Диалогическое общение — это… Характеристика, виды и развитие
Под диалогом следует понимать равноправное общение субъект-субъектного плана, целью которого является саморазвитие, самопознание и взаимное познание партнеров. В нашей статье рассмотрим категорию диалогического общения: обучение, принципы, виды, характеристику. Помимо этого, коснемся вопроса развития.
Диалогическое и монологическое общение
Диалог — не что иное, как попытка разговора, причем на равных. Данное определение разработал Г. С. Померанц. Когда целое не складывается, речь идет о диалоге глухих. Так, можно косвенно определить подлинный диалог как общение с попыткой понять партнера.
Диалогическое и монологическое общение — категории противоположные. Монолог определяется односторонним характером. Он заключает в себе неизбежность неправдивого итога посредством абсолютизации частички истины. По-видимому, именно об этом говорили средневековые монахи в пословице: “Дьявол — логик”. Под дьяволом целесообразно понимать наше желание навязывать собственную волю, желание доминировать, а также актуальные страсти.
Приблизительно это же отмечает Кришнамурти в притче, которую написал десятки лет назад: “Однажды человек отыскал кусок истины. Дьявол был огорчен, но после сказал: “Ничего страшного: он постарается сделать истину системой и вернется ко мне””. Диалог — это своеобразная попытка лишения дьявола его добычи посредством доверительности и открытости диалогового общения.
Основополагающие принципы общения
В качестве базовых принципов диалогического общения К. Роджерс выделил следующие:
- Конгруэнтность собеседников. Здесь речь идет о соответствии опыта, его полного осознания и средств диалогического общения одного человека опыту, его полному осознанию и инструментам общения другого. Это разговор «здесь и сейчас», настрой на определенное психологическое состояние партнера и самого себя.
- Априорное доверие к собеседнику. Принятие другого человека как безусловной ценности — «любовное устранение самого себя из жизни другого» («Эстетика словесного творчества», М. М. Бахтин).
- Восприятие собеседника в качестве равного, который имеет право на собственное решение и мнение. Фактически люди так или иначе являются неравными: по способностям, возможностям, знаниям и так далее. Однако если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то они равны, потому что способны выразить свое понимание того или иного вопроса. Диалогическое общение — это конструирование понимания ситуации и общности ее восприятия.
- Дискуссионный, проблемный характер общения. Речь идет о разговоре на уровне позиций и точек зрения. Стоит заметить, что «устоявшееся» мнение может легко превратиться в догму. Народная мудрость по своей сути является диалогичной: по любой проблеме существуют утверждения противоположного плана.
- Персонифицированный характер диалогического общения. Иными словами, это разговор от имени своего «Я». Обобщенные безличные выражения, такие как «Давно установлено» или «Всем известно», способны разрушить диалог.
Уровни общения
Три представленных разновидности общения можно назвать уровнями в развитии диалогического общения. Ритуальное общение считается первичным и достаточно поверхностным, скажем так, формальным. Глубина в данном виде диалогического общения возникает лишь тогда, когда человек вступает в контакт с социальными субъектами (обществами, сообществами, группами) на уровне символики.
Под ролевым общением в значительной степени следует понимать внутригрупповое и деловое общение. Его основой считается функциональное разделение общей деятельности. Диалогическое общение — это в первую очередь «чистое общение» (Г. Зиммель), словно коммуникация. Это формирование единого пространства смыслов, взглядов и людской метод существования.
Сущность рассматриваемой категории становится предельно ясной, если охарактеризовать ее противоположность, то есть монологическое общение. Это не что иное, как навязывание одним лицом другому собственных целей, использование индивида для достижения своих умыслов. Здесь мы сталкиваемся не с общением «субъектно-субъектного» типа, а с «субъект-объектным». Целесообразно выделить два вида монологического общения: манипуляция и императив.
Императив
Императивное общение нужно рассматривать как авторитарную, директивную форму влияния на собеседника. Целью в данном случае является достижение контроля над его внутренними установками и поведением, принуждение к тем или иным решениям и действиям. Зачастую императивная форма общения применяется для установки контроля и управления внешним поведением индивида. Как средства воздействия здесь используются указания, приказы, предписания, наказания, требования, а также поощрения.
Основная особенность императива состоит в том, что принуждение, будучи целью общения, не является завуалированным: «Будешь делать именно так, как я скажу». Данный вид в достаточной степени распространен в экстремальных и нетворческих разновидностях совместной деятельности. Сюда следует отнести функционирование «силовых структур», деятельность производственного значения, администрирование государственного (высокого) уровня.
Манипуляция
Манипуляция — не что иное, как воздействие на собеседника для достижения собственных намерений скрытого характера. В Оксфордском словаре данная категория определяется как акт влияния на человека, управления им с ловкостью, однако с особо пренебрежительным подтекстом. Другими словами, это скрытое воздействие и «обработка». Основное отличие манипуляции от императивного общения заключается том, что партнера не информируют об истинных целях контакта. Они или банальным образом скрываются от него, или заменяются иными. Манипулятор применяет уязвимые места индивида в психологическом плане. Среди них особенности характера, желания, привычки или достоинства, другими словами, все, что может срабатывать автоматическим образом, без сознательного анализа, способного разрушить манипуляцию или превратить ее в малоэффективную.
Творческий процесс
Диалогическое общение – это постоянный творческий процесс, связанный с взаимным раскрытием, пониманием, а также принятием другого взгляда на определенные вещи. Собеседники занимают такую позицию по жизни, которую Бахтин трактовал как «вненаходимость». Это позиция отсутствия прагматического интереса и бескорыстности в отношении собеседника.
Диалог стоит рассматривать как разновидность общения, где дух целого появляется и начинает прокладывать себе дорогу через различия реплик. В беседе согласие можно достичь без явно выраженной гегемонии единого голоса. Под диалогическим текстом нужно понимать полифонический текст, иными словами, «хор голосов». Интересно знать, что самым близким к идеальной форме полифонического текста в отечественной литературе Бахтин отмечал творчество Ф. Достоевского.
Развитие общения
Рассмотрим развитие диалогического общения детей и взрослых. Под развитием диалога следует рассматривать в первую очередь развитие самосознания в личностном плане и на основе этого – способности не только слушать, но и слышать собеседника.
