Организация онлайн курсов – Как создать и организовать онлайн-курсы

Содержание

Как создать и организовать онлайн-курсы

Выберите тему обучения

Найдите свою нишу — определитесь, чему будете обучать покупателей. Сегодня есть курсы на абсолютно разные тематики: например, в Snap English School учат говорить на английском, Lakshmi School обучает ведической астрологии, а KidsLetters выбрали основным направлением деятельности обучение каллиграфии. У всех этих школ есть свои клиенты и прибыль.

Вы ничем не ограничены в выборе темы. Но, желательно, чтобы тема была интересна вам, иначе со временем можете потерять желание развивать проект. Еще лучше, если вы эксперт в нише. Например:

  • хореограф с опытом работы 5–10 лет может обучать людей простым танцам дистанционно;
  • маркетолог может готовить специалистов;
  • психолог может организовать онлайн-курсы по работе над собой и психологическим здоровьем.

Онлайн-курсы можно создавать и не являясь экспертом в нише. Тогда нужно привлечь сторонних преподавателей — тех, кто идеально знает нишу и готов поделиться своими знаниями за деньги. Желательно найти экспертов сразу и обсудить с ними способ оплаты. Например, можно предложить оплату за один созданный курс, фиксированную зарплату в месяц или процент от продаж.

Чтобы проверить актуальность темы, используйте Яндекс.Вордстат. Введите в строку поиска ключевое слово, например, «обучение танцам онлайн» или «курс по программированию онлайн». Чем больше запросов, тем конкурентнее ниша. Чем меньше, тем легче будет продвижение, но и огромного потока клиентов ждать не стоит.

На этом этапе нужно определить точную тему курса. Например, «Редактирование снимков в Photoshop», «Погружение в профессию диетолога», «Создание коммерческих предложений». Чем уже тема, тем проще будет программа. Если хотите охватить много направлений, можно открыть свою онлайн-школу или сделать несколько курсов.

В магазине курсов 24 категории, множество платных и бесплатных онлайн-курсов по разным темам В магазине курсов 24 категории, множество платных и бесплатных онлайн-курсов по разным темам

Определитесь, кто будет преподавать

Перед тем, как создать онлайн-курс, определитесь, кто будет учить. Если вы эксперт, можете взять преподавание в свои руки. Если нет — найдите тех, кто даст ученикам действительно ценные знания и навыки.

Для преподавания желательно выбирать людей с достижениями в профессиональной сфере. Ученики будут больше доверять им, потому что увидят, что эти люди знают, о чём говорят. Сравните сами: вы пойдете учить английский к недавнему студенту или к преподавателю в профильном ВУЗе с 10-летним стажем, который постоянно повышает квалификацию?

Автору тренинга для диетологов можно доверять — она не раз повышала квалификацию, получила много дипломов, уже преподавала раньше Автору тренинга для диетологов можно доверять — она не раз повышала квалификацию, получила много дипломов, уже преподавала раньше

Искать экспертов можно в социальных сетях, на сайтах для фрилансеров, на тематических форумах. А ещё вы можете изучать рейтинги и писать тем, кто в них представлен. Например, если планируете обучать маркетингу, просмотрите рейтинг специалистов. Его формируют разные компании, но лучше доверять авторитетным источникам. Например, рейтингу НПБК — Национальной премии бизнес-коммуникаций.

Определите механику курса

Выбор механики зависит от личных предпочтений и формата знаний, которыми вы будете делиться. Например, можно:

  • записать курс на видео, текстом или в интерактивном формате и продавать его покупателям;
  • набрать несколько учеников и проводить вебинары для группы, а потом проверять знания тестами, экзаменами;
  • записать курс один раз, но предоставлять индивидуальное сопровождение — лично проверять выполнение задач, объяснять непонятные моменты;
  • использовать интерактивный формат — создать образовательную платформу, которая будет вести учеников по заданному алгоритму;
  • записать видео-уроки и сделать задания к ним, а потом набирать учеников и работать с ними одновременно.

В любом случае, вам придется создать какой-то базис: PDF-документ с пошаговой инструкцией, видеоуроки, программу для «живого» вебинара или запись.

Массовый формат требует меньше времени. Например, вы можете сами выбрать определённое время для проверки домашних заданий. Индивидуальный подход отнимет больше времени — если будете обучать каждого человека отдельно, придется реагировать на сообщения в разное время, уделять больше внимания процессу, объяснять какие-то непонятные моменты каждому лично.

Например, «Нетология» обучает разработчиков по сложной механике с вебинарами, домашними заданиями, личными консультациями Например, «Нетология» обучает разработчиков по сложной механике с вебинарами, домашними заданиями, личными консультациями

Выберите формат

Как сделать онлайн-курсы? Зависит от выбранной механики. Можно использовать разные форматы:

Интерактивное обучение. В этом случае ученики будут получать урок, выполнять домашнее задание и переходить к следующему этапу только после успешной сдачи теста. Скрипт для интерактивного формата можно написать самому или использовать готовые решения — например, платформу Getcourse. На ней можно создавать группы учеников, тренинги и курсы, назначать стоп-уроки, без прохождения которых клиент не сможет продолжить обучение.

Вебинары. Вебинар — это онлайн-трансляция. Преподаватель рассказывает что-то на камеру, ученики смотрят урок в прямом эфире и могут задавать вопросы в чате. Ученики реагируют через комментарии, и автор курса сразу может уделить время непонятным моментам.

Можно использовать записи, то есть транслировать заранее записанные видео, но «живые» вебинары ценятся выше. Проводить их можно на специальных платформах, например, в том же сервисе Getcourse. Если планируете использовать вебинары, заранее подумайте о рассылке уведомлений — чтобы ваши ученики не пропускали уроки.

Набор видео. Те же самые вебинары, но записанные заранее. В этом случае клиент получает доступ к пакету с видеофайлами: например, к архиву или папке в облачном хранилище. Или смотрит уроки последовательно, если вы используете интерактивное обучение. Видео можно записать обычной камерой, смонтировать в видеоредакторе Movavi, Windows Movie Maker или другом подобном софте. Для записи видео с экрана тоже есть отдельные программы — например, Bandicam.

Тексты. Это — самый непопулярный формат обучения. Текст читать долго. Кроме того, визуализация всегда работает лучше: так ученики сразу увидят процесс, если нужно продемонстрировать что-то, и потратят меньше сил на концентрацию. Например, видео можно запускать в фоновом режиме, а текст нужно читать вдумчиво. Онлайн-курсы в текстовом формате часто используют инфобизнесмены в плохом смысле этого слова, то есть продавцы курсов о том, как зарабатывать миллион, ничего не делая.

Видео работает лучше текста. А если к нему добавить интерактивные тесты с элементами геймификации или индивидуальную проверку домашних заданий, ученикам будет легче проходить курс. Но выбор формата только за вами — можете работать с любым из них.

На «Инфохите» большинство курсов видеоформата На «Инфохите» большинство курсов видеоформата

Напишите программу

Вы выбрали нишу и точную тему, нашли преподавателей и определились с форматом. Дальше напишите программу обучения — о чём расскажете ученикам, чему научите.

Программа нужна и вам, и ученикам.

  • Вам — чтобы легче было записывать курс. Когда есть тезисы, основная структура, вы уже знаете, о чём будете рассказывать и чему стоит уделить больше внимания.
  • Ученикам — чтобы они сразу оценили ценность курса. Покажите программу — потенциальные клиенты увидят, чему конкретно их научат, о чём будет говорить преподаватель.
Сразу понятно, что на курсе от Free Publicity School научат строить стратегию продвижения личного бренда и рассказывать о себе разными методами Сразу понятно, что на курсе от Free Publicity School научат строить стратегию продвижения личного бренда и рассказывать о себе разными методами

Создайте обучающие материалы

По заранее созданным тезисам запишите онлайн-курс. Чтобы он был эффективным, подробно раскрывайте каждый модуль. Чтобы его было легко воспринимать, следуйте простым советам:

  • Показывайте. Например, если обучаете редактированию фотографий, покажите процесс. Лучше один раз продемонстрировать, где находится заливка, фильтры или инструменты для рисунков, чем сто раз объяснить и повторить.
  • Приводите примеры. Говорите о правильном произношении в английском языке — произнесите несколько фраз на английском. Обучаете визажистов — покажите фотографии ваших работ. Готовите маркетологов — объясняйте на своих проектах. Это мотивирует и визуализирует знания.
  • Объясняйте решения. Если делаете что-то во время урока, объясняйте, почему поступили именно так. Например, почему выбрали именно эту модель заголовка, эту песню для обучения вокалу, эти упражнения для похудения. Это вызовет доверие, лишний раз продемонстрирует вашу экспертизу, даст ученикам дополнительное понимание темы.
  • Давайте задания. Теория не сравнится с практикой — поэтому выпускники ВУЗов иногда не могут найти работу. Дайте возможность ученикам показать навыки, которые они приобрели. Например, после модуля о презентационном посте в курсе про личный бренд попросите написать этот пост. А потом похвалите лучших и разберите ошибки слабых.

В целом отталкивайтесь от вашей ниши, выбранной механики и формата. Можете изучить дополнительные материалы. Например, резидент ACCEL Оксана Сударева рассказывала, как составлять онлайн-курсы круто.

Если обучаете дизайну, как здесь, — лучше запишите видеокурс или сделайте скриншоты, чтобы показать процесс и результат. Если обучаете дизайну, как здесь, — лучше запишите видеокурс или сделайте скриншоты, чтобы показать процесс и результат.

