтому регулярно практиковаться и набивать руку на лаконичных и ярких презентациях своих идей очень полезно. Это поможет не растеряться в нужный момент.

 

2. Разбирайтесь в кинобизнесе

Любой питчинг (крупный, локальный, международный, национальный, сценарный и продюсерский) — это мероприятие, на котором пересекаются творчество и бизнес, причем именно бизнесу достается главная роль. Поэтому одинокая творческая единица в лице сценариста или режиссера, которая слабо представляет, как устроен кинобизнес, на питчинге — не самый удачный вариант. В «Культбюро» убедительней всего выглядели режиссер и продюсер, которые презентовали проект вместе. Поэтому нужно либо осваивать продюсерское ремесло, постигать азы маркетинга, проката и дистрибуции, либо срочно искать напарника.

 

3. Готовьтесь тщательно

Даже если члены жюри познакомились с вашей заявкой заранее, все равно придется рассказывать снова. Это значит, что выступающий должен быть на 100% уверен в своем проекте. Возможно, на предварительном этапе вас попросили описать идею «в двух словах», но к устной презентации проект должен быть детально проработан. Это закон. Чем лучше вы подготовлены, тем больше шансов на победу. Для сценарного питчинга на руках нужно иметь четко структурированный синопсис, идею и понимание истории (абсолютный минимум), а лучше — полностью разработанный первый драфт. Что касается продюсерского питчинга, то фильм фактически уже должен быть снят, только на бумаге. На любом питчинге такие элементы, как уже собранная съемочная группа, готовая смета, КПП, режиссерский сценарий, раскадровка, спланированная программа продвижения — это ваши бесценные козыри.

 

4. Визуализируйте

Лично я выступаю за максимальную предварительную визуализацию проекта, т. е. видеопрезентацию.

  • Во-первых, это отличный инструмент для тех, кто не дружит с публичными выступлениями.
     
  • Во-вторых, лучше один раз показать, чем сто раз описать. На питчинге «Кино для писателей» (которому больше подошло бы название «Писатели для кино») многие авторы показали видеоролики, иллюстрирующие сюжеты, атмосферу, героев и т. д. Это было очень наглядно и эффектно.
     
  • В-третьих, если вы режиссер, умение сделать интересное видео косвенно докажет ваш профессионализм. Тем не менее, приготовив небольшой ролик, посвященный визуальной части моего проекта, для «Культбюро», я потерпела неудачу: его просто негде было показать. От технических проблем, разумеется, никто не застрахован. Решение каждый принимает сам, а я просто приведу два примера видеопрезентаций кинопроектов для питчинга.

 

Вопросы участника питчинга

  • Возможно ли успешно продать концепцию этого проекта?
  • Подходит ли эта история для какого-то конкретного рынка?
  • Нравится ли мне история настолько, что я потрачу два года своей жизни на производство фильма (если речь идет о полном метре)?
  • Могу ли я четко объяснить, почему верю, что этот проект принесет прибыль?
  • Способен ли этот проект привлечь хороших актеров и дополнительные источники финансирования?
  • Не испортит ли этот проект мою репутацию?

Источник: Movie Outline

 

Полезные ссылки

 

Автор: Елена Глазкова

festagent.com

где искать деньги в России и зарубежом

В последнее время стало популярно искать деньги на производство фильма на питчингах — коротких презентациях проекта перед продюсерами.

Хотя для западного кинематографиста питчинги стали делом привычным, в Россию это понятие пришло сравнительно недавно. Под питчингом, как мы уже рассказывали, понимают презентацию кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых его финансировать. Такие презентации обычно подразделяют на сценарные (ориентированные на поиск продюсеров, которые могли бы купить сценарий) и продюсерские (поиск финансовых партнеров на какой-либо стадии производства). Мы расположили питчинги по удаленности от России.

 

Фонд кино 

Россия

fond-kino.ru

В Европе питчинги традиционно проводятся в рамках крупных кинофестивалей и кинорынков. О мероприятиях этого формата мы и будем говорить ниже, но сначала напомним, что российские кинематографисты также могут обратиться за поддержкой в Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино). Здесь организуют и конкурс сценарных заявок, и отбор проектов, производство которых будет субсидироваться. Разумеется, государство устанавливает некоторые ограничения на тематику сценариев (запрещены пропаганда наркотиков и экстремистской деятельности, ограничивается демонстрация курения и использование ненормативной лексики и так далее), а производимые при участии Фонда фильмы должны иметь статус национальных (см. FAQ по прокатным удостоверениям на сайте Festagent, где мы перечисляли требования, предъявляемые к такому кино). Всю информацию о документах, необходимых для подачи заявки, и условиях предоставления господдержки можно найти здесь.