Развитие дошкольника в отношении речи включает такой термин, как умение вести диалог, иными словами, общаться с окружающими. При общении реализуется первоначальная и основная функция речи – коммуникативная.
Формирование и последующее развитие диалогической формы общения считается одной из текущих задач роста ребенка в личностном плане. Это направление в педагогическом взаимодействии происходит в рамках взаимного дополнения следующих образовательных сфер: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель общения
Ключевые цели диалогического общения — это поддержка социальных контактов, влияние на поведение и эмоциональную составляющую партнера, а также обмен интеллектуальными сведениями.
Среди задач категории целесообразно отметить следующие:
- Освоение языка, который является средством общения.
- Установление и дальнейшее поддержание детьми и взрослыми социальных контактов при условии применения всех доступных, то есть речевых и неречевых, инструментов.
- Овладение методиками и средствами формулирования развернутого текста при продуктивной творческой речи.
- Сохранение интерактивного взаимодействия (это умение слушать и слышать партнера, задавать вопросы, инициативно высказываться, а также проявлять достаточно активное отношение в ответ).
Диалог у дошкольников
В рамках речевого и социально-коммуникативного развития общение в диалогической речи является основной формой категории. Она характеризуется несогласованной активностью дошкольников. Здесь нельзя назвать задачей обмен сложными интеллектуальными данными или координацию совместных действий, достижение общего результата. В первую очередь удовлетворяется потребность, связанная с установлением эмоциональной связи и социального контакта со сверстниками.
У ребенка предельно выражена необходимость в презентации собственного «Я», во внимании со стороны окружающих. У него есть неподдельное желание довести до собеседников содержание и цели собственных действий. Каждый ребенок испытывает потребность рассказать другим о своих впечатлениях в отношении личного опыта. Он охотно откликается, если поступает предложение описать свои походы в лес, любимые игрушки, маму, сестренку или брата.
Этапы развития
Развитие культуры диалогического общения проходит такие этапы:
- Стадия преддиалога («коллективного монолога», «дуэта»).
- Стадия скоординированных в речевом плане действий, которые направлены на поддержание беседы (социального контакта).
- Стадия практического взаимодействия (личностно окрашенный контакт, содержательный диалог).
В результате осуществляется создание диалогической позиции, развивается умение слышать и слушать партнера.
Предельно важным является целостный подход к созданию диалогической речи, а также недопустимость варианта, связанного со сведением задач обучения диалогическому общению лишь к освоению формы вопросно-ответного типа. Педагогу необходимо обращать внимание на то, чтобы дети овладевали невербальными средствами коммуникации (жестами, мимикой, пантомимикой), правильной грамматической и лексической направленностью в общении. У дошкольников следует воспитать звуковую культуру речи (четкую дикцию, чистое произношение, интонационную выразительность).
Обучение общению диалогического плана осуществляется в процессе различных игр, бесед, драматизаций, инсценировок, занятий продуктивной работой. Именно в таких формах взаимодействия преодолеваются задачи, которые считаются традиционными для метода развития речи:
- Воспитание речевой культуры во взаимосвязи со звуком.
- Активизация и обогащение словаря.
- Создание грамматического строя языка дошкольника.
Необходимо подбирать определенные игровые задания, языковой материал, проблемные ситуации так, чтобы активизировать общение между ребятами, их инициативные высказывания, рассказы из личного опыта, вопросы, а также инициировать творчество, связанное с речевой деятельностью.
Актуальные приемы стимулирования речи
Важнейшей характеристикой диалогического общения является применение определенных приемов, которые стимулируют речь. Среди них важно отметить следующие:
- Сюрпризное возникновение предметов, игрушек.
- Обследование предметов, а также свойств, касающихся их.
- Драматизации, инсценировки.
- Беседы на темы, сформулированные из личного опыта.
- Свободное использование материалов (картинок, цветной бумаги, красок, кубиков), интересных костюмов, элементов декораций и так далее.
Заключение
Итак, мы в полной мере рассмотрели категорию диалогического общения. В заключение стоит отметить, что диалог является основой равновесия, которое было достигнуто после двух мировых войн. Экономическая эффективность считается невозможной, если нет устойчивого порядка. Последний, в свою очередь, не является актуальным без социальной защиты, которой не существует при условии отсутствия понимания общественных жизненных миров.
Диалог — не что иное, как выбор собеседниками совместного пути взаимодействия (Д. В. Майборода). Необходимо различать диалог в стандартном, традиционном понимании, то есть логический, и в современном — феноменологический. В первой разновидности связь осуществляется посредством речи (логоса). Феноменологический диалог — это непосредственный обмен между личностными мирами. Возможность, связанная с взаимопониманием, основывается на параллелях смыслового типа, на похожих интенциональных структурах и, конечно же, на подобии человеческих организаций сознания. Полноценность понимания может обеспечиваться лишь знанием языка собеседника, причем во всей его специфике.
Прямое межличностное общение имеет место тогда, когда индивиды воспринимают внешний облик друг друга, то есть опираются именно на органы чувств. На основании знаний (опыта), а также увиденного формируются представления о личности собеседника. Они уточняются сведениями о поступках (поведении) человека. Далее осуществляется «объяснение» тех фактов, которые наблюдаются, их интерпретация.
Чтобы обогатиться взаимным образом, люди должны наделять всех возможностью высказаться. Следует учиться слышать собеседника. Сегодня актуальным считается отход от представлений о современном обществе как исключительно о результате государственной деятельности, где в качестве почти единственного источника изменений в социальном плане выступает власть. Важно заметить, что внимание переносится на повседневную общественную жизнь, на рядового участника процессов, протекающих в социуме, рассматриваемого как деятеля. В различных областях гуманитарного и социального знаний ощущается надобность понимания человеческого опыта с учетом позиции тех людей, которые действуют, их когнитивных структур, образцов переживания и чувствования, нагруженности деятельности в смысловом ключе, телесных и вербальных практик идентичности.
labuda.blog
Диалог как форма общения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………2
1. Основные этапы развития диалога как формы общения………………..4
2. Диалоги, их виды. Дискуссионная речь………………………………….8
3. Логическая организация текстов-диалогов……………………………..10
4. Правила ведения конструктивного диалога…………………………….13
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….18
Введение
Для успеха публичного выступления оратору необходимо, прежде всего овладеть вниманием аудитории, заставить слушать себя.