После того, как создали курс, можно «протестировать» его — попросить несколько человек пройти обучение. Так вы получите обратную связь и сразу увидите проблемные места, сможете доработать продукт. Кстати, это поможет рекламировать курс — у вас уже будут честные отзывы учеников.

Привлеките первых учеников

Чтобы запустить онлайн-курс, нужно привлечь первых учеников. Если для теста достаточно предоставить бесплатный доступ к материалам, то здесь нужна реклама.

Во всех случаях нужно создать посадочную страницу — место, куда будете направлять потенциальных учеников. На такой странице нужно рассказать о практической пользе от курса, представить автора или преподавателей, описать программу — сделать так, чтобы посетитель захотел купить доступ к материалам.

Самый популярный формат презентации — лендинги: одностраничные сайты. Например, их создали наши резиденты: онлайн-школа по пауэрлифтингу Strong By Strong, пряничная онлайн-школа Веры Черневич.

На лендинге удобно подавать основные преимущества вашего курса На лендинге удобно подавать основные преимущества вашего курса

Привлекать посетителей на посадочную страницу можно несколькими способами:

  • SEO — продвижением в поисковых системах. В этом случае ученики будут сами находить вас, но придется создавать многостраничный сайт, чтобы выйти в топ выдачи поисковых систем. Первые результаты будут заметны через 2–3 месяца после начала работы.
  • Контекстной, таргетированной, тизерной рекламой. Вы будете создавать объявления и платить за них. Потенциальные клиенты увидят рекламу в выдаче поисковых систем, соцсетях или на сторонних сайтах.
  • SMM — продвижением в социальных сетях. Этот способ тоже требует временных затрат, но стоит дешевле. Особенно если вы уже строили личный бренд в соцсетях и можете уделять время продвижению продукта.

Чтобы продажи были лучше, дайте клиентам что-то бесплатно. Например, электронную книгу, первый вводный урок или вебинар за адрес электронной почты. Так вы получите базу подписчиков и сможете показать, что курс действительно крутой.

Если узнали, как создать онлайн-курсы, но сомневаетесь, обратитесь к нам. Посмотрите бесплатный мастер-класс или оставьте свой контакт — обсудим нюансы, дадим шаблоны, доведем до результата.

На лендинге удобно подавать основные преимущества вашего курса

Дарья Сопина

Автор

the-accel.ru

Как создать курс обучения: методология разработки онлайн курсов

Всем нам известно, что обучающий курс должен захватывать своим сюжетом и превращать порой сухую теорию в увлекательный учебный материал. Тонкостями создания эффективного и рационального обучения занимается наука педагогического дизайна, которая направлена на максимальное вовлечение слушателя от начала прохождения курса и до его завершения. Грамотное использование педагогического дизайна поможет замотивировать пользователя на запоминание ключевой информации и применение новых знаний на практике. Далее мы подробно рассмотрим, как создать курс обучения, используя методологию педагогического дизайна.

«У вас никогда не будет второго шанса
произвести первое впечатление!»

Аллан Пиз

Первое впечатление на потенциального студента вы начинаете производить буквально с первых вводных слов, а возможно и с первого изображения на вашей стартовой странице веб-сайта. И от того, каким будет это первое впечатление, зависит — вовлечется ли он в процесс обучения или будет потерян для вас навсегда. Очень часто, с целью максимального вовлечения потенциального слушателя в обучение, предлагается использовать бесплатный тестовый модуль. И от того на сколько грамотно он будет составлен и какая информация будет в нем представлена, будет зависеть, останется слушатель с вами или нет. Но о модульной системе обучения я расскажу немного ниже.

Есть множество моментов, которые следует учитывать при разработке обучающего онлайн курса. Кроме того, что необходимо позаботиться об основном содержании и разработке эффективной стратегии электронного обучения, нужно еще учесть архитектуру курса, которая будет соответствовать тематике обучения и своей аудитории.

В этой публикации я помогу вам обойти подводные камни проектирования и разработки курса онлайн обучения. Итак, предлагаю вам методологию разработки обучающего курса, которая состоит из ПЯТИ рекомендаций, которые необходимо учесть в своей работе.

1. Детально изучите и проанализируйте вашу целевую аудиторию.

В разработке курса e-learning, где информативный и хорошо написанный контент, высококачественные элементы дизайна и юзабилити имеют важное значение, не стоит забывать, что курс создаётся, в первую очередь, ради клиента, а не ради самого курса!

Прежде, чем приступить к созданию обучающего онлайн курса, вы должны выяснить:

  • Каковы интересы ваших потенциальных студентов?
  • Каков их уровень подготовки?
  • Как они относятся к образованию?

Найдя ответы на эти вопросы, вы сможете создать идеальный курс обучения для своего слушателя, который далее станет вашим постоянным клиентом. Эти знания позволяют правильно адаптировать материал под аудиторию; определить уровень их знаний, чтобы избежать лишней информации или вдруг не потерять важное; в конце концов — говорить с учащимися на одном языке, используя их жаргонизмы или профессиональный сленг.

Таким образом, действительно одной из самых ценных задач для вас как проектировщика курса или педагогического дизайнера, будет анализ целевой аудитории и выявление её ключевых особенностей.


2. Не упускайте из вида цели обучения.

Еще в начале проектирования курса, цели обучения всегда должны быть во главе угла. Каждый элемент курса онлайн обучения — от расписания до содержания самого элементарного графика, который вы используете на последней странице — должны служить этим целям. Если вы в процессе обучения теряете из вида цели и задачи, то рискуете создать неэффективный курс. Попросту — сделать работу зря. Необходимо иметь четкое представление о том, что студент ожидает от вашего курса обучения, чтобы донести до него правильную информацию и не обмануть ожидания.

Цели и задачи могут быть невероятно запутанными, и здесь вы должны чётко выделить главное, структурировать и внедрить эту информацию в обучение, без малейшего отклонения от поставленных задач. Так пользователь сможет без затруднений пройти весь курс обучения и достичь его и вашей общей цели — получить новые знания и навыки и остаться довольным услугой.

Это немного похоже на лестницу. Цель — верхняя ступенька, которую должен достичь наш слушатель. Чтобы выполнить это задание, ему придется шаг за шагом преодолевать новые ступени, чтобы постепенно становиться выше и опытнее. В этом случае отличным стимулом для лёгкого и эффективного “подъёма” является модульная система обучения, которая подразумевает промежуточный контроль знаний и тем самым не позволяет студенту забросить обучение. Для реализации такого решения я рекомендую воспользоваться тестированием или практическими заданиями (кейсами) после каждого модуля обучения.

3. Используйте такой материал для онлайн курса, который будет являться вызовом для обучающегося.

Создание онлайн курса, который не достаточно сложен, чтобы бросить вызов учащемуся, является одной из самых больших ошибок дистанционного обучения.

Студент в процессе обучения должен чувствовать, что он выходит за пределы своих знаний и ощущать, как обучающий курс наполняет его новым опытом. В противном случае, он не сможет увидеть реальной ценности обучения и не будет достаточно мотивирован, чтобы продолжить изучение материала.

4. Избегайте тяжелой информации, которая ведёт к когнитивной перегрузке.

Несмотря на информативную насыщенность и явную полезность материала, он не должен перегружать мозг студента. Каждый элемент вашего курса обучения должен быть лёгок для восприятия и усваивания. Поэтому понимание основ теории когнитивной перегрузки и применение их в разработке учебных программ является абсолютной необходимостью.

Вы же хотите, чтобы ваши ученики получили максимум пользы от созданного вами обучения?

Когнитивная теория нагрузки предполагает, что учащиеся способны эффективно усваивать информацию только в том случае, если она не перегружает их восприятие. Другими словами, наша кратковременная (оперативная) память может сохранить только определенное количество информации одновременно (а не бесконечный запас данных).

Будьте лаконичны. Не включайте лишнюю информацию и упрощайте сложные понятия, заменяйте их более удобоваримыми. В этом вам, однозначно, поможет педагогический дизайн.

Вот несколько советов о том, как можно уменьшить когнитивную перегрузку в дизайне обучающего курса:

Позаботьтесь о простоте курса.

Удалите все содержимое, которое не является абсолютно необходимым для учебного процесса. Например, если вы разрабатываете слайд-шоу для визуализации информации, попробуйте уменьшить количество посторонних графиков и схем.

Используйте различные методические приемы в разработке онлайн курса.

Представляйте информацию по-разному. Например, с помощью вебинаров, графических каталогов, методических сборников, аудио-записей и других инструментов. Чередуйте подачу информации как устно, так и визуально, с помощью образов и графиков. Таким образом вы «включите» два канала восприятия — аудиальный и визуальный.

Задействуйте дробное предметное обучение.

Разделите содержимое курса на более мелкие уроки и стимулируйте обучаемых двигаться только вперед по курсу, до полного усвоения материала, не перегружая их оперативную память.

5. Используйте интерактивные элементы в создании обучающего курса.

В этом случае вам пригодятся видео и аудио ролики, кейсы, фоновая музыка и всё, что поможет сделать онлайн обучение более эффективным и результативным. На тему, как создать интерактивный вебинар есть отличный материал: Вебинар-магнит: визуализация + геймификация + интерактив

Главной целью будет — добиться эмоциональной привязанности от пользователя. Эмоциональные реакции помогают учащимся лучше усваивать новую информацию и навыки. Видео-ролики или изображения, которые могут вызвать эмоциональный отклик, остаются в памяти надолго и заставляют думать о себе даже после окончания обучения.