 

 

Питчинг «Кинотавр» 

Россия, июнь

kinotavr.ru/ru/pitching/faq

Что же касается специализированных индустриальных площадок, то одним из самых значимых в России считается питчинг в рамках фестиваля «Кинотавр», который традиционно открывается в Сочи в начале лета. Здесь можно презентовать полнометражные художественные, анимационные и документальные фильмы, а также оригинальные сериалы и кроссмедийные проекты (причем, как и в случае с господдержкой, все проекты, выносимые на питчинг, должны соответствовать определению национального фильма). Представлять свои работы на «Кинотавре» разрешено профессиональным продюсерам, имеющим не менее 30% подтвержденного объема финансирования на проекте, молодым продюсерам, которые разрабатывают свой первый или второй проект, а также режиссерам — победителям российских и зарубежных фестивалей короткого метра.

 

 

Питчинг МЦ СК

Россия, июнь

moviestart.ru

Свой питчинг проводит и Молодежный центр Союза кинематографистов РФ. В отборе на него участвуют сценарные заявки (на полнометражное игровое кино, сериалы, многосерийные фильмы, телефильмы и короткий метр) от граждан РФ, которые на момент подачи материалов успели поработать как сценарист, режиссер или продюсер не более чем над одним полнометражным фильмом. У тех заявителей, чьи проекты войдут в лонг-лист, запрашиваются полноценные сценарии, из которых жюри и выбирает проекты для собственно питчинга в рамках российских программ Московского международного кинофестиваля, стартующего во второй половине июня.

 

 

Артдокфест

Россия, декабрь

artdocfest.ru

Отечественным документалистам стоит присмотреться к питчингу на московском фестивале «Артдокфест». Мероприятие это проводится в декабре совместно с Академией документального искусства (Польша) и организовано в формате интенсивного тренинга. Участникам обещают обучающие лекции, консультации с международными экспертами, индивидуальные встречи с инвесторами, а также представление проектов документальных фильмов редакторам российских телеканалов и продюсерам. Чтобы попасть в отбор на «Артдокфест», необходимо заполнить электронную заявку.

 

 

Tallinn Black Nights

Эстония, ноябрь

poff.ee

В ближнем зарубежье российских кинематографистов может заинтересовать ноябрьский таллиннский фестиваль «Темные ночи», где организуется рынок копродукции Baltic Event с акцентом на проектах небольших кинокомпаний из Центральной и Восточной Европы, стран Балтии, России и Украины. Требования, предъявляемые к таким проектам, изложены на сайте Baltic Event.

 

 

Warsaw Film Festival

Польша, октябрь

wff.pl

Еще один крупный кинофестиваль, ежегодно организующий презентации незаконченных восточноевропейских (российских, украинских, румынских, польских и так далее) проектов, проходит в октябре в Варшаве. Интересно, что фильмы, представленные на кинорынке в Польше, названном CentEast Market, впоследствии также демонстрируются на аналогичных мероприятиях в Москве и Пекине. Проекты, которые попадут в Варшаву, отбирает профессиональное жюри; чтобы отправить заявку, достаточно убедиться в том, что ваш фильм удовлетворяет всем требованиям, написать организаторам по адресу [email protected] и получить от них заявочную форму.

 

 

Karlovy Vary International Film Festival

Чехия, июль

kviff.com

Мероприятие, участники которого представляют проекты, находящиеся в производстве или на этапе post-production, дистрибьюторам и отборщикам международных фестивалей, организуют на июльском Международном кинофестивале в Карловых Варах. Местный питчинг для авторов игрового кино назван Works in Progress, и заявку на него можно отправить через онлайн-форму.

 

 

Jihlava International Documentary Film Festival

Чехия, октябрь

dokument-festival.cz​

Для документальных проектов выделен свой питчинг Docu Talents from the East, проводимый в сотрудничестве с Международным фестивалем документального кино в Йиглаве. Не лишним будет сказать, что сам фестиваль в чешском Йиглаве, открывающийся в октябре, также способен заинтересовать режиссеров и продюсеров из России: здесь, к примеру, реализуется программа поддержки производства восточноевропейского неигрового кино Ex Oriente Film и организуется рынок документальных фильмов East Silver Market.

 

 

 

East Doc Platform 

Чехия, март

dokweb.net

Стоит также упомянуть о пражской площадке East Doc Platform, где документалисты из Центральной и Восточной Европы проводят встречи с организаторами фестивалей, дистрибьюторами, байерами в надежде найти финансовую поддержку. Заявка на участие в этом мероприятии, стартующем в начале марта.

 

 

Sofia International Film Festival

Болгария, март

siff.bg

На проходящем в мартовской Болгарии Софийском международном кинофестивале ждут презентаций первых, вторых или третьих полнометражных игровых проектов от режиссеров и продюсеров, нуждающихся в финансировании или сопродюсере. Правила подачи заявки.