В демократическом обществе оратор имеет возможность говорить свободно и раскрыть в полной мере свой дар красноречия и способность привлечь внимание аудитории. При тоталитарном режиме главная причина отсутствия контакта выступающего и слушателей – в социальной структуре общества. Оратор превращается в резионера, который озвучивает директивы вышестоящих инстанций, а слушатели – в пассивную толпу, обреченную на беспрекословное следование указаниям…
Речь и власть – проблема, рассматриваемая в риторике еще со времен Древнего Рима. Формы речи, принятые в обществе, напрямую зависят от форм власти: тоталитарное государство насаждает монолог (от греческого monos-один, logos – речь) как форму речи, отвечающую его собственной структуре.
Риторика власти порождает категоричные, авторитарные заявления, не допускающие возражений, обязательные для всех. Риторика власти не нуждается в разъяснении своих постулатов, они должны приниматься безоговорочно. Всеобщая обязательность суждений, высказываемых оратором, рассчитана на догматическое их восприятие аудиторией, которое исключает интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Живое общение с аудиторией для оратора становится нереальным, он должен выступать по заранее подготовленному и утвержденному соответствующими органами тексту, отступления от которого недопустимы.
Иначе складываются взаимоотношения оратора и аудитории в демократическом обществе, гарантирующем свободу слова и предоставляющем оратору возможность творчески подойти к подготовке своего выступления, подумать о том, как сделать его интересным для слушателей, как завоевать и внимание.[1]
Общая практика овладения ораторским мастерством постепенно становится во всем мире неотъемлемым элементом подготовки специалистов практически любого профиля. В первую очередь это относится к представителям различных социальных профессий: дипломатии, юриспруденции, психологии, педагогики, медицине, торговле, а также ко всем служащим социологических служб, работникам муниципальных организаций, библиотек и пр.
Межличностное общение может осуществляться в разных формах, основные из которых – диалог и монолог. В данной работе мы рассмотрим одну из распространенных форм общения – это диалог.
Цель работы – это дать понятие диалога, выявить своеобразие данной формы общения и акцентировать внимание на ее основных чертах.
1. Основные этапы развития диалога как формы общения.
В зависимости от того, произносит ли речь один оратор или в беседе (дискуссии) участвуют двое (несколько лиц) мы говорим о монологе (речь одного) и диалоге (от греч. Dialogos –разговор между двумя или несколькими лицами). Известен еще термин полилог ( от греч. poly – много), который используют, если хотят подчеркнуть, что в разговоре принимают участие многие.
Подлинно диалогическими всегда были и остаются споры, дискуссии и, различные беседы. Риторика предлагает такую их классификацию:
1) непринужденная беседа и хорошо знакомыми, близкими людьми;
2) первая беседа при знакомстве;
3) деловая беседа, которая представлена разными видами:
а) беседа равноправных партнеров;
б) беседа начальника и подчиненного;
в) разговор о сотрудничестве двух (нескольких) представителей сторон;
4) застольная беседа (разной степени официальности, часто с ведущим).
Типология публичных выступлений и бесед позволяет составлять ясное представление об их содержании и прогнозировать речевое поведение ораторов.[2]
Диалог как самостоятельный литературно-философский жанр появился лишь в античной Греции в период обострения идеологической борьбы, с развитием античной демократии, так как общественная жизнь была существенным компонентом жизни грека и считалась успешной при условии владения им умениями публичной речи и публичного спора.
Разные типы культуры вырабатывали определенные характерные для них формы обмена мнениями. В индийской традиции, где борьба религий между собой выражалась в открытых спорах, предпочтение отдавали публичным дискуссиям, проводившимся с большой помпезностью, иногда даже театрализовано.
В результате появилось знаменитое «индийское правило спора» : прежде чем сформулировать собственную мысль, нужно установить точку зрения оппонента, опровергнуть ее и лишь затем изложить свои суждения, обосновать их с позиции оппонента.
Внимание китайских философов и логиков привлекали различные способы обоснований, психологический аспект спора ( мотивация спорящих), проблема уточнения смысла понятий и многое другое.
Так, последователи философа Мо Ди, основателя моизма, рассматривали такие условия спора:
а) если суждения тождественны, то не может быть спора;
б) спор рождается при наличии разных суждений об одном предмете мысли;
в) побеждает в споре тот, чье мнение соответствует действительности, и т.п.
античный диалог стал важнейшей частью древнегреческой культуры, действительным образцом классического идеала, в основе которого лежит принципиальное допущение и признание плюрализма мнений, равноправие индивидуальных позиций и точек зрения, признание общечеловеческих принципов свободы и абсолютной ценности личности и общества в целом.
Предметом специального исследования спор стал только у софистов. Они предлагали свои услуги в качестве учителей спорщика и брали за это деньги.
Диалог они считали способом убеждения и выхода из затруднительного положения при столкновении разны точек зрения, интересовались тем, как научиться быстро отыскивать противоположные мнения для всякого рода утверждений, не заботясь о поиске объективной истины.
Они создали специальную теорию диалога – беспредметного, пустословного «спора ни о чем».
Сократ, стремясь ликвидировать недостатки софистической философии и эристики, превращает публичный спор в беседу с глазу на глаз двух равноправных партнеров, совместно идущих истину (эвристический диалог). Это жанр высокохудожественного оформленной философской беседы.
Основная цель такой беседы – рождение истины на глазах собеседника – определяет готовность Сократа отказаться от своей точки зрения, если оппонент представит достаточно веские аргументы против нее.
Метод поиска истины – майевтика (метод повивальной бабки) – распределял функционально роли собеседников как ведущего и ведомого, т.е. задающего определенные вопросы, с одной стороны, и ищущего ответы на них и приходящего к определенным выводам – с другой.
Диалогическая форма изложения получает методическую разработку только у Платона. В теории диалога Платон ставит цель – нахождение знания, имеющего всеобщее значение, в противовес субъективной истине софистов.
Его диалог не только исключает какие-либо грубости между собеседниками и личные недоразумения, но и завершается, как правило, благополучным итогом – совместным нахождением истины.