Здесь, пожалуй, самым мощным и доступным для вас инструментом станет интегрирование в курс обучения примеров из реальной жизни, которые студент может применить в своем отдельном случае. Это продемонстрирует учащимся из первых рук, как приобретенные знания могут быть применены вне учебной среды и тем самым докажут пользу вашего курса обучения.

Очень важно в процессе обучения организовать групповое взаимодействие. Обеспечьте учащихся общением друг с другом. Начните с групповых дискуссий на интернет-форумах и всячески поощряйте их, чтобы решать проблемы коллективно в режиме онлайн.

Очень мощным инструментом, на мой взгляд, являются социальные сети. Рекомендую интегрировать социальные медиа в стратегии электронного обучения. Сотрудничество в группах позволяет включить человеческий фактор в обучающий курс, несмотря на некую ограниченность виртуальной связи. Живое общение даст вашей аудитории возможность учиться друг у друга, и тем самым изучить тему глубже, обмениваясь опытом и своими впечатлениями в специально созданных группах.

Учитывая эти советы, вы сможете успешно создать онлайн курс, даже будучи новичком в мире e-learning. Для более опытных читателей, у которых уже есть некий опыт в организации онлайн-обучения, данные рекомендации позволят выполнить более тонкую настройку итоговых результатов и избежать ошибок.
Со временем вы получите курс, который удовлетворит запросы самых требовательных клиентов и доставит вам истинное удовольствие от e-learning бизнеса, а вашей аудитории подарит качественное обучение в удобном формате!

Вас также могут заинтересовать следующие статьи:

etutorium.ru

12 сервисов для создания курсов

Новые образовательные технологии хороши тем, что позволяют каждому не только учиться, но и учить. Edutainme нашли 12 сервисов, любой из которых позволяет без труда провести свой курс, а некоторые — еще и заработать на этом.

Lore

Поначалу Lore легко спутать с Facebook, но это сходство лишь визуальное. То, что в одном было лентой новостей, в другом стало лентой курсов, где преподаватели компонуют лекции из картинок, презентаций, таблиц, аудио- и видеороликов. Полноценный профиль есть только у преподавателя, а у студентов страницы довольно-таки безликие, что разумно — все же это образовательная, а не развлекательная сеть. «Ленточное» оформление курсов облегчает общение — студенты могут задавать вопросы под любым постом (даже если это обычная картинка). Еще у каждого ученика есть личный дневник для ведения заметок, календарь, где преподаватель назначает даты сдачи работ, и библиотека с необходимой для курса электронной литературой. Регистрация в Lore открыта для всех преподавателей, а студенты получают доступ к сети только по приглашению учителя. Но и для тех, и для других сервис всегда остается бесплатным.

Eliademy

Образовательная платформа финской компании CBTec, которую основали выходцы из Nokia. Eliademy старается полностью уместить процесс прохождения курсов в браузер — прямо на месте можно просматривать даже таблицы Excel и презентации PowerPoint. Под выложенными файлами преподаватели оставляют голосовые заметки — так в Eliademy и формируются лекции. Каждый урок можно связать с определенным домашним заданием. Ленты для обсуждений здесь нет, зато есть форум, где можно вести групповые дискуссии как на Coursera. Если хотите скрыть свой курс от посторонних глаз, сделайте его закрытым и пускайте по приглашениям. Регистрация в Eliademy бесплатная, но желающие могут установить плату за прослушивание лекций.

EduBrite

EduBrite старается упростить жизнь преподавателям. Создавать свои уроки здесь очень легко, процесс похож на написание поста в блог — закидываем необходимые файлы, расставляем их в правильном порядке, даем комментарии, и готово! После того, как вы сделаете несколько уроков, их можно связать в курс и завершить его тестом по пройденному материалу. В EduBrite студенты не имеют возможности общаться друг с другом, зато у сервиса есть приложение для iPad, где можно скачивать уроки и просматривать их в офлайне. Стоимость EduBrite зависит от количества студентов, продолжительности подписки и типа аккаунта. Например, тариф Personal для группы до 25 студентов будет бесплатным, а тариф Business для такой же группы обойдется в $24 в месяц, зато позволит зарабатывать на курсах.

Moodle

Система управления курсами из Австралии. Сразу после регистрации платформа попросит определиться с техническими моментами — задать настройки приватности, указать продолжительность курса и пр. Затем можно собирать лекции из разных файлов и даже подготовить заключительный экзамен. Хотя функционал Moodle весьма скромный, некоторые возможности сервиса уникальны: например, есть возможность вставить его как модуль в другие сайты с помощью специального программного кода. Это удобно, если вы хотите презентовать свой курс на каком-нибудь сайте. Также в Moodle можно делать опросы, глоссарии, анкеты и небольшие базы данных. Сервис полностью бесплатен.

Cornerstone OnDemand

Образовательная платформа для обучения работников крупных организаций — частных и государственных компаний или университетов. OnDemand можно использовать как для повышения квалификации сотрудников, так и для первичного обучения нового персонала или студентов. В отличие от других сервисов, OnDemand работает как своеобразная биржа преподавателей — прежде, чем начать создание курса, необходимо разместить свое резюме, указав специализацию и вкратце рассказав о своем подходе к обучению. После этого на вас может выйти работодатель, который и оставит вам заявку на создание курса — при этом выбор методики и содержания останется за вами. OnDemand заточена под мобильное пользование — у сервиса есть версии для Android и iOS, а также возможность скачивать и изучать уроки офлайн. Стоимость работы в OnDemand обсуждается непосредственно с клиентом — сервис выступает только в роли посредника.

Versal

Versal сходу привлекает простым и понятным интерфейсом. Каждый курс здесь создается из функциональных элементов — видеороликов, диаграмм, картинок, пояснительных записей и т.д. Элементы добавляются простым перетаскиванием иконок в рабочую область, где можно расположить их в правильном порядке. После завершения работы Versal дает ссылку на курс, которую можно отправить своим студентам или разместить в социальных сетях. Специальных возможностей для общения со студентами (видео- или аудиоконференций, чата или форума) у сервиса нет. Versal бесплатен для частных лиц, но для организаций стоимость сервиса зависит от количества учащихся. К примеру, 500 студентов обойдутся вам в $100 в месяц, а 3500 — уже в $1250 в месяц.

Basecamp

Basecamp хорошо известен в IT-среде — это одно из самых популярных приложений для менеджмента проектов, простое в освоении, но очень гибкое и быстрое. Над каждым проектом можно работать группами: администратор создает дискуссии, формирует список задач и загружает необходимые для их выполнения файлы, а исполнители участвуют в обсуждении и работают над поставленными заданиями. По сути, это отличная среда для ведения онлайн-курсов — инструментарий Basecamp аналогичен таковому у Lore или Eliademy. Вдобавок, сервис поддерживается большинством современных платформ и имеет мобильные версии для Android и iOS. И главное — Basecamp совершенно бесплатен для преподавателей. Нужно только зарегистрироваться на сайте сервиса и написать краткое письмо на адрес [email protected] с рассказом, где вы работаете и что преподаете.

Edmodo

Edmodo — нечто вроде социальной сети для преподавателей и студентов. Сервис выстроен вокруг общения — преподаватель может создавать предметные группы для обмена учебными материалами, опросы и тесты для проверки знаний учащихся, загружать книги в специальный библиотечный раздел, а другие файлы — на Google Drive, который синхронизируется с Edmodo. Все это создает среду, где менторы и ученики общаются на равных и делятся опытом. Особо активных студентов здесь можно дополнительно мотивировать бейджами — «усердный ученик», «поможет с домашним заданием» и т.д. Сервис полностью бесплатен, все его возможности открываются сразу после регистрации. Вдобавок, у Edmodo есть мобильная версия для Android и iOS, тоже бесплатная.

Udemy

В Udemy чувствуется серьезный технический уклон — значительная часть местных курсов предлагает делать мобильные приложения, изучать Java и знакомиться с новым языком программирования Apple — Swift. Чтобы создать курс в Udemy, нужно зарегистрироваться в качестве преподавателя, войти в редактор и добавить в него необходимые для обучения файлы, после чего скомпоновать их в правильном порядке. Каждый урок можно завершать тестом для проверки знаний. Студенты, в свою очередь, могут задавать вопросы на специальной панели курса и общаться в курсовой группе — в этом Udemy схожа c Coursera. У сервиса есть мобильное приложение для Android и iOS — вы можете загружать уроки на смартфон и изучать их офлайн. Сервисом бесплатен, но некоторые курсы стоят денег — этот момент остается на усмотрение преподавателя. Также Udemy предоставляет преподавателям услуги в виде рекламы или привлечения учеников. В первом случае он берет вознаграждение в 3% от продаж курса, во втором — 50%.

Peer 2 Peer University

В Peer 2 Peer University царит демократия — уроки здесь создаются сообща учениками и преподавателями. Процесс проходит в виде дискуссии, участники которой делятся опытом и мнениями. Создатель курса запускает тему — выкладывает ролик или лекцию — после чего его дополняют другие пользователи. Сервис уравнивает профессоров и обычных пользователей — люди с учеными степенями общаются здесь с энтузиастами, получившими свои знания в сети. Peer 2 Peer University полностью бесплатен.