 

 

Молодiсть

Украина, октябрь

molodist.com

Похожие условия (разница лишь в том, что к рассмотрению принимаются только первые или вторые проекты режиссера) устанавливают организаторы рынка копродукции на киевском фестивале «Молодiсть». Желающим попасть в число участников октябрьского форума в Киеве необходимо всего лишь заполнить короткую форму.

 

 

Sarajevo Film Festival

Босния/Герцеговина, август

sff.ba

Обширную программу встреч, презентаций и дискуссий для профессионалов также готовят на августовском кинофестивале в Сараево. Организуемый здесь рынок копродукции назван Cinelink — регистрация проекта.

 

 

Остальной мир

Основные площадки для презентации кинопроектов, организуемые в более удаленных от России странах, перечислены в нашем материале, посвященном кинорынкам.

Укажем здесь еще несколько питчей, о которых мы до сих пор не рассказывали.

 

Документальное кино

Питчинги для документальных проектов устраиваются сразу на нескольких авторитетных фестивалях в Европе:

  • Амстердамском (питчинг как таковой скрывается за названием IDFA Forum и проходит в ноябре),
  • канадском Hot Docs (Hot Docs Forum, апрель),
  • швейцарском Visions du Réel (Pitching du Réel, апрель),
  • британском Sheffield Doc/Fest (MeetMarket, июнь),
  • португальском Doclisboa (Lisbon Docs, октябрь),
  • испанском DocsBarcelona (Pitching Forum, май),
  • датском CPH:DOX (CPH:FORUM, ноябрь).

 

Анимация

Для специалистов по анимационному кино в мае в Штутгарте проводят международную конференцию Animation Production Day, где обсуждаются новые проекты и возможные схемы финансового партнерства, копродукции и дистрибуции.

На базе самого авторитетного смотра анимации в мире в июне проходит питчинг MIFA, куда можно подать полнометражную анимацию, короткий метр, сериалы и трансмедийный проект.

 

Игровое кино

Режиссерам и продюсерам независимого игрового кино стоит обратить внимание на рынки копродукции и питчинги на следующих фестивалях:

Наконец, авторы короткометражного кино наверняка найдут для себя что-то полезное на одном из самых престижных и известных специализированных фестивалей — февральском смотре во французском Клермон-Ферране. Рынок короткого метра, организуемый здесь уже в 30-й раз, считается крупнейшим в мире.

  • в Роттердаме (CineMart, январь, Нидерланды),
  • в Мангейме и Гейдельберге (Mannheim Meeting Place, ноябрь, Германия),
  • в Висбадене (East-West Talent Lab, апрель. Германия),
  • в Котбусе (East-West co-production market, ноябрь, Германия).

 

Текст: Дмитрий Сафин

 

festagent.com

Питчинг Википедия

Защита кинопроекта на питчинге

Пи́тчинг (англ. pitch — выставлять на продажу) — устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект[1]. Идею фильма или сериала обычно защищает сценарист, режиссёр, продюсер или представитель студии.[2]

Pitch является сокращением от англ. sales pitch (торговая презентация), что является одной из техник продаж.[3] Питчинг используется на разных стадиях кинопроизводства от кастинга до дистрибуции.[2] Для потенциального инвестора собирается пакет с информацией о проекте, такой как синопсис сценария и бюджет.[4] Кроме этого могут сниматься независимые питчинг-трейлеры, чтобы лучше визуализировать задумку авторов и показать серьёзность их намерений. Материалы к питчингу готовятся на основе литературного сценария и раскадровки. Например, Джеф Марш и Дэн Повенмайр авторы идеи мультипликационного сериала Финес и Ферб пришли на студию The Walt Disney Company с раскадровкой, которую представили в виде аниматика из последовательности рисунков со звуковыми эффектами, озвучкой и закадровым голосом. После чего получили одобрение на создание мультфильма.[5]

Телевизионные питчинги могут проводиться телеканалами или продюсерскими компаниями. Некоторые каналы предлагают участникам питчинга внедрять в их идеи определённых персонажей для поднятия рейтингов.[6]

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 В мире
    • 1.2 В России
  • 2 Виды питчинга
    • 2.1 Сценарный
    • 2.2 Продюсерский
  • 3 Цель проведения питчинга
    • 3.1 Для режиссёра
    • 3.2 Для продюсера
  • 4 Этапы питчинга

ru-wiki.ru

Питчинг и мастер-класс Митты — Статьи на КиноПоиске

Помимо основной конкурсной программы, на завершившемся в Сочи 24-м фестивале «Кинотавр» прошло несколько мероприятий, которые не столь заметны широкой публике, но не менее значимы. Среди них мастер-класс председателя жюри Александра Митты и продюсерский питчинг, где кинематографисты представляли свои новые проекты.