Его диалог предполагает нравственную ответственность говорящего за злоупотребления им формальными возможностями риторики. Платоновский диалог основывается на особом композиционном принципе – поэтапном (поступательном) движении проблемной мысли.
Первым, кто «системно исследовал логическую природу диалога» стал Аристотель. В своих работах он определяет и анализирует основные типы умозаключений в зависимости от характера вывода: достоверного, вероятного, ложного.
Установив, что несимметричность ролей собеседников влечет за собой противоположность их стратегий, Аристотель подробно описывает общие и специальные стратегии собеседников по отдельным типам диалогов. Самым достойным признается диалектический спор.
Традиционно основой эристик считалась теория речевого воздействия. Современная же речевая практика выдвигает другие приоритеты: по словам философа Н.А. Безменовой, «…центральной проблемой неориторики» (т.е. риторики современной) стала «проблема речевого взаимодействия, лежащая в основе любой интеракции». Основы теории речевого взаимодействия были заложены М.М. Бахтиным.
Отправная мысль о диалоге высказана им при анализе сократического представления о диалогической прир
mirznanii.com
Диалогическое общение — это… Характеристика, виды и развитие
Под диалогом следует понимать равноправное общение субъект-субъектного плана, целью которого является саморазвитие, самопознание и взаимное познание партнеров. В нашей статье рассмотрим категорию диалогического общения: обучение, принципы, виды, характеристику. Помимо этого, коснемся вопроса развития.
Диалогическое и монологическое общение
Диалог — не что иное, как попытка разговора, причем на равных. Данное определение разработал Г. С. Померанц. Когда целое не складывается, речь идет о диалоге глухих. Так, можно косвенно определить подлинный диалог как общение с попыткой понять партнера.
Диалогическое и монологическое общение — категории противоположные. Монолог определяется односторонним характером. Он заключает в себе неизбежность неправдивого итога посредством абсолютизации частички истины. По-видимому, именно об этом говорили средневековые монахи в пословице: “Дьявол — логик”. Под дьяволом целесообразно понимать наше желание навязывать собственную волю, желание доминировать, а также актуальные страсти.
Приблизительно это же отмечает Кришнамурти в притче, которую написал десятки лет назад: “Однажды человек отыскал кусок истины. Дьявол был огорчен, но после сказал: “Ничего страшного: он постарается сделать истину системой и вернется ко мне””. Диалог — это своеобразная попытка лишения дьявола его добычи посредством доверительности и открытости диалогового общения.
Основополагающие принципы общения
В качестве базовых принципов диалогического общения К. Роджерс выделил следующие:
- Конгруэнтность собеседников. Здесь речь идет о соответствии опыта, его полного осознания и средств диалогического общения одного человека опыту, его полному осознанию и инструментам общения другого. Это разговор «здесь и сейчас», настрой на определенное психологическое состояние партнера и самого себя.
- Априорное доверие к собеседнику. Принятие другого человека как безусловной ценности — «любовное устранение самого себя из жизни другого» («Эстетика словесного творчества», М.М.Бахтин).
- Восприятие собеседника в качестве равного, который имеет право на собственное решение и мнение. Фактически люди так или иначе являются неравными: по способностям, возможностям, знаниям и так далее. Однако если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то они равны, потому что способны выразить свое понимание того или иного вопроса. Диалогическое общение — это конструирование понимания ситуации и общности ее восприятия.
- Дискуссионный, проблемный характер общения. Речь идет о разговоре на уровне позиций и точек зрения. Стоит заметить, что «устоявшееся» мнение может легко превратиться в догму. Народная мудрость по своей сути является диалогичной: по любой проблеме существуют утверждения противоположного плана.
- Персонифицированный характер диалогического общения. Иными словами, это разговор от имени своего «Я». Обобщенные безличные выражения, такие как «Давно установлено» или «Всем известно», способны разрушить диалог.
Уровни общения
Три представленных разновидности общения можно назвать уровнями в развитии диалогического общения. Ритуальное общение считается первичным и достаточно поверхностным, скажем так, формальным. Глубина в данном виде диалогического общения возникает лишь тогда, когда человек вступает в контакт с социальными субъектами (обществами, сообществами, группами) на уровне символики.
Под ролевым общением в значительной степени следует понимать внутригрупповое и деловое общение. Его основой считается функциональное разделение общей деятельности. Диалогическое общение — это в первую очередь «чистое общение» (Г. Зиммель), словно коммуникация. Это формирование единого пространства смыслов, взглядов и людской метод существования.
Сущность рассматриваемой категории становится предельно ясной, если охарактеризовать ее противоположность, то есть монологическое общение. Это не что иное, как навязывание одним лицом другому собственных целей, использование индивида для достижения своих умыслов. Здесь мы сталкиваемся не с общением «субъектно-субъектного» типа, а с «субъект-объектным». Целесообразно выделить два вида монологического общения: манипуляция и императив.
Императив
Императивное общение нужно рассматривать как авторитарную, директивную форму влияния на собеседника. Целью в данном случае является достижение контроля над его внутренними установками и поведением, принуждение к тем или иным решениям и действиям. Зачастую императивная форма общения применяется для установки контроля и управления внешним поведением индивида. Как средства воздействия здесь используются указания, приказы, предписания, наказания, требования, а также поощрения.
Основная особенность императива состоит в том, что принуждение, будучи целью общения, не является завуалированным: «Будешь делать именно так, как я скажу». Данный вид в достаточной степени распространен в экстремальных и нетворческих разновидностях совместной деятельности. Сюда следует отнести функционирование «силовых структур», деятельность производственного значения, администрирование государственного (высокого) уровня.
Манипуляция
Манипуляция — не что иное, как воздействие на собеседника для достижения собственных намерений скрытого характера. В Оксфордском словаре данная категория определяется как акт влияния на человека, управления им с ловкостью, однако с особо пренебрежительным подтекстом. Другими словами, это скрытое воздействие и «обработка». Основное отличие манипуляции от императивного общения заключается том, что партнера не информируют об истинных целях контакта. Они или банальным образом скрываются от него, или заменяются иными. Манипулятор применяет уязвимые места индивида в психологическом плане. Среди них особенности характера, желания, привычки или достоинства, другими словами, все, что может срабатывать автоматическим образом, без сознательного анализа, способного разрушить манипуляцию или превратить ее в малоэффективную.