Coursmos

Сервис для создания микрокурсов, длительность которых не превышает часа. Такие уроки позволяют быстро обучиться конкретным навыкам или получить общие знания в определенной сфере. Практически все курсы имеют формат видеозаписи, которую сопровождают текстовые пояснения. Важный момент — свой урок можно сделать даже на смартфоне с помощью мобильного приложения для Android и iOS. Готовый материал выкладывается в общий доступ или предлагается отдельным участникам по ссылке. Coursmos бесплатен, но при желании вы можете сделать платный курс. В этом случае сервис возьмет небольшую комиссию с прибыли.

Stepic

Простой веб-сервис для создания коротких курсов: поддерживаются форматы MOOC и SPOC, уроки можно встраивать на другие сайты и платформы, включая Coursera, edX, Moodle, Canvas и другие. Чтобы создать курс, достаточно зарегистрироваться на сайте или войти через учетную запись Google+, Facebook, Twitter, Coursera или даже GitHub. Stepic предлагает подавать информацию маленькими частями, «шагами». Каждый «шаг» — это картинка, небольшой текст, ссылка, вопрос или тест. Строгой структуры нет — при желании вы можете проверять знания после каждого предложения. Мобильное приложение Stepic пока не выпустил, и в целом сайт не очень стабильно работает на смартфонах и планшетах. Зато сервис полностью бесплатен, а все курсы находятся в свободном доступе.

Егор Антоненков

www.edutainme.ru

Пять инструментов для создания собственного онлайн-урока

Мария Губина

Создатель и руководитель тренинг-центра «Маркетинг с азов».

Онлайн-курсы — настолько популярная тема сейчас, что попробовать себя в ней хочется очень многим. Как показывает опыт, самое сложное — не придумать формат курса, не разработать программу и даже не собрать участников. Больше всего вопросов вызывает техническая сторона: какие сервисы и программы нужно освоить, чтобы качественно сделать первый онлайн-урок?

Вот несколько проверенных инструментов, которые позволят вам провести урок в режиме онлайн, сделать видеозапись и превратить его в настоящий обучающий онлайн-продукт.

Проведение урока в прямом эфире

Самое распространённое решение для онлайн-трансляций – это, конечно, использование специальной площадкой для проведения вебинаров. Но площадок очень много, какую и по каким критериям выбрать?

Основные возможности вебинарных комнат таковы: презентация, чат, аудио и видео спикера, рисование. Если вам достаточно этого списка опций, то в выборе площадки ориентируйтесь на цены, оперативность технической поддержки, возможность тестирования (наличие демопакета) и интуитивность интерфейса для спикеров и участников.

Но если вам потребуются дополнительные функции – демонстрация экрана, проигрывание видео- или аудиороликов, загрузка и скачивание материалов участниками, проведение опросов, сбор статистики и так далее – изучите эти нюансы заранее, так как они присутствуют не в каждом сервисе.

По соотношению «цена / качество / функциональность» я рекомендую присмотреться к eTutorium.

Плюсы:

  • Хорошее качество трансляции.
  • Автоматическая запись и сохранение вебинара, возможность скачать или смотреть его в режиме онлайн (эта опция есть не на всех площадках).
  • Автоматическое сохранение ленты чата, возможность её скачивания.
  • Отличная техподдержка 24/7.
  • Возможность участвовать в уроке со смартфонов и планшетов без установки каких-либо программ и приложений.
  • Множество функций: доска для рисования, опросы, конструктор лендингов и возможность выгружать платформу на другие сайты (то есть трансляцию можно провести с вашей собственной страницы).

Минусы:

  • Цена выше, чем у ряда аналогов.
  • Сервис не всегда адекватно функционирует в некоторых браузерах.

Другие вебинарные комнаты, которые я бы советовала рассмотреть:
Pruffme, Wiziq (англоязычная), ClickMeeting.

Создание записи вебинара, эфира или экрана

Большинство вебинарных комнат делают собственную запись урока. Однако технические проблемы возможны на любых платформах, поэтому я советую всегда делать дублирующую запись, чтобы рассылать её участникам или позже продавать как отдельный видеоурок.

С помощью Movavi Screen Capture Studio можно не только записать весь экран целиком, но и его часть (например, только окно с презентацией без чата), а также после обработать видео.

Плюсы:

  • Достаточно понятный интерфейс.
  • Программа может выполнять захват всего экрана, его части, одновременно писать экран и видеокамеру.
  • Возможность конвертировать контент в различные видео- и аудиоформаты.
  • Монтаж видео в программе.
  • Сжатие файлов без потери качества.

Минус:

  • Программа платная, хотя и сравнительно недорогая.

Альтернативы: Camtasia Studio (дороже, но с большими возможностями), Сam Studio (англоязычная, бесплатная), QuickTime (для Mac, удобная, но с меньшим количеством функций), iSpring Free Cam (бесплатная и очень простая).

Проведение группового занятия (видеоконференции)

Для полноценного проведения онлайн-урока вам может понадобиться формат конференции — возможность общения между участниками.

Некоторые вебинарные комнаты предлагают формат одновременного вещания нескольких спикеров, но редко больше двух. Если выбираете стандартный веб-зал, обращайте внимание в описании тарифов на количество выступающих.

Для общения с группой в режиме онлайн можно использовать Zoom.

Плюсы:

  • Возможность общения с группой без задержек в трансляции — и, пожалуй, абсолютных аналогов я не знаю.
  • Бесплатный пакет, позволяющий проводить мероприятия продолжительностью до 40 минут.
  • Возможность создания записи и сохранения её на компьютере или в облаке.

Минусы:

  • Всем участникам трансляции нужно скачать программу на компьютер или в телефон.
  • Презентация не загружается на сервис, а показывается с помощью демонстрации экрана, что не очень удобно для спикера.

Альтернативы: старый добрый Skype или YouTube Hangouts.

Предварительная запись урока

Если вы не планируете собирать группу онлайн, а хотите изначально сделать урок в записи, то помимо уже описанных программ, вам понадобится Loom — расширение для Chrome.

Его особенность в том, что Loom делает запись не экрана вашего компьютера, а окон, открытых в браузере Google Chrome. Соответственно, если вы планируете использовать в уроке презентацию, то задействуйте для создания презентации «Google Документы» или открывайте её в браузере.

Плюсы:

  • Отсутствие необходимости конвертировать контент, видео (довольно хорошего качества) готово к просмотру сразу.
  • Возможность делиться ссылкой на видео. При этом не обязательно скачивать его на компьютер (но функция скачивания предусмотрена).
  • Функция записи видеокамеры — будет видно ваше лицо (можно отключить при желании).
  • Расширение бесплатно.

Минусы:

  • Отсутствие функции монтажа видео.
  • Отсутствие возможности выбрать отдельную область экрана или записать что-то, не открытое в браузере.
  • Наличие единственного формата выходного файла — MP4.
  • Нет возможности убрать строку инструментов сервиса.

Обработка видео или создание урока из слайдов

Если программы типа Camtasia Studio или Movavi Screen Capture кажутся вам сложными (или дорогими) и вам не нужно делать запись экрана, но требуется обработка видео, попробуйте YouTube Editor.

Плюсы:

  • Большое количество функций: можно обрезать видео, склеивать несколько частей, создавать слайд-шоу из фотографий или картинок из презентации, есть функция написания текста и подбора аудиодорожки.
  • Интуитивно понятный интерфейс.
  • Сервис бесплатный.

Минус:

  • Чтобы обработать файл, его нужно залить на свой YouTube-канал. А для того, чтобы скачать результат, нужны отдельные надстройки.

Перечисленные инструменты дают возможность создавать собственные онлайн-уроки при небольших или даже нулевых вложениях. При этом, повторюсь, рынок онлайн-технологий достаточно широк, на нём есть много интересных решений, с которыми вы наверняка познакомитесь в процессе освоения ниши онлайн-обучения.

26–27 октября в Москве состоится вторая практическая конференция по онлайн-образованию EdMarketLab. Знаниями в области создания обучающих продуктов поделятся самые известные российские эксперты.

Читайте также

lifehacker.ru

⭐️Как создать электронный обучающий онлайн-курс с нуля

Вы планируете самостоятельно создавать электронные курсы или уже создаете, но в процессе возникает масса вопросов: с чего начать? как изучить аудиторию? как оформить курс? какие задания подготовить?

Пора разложить все по полочкам! Совместно с экспертами из сферы eLearning мы запускаем серию подробных уроков о том, как создать электронный курс при помощи редактора iSpring Suite.

В программе обучения:

  1. Определяем задачи курса и целевую аудиторию →
    Что узнаете: почему важно изучить целевую аудиторию и сформировать задачи будущего курса.
  2. Как работать с предметным экспертом →
    Что узнаете: для чего работать с предметными экспертами, как наладить взаимодействие, как правильно задавать вопросы.
  3. Как написать сценарий для тренингового курса →
    Что узнаете: какие бывают форматы сценария, для чего тренинговому курсу сторителлинг, что в составе хорошей истории и как написать качественный текст.
  4. Как оформить онлайн-курс: советы по визуальному дизайну →
    Что узнаете: принципы визуального дизайна, цвета, шрифты, баланс, контраст.
  5. Диалоговый тренажер: зачем нужен и как создать →
    Что узнаете:как создать сценарий ветвления, методики составления дерева диалога, практика работы с редактором диалогов iSpring TalkMaster.
  6. Что проверяет хороший тест →
    Что узнаете: как правильно составить вопросы, какие типы заданий бывают, когда лучше запускать тестирование, что проверяет хороший тест, практика работы с Quizmaker.
  7. Как создать качественный видеоурок в офисе или дома →
    Что узнаете: как выбрать оборудование, настроить освещение, работать в кадре, монтировать и синхронизировать видео со слайдами.
  8. Для чего нужен пилотный запуск курса →
    Что узнаете: для чего собирать фокус-группу, как получить обратную связь и отработать ошибки в курсе.