На ежегодном фестивале «Кинотавр», недавно завершившемся в Сочи, помимо основного конкурса и программы короткого метра, проходят другие примечательные мероприятия. Среди таковых присутствует уже ставший традиционным питчинг, где начинающие кинематографисты представляют жюри свои проекты. Также в этом году все желающие смогли посетить мастер-класс председателя жюри фестиваля Александра Митты. Помимо прочего, режиссер рассказал собравшимся о том, как правильно писать киносценарий.

Мастер-класс Александра Митты

Поздним вечером первого дня кинофестиваля председатель жюри основной конкурсной программы «Кинотавра» Александр Наумович Митта рассказал гостям и участникам фестиваля о разработанной им профессиональной сценарной схеме, которой он делится на протяжении многих лет со своими студентами и слушателями в школе-студии и на открытых лекциях.

Познакомиться с разработками мастера, несмотря на ночное время, пришли как журналисты, так и звездные гости. В зале под люстрой можно было встретить Екатерину Гусеву, Григория Добрыгина, сестер Носик и Дмитрия Дюжева.

Стоит отметить, что Александр Наумович, которому недавно исполнилось 80 лет, как председатель жюри посмотрел к моменту лекции два конкурсных фильма. При этом ночью кинорежиссер эмоционально и вдохновенно рассказывал и показывал слушателям сценарные схемы.

В зале стоял планшет на треноге и маркеры. Читать занудные лекции — это не в стиле Митты. Перед слушателями он актер. Взмахивает маркером, как дирижер палочкой, держит внимание зала. И сопровождает схемы иллюстрациями (в книге «Кино между раем и адом» все рисунки принадлежат ему).

Сценарные схемы, которые предлагает Митта, сводят до минимума точки зрения, управляющие развитием формы. Данными схемами пользуется сам мастер в своих работах. Александр Наумович выделяет главное: структура — это универсальный рабочий инструмент, работающий всегда.

Выдержки из текста лекции предлагаем ниже.

«Есть три элемента, которые нуждаются в постоянной связи, чтобы одно с другим все время работало. Это герой, который требует непрерывного и постоянного внимания, фильм и зритель. В центре всегда должно быть событие, позволяющее этому объединению развивать руководящую идею. Развитие идет через конфликт. Если в начале есть некоторая ценность и в конце есть ценность, которая отличается, то событие происходит. Наши ценности — эмоциональные ценности. Еще Бергман говорил, что наша задача, имея интеллектуальную ценность в замысле, превратить ее во что-то, что попадает в сердце, минуя промежуточную остановку в области мозга.

Зрителя всегда нужно доводить до катарсиса. Это не результат, это вектор. То, что еще древние греки называли очищением через страх и сострадание. Фильм состоит из 20—30 событий. и каждое событие имеет четкую трехактную структуру на пути к катарсису. Первый акт до поворотного пункта — это огромное событие, второй делится на два события. Далее идет кульминация — тоже событие.

Как работает структура: сначала экспозиция и завязка, дальше драматическая ситуация, когда внешняя ситуация сильнее, чем возможности характера. Главный элемент развития любого рассказа — конфликт, в который вступает герой. Конфликт — главный инструмент, он может развиваться до бесконечности. Обязательное условие: антагонист должен быть в разы сильнее персонажа. Чтобы приобрести форму, конфликт должен закончиться драматической перипетией — перепадом состояния на противоположное.

Выражать структуру должен герой. В экспозиции и завязке у персонажа должно быть желание. Без этого желания никогда не удастся найти контакт героя со зрителем. Желание героя на уровне драматической ситуации должно перейти в действие, действие должно развиться в конфликте. Драматическая перипетия рождает изменение. В конце у героя все должно измениться. Теперь проясним, как с эти будет связан зритель. У зрителя все проще. Сначала у него возникает вопрос: что там будет? Вопрос сопровождает зрителя все время. Вопрос перерастает в напряжение, что переходит к соучастию в конфликте. В конце во время драматической перипетии у зрителя наступает удивление изменением героя.

Если рассказывать историю через данную структуру, то она всегда будет рассказана внятно и понятно.

Помимо драматической ситуации, необходим и внутренний конфликт. Без него история будет плоской. Внутренний конфликт действует 24 часа, он всегда при персонаже. Это конфликт с телом, эмоциями и разумом. Конфликт с телом, когда, например, девушка хочет похудеть или мужчина сломал ногу. С эмоциями — когда мы никак не можем с ними совладать. С разумом — когда мы не знаем, что делать в той или иной ситуации, и это побуждает нас к неправильным действиям.

Помимо конфликта героя с самим собой, он вступает в конфликт с окружением: семья, друзья, любимые и близкие. А также герой вступает во внеличностные конфликты (социальная жизнь, атмосферные и техногенные явления). Чем больше мелких конфликтов, тем убедительнее герой.