Творческий процесс
Диалогическое общение – это постоянный творческий процесс, связанный с взаимным раскрытием, пониманием, а также принятием другого взгляда на определенные вещи. Собеседники занимают такую позицию по жизни, которую Бахтин трактовал как «вненаходимость». Это позиция отсутствия прагматического интереса и бескорыстности в отношении собеседника.
Диалог стоит рассматривать как разновидность общения, где дух целого появляется и начинает прокладывать себе дорогу через различия реплик. В беседе согласие можно достичь без явно выраженной гегемонии единого голоса. Под диалогическим текстом нужно понимать полифонический текст, иными словами, «хор голосов». Интересно знать, что самым близким к идеальной форме полифонического текста в отечественной литературе Бахтин отмечал творчество Ф. Достоевского.
Развитие общения
Рассмотрим развитие диалогического общения детей и взрослых. Под развитием диалога следует рассматривать в первую очередь развитие самосознания в личностном плане и на основе этого – способности не только слушать, но и слышать собеседника.
Развитие дошкольника в отношении речи включает такой термин, как умение вести диалог, иными словами, общаться с окружающими. При общении реализуется первоначальная и основная функция речи – коммуникативная.
Формирование и последующее развитие диалогической формы общения считается одной из текущих задач роста ребенка в личностном плане. Это направление в педагогическом взаимодействии происходит в рамках взаимного дополнения следующих образовательных сфер: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель общения
Ключевые цели диалогического общения — это поддержка социальных контактов, влияние на поведение и эмоциональную составляющую партнера, а также обмен интеллектуальными сведениями.
Среди задач категории целесообразно отметить следующие:
- Освоение языка, который является средством общения.
- Установление и дальнейшее поддержание детьми и взрослыми социальных контактов при условии применения всех доступных, то есть речевых и неречевых, инструментов.
- Овладение методиками и средствами формулирования развернутого текста при продуктивной творческой речи.
- Сохранение интерактивного взаимодействия (это умение слушать и слышать партнера, задавать вопросы, инициативно высказываться, а также проявлять достаточно активное отношение в ответ).
Диалог у дошкольников
В рамках речевого и социально-коммуникативного развития общение в диалогической речи является основной формой категории. Она характеризуется несогласованной активностью дошкольников. Здесь нельзя назвать задачей обмен сложными интеллектуальными данными или координацию совместных действий, достижение общего результата. В первую очередь удовлетворяется потребность, связанная с установлением эмоциональной связи и социального контакта со сверстниками.
У ребенка предельно выражена необходимость в презентации собственного «Я», во внимании со стороны окружающих. У него есть неподдельное желание довести до собеседников содержание и цели собственных действий. Каждый ребенок испытывает потребность рассказать другим о своих впечатлениях в отношении личного опыта. Он охотно откликается, если поступает предложение описать свои походы в лес, любимые игрушки, маму, сестренку или брата.
Этапы развития
Развитие культуры диалогического общения проходит такие этапы:
- Стадия преддиалога («коллективного монолога», «дуэта»).
- Стадия скоординированных в речевом плане действий, которые направлены на поддержание беседы (социального контакта).
- Стадия практического взаимодействия (личностно окрашенный контакт, содержательный диалог).
В результате осуществляется создание диалогической позиции, развивается умение слышать и слушать партнера.
Предельно важным является целостный подход к созданию диалогической речи, а также недопустимость варианта, связанного со сведением задач обучения диалогическому общению лишь к освоению формы вопросно-ответного типа. Педагогу необходимо обращать внимание на то, чтобы дети овладевали невербальными средствами коммуникации (жестами, мимикой, пантомимикой), правильной грамматической и лексической направленностью в общении. У дошкольников следует воспитать звуковую культуру речи (четкую дикцию, чистое произношение, интонационную выразительность).
Обучение общению диалогического плана осуществляется в процессе различных игр, бесед, драматизаций, инсценировок, занятий продуктивной работой. Именно в таких формах взаимодействия преодолеваются задачи, которые считаются традиционными для метода развития речи:
- Воспитание речевой культуры во взаимосвязи со звуком.
- Активизация и обогащение словаря.
- Создание грамматического строя языка дошкольника.
Необходимо подбирать определенные игровые задания, языковой материал, проблемные ситуации так, чтобы активизировать общение между ребятами, их инициативные высказывания, рассказы из личного опыта, вопросы, а также инициировать творчество, связанное с речевой деятельностью.
Актуальные приемы стимулирования речи
Важнейшей характеристикой диалогического общения является применение определенных приемов, которые стимулируют речь. Среди них важно отметить следующие:
- Сюрпризное возникновение предметов, игрушек.
- Обследование предметов, а также свойств, касающихся их.
- Драматизации, инсценировки.
- Беседы на темы, сформулированные из личного опыта.
- Свободное использование материалов (картинок, цветной бумаги, красок, кубиков), интересных костюмов, элементов декораций и так далее.
Заключение
Итак, мы в полной мере рассмотрели категорию диалогического общения. В заключение стоит отметить, что диалог является основой равновесия, которое было достигнуто после двух мировых войн. Экономическая эффективность считается невозможной, если нет устойчивого порядка. Последний, в свою очередь, не является актуальным без социальной защиты, которой не существует при условии отсутствия понимания общественных жизненных миров.
Диалог — не что иное, как выбор собеседниками совместного пути взаимодействия (Д.В. Майборода). Необходимо различать диалог в стандартном, традиционном понимании, то есть логический, и в современном — феноменологический. В первой разновидности связь осуществляется посредством речи (логоса). Феноменологический диалог — это непосредственный обмен между личностными мирами. Возможность, связанная с взаимопониманием, основывается на параллелях смыслового типа, на похожих интенциональных структурах и, конечно же, на подобии человеческих организаций сознания. Полноценность понимания может обеспечиваться лишь знанием языка собеседника, причем во всей его специфике.