Для начала стоит ознакомиться с конструктором онлайн-курсов iSpring Suite .В нем можно легко создавать электронные обучающие материалы: курсы, тесты, видеолекции, тренажеры и скринкасты, а также собирать их из готовых блоков как конструктор. Его можно скачать бесплатно.

Чем отличается iSpring Suite от аналогов читайте в статье «Cравнение программ для создания курсов».

Шаг 1. Определите цели и задачи электронного курса

«Что сотрудник должен уметь делать после прохождения обучения?» — ответ на этот вопрос поможет правильно начать формирование целей и задач обучения, потому что простого «понимания» и «знания» определенной информации недостаточно. От сотрудника прежде все ждут применения конкретных навыков на практике, добиваясь нужного для компании результата. От этого стоит отталкиваться при составлении обучающего курса.

Правильная постановка целей и задач курса необходима, прежде всего, для выбора правильного инструмента обучения: сегодня электронный курс это не только набор слайдов, но и диалоговые и drag-and-drop тренажеры, интерактивные задания, тесты или видеолекции.

Например, при обучении продавцов важно, чтобы они не просто знали о продуктах компании и их особенностях, но и могли решить конкретную задачу: повысить продажи в два раза. Следовательно, обучение может быть разбито на два блока: теоретический и практический.

Исходя из целей бизнеса можно сформулировать задачи обучения: обучить продавцов новому товару, научиться снимать возражения о цене товара.

Подробнее о том как определить цели и задачи обучения, целевую аудиторию курса читайте в отдельном уроке. Урок подготовлен совместно с практикующими разработчиками — Владимиром Раджаповым, Александром Воробьевым, Ксенией Серебряковой, Татьяной Левановой.

Итоги шага 1: На этом этапе разработки курса у вас появилась сформулированная бизнес-задача, а также цель обучающего курса, стала понятная целевая аудитория онлайн-обучения.

Шаг 2. Проведите интервью с предметным экспертом

Предметный эксперт является гуру в своем деле, он основной источник информации и генератор идей для разработчика электронных курсов. Вот почему важно выстроить с ним тесное взаимодействие. Без эксперта сложно проделать всю работу, описанную в предыдущем пункте: определить цели курса, его аудиторию и подобрать необходимые обучающие материалы.

Эксперт поможет подготовить необходимый для создания курса материал, тексты, примеры из практики и кейсы.

При разработке обучающего курса вместе с экспертом важно дать ему свободу действий при выборе контента, однако стоит следить за тем, чтобы курс в дальнейшем не был перегружен теорией, которую сложно сразу применить на практике.

Предметный эксперт также окажется бесценным консультантом на этапе оценки готового курса перед его запуском, источником конструктивной критики и материалов для доработки курса.

Более подробно тому, как выстроить эффективное взаимодействие с предметным экспертом и его роли в создании курса, посвящен отдельный урок, подготовленный совместно с экспертами в электронном обучении.

Итоги шага 2: После прохождения второго этапа разработки курса у вас есть представление о том, какой предметный эксперт нужен вам для успешного создания онлайн-курса и как выстроить взаимодействие с ним.

Шаг 3. Напишите сценарий электронного курса

Сценарий — техническое задание, детальное описание и основа будущего обучающего курса, поэтому собрать курс без детально проработанного сценария невозможно.

Для последующей работы над ним в сценарии нужно прописать все нюансы: тип курса, его разделы, ситуации для каждого слайда, содержание тестов, анимации и тренажеров. Сценарий курса зависит от его типа: информационный, тренинговый или мотивационный, а также от уровня сложности.

В рамках разработки сценарий онлайн-курса разрабатывается его концепт, а большие массивы информации и практические задания делятся на отдельные элементы — модули — для большего удобства. Разбивать курс на модули целесообразно, если он длиннее пяти слайдов.

Чтобы не запутаться в процессе создания онлайн-курса, важно определиться со всеми диалоговыми тренажерами и тестами, их типами — обучающие или проверяющие — и целями. В дальнейшем предстоит написать небольшой сценарий для каждого практического задания.

После создания структуры наступает следующий этап — работа с тем материалом и текстами, который удалось собрать и получить от эксперта.

Подробную инструкцию по созданию сценария курса мы подготовили вместе с экспертом в области eLearning и основателем студии по разработке электронных курсов New York Александром Виноградовым.

Итоги шага 3: Если следуете всем инструкциям, у вас готов сценарий будущего онлайн-курса. Он имеет четкую структуру, поделен на блоки и модули, соответствует заявленным целям и задачам курса, а вы точно знаете, в какой последовательности выстроены все элементы.

Шаг 4. Оформите онлайн-курс

Успешно составленный онлайн-курс с нуля — это красивый и аккуратный дизайн. При этом быть профессиональным дизайнером для этого сегодня не требуется. Подробно о подходах к дизайну курсов рассказывается в нашем уроке.

Кроме того, если вам нужно быстро сделать качественный дизайн курса, можно использовать готовые шаблоны из библиотеки контента iSpring Suite.

Шесть главных составляющих, которые необходимо изучить и использовать при создании дизайна курса: композиция, шрифт, выравнивание, контраст, цвет и стиль. От них будет зависеть удобство обучения, юзабилити курса, психологическое воздействие на обучаемого и общий приятный и опрятный внешний вид онлайн-курса.

Как быстро создать курс с нуля при помощи библиотеки контента, смотрите в этом видеоуроке:

Итоги шага 4: Изучив основы дизайна вы узнаете, как упаковать полезную обучающую информацию в красивую обертку, чтобы она была приятная глазу, а также была понятна и проста для восприятия, что немаловажно.

Итоги шага 4: Изучив основы дизайна вы узнаете, как упаковать полезную обучающую информацию в красивую обертку, чтобы она была приятная глазу, а также была понятна и проста для восприятия, что немаловажно.

Шаг 5. Создайте диалоговый тренажер

Диалоговый тренажер в eLearning представляет собой интерактивное упражнение, которое имитирует разговор с человеком: покупателем, подчиненным или коллегой. Тренажер позволяет в формате диалога отработать навыки общения без рисков. Основой любого диалога выступает какой-либо пример из практики — бизнес-кейс, вокруг которого складывается сюжет ситуации.

При создании онлайн-курса с нуля стоит решить, нужен ли вообще в нем диалоговый тренажер и для чего. Этот инструмент должен решать конкретные цели обучения — навыки общения продавца с покупателем или продажи нового продукта клиенту. Диалог позволяет в безопасном пространстве обучить сотрудника говорить четко и по делу, чтобы на практике действовать без ошибок.

Как сверстать диалоговый тренажер читайте в отдельном уроке. В программе можно продумать ветвление, подобрать фон и персонажа к каждой сцене, озвучивать реплики, назначить баллы за правильные ответы и штрафовать за неправильные. Как им пользоваться, подробно описано в видео:​

м электронного обучения — диалоговым тренажером.

Итоги шага 5: После прохождения пятого этапа разработки онлайн-курса вы сможете пользоваться важным инструментом электронного обучения — диалоговым тренажером.

Шаг 6. Создайте онлайн-тест

Онлайн-тест является неотъемлемой частью любого обучающего курса, так как позволяет проверить полученные знания.

Ошибки в составлении теста приводят к тому, что оценить результаты обучения адекватно становится невозможным. К таким ошибкам относятся неочевидные ответы, слишком высокая или, наоборот, низкая сложность, подсказки в самих вопросах.

Ниже приводится интерактивный тест для подготовки к сдаче экзамена в ГИБДД, в котором реализуются различные возможности онлайн-тестирования.

О том, как избежать неточностей при создании онлайн-теста, выбрать тип тестовых заданий, правильно рассчитать время тестирования, составить вопросы и решить ряд других задач, рассказывает основатель студии по разработке электронных курсов New York Александр Виноградов в этом уроке.

Говоря о популярности тестирования как метода оценки знаний, стоит отметить, что свыше 80% зарубежных компаний пользуются именно тестами для оценки уровня знаний соискателей и сотрудников. В России тесты используются 69% эйчаров.

Итоги шага 6: На этом этапе вы узнаете, как составить обучающий и аттестационный тесты для онлайн-курса, как выбрать типы вопросов и как их сочетать.

Шаг 7. Создайте обучающее видео

В век мобильных технологий и YouTube создание обучающего видео при разработке онлайн-курса воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Видео — удобный и понятный формат для передачи практически любой полезной информации.

Обычно выделяют три типа обучающего видео:

  • Скринкаст — запись с экрана компьютера, сопровождаемая закадровым голосом комментатора. Подробнее о скринкастах мы рассказали в статье «Как записать скринкаст: пошаговая инструкция».
  • Формат видеосопровождения, с так называемой “говорящей головой”, когда лектор сопровождает презентацию в PowerPoint.
  • Обучающий видеоурок, который по формату похож на телепередачу с богатым видеорядом, продуманным сценарием.

Как и при создании других форматов, для начала нужно определиться с задачами обучения, целевой аудиторией, затем разработать сценарий и воплотить его в жизнь.