Форма может быть какой угодно, но если суть выражена так, что антагонист значительно и внятно сильнее, чем герой, а не абстрактный конец света, то тогда это работает. Всегда работает то, что ощутимо. Баланс между героем и антагонистом всегда должен быть таким, что антагонист всегда сильнее. Герой же должен расти, он приобретает опыт, что-то понимает, становится больше. Но антагонист становится значительно больше. Должен быть коллектив антагонистов против одного героя.

Если подробнее разобрать драматическую ситуацию, в которой находится герой, то сначала, когда на героя действует конфликт, есть мотив. Он как зубная боль, он не дает думать ни о чем другом, кроме решения проблемы. Мотив выступает элементом развития драматической ситуации. Вслед за мотивом есть намерения, когда за эмоциями включается разум. На этой стадии герой принимает решение. Уже после этого происходит действие. Но всегда нужно учитывать альтернативный фактор. Что будет, если я это не сделаю немедленно, почему я должен это делать здесь и сейчас? Этот убедительный фактор выступает важным элементом».

«Структура делает замысел убедительным. Эта структура работает как в полнометражных фильмах, так и в фильмах на три, четыре, десять минут», — в который раз повторяет Александр Наумович аудитории. Слушатели аплодируют, а некоторые бегут разбирать листы со схемами и рисунками. Среди этой кучки замечен и Дмитрий Дюжев, яростно отстаивающий у организаторов семинара свои права на творение мастера. Чем закончилось противостояние, знают лишь такие же борцы, а остальные слушатели разошлись по отелям спать.

Питчинг

8 июня в Сочи прошел традиционный питчинг в рамках фестиваля «Кинотавр». Местом проведения было решено выбрать зал делового центра «Парк отель». Гости и жюри разместились за столиками и наблюдали за выступающими, которые рассказывали о своих проектах за трибуной. После напутственного слова и пожеланий куратор питчинга Анна Гудкова передала микрофон участникам. В этом году в питчинге задействовано 12 проектов, два из которых анимационные. За трибуну вставали как опытные постановщики, так и дебютанты. Сразу несколько молодых девушек в гордом одиночестве представляли и защищали свои фильмы. Также отметим, что в этом году устроители питчинга изменили регламент и выделили выступающим по семь минут вместо пяти.

Жюри было немногословным и вопросов после выступлений практически не было. Больше других похвалы удостоился проект Елены Гликман, бывалой питчингующейся, который и получил главный приз жюри. Правда, денежных призов в этом году не было, а победа была символическая. По словам Александра Роднянского, главное, что проекты питчинга рассматриваются международными кинорынками.

Проект продюсера Елены Гликман под названием «Чайки» — это притча о любви на фоне современной Калмыкии, где все герои интуитивно соблюдают забытые традиции. Это современная повесть об одиночестве, о поиске себя, поиске любви. Девушка Эльза случайно вышла замуж за рыбака и так и не стала родной для мужа и его семьи. Однажды он не возвращается, оставшись в море навсегда. Теперь, став наконец свободной, Эльза поняла, что ей некуда идти. Неожиданная новость о беременности девушки от погибшего мужа заставляет его брата, влюбленного в Эльзу, напомнить ей о старой традиции, когда давным-давно вдову отдавали замуж за младшего брата. И на поминки супруга Эльза приходит уже невестой его младшего брата.

Режиссером картины выступает ученица Владимира Хотиненко Элла Манжеева. Елена Гликман рассказала, что познакомилась с Эллой на прошлогоднем «Кинотавре» и заинтересовалась ее сценарием. Несмотря на то, что это дебют режиссера, она не новичок в индустрии. Элла — профессиональный звукорежиссер. Во время питчинга проекта Владимир Хотиненко сказал множество лестных слов о своей ученице, отметив ее напор и хватку. Сама Элла на питчинг приехать не смогла, но через Елену представила тизер картины с утвержденными актерами. Трагедия человека на фоне прекрасных видов Калмыкии. Елена также отметила, что в фильме участвует только один профессиональный актер — исполнительница главной женской роли. Все остальные являются настоящими жителями Калмыкии. Елена Гликман считает, что таким образом они придают картине колорит.

Не менее интересными и красочными были презентации анимационных проектов. Первыми выступали создатели мультфильма «Тайна Сухаревой башни». Стоит отметить, что мультфильм активно рекламировался на фестивале, буквально везде можно было встретить многочисленные плакаты и рекламные буклеты фильма. «Тайна Сухаревой башни» — классическая 2D-анимация про эпоху Петра Первого. Жанр фильма можно определить как историческую фэнтези-сказку, действие которой развивается на фоне реальных исторических событий. Главный герой — мальчик Петя, который становится свидетелем таинственного события в лаборатории чародея Якова Брюса, а после вместе с дочерью Брюса, Марго, отправляется в волшебные миры, чтобы восстановить манускрипт.