Прямое межличностное общение имеет место тогда, когда индивиды воспринимают внешний облик друг друга, то есть опираются именно на органы чувств. На основании знаний (опыта), а также увиденного формируются представления о личности собеседника. Они уточняются сведениями о поступках (поведении) человека. Далее осуществляется «объяснение» тех фактов, которые наблюдаются, их интерпретация.
Чтобы обогатиться взаимным образом, люди должны наделять всех возможностью высказаться. Следует учиться слышать собеседника. Сегодня актуальным считается отход от представлений о современном обществе как исключительно о результате государственной деятельности, где в качестве почти единственного источника изменений в социальном плане выступает власть. Важно заметить, что внимание переносится на повседневную общественную жизнь, на рядового участника процессов, протекающих в социуме, рассматриваемого как деятеля. В различных областях гуманитарного и социального знаний ощущается надобность понимания человеческого опыта с учетом позиции тех людей, которые действуют, их когнитивных структур, образцов переживания и чувствования, нагруженности деятельности в смысловом ключе, телесных и вербальных практик идентичности.
fb.ru
Диалог как средство общения
Диалог как средство общения
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является — коммуникативная функция- назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть: поддержание социальных контактов; обмен интеллектуальной информацией; воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера; так и само сообщение и используемые языковые средства (Я.О.Якобсон).
Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении ребенка и активно им усваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи — диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог. Выделяют две основные формы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками.
Образцы ведения диалога ребёнок получает в общении со взрослым. Именно в общении со взрослым воспитанник очень рано научится говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации, обучается внеситуативному общению. Но парадокс состоит в том, что именно в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстником. Общение со сверстниками — область развития подлинной детской речевой самостоятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативной способности. Формирование коммуникативной способностью включает, по крайней мере, два звена – овладение языком и умение применят язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях. Последнее предполагает умение строить развернутый текст и устанавливать интерактивное взаимодействие. Интерактивное взаимодействие включает умение начать разговор, привлечь внимание собеседника, поддержать разговор, в случае необходимость сменить тему, проявить внимание и взаимопонимание, уйти от мало интересной темы, задать вопрос, ответить, высказать пожелание, согласие или несогласие, завершить разговор. Связность диалога обеспечивается за счёт использования интонации и языковых средств связи – повторение отдельных слов и отдельных реплик, использование местоимений, однокоренных слов, неполных предложений. Ведя диалог, ребёнок одновременно ориентируется на контекст, на ситуацию общения, на партнёра (его мотивы), а также на сообщение, на язык. Исходя из таких представлений о диалоге, вытекает спектр задач:
задача освоения языка как средства общения и формирования ориентировки на язык; (метаязыковая функция)
задача установления социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных — речевых и неречевых средств; (контактно устанавливающая функция)
задача овладения средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи; (коммуникативно-инфорационная функция)
задача установления интерактивного взаимодействия (умение слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т.п.)
Важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и не допустимости сведения задач обучения диалогу только к сведению вопросительно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнёрских отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействия со сверстниками как формы подлинной детской коммуникационной самостоятельности. С другой стороны, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, чёткой дикции, интонационной выразительности, лексической точности, грамматической правильности).
Задача формирования диалогического общения, таким образом, выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и форм организации обучения родной речи, а также стиль общения педагога с детьми.
Обучение диалогическому общению осуществляется в форме занятий активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследования предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин) – такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
infourok.ru
Диалогическое общение
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П. Гайдара»
Кафедра психологии
Диалогическое общение
Реферат
Выполнил:
Студент 2 курса специальность психология, 21 группа
Щеулов Никита Александрович Руководитель:
Арзамас, 2010.
Содержание.
Введение. 3
1. Диалог как первичная форма речевой коммуникации.
Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.
Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование, распространение, согласие – несогласие). В некоторых случаях диалогическое единство может существовать за счет реплик, обнаруживающих реакцию не на предшествующую реплику собеседника, а на общую ситуацию речи.
Выделяются три типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество, равенство
Любой диалог имеет свою структуру: зачин – основная часть – концовка. Зачином может быть формула речевого этикета (Добрый день, Николай Иванович!) или первая реплика-вопрос (Сколько сейчас времени?), или реплика-суждение (Хорошая сегодня погода). Следует заметить, что размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой: продолжение практически любого диалога возможно за счет увеличения составляющих его диалогических единств. На практике же любой диалог имеет свою концовку (реплику речевого этикета (Пока!), реплику-согласие (Да, конечно!) или реплику-ответ).
Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.
Межличностный диалог – высший уровень общения и главная цель подготовки к общению
Среди многочисленных подходов к раскрытию содержательной стороны Межличностное общение и его типологии необходимо выбрать такой, который
- опирается на гуманитарную парадигму, ставя в центр анализа общения личность и ее взаимоотношения с миром;
- не игнорирует этическую сторону МО;
- позволяет понять МО как способ существования (проявления) и фактор развития личности;
- использует в качестве основания типологии МО личностный компонент;
- обладает достаточно эвристическим потенциалом и возможностью операционализации исходных понятий душ использования как при разработке программы обучения, так и для создания диагностических средств.
С нашей точки зрения, в наибольшей степени указанным требованиям отвечает концепция диалога М. М. Бахтина .
В творчестве М.M.Бахтина (печатавшегося в 20-30-е годы также под фамилиями В.Н.Волошинов и П.Н.Медведев), выдающегося советского философа и филолога, проблема диалога занимает особое место. Какими бы вопросами ни занимался ученый – разработкой методологии гуманитарных наук или анализом творчества Ф.М.Достоевского, изучением «философии языка» или теоретическими проблемами эстетики, описанием «карнавальной культуры» или литературными жанрами – буквально все его работы пронизаны идеей и»духом» диалога, он возвращается к диалогу вновь и вновь, рассматривая его с новых сторон, раскрывая новые грани. И это не просто проявление личного пристрастия автора – это следствие его теоретической позиции, согласно которой «диалогические отношения –… почти универсальное явление, пронизывающее… все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение» /Бахтин М.М., 1963, с.56/. М.М.Бахтиным проанализированы различные (но взаимосвязанные) уровни и формы проявления этого «универ
mirznanii.com
Понятие диалогического общения
Диалогическая речь — жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога — умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные — монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.
В устной диалогической речи «исходным начальным этапом или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутреннего замысла) исходит ответ второго собеседника».