На сегодняшнем уровне развития и доступности техники делать видео самостоятельно не так сложно, как кажется. Об этом детально рассказывается в очередном уроке по созданию онлайн-курса с нуля, который подготовили наши эксперты — Владимир Раджапов, Дмитрий Якушев и Мария Плоткина.

Кстати, создать видеоурок можно, не выходя из PowerPoint. Подробнее о том как это сделать, смотрите в видеоуроке:

Итоги шага 7: Изучив наши материалы, вы сможете определить, какое именно видео нужно вашему обучающему курсу и как его создать, начиная с написания сценария и заканчивая постановкой света и закадровым текстом.

Шаг 8. Запустите пилотный проект

Пилотный запуск проекта — это тест-драйв обучающего курса, который позволит найти слабые места и неточности до массового запуска обучения.

В процессе проверки курса он по-прежнему должен отвечать целям и задачам обучения, быть комфортным для учеников. Пробный запуск помогает найти фактические неточности, опечатки, устаревшую информацию, собрать мнения на основе обратной связи.

На этапе пилотного запуска проекта курс, как правило, проходит фокус-группа из числа как опытных сотрудников, так и новичков для объективной оценки. После пробного запуска, курс следует доработать на основе полученных данных от “тестировщиков”.

Подробнее узнать о том, что представляет собой пилотный запуск проекта и зачем это нужно, можно из нашего урока от эксперта eLearning, сооснователя Corporate e-Learning Club Марины Литвиновой.

Итоги шага 8: К этому этапу у вас уже есть готовый курс со всем необходимым контентом, осталось протестировать его, собрать отзывы, доработать и вот он — готовый обучающий онлайн-курс!

Резюме

Итак, в данном материале мы прошлись по основным шагам создания онлайн-курса с нуля. Разобрали, что необходимо для его максимальной эффективности.

  • Научились ставить цели и задачи
  • Определять аудиторию курса
  • Создавать сценарий курса
  • Работать с экспертами
  • Создавать дизайн курса
  • Создавать видео-уроки
  • Создавать тесты и диалоги
  • Проводить пилотный запуск

Успехов!

www.ispring.ru

Как запустить свой обучающий курс и начать на нём зарабатывать

20–21 марта в Москве состоится первая практическая конференция по онлайн-образованию EdmarketConf-2018. Экспертными знаниями в области создания обучающих продуктов поделятся самые известные российские образовательные бренды. А читатели Лайфхакера уже сегодня получат практические советы по запуску собственного обучающего курса от одного из ключевых спикеров конференции Алексея Полехина.

Алексей Полехин

Операционный директор университета IT-профессий «Нетология».

Любой профессионал, достигший определённых успехов в своей сфере, задумывается о том, чтобы поделиться своими знаниями с другими, создав собственную образовательную программу. Почему бы и нет, ведь это не только отличный способ пропиарить себя как эксперта, но и возможность заработать на своих знаниях. Я составил пошаговое руководство, которое поможет вам запустить свой образовательный курс с нуля.

Выберите тему

Несмотря на то что вы хорошо разбираетесь в своей предметной области, не стоит стараться сделать одну универсальную учебную программу сразу обо всём. Начать стоит с небольшой программы для новичков. Каковы основы вашей профессии? Какими навыками должен обладать специалист, чтобы претендовать на джуниорскую или даже стажёрскую позицию в вашей сфере? Ответьте на эти вопросы и именно этому посвятите ваш первый курс.

Новички в любой теме менее требовательны, и шансы на успех первой программы при таком выборе многократно возрастают. Также, начиная с основ в вашей области, вы оставляете себе очевидную возможность для будущего развития вашего образовательного проекта.

Составьте черновик программы

Вы уже представляете себе будущую учебную программу, но всегда лучше сформулировать её описание в документе. Начните с формальных моментов: запоминающегося названия, портрета целевой аудитории, длительности в часах, представления экспертов программы.

Если у вас достаточно компетенций и времени на то, чтобы провести как минимум один запуск программы самостоятельно, сделайте именно так. Дополнительных экспертов стоит привлекать исключительно для проработки узких тем, в которых вы, возможно, не сильны.

Дайте короткое описание программы: какие темы в ней будут раскрыты и, главное, чему научится выпускник.

Затем самое главное в этом документе — структурированное описание теоретической части. Начните с тематических блоков, далее детализируйте описание до занятий, а уже в занятиях выпишите как можно больше тезисов по конкретной теме.

Оптимальный объём программы выглядит примерно следующим образом: 3–5 тематических блоков по 2–4 занятия в каждом. Суммарно оптимальный объём курса начального уровня — 10–12 занятий по два часа для гуманитарных тем и по часу для сложных технических и математических занятий.

В этом же документе опишите отдельно, как вы видите практическую составляющую курса. Порой стоит начать не с первого занятия, а с конца — что может быть финальным результатом работы студента на курсе. Например, стратегия, презентация, дизайн-макеты, проект, аналитические расчёты, программный продукт и так далее. И, уже зафиксировав результат, можно попробовать разложить его достижение на шаги в обратном порядке.

Создайте посадочную страницу

Ровно в этот момент стоит подумать о том, чтобы сделать посадочную страницу с описанием всех преимуществ вашей учебной программы и начать собирать заявки. Вы скажете, что рано, ведь ничего, кроме документа с примерным описанием программы, у нас нет. Но ведь большей информации для страницы курса и не нужно. А проверить гипотезу, будет ли ваш образовательный продукт востребован, желательно до того, как вы потратите массу времени на его детальную проработку.

Ставьте дату старта вашего курса примерно через два месяца с момента публикации анонса. Этого времени вам должно хватить на то, чтобы проработать материалы занятий.

Так как вы узнаваемый эксперт в своей сфере, мы не будем рассказывать вам, как рекламировать ваш курс. Отмечу только один нюанс: на первых порах именно вы лично должны заниматься продажами вашего продукта. Обрабатывайте заявки лично, общайтесь с потенциальными студентами, задавайте им по возможности больше вопросов. Это позволит вам уточнить портрет вашей целевой аудитории.

Начните работу над материалами

Итак, анонс запущен, заявки начали поступать — самое время заняться материалами программы. По умолчанию мы с вами выбрали синхронный формат обучения — это когда есть дата старта, есть расписание занятий, сформирована учебная группа и все её участники будут смотреть вебинары. Такой формат наиболее прост в реализации и способствует дополнительной мотивации студентов к обучению.

В рамках вебинара вы можете либо рассказывать материал, опираясь на презентацию, либо через демонстрацию рабочего стола показывать реальные рабочие процессы в сервисах и приложениях.

Чтобы не тратить время на вебинарах на объяснение базовых принципов работы с приложениями и сервисами или на демонстрацию настроек чего-либо, советую вам записать скринкаст с комментариями и предложить его в качестве дополнительных материалов к занятиям. Но помните, что на скринкастах не видно клавиш, которые вы нажимаете, поэтому либо проговаривайте их, либо выводите на экран в виде текста. Могу порекомендовать сервис Camtasia Studio — это чуть больше, чем просто захват картинки с экрана, но вам и нужно чуть больше.

Работая над презентациями к занятиям, старайтесь останавливать себя в желании втиснуть в лекцию всё, что вы знаете по теме. Это самая частая ошибка!

Помните, что объём информации, который вы даёте студентам, далеко не равен объёму информации, которую они усваивают.

Чтобы прикинуть, сколько времени у вас займёт урок по готовой презентации, рассчитайте время исходя из соотношения «один слайд — 2 минуты». Таким образом, лекция на 1 час должна состоять из 20–25 слайдов. Не забывайте о времени на вопросы и общение со студентами!

Позаботьтесь о техническом обеспечении

На рынке существует достаточное количество LMS (learning management system), которые вы можете выбрать в качестве платформы для своего курса. Но все они в том или ином виде требуют настройки, адаптации, интеграции с другими сервисами, поэтому, пока вы можете обходиться без них, пользуйтесь хорошо знакомыми инструментами. Это может быть как Google Docs, так и любой привычный вам таск-менеджер.

Одно занятие может включать в себя ссылку на видео (или ссылку на будущий вебинар), дополнительные материалы в виде презентаций и статей, тесты, описание практического задания, опросник со сбором обратной связи. Может быть что-то ещё, но всё это можно реализовать в Google Docs либо в карточках Trello и Basecamp. Не усложняйте на первом этапе представление личного кабинета студента.

Вам понадобится вебинарная платформа. Webinar.ru или Clickmeeting.com — оба сервиса работают отлично, выбирайте любой. Если вы не собираетесь отправлять каждому студенту письмо вручную, вам понадобится сервис по работе с рассылками. Подойдёт практически любой. Например, Getresponse.ru с простым и понятным любому новичку интерфейсом.

Также отдельно подумайте, нужны ли какие-либо сервисы вашим студентам для выполнения практических заданий. Ведь всегда лучше учиться в реальных условиях, а не излагать теорию на бумаге.

Теперь вы вооружились всем необходимым и готовы к своему первому занятию.

Подготовьтесь к вебинару

Так как вебинар — это основная ваша точка контакта со студентами, в нём всё должно быть идеально.