Опытная студия анимации с не менее опытной командой уже завершила производство восьми серий из тринадцати, запланированных для мультсериала о Сухаревской башне. На питчинге выступающие искали партнеров для производства полного метра и дальнейшего его продвижения. Как сообщил генеральный директор «Каро Премьер» Алексей Рязанцев, у его кинокомпании уже есть договоренность с создателями проекта по прокату фильма в кинотеатрах.

Вторым анимационным фильмом на питчинге был «Белый клык» по мотивам повести Джека Лондона. Действие фильма происходит в удивительном ледяном мире, где люди в глазах животных представляют собой сказочных богов, обладающих неведомой силой и физическими возможностями. Это история одинокого волчонка, выросшего в суровом краю и не ведавшего любви и ласки. Фильм будет исполнен в технике рисованной анимации. В сложных панорамных кадрах будет применена трехмерная компьютерная графика. Волка создавала художница и режиссер-постановщик студии «Мельница» Дарина Шмидт. Команда у проекта подобралась весьма интересная. Это американские специалисты по компьютерной графике Рустам Хасанов и Бастин Дибуа, художник-постановщик Дмитрий Маланичев, работавший над «Симпсонами», режиссер Слава Ушаков. Представлял проект на питчинге режиссер, сценарист, а теперь и продюсер Александр Караваев. Александр очень харизматично и ярко рассказал о фильме, сопровождая выступление показом тизера. Знакомые имена студии «Мельница» и яркий костюм режиссера проекта Ришата Гильметдинова не оставили равнодушным продюсера Сергея Сельянова. Он согласился ознакомиться с проектом во время индивидуальной встречи.

Продюсер Николай Бабич представил эксперимент с целью поиска новых форм киноязыка, названный «Буриме». Это объединяющая киноидея, которая связывает профессиональное киносообщество с молодыми, талантливыми, творческими и энергичными режиссерами-сценаристами. В проекте примут участие 22 постановщика. Сценаристы и режиссеры из разных городов и стран присылают свои варианты развития сюжета к текущему эпизоду. Команда «Буриме» выбирает два лучших и непохожих друг на друга варианта текста, приглашая их авторов в Москву на съемки. Для создания каждого из 11 эпизодов предлагается две версии от разных режиссеров, а зритель выбирает лучшую для продолжения фильма.

Николай Бабич живо рассказывал гостям и жюри питчинга о своем проекте, показывал слайды и тизер. Много работы уже было проделано, но, чтобы довести фильм до зрителя, Николаю и его команде нужны опытные старшие товарищи, за чьей поддержкой продюсер «Буриме» приехал в Сочи. Роднянский похвалил идею и заметил, что этот фильм интереснее как интернет-проект, рассчитанный не на кинематографистов, а на обычных людей, которые могут поиграть в кино.

Также на питчинге был представлен второй за всю его историю интернациональный проект. Немецкая команда в лице продюсера Елены Шамайтат и режиссера Тимо Земика рассказали о фильме «Последняя минута». Женщина и мужчина в бескрайней степи в ожидании неравной битвы с непобедимой армией под предводительством воинственного генерала. В последние 24 часа жизни там, откуда некуда сбежать, герои вынуждены сделать выбор: либо сдаться окончательно, либо превзойти самих себя.

Сами авторы рассматривают свое произведение как истерн. Продюсер картины Елена Шамайтат рассказала, что сценарий развивался два года, а сейчас к их команде присоединился немецкий продюсер Оливер Дамиан. Актерский состав планируется интернациональный, включая двух российских актеров. Поиском партнеров создатели занимаются не только в России. Совсем недавно проект был анонсирован в Каннах.

Также на питчинге были представлены следующие работы: фильм «Хранительница» Нели Мурсалимовой об обычной девушке Ане, обнаружившей свою принадлежность к таинственному ордену; картина «Быть» сценаристки Наны Гринштейн, для которой этот проект должен стать режиссерским дебютом; «Корректировщик» Андрея Загидуллина о параллельных реальностях; мрачная драма «Тетя Галя» сценаристки и режиссера Даши Худолевой; картина с черновым названием «Проявление» также ученицы Владимира Хотиненко и второго режиссера фильма «Да и да» Анны Сарухановой; «Джуги» Пулата Ахматова об азиатских цыганах, а также роуд-муви «Ванька» Тимо Земика о приключениях казахских водителей и китайца по имени Лю Вань, которого водители называют Ванькой.

www.kinopoisk.ru

Питчинг — Википедия. Что такое Питчинг

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пи́тчинг (англ. pitch — выставлять на продажу) — презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект[1].