Это обеспечивает возможность «взаимоналожения реплик», когда один собеседник еще не кончил говорить, а другой уже начал, перебивая первого. К этому типу речи близок в некоторых своих особенностях так называемый синхронный перевод.
Сам принцип организации диалогической речи несколько иной, чем принцип организации развернутых монологических форм речи. В ней с самого начала участвует фактор, вызывающий нарушение нормального грамматического порождения — фактор контекста (ситуации). Анализируя отличия в грамматической структуре диалогической речи, можно видеть, что этот фактор в известном смысле первичен по отношению к механизму грамматического порождения, по-видимому, именно на этапе «замысла» и происходит учет этого фактора, что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами.
Основными разновидностями диалогической речи являются:
— бытовой разговор,
— деловая беседа,
— переговоры.
Для бытового диалога характерны свойства: незапланированность;
— большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и т.д.) и языковых средств;
— частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;
— отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия решения;’
— самопрезентация личности;
— разговорный стиль речи.
Деловая беседа имеет следующие характерные особенности: — дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;
— быстрота реагирования на высказывания партнеров;
— критическая оценка мнений, предложений и возражений партнеров;
— аналитический подход к учету и оценке всех факторов проблемы;
— ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате разбора других точек зрения по данной проблеме; — ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.
Переговоры по многим характеристикам сходны с деловой беседой.
Дополнительными признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон.
В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений; преобладают предложения с минимальной синтаксической сложностью, широко используются частицы. В условиях диалога активизируется взаимодействие синтаксических, лексических, интонационных средств предложения и его смысловых связей с предшествующим или последующим текстом. Роль интонации особенно возрастает в предложениях с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом. Например: «Там холодно.» — «Там холодно?»
В предложениях с одинаковым строением, лексическим составом и интонацией активизируется роль их смыслового взаимодействия, а языковые средства усиливаются жестами и мимикой.
Речевая практика выработала приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь.
Один из таких приемов — вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что создатель текста, как бы предвидя возражения, угадывая возможные вопросы адресатов своей речи, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей, читателей собеседниками, активизирует их внимание, вовлекает в поиски истины. Умело и интересно поставленные вопросы привлекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения.
Иногда автор вставляет в текст предполагаемые реплики слушателей, читателей. Это вносит в монолог элементы диалога.
studfile.net
классическое и современное общение. Основные понятия, определения и правила ведения разговора
Речь — это главное средство коммуникаций между людьми. Но современное общение не ограничивается банальной передачей информации. На данный момент общение обросло массой условностей и формальностей и превратилось в настоящую культуру. Обязанность каждого человека — соблюдать правила ведения диалога.
Структура
Диалог — это взаимная коммуникация, смысл которой состоит в поочередных репликах собеседников. Изучение правил построения диалога стоит начать с анализа его структуры, которая приведена в таблице.
Этап | Составляющие |
Начало разговора | — Приветствие. — Уточнение целесообразности беседы (например: «Удобно ли вам сейчас разговаривать?»). — Неофициальный диалог (установление контакта путем разговоров на отвлеченные темы, не касающиеся основного предмета спора). — Озвучивание цели разговора |
Развитие темы | — Речь говорящего. — Ответная реакция собеседника |
Завершение разговора | — Подведение итогов. — Заключительные фразы, сигнализирующие об окончании диалога. — Прощание |
Законы риторики диалога
Чтобы понять, каких правил ведения диалога надо стараться придерживаться, нужно изучить основные законы общения. Вот о чем идет речь:
- Закон сопротивления новому. Любая нестандартная идея, отличающаяся от привычных убеждений, как правило, воспринимается в штыки. Поэтому, если вы хотите выйти из спора победителем, вы должны разработать четкую и убедительную систему аргументации. Вы должны заранее продумать реакцию собеседников на свою речь.
- Закон диалогической социализации. Его суть состоит в том, что вы всегда должны отвечать говорящему. Даже если на данный момент вы заняты или сами произносите речь, стоит отвлечься, выслушать оппонента и дать ему ответ.
- Закон граничных условий изобретения. Классические правила ведения диалога подразумевают учет культурных и национальных традиций. От соблюдения условий риторического изобретения во многом зависит исход разговора.
- Закон устранения вреда. Прислушиваясь к мнению собеседника, вы должны заранее продумать, к каким негативным последствиям может привести принятие данной точки зрения.
Условия ведения диалога
Казалось бы, что может быть проще, чем разговор двух людей. Тем не менее, чтобы общение было продуктивным, необходимо соблюдение многочисленных правил ведения диалога. Но, прежде всего, должны быть соблюдены условия, без которых разговор невозможен. А именно:
- Общий язык. Важно, чтобы собеседники пользовались одинаковыми вербальными и невербальными приемами. В противном случае, возникнет путаница и недопонимание, которые могут перерасти в конфликт.
- Общий предмет обсуждения. Это совокупность вопросов, по которым может возникать противоречие или же согласие между собеседниками.
- Желание или потребность в общении. Между собеседниками должен присутствовать эмоциональный и информационный отклик.
- Сотрудничество. Участники диалога должны уметь слушать друг друга и давать уместные ответы на поставленные вопросы.
- Свобода. Каждая из сторон диалога вольна в убеждениях, высказываниях и доводах. И все же недопустимо физическое или моральное давление, а также угрозы и оскорбления.
Общие правила
Правила диалога в русском и других языках мира могут несколько отличаться. Тем не менее, есть общие моменты, которые необходимо соблюдать, независимо от того, в какой точке мира вы находитесь:
- Нужно больше слушать, чем говорить. Недопустим речевой «нарциссизм». Вы должны внимательно выслушать и проанализировать аргументы собеседника.
- Подготовьте диалог. Прежде чем отправиться на встречу с собеседником, набросайте примерную программу разговора и перечень вопросов, которые вы планируете задать. Если вы примерно понимаете, о чем вас будет спрашивать собеседник, продумайте свои ответы.
- Говорите по очереди. Помните, что в диалоге собеседники равны. Во-первых, недопустимо перебивать оппонента. Во-вторых, дурным тоном считаются слишком длинные монологи.