Подготовка к первому занятию

Поздравляю вас: группа студентов собрана и буквально через пару дней пройдёт ваш первый вебинар. Сейчас самое время отправить студентам небольшое установочное письмо. В него вы можете включить короткое описание того, что будет на курсе, как будет строиться теория и практика, познакомить студентов с вашими коллегами по сопровождению программы. А ещё это отличный момент, чтобы уточнить у студентов их ожидания от программы. Создайте простой опросник, который будет включать вопросы про цели обучения студентов, а также вопросы общего характера, которые помогут вам составить портрет группы.

Ссылки на вебинар стоит отправить за пару часов до его старта и обязательно за 10–15 минут до его начала. Так вы обеспечите максимальную явку. Отправлять ссылку за день нет никакого смысла.

Картинка

Рекомендую обзавестись HD-камерой и хорошей гарнитурой или микрофоном. Не рассчитывайте, что встроенные в ваш ноутбук камера и микрофон обеспечат хорошее качество. Если позволяет бюджет, купите простенький свет — одной небольшой LED-панели будет достаточно.

Однотонный фон — это не обсуждается. Даже не вздумайте выходить в эфир на фоне бытовых интерьеров или офисного стеллажа.

Кадр

Убедитесь, что камера установлена у вас примерно на уровне глаз. Для этого можно использовать специальную подставку под ноутбук или просто подложить под него стопку журналов или книг. Постарайтесь сделать кадр с вами приближенным к телевизионному: между вашей макушкой и верхним краем кадра должен быть небольшой промежуток. Именно небольшой! А нижняя кромка кадра должна проходить посередине грудной клетки.

Самая частая ошибка в выборе кадра: спикер смотрит в камеру ноутбука сверху вниз. У студентов создаётся ощущение, что говорящий нависает над ними, а это явно не добавляет комфорта.

Тест связи

Самое ужасное, что может случиться, — это незапланированные технические проблемы: камера подключилась не так, микрофон не работает, студенты не видят презентацию и так далее.

Поэтому не ленитесь протестировать связь за 30–40 минут до занятия, чтобы осталось время на устранение неполадок.

Проверьте также скорость соединения. Для ведения обычного вебинара с презентацией она должна быть на уровне 2–3 Мб/с. Если вы планируете делать демонстрацию рабочего стола, то 4–5 Мб/с. Также советую для проведения вебинара подключиться к интернету по кабелю. Это даст дополнительные гарантии стабильности.

Ведение вебинара

Если у вас нет опыта в проведении вебинаров, первое время вам может казаться странным разговаривать с монитором в пустой комнате. Однако помните, что вы не один. Почувствовать присутствие студентов можно. Задавайте им вопросы, шутите, попросите в начале занятия не стесняться и больше выражать эмоции в чате.

От вас же требуется как можно больше смотреть в камеру во время ведения занятия. Также постарайтесь избегать пауз, всё время что-то говорите, даже если вы будете просто комментировать происходящее на экране, как летсплейщик. И не стесняйтесь обращаться к студентам по именам, им это нравится!

Ведите сообщества

Для того чтобы у ваших студентов остались хорошие впечатления о проведённом времени, стоит позаботься о том, чем вы будете занимать их внимание вне занятий. Создайте закрытую группу в Facebook, добавьте туда всех студентов и участников процесса с вашей стороны. Но не стоит рассчитывать, что хаотичное ведение группы даст свои результаты.

Заранее продумайте контент-план для вашего закрытого сообщества.

Что в него можно включить: напоминания о занятиях, тематические статьи к занятиям, провокации на дискуссии и так далее. Попробуйте провести конкурсы в группе, это всегда даёт дополнительную динамику. А начать стоит всегда со знакомства: расскажите немного о себе и попросите сделать то же самое ваших студентов.

Когда у вас будет стабильно проходить набор за набором и вам придётся следить уже не за одной, а сразу за несколькими группами в Facebook, начните пользоваться сервисами отложенного постинга. Вы заносите в них материалы своего контент-плана, указываете желаемые даты публикации и больше не беспокоитесь о материалах вашей закрытой группы. Очень удобно! Для начала можно использовать простой и удобный сервис Kuku.io, вам должно хватить его бесплатных возможностей на первое время.

Подготовьте практические задания

Ни одна программа обучения не может обойтись без практической составляющей. Продумайте и опишите каждое практическое задание. Начните с формулировки цели и описания навыка, который отрабатывается в рамках задания. Далее опишите простым языком суть задания и предложите алгоритм его выполнения. Чем детальнее будут описаны конкретные шаги для достижения цели, тем лучше. Обязательно добавьте к заданию пример выполнения с комментариями.

Не стоит стараться привязать к каждому занятию практическое задание, но чем больше их будет в курсе, тем лучше. При этом выполнение каждого задания не должно отнимать у неподготовленного студента более 1–3 часов.

Скорость ответа на практические задания студентов критически важна. Оптимальное время ожидания студента — 1–2 дня, дальше он либо начинает нервничать, либо теряет интерес к этому заданию и обучению в целом. Поэтому, как только вы почувствуете, что не можете обеспечить нужную скорость обратной связи, сразу привлекайте к процессу помощников.

Предусмотрите дипломный проект

Дипломный проект — это хорошая возможность для каждого студента подвести итоги обучения, задать последние вопросы, зафиксировать полученный опыт и поставить точку в обучении. Поэтому не пренебрегайте этапом написания диплома, дайте студенту возможность прочувствовать значимость момента.

Заданием на дипломный проект может быть либо подготовка некой компиляции проделанной в рамках обучения работы, либо полноценная работа над новым проектом под руководством наставника. Студенты с меньшей мотивацией могут выбрать простой первый путь, а усердные ребята сделают выбор в пользу нового комплексного проекта.

Защита диплома перед комиссией хоть и волнительный момент, но он запоминается как что-то позитивное.

Дайте каждому студенту возможность защищать свою работу. Пригласите на защиту ваших коллег, это придаст значимости событию.

Также студентам будет интересно побывать с обратной стороны вебинара — это тоже дополнительный опыт, который им может пригодиться.

Помните о ваших «адвокатах»

В любой группе всегда есть особо вовлечённые в учебный процесс студенты. Попробуйте подружиться с ними. В случае успеха вашей программы обучения вы сможете предложить им принять участие в будущих наборах в качестве наставников для новых студентов. Также они смогут помочь вам с рутинными делами по сопровождению программы. Это отличный пример win-win-отношений.

Кроме этого, создайте и поддерживайте сообщество ваших выпускников. Ведь именно они залог хорошей репутации вашей учебной программы.

Даже если ваш курс полностью проходит онлайн и его студенты живут в разных городах, найдите возможность проводить регулярные очные встречи. Это очень хороший инструмент для поддержания в тонусе вашего сообщества выпускников.

Что дальше

Уверен, что вы относитесь к своему проекту серьёзно и сразу после того, как была сформулирована идея, уже потратили время на построение бизнес-плана. Если нет, сделайте это сейчас. В этом нет ничего сложного. Выпишите отдельно по периодам планируемые расходы, а дальше попробуйте предположить, какой должна быть доходная часть, чтобы всё ваше предприятие имело смысл.

Если вы проделаете это упражнение честно и включите в расходную часть не только прямые затраты на сервисы, маркетинг и гонорары экспертам, но и стоимость своего времени на поддержание этого проекта и налоги, то с большой вероятностью вы не сильно обрадуетесь прибыли. Но не стоит переживать. Прибыль становится более заметна, когда проект начинает расти и часть расходов начинает делиться между разными группами.


Если после прочтения этой статьи вы решили, что хотите сделать собственный образовательный продукт, то вам стоит посетить EdmarketConf-2018, которая пройдёт 20 и 21 апреля в Москве. Это практическая конференция по онлайн-образованию, на которой топ-менеджеры ведущих образовательных компаний расскажут, как с чистого листа создавать образовательные курсы, продвигать и продавать их. Приезжайте на конференцию в технопарк «Сколково» или смотрите её онлайн.

попасть на EdmarketСonf-2018

lifehacker.ru

90+ бесплатных ресурсов для самостоятельного обучения онлайн / Habr

Хочу поделиться списком полезных образовательных ресурсов, среди которых каждый найдет для себя что-то интересное и новое. Главное рассмотрим в начале — IT и иностранные языки. А следом будет подборка сервисов и ютуб-каналов, связанных с наукой, образованием в целом, бизнесом и творчеством.




Информационные технологии и программирование

На русском:
  • Academy.yandex.ru — Яндекс — найдется все! Помимо возможности записаться в одну из школ Академия Яндекса, на сайте доступен архив записей некоторых докладов.

  • Cybermarketing.ru — Профессиональное обучение интернет-маркетингу.

  • Code.org — Каждый должен иметь возможность изучать компьютерную науку наравне с общепринятыми дисциплинами.

  • Geekbrains.ru — Хочешь научиться программированию? Десятки бесплатных материалов доступны на Geekbrains.

  • Hexlet.io — Как стать программистом? Для начала перейти на данный ресурс.

  • Htmlacademy.ru — Интерактивные курсы и интенсивы для будущих гуру в IT.

  • Lendwings.com — Неплохая подборка курсов, в том числе бесплатных.

  • Loftblog.ru — Портал видеоуроков по веб-разработке.

  • Mail.ru — “Погребок” аккуратно собранных и замаринованных видео-лекций от профессионалов Mail.ru и ведущих IT-разработчиков, которые вы можете “достать и открыть” в удобное для вас время и попробовать на вкус.

  • Microsoft.com — Подборка курсов от виртуальной академии Майкрософт.

  • Techdays.ru — Видеопортал по разработке и современным технологиям.