История

(!)Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Впервые в России продюсерский питчинг состоялся в 2007 году в рамках фестиваля «Кинотавр»[2].

С 2011 года питчинг документальных проектов проходит на фестивале «Артдокфест». Также питчинги с участием сценаристов, продюсеров и режиссёров, проходят во ВГИК на ВКСР. В июне 2013 года питчинг в рамках 35-го Международного Московского Кинофестиваля проведет Молодёжный центр Союза Кинематографистов России.

18 апреля 2015 года[3] прошел первый независимый (без господдержки) питчинг игровых проектов Teamwriting Insight[4], организованный компанией Teamwriting — первой в России профессиональной «комнатой сценаристов»[5]. В мероприятии приняло участие более 30 представителей российских продюсерских компаний, что делает Teamwriting Insight самым представительным на территории Российской Федерации. Основными отличиями Teamwriting Insight от других российских питчингов являются: рецензирование профессиональными редакторами каждой заявки, подаваемой на конкурс, индивидуальное содействие курирующего редактора при доработке авторами проектов из лонг-листа и выделение времени на питчинге для неформального прямого общения продюсеров с авторами-финалистами. Все проекты-финалисты имеют готовность сценария, прошедшего неоднократную редактуру. Второй питчинг Teamwriting Insight состоялся 16 апреля 2016 года, третий — запланирован на апрель 2017 года[6]. Статистика продаж сценариев, презентуемых в финале питчинга, имеет на 2016 год положительную динамику (только в течение первых трех месяцев после питчинга были проданы сценарии Артема Ляшенко «Двушка» и Александра Тарасова «Второй гидроагрегат»[7]) .

В 2016 году Национальное агентство по печати и СМИ «Русский литературный центр» начало проводить питчинг и для писателей, организуя встречу с издательскими домами.

Источники

wiki.sc

Что такое питчинг, зачем он писателю и как все сделать правильно: storytelling_ru — LiveJournal

Мы уже рассказывали в сообществе о приглашении от издательства Рипол на третий питчинг писателей в Петербурге. Вчера этот самый питчинг состоялся, и, как его участник, хочу поделиться новым опытом 🙂 Вдруг вы тоже как-нибудь соберетесь питчить книгу?

«То, что для вас — творчество, для издательства — бизнес», — говорили нам члены жюри, стараясь убедить не только хорошо писать, но и уметь представлять себя и свою книгу издателю.
«Боритесь с застенчивостью», — говорили они. А единственный способ сделать это — постоянно вылезать из зоны комфорта. Например, прийти на питчинг.

Питчинг (от англ. «pitch» — выставлять на продажу, подавать мяч в игре) — понятие, заимствованное из киноиндустрии (а она, в свою очередь, позаимствовала его из продаж). Питч — краткая презентация проекта с целью уговорить инвесторов на сотрудничество. Особенность питча в краткости (от 30 секунд до 5 минут) и яркости (в идеале это должна быть история, включающая рассказ об авторе питча и проекте, эмоционально вовлекающая слушателя).

В третьем питчинге приняли участие двадцать разных начинающих публиковаться писателей: от фантастов до поэтов. Я носила свои истории про дождевого червя Ивана.
В жюри было шесть человек: представители издательств и литературной школы, литагент, писатель и еще директор Буквоеда, в котором все происходило. Если я ничего не напутала, то и некоторые участники питчинга, и некоторые члены жюри специально приехали из Москвы.

По быстрому фидбеку в конце стало понятно, что издатели искали: крупные романы (минимум 10 авторских листов), модные темы (рекламный копирайтинг, вампиры, любовные треугольники в исторической перспективе), желательно основанные на личном опыте (роман про больницу от врача, роман про рекламу от копирайтера) или основанный на реальных событиях (вокруг истории редкого драгоценного камня, основанный на переписке реальных жителей прошлого века).

Вот что я вынесла из подготовки к питчингу и участия в нем:

1. Раздатка подкупает
Листок или книжечка. Дополнительная информация. Вложенная в дело энергия. Продуманность.
Напечатанная брошюра с будущей книгой радует издателя, пока он вас слушает. Он уже практически видит, как все переделает и выпустит сам.

Всегда можно отредактировать плохую страницу, но нельзя отредактировать пустой лист.
(Джоди Пиколт)

2. Нужны заготовки речи
Рассказ надо тренировать, особенно если время ограничено. Я несколько дней готовила и рассказывала по таймеру свою историю. Хоть я и волновалась, но подбирать слова было просто: отрепетировала.

3. Начинайте с личной истории
Мы с astiya_td в этом сообществе и на семинарах по сторителлингу постоянно про это говорим. На писательском питчинге жюри высказалось в том же ключе: ваш проект — неотъемлемая ваша часть. Вы о ней говорите, значит, вас что-то связывает. Нужно, чтобы это что-то было понятным.