На английском:
  • Codecademy.com — Учитесь программировать в интерактивном режиме.

  • Codeplace.com — Обучение веб-разработке от А до Я для новичков и продвинутых разработчиков.

  • Codeschool.com — Учись, практикуйся, добивайся своего!

  • Datacamp.com — Онлайн-уроки и курсы программирования.

  • Dataquest.io — Больше данных богу данных. Научитесь писать код, работать с данными и строить свои проекты.

  • Datamonkey.pro — Изучайте SQL и Excel, станьте мастером по анализу данных.

  • Generalassemb.ly — Великолепные сайты (HTML, CSS, Javascript) своими руками.

  • Onemonth.com — Стань на “ты” с кодом за 1 месяц. Заманчиво не правда ли?

  • Platzi.com — Маркетинг, программирование и дизайн от лидеров отрасли.

  • Sitepoint.com — Ruby, PHP, SEO, дизайн и многое другое.

  • Teamtreehouse.com — Учитесь HTML, CSS, мобильной разработке и многому другому.

  • Udacity.com — Тот самый “Университет Силиконовой долины”.

Иностранные языки

С русским интерфейсом или поддержкой:
  • 16polyglot.ru — Англисйкий (и другие) язык за 16 часов! Конечно, это не совсем правда, но для поездки или начала изучения самое то.

  • Abaenglish.com — Бесплатные видео-уроки английской грамматики, фильмы и многое другое.

  • Busuu.com — Сайт и приложение. Обучайся вместе с 60 миллионами пользователей со всего мира. Отправляй упражнения на проверку реальным людям и сам помогай другим.

  • Duolingo.com — Сайт и приложение: учите языки в игровой форме.

  • Lang-8.com — Социальная сеть для изучения другого языка. Пиши тексты, отправляй их на проверку другим ученикам. Проверяй работы на своем родном языке.

  • Lingualeo.com — Персонализированный онлайн-сервис, помогающий учить английский язык эффективно. Сайт и приложение.

  • Lingvist.io — Азы английского или французского языков обещают донести за 200 часов, проверим?

  • Lingust.ru — Еще один сайт с подборками материалов для изучения языка.

  • List-english.ru — Подборка бесплатных материалов по английскому языку для начинающих.

  • Ororo.tv — Смотрите фильмы и сериалы с субтитрами, в любой момент наводите мышь на неизвестное слово — фильм остановится, а вам покажут перевод и прочую полезную информацию.

  • Real-english.ru — Английский без дураков — “Курс молодого бойца”.
На английском:
  • 40 Essential British Expressions — Youtube-канал. Простые и познавательные анимационные уроки помогут вам лучше понимать язык Байрона и Шекспира.

  • Anglo-linklink — Youtube-канал. Учим постепенно, переходя от менее сложных уроков к более сложным.

  • Babbel.com — Если с английским уже все в порядке, здесь вы можете взяться за другие языки. Основной принцип площадки — во главе всего реальные повседневные беседы и темы.

  • BBC Learning English — Youtube-канал. Изучайте язык вместе с британской новостной службой BBC.

  • Britishcouncil.org — Большая база графических, аудио и видео материалов от British Council.

  • English in a minute — Youtube-канал. Американский английский по несколько минут в день. Такой подход точно понравится людям с хронической нехваткой времени.

  • Learn English with Jennifer — Youtube-канал. Полмиллиона подписчиков и десятки видеоуроков говорят сами за себя. Заходим на канал опытного педагога, смотрим и работаем над собой.

  • Planblabs.net — Уделяйте этому приложению по 5 минут в день.

  • Memrise.com — Карточки, карточки, слова, слова.

  • Rachel’s English — Youtube-канал. Как работать с американцами? В первую очередь – говорить с ними на одном языке.

  • Quill.org — Различные топики для изучения английского.

Наука и образование

На русском:
  • 4brain.ru — Развивайте память, считайте в уме, осваивайте ораторское мастерство. arzamas.academy/courses Некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию.

  • Coursera.org — Знания тысяч экспертов из ведущих университетов мира собраны специально для вас на одной площадке.

  • Coursmos.com — Курсы по различным темам всегда с вами. В любом месте, с любого устройства.

  • Ifmo.ru — Курсы от ИТМО. IT’sMOre than a UNIVERSITY.

  • Gaidaruniversity.ru — Открытый университет Егора Гайдара. Лекции по экономическим и социальным дисциплинам.

  • Khanacademy.org — Академия Хана (Khan Academy) продвигает идеи бесплатного и качественного образования для всех.

  • Lektorium.tv — Просветительский проект Лекториум. Вас ждут специально подготовленные ведущими вузами страны онлайн курсы. Темы найдутся для всех: старшеклассников, студентов и специалистов.

  • Lectoriy.mipt.ru — Лекторий. Видеолекции и открытые образовательные материалы Физтеха.

  • Nkj.ru — Видеоподборка журнала “Наука и жизнь”.

  • Openedu.ru — Открытое образование. Платформа позволяет изучать базовые дисциплины бакалавриата российских университетов через онлайн-курсы. Среди партнеров-организаторов МГУ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ «ВШЭ», МФТИ, ИТМО.

  • Postnauka.ru — Короткие видеолекции, монологи ученых по теме их исследований. Научные теории, понятия, идеи и факты.

  • Pushkininstitute.ru — Образование на русском. Проект Государственного института русского языка им А.С.Пушкина.

  • Theoryandpractice.ru — Теории и практики- место в сети для обмена знаниями.

  • Totaldict.ru — Онлайн подготовка к “Тотальному диктанту”.

  • Academia — Проект Academia телеканала Культура. ТВ-проект, каждая серия которого — это самостоятельная лекция по одной из фундаментальных наук.

  • Tvkultura.ru — Телеканал Культура, подборка видеоматериалов образовательной тематики.

  • Universarium.org — Универсариум — открытая система электронного образования. Бесплатные образовательные программы от лучших университетов России.

  • Univertv.ru — Открытый образовательный видеопортал УниверТВ. Коллекция видеофильмов, записей лекций ведущих российских и зарубежных ВУЗов.

  • Uchinovoe.ru — Учи новое! Не школьные предметы для школьников.

  • Universiality.com — Технологии, личностный рост, творчество, дизайн, музыка.

  • Upstudy.pro — Молодой агрегатор различных курсов, в основном офлайн, но начали появляться и онлайн. Иногда можно поймать интересные бесплатные онлайн мероприятия от экспертов различных сфер.

  • Vnimanietv.ru — Коллекция материалов по итогам первой в России национальной премии «Внимание» в области образовательное видео.
На английском:
  • Academicearth.org — Курсы для абитуриентов, учащихся колледжей, техникумов и их выпускников, а также бакалавров, магистров, докторов наук.

  • Curious.com — Учитесь чему-то новому каждый день, уделяя всего по 5, 15 или 30 минут.

  • Edx.org — Качественное образование мирового уровня для всех и везде.

  • Gohighbrow.com — Получайте каждое утро 5-минутный урок на свою электронную почту.

  • Mruniversity.com — Экономика во всех ее проявлениях.

  • Skillshare.com — Дизайн, бизнес, технологии, фотография, кулинария.

  • Open2study.com — Видео-курсы различных направлений от детского раннего развития до астрономии.

  • Udemy.com — Более 30 тысяч курсов и образовательных программ, ныряйте с головой.

Бизнес и карьера

На русском:
  • Businesslearning.ru — Бесплатное повышение квалификации в сфере предпринимательской деятельности.

  • Dasreda.ru — Электронные знания школы бизнеса Деловая среда (Сбербанк).

  • Eduson.tv — Продажи, менеджмент, личная эффективность. Все здесь!

  • Hse.ru — Видеоматериалы бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ

  • Intuit.ru — Знания — ваш ключ к новой работе и более высокому посту в компании.

  • Uniweb.ru — Повышайте свои компетенции без отрыва от работы.

  • Skolkovo school — Ютуб канал Московской школы менеджмента Сколково.

Творчество, разное

На русском:
  • Dancehelp.ru — Видеокаталог хореографу в помощь.

  • Smak — Эфиры телепроекта Смак.

  • Strelka — Vimeo канал института социальных изменений Strelka.

  • Talerka.tv — Традиционные рецепты мира.

  • Ted.com — «Technology, Entertainment, Design» или по-русски «Наука, Искусство, Культура». Образовательные видеоролики, отснятые специалистами различных компаний мира. Основной язык английский, у многих есть русские субтитры.

  • Забавы кисточкой — Ютуб канал “Забавы кисточкой”. Небольшая подборка нетривиальных уроков акварели.
На английском:
  • Chesscademy.com — Все, чтобы научиться играть в шахматы. Онлайн.

  • Guides.co — Ежедневно авторы, педагоги, маркетологи и блоггеры пополняют огромную коллекцию руководств (гайдов) по различным тематикам.

  • Pianu.com — Каждый может научиться игре на фортепиано.

  • Yousician.com — Клавишам предпочитаете струны? Тогда этот ресурс для вас.

  • DrawWithJazza — Ютуб канал с видеоуроками по созданию мультипликационных персонажей.

  • LighterNoteProd — Ютуб канал с практическими советами начинающему художнику.

Пользуйтесь, изучайте, открывайте новое каждый день!

Жду в комментариях ссылки на ресурсы, которыми пользуетесь вы сами. Что они дают, как работают и почему именно эти сервисы, а не один из 10 других подобных.

habr.com

Leave a Reply