Лучше всего членам жюри запоминались рассказы, начавшиеся с личных историй.
Я работаю врачом, и мой роман о больнице (все кивают: понятно).
Я решила пожить в лесу дней девять, а потом написала про свой опыт (все улыбаются).

4. Для оценки книги на лету нужны четкие факты


  • объем в авторских листах

  • аудитория

  • зачем читателям нужна ваша история

  • зачем издателю эта книга в редакторском портфеле

  • на какие книги, серии, авторов похожа ваша проза


«То, что для вас — творчество, для издательства — бизнес».
P.S. И еще один материал о питчинге: из блога Balzac Klasses, соорганизатора встречи

storytelling-ru.livejournal.com

Идея есть — питчить надо

И как тогда обойтись без ошибок?

Во-первых, не забывай, что питч — это твоя первая статья. Уже здесь потенциальный редактор будет оценивать адекватность и «лёгкость слога».

Во-вторых, краткость. Старайся не вылезать за пределы десяти предложений. Это советует редактор «The New York Times» Тим Херрера.

В-третьих, думай как редактор. Херрера пишет, что получает от 10 до 200 питчей в день. И только несколько из них может назвать «годными».

В-четвёртых, проверяй: можешь ли ты представить свой текст в желаемом СМИ уже завтра? Если да, то твой питч уже летит редактору.

И в-пятых, домашка! И это половина успеха. Изучай то медиа, где ты хочешь опубликоваться. Знай его аудиторию, концепцию, требования к авторам и их материалам. А ещё пробивай по тегам и «поиску по стене» ключевые слова по своей теме, чтобы не повторяться.

 

А если у меня уже есть крутая идея, примерный план материала — куда писать-то?

Изучаем тепловую карту СМИ. Это таблица, где собраны контакты редакторов, конкретная специфика множеств медиа и даже указана сложность попадания вашего материла туда.

«Есть ещё такая штука — профессиональный идиотизм. Это когда ты не можешь читать как читатель, а делаешь это как журналист или редактор. Это хороший скилл, если им не злоупотреблять», — Дарья о том, что журналистам, особенно начинающим, к любому произведению или материалу стоит относиться критически. Анализировать и думать: что бы я убрал, а что бы добавил.

 

Передо мной чистый лист. С чего начать письмо редактору?

1.   приветствие. Только без «доброго времени суток» — это моветон, правда. Лучше нейтрального «здравствуйте» пока ничего не придумали;

2.   сам питч. Лаконично описываем идею. Эксперты и визуалка — это козыри, помним;

3.   мини-самопрезентация. Здесь перечисляем все регалии и достижения, которые могут приблизить тебя к званию эксперта в сфере, о которой пишешь;

4.   не забудь попрощаться! И оставить свои контакты.

Но! Второй и третий пункт можно менять местами в зависимости от уровня «экспертности». Если ты обладаешь каким-то уникальным опытом в том, о чем пишешь — говори об этом сразу после приветствия.

— Лично у меня фейсбук — чисто для работы. Контакт — что-то среднее. А Инстаграм… Надеюсь, вы меня там никогда не найдёте, — Дарья считает, что у каждого журналиста должен быть хотя бы один профиль, полностью посвящённый работе, которым вы и делитесь в письме.

 

«Пиши пьяным, редактируй трезвым» — Дарья цитирует Хемингуэя и раскрывает секреты грамотного оформления питча.

•   Не забудь про тему письма. 2/3 журналистов решают открывать на почте письмо или нет, глядя на тему.

•   «Подшиваем» — учитываем стиль общения в редакции. Для «Бумаги», например, позволителен чуть меньший официоз, чем в том же «Коммерсанте». И + персонификация. Не ленимся пробивать ФИО редактора, причём конкретно того отдела, где ты хочешь опубликоваться.

•   Дай отлежаться — не отправляй письмо «между делом». Пусть «остынет» и на утро ты точно найдёшь там то, что стоит отредактировать.

Но иногда приходится питчить свою идею оффлайн — лицом к лицу. Не бойся говорить на реальную аудиторию — так ты получишь более скоростной фидбек (как минимум!).

 

И вот четыре правила для питчинга оффлайн:

•   запомниться и выделиться. Желательно, остаться в рамках приличия;

•   будьте энергичнее, чем публика. И в физическом, и в эмоциональном плане. Надо гореть той идеей, которую вы питчите;

•   настройтесь и смотрите в глаза. Либо на самое доброе и благосклонное лицо в аудитории (оно всегда есть. Ну хотя бы одно). Либо поверх голов;

•   полюбите вопросы. Гораздо хуже, когда их нет. И при подготовке всегда оценивайте себя критически, задавайте сами себя самые каверзные и неудобные.

jrnlst.ru

Leave a Reply