- Думайте, прежде чем что-то сказать. Порой то, что для вас кажется пустяком, может огорчить или оскорбить собеседника. Естественно, после этого конструктивного диалога не получится.
- Не посвящайте собеседников в свои проблемы или радости. Ваша личная жизнь должна оставаться за дверью кабинета (конференц-зала, ресторана и так далее). Также запрещено задавать собеседнику вопросы личного характера.
Требования к вопросам
Правила ведения диалога можно детализировать, выдвинув определенные требования к его составляющим. В частности, вопрос должен соответствовать таким параметрам:
- Формулировка вопроса должна быть краткой и конкретной без сложных грамматических конструкций.
- В вопросе должны содержаться временные, пространственные и прочие параметры, которые необходимо учитывать при формулировке ответа.
- Недопустимо употреблять в вопросах многозначные слова без дополнительного пояснения.
- Недопустимо, чтобы контрольные вопросы следовали сразу после основных.
- Вопрос должен указывать на возможность альтернативных ответов.
- Вопросительное предложение должно быть сформулировано в утвердительной, а не в отрицательной форме.
- Недопустимо доставать сложные или эмоционально напряженные вопросы в начале разговора. Они должны следовать после установочных.
- Формулировка вопроса должна учитывать личный опыт респондентов в данной конкретной отрасли.
- Смежные вопросы нужно объединять в тематические блоки, а не оглашать вразброс. Это может внести путаницу в разговор.
Требования к ответам
Правила ведения диалога подразумевают некоторые требования к ответам на вопрос. Вот наиболее существенные моменты:
- Ответ должен быть ясным и однозначным с лаконичной формулировкой.
- Ответ должен уменьшать неопределенность, связанную с вопросом, а не увеличивать ее. В противном случае, диалог будет бессмысленным и непродуктивным.
- Если вопрос поставлен некорректно, в ответе должно содержаться указание на этот факт.
- Ответ не может быть сформулирован в вопросительной форме.
Как победить в словесной «борьбе»
Одним из самых авторитетных изданий о правилах диалога в русском языке является книга Поварнина «Спор. О теории и практике спора» (1918 года выпуска). В ней содержатся такие рекомендации для тех, кто хочет выйти из спора победителем:
- В споре нужно быть инициативным (особенно, если именно вы задаете тему беседы). Важно уметь заставить собеседника вести полемику по вашему сценарию.
- Не обороняйтесь, а наступайте. Вместо того, чтобы пассивно отвечать на вопросы собеседника, задавайте вопросы сами, заставив его обороняться.
- Не позволяйте оппоненту уклоняться от доказательств. Каждая мысль должна быть аргументирована, чего можно добиться при помощи критики.
- Сконцентрируйте свою активность на самых слабых звеньях в системе аргументов оппонента.
- Для опровержения аргументов противника используйте его же приемы. Их можно выявить в процессе диалога.
- Используйте эффект неожиданности. Например, приберегите самые важные и неожиданные аргументы к концу спора.
- Берите слово в конце спора. Выслушав аргументы оппонента, вы лучше сформулируете речь.
Золотые правила ведения диалога в деловом общении
Успех в мире бизнеса зависит не только от ваших профессиональных знаний, но также от умения общаться с людьми. Можно выделить такие золотые правила ведения диалога в деловом общении:
- Не начинайте разговор с деловых вопросов. Начните с теплого приветствия и неформального общения на отвлеченные темы (погода, искусство, спорт и так далее). В противном случае, вы автоматически поставите себя в позицию «просящего», что позволит оппоненту доминировать.
- Не давайте советов, если вас об этом не просят. Если вы предложите собеседнику собственную модель решения проблемы, это может обидеть собеседника. Он может подумать, что вы преуменьшаете его способности.
- Не задавайте прямых неудобных вопросов. Если вам все-таки необходима подобная информация, заходите издалека, чтобы не поставить оппонента в неловкое положение.
- Стимулируйте активность беседы. Каждую свою реплику заканчивайте вопросом вроде «Что вы думаете по этому поводу?». Это позволит избежать неловкого молчания. К тому же, этим вы продемонстрируете уважение к мнению
- Добавьте немного юмора. Если вы чувствуете, что атмосфера диалога накаляется, добавьте в беседу немного остроумия, чтобы дать и себе, и оппоненту передышку.
Правила публичного выступления
Порой приходится доносить свою точку зрения не одному собеседнику, а большой аудитории. В данном случае вам следует ознакомиться с правилами ведения диалога в публичном выступлении. Вот основные из них:
- Позаботьтесь о внешности. Перед тем как приступить к слушанию доклада, аудитория обратит внимание на то, как вы выглядите. Поэтому ваш внешний вид должен быть опрятным и полностью соответствующим ситуации. Это особенно важно, если вы представляете не лично себя, а целую организацию.
- Говорите по существу. Пустопорожние разговоры и лирические отступления недопустимы. Во-первых, они раздражают слушателей, а во-вторых, они отвлекают внимание аудитории от основной проблемы.
- Уважайте слушателя. Всем своим видом вы должны излучать доброжелательность. Также не стоит навязывать свое мнение аудитории, считая его единственно правильным.
- Излагайте информацию доступно. Говорите простым языком, не перегруженным специальными терминами.
- Ведите себя уверенно. Дрожащий голос, неуместные жесты и прочие признаки волнения не вызовут доверия у аудитории.
- Не используйте длинные сложные фразы. Оптимальная длина предложения — не более тринадцати слов.
- Не затягивайте выступление. Как показывает практика, даже самый умелый оратор не может удерживать внимание аудитории дольше 15-20 минут. Постарайтесь уложиться в это время.
Правила ведения диалога в конфликтной ситуации
К сожалению, не всегда беседа проходит в партнерских и дружеских тонах. Когда между оппонентами возникает напряженность, становится труднее соблюдать правила этикета, диалог может перерасти в конфликт. Чтобы избежать неприятностей, следуйте таким правилам:
- Дайте оппоненту возможность «выпустить пар». Если вы чувствуете, что собеседник напряжен, не перебивайте его, дайте высказаться. Это поможет восстановить мирный тон диалога.
- Не путайте факты с эмоциями. Четко обосновывайте все свои претензии, опираясь на объективные данные. Ни в коем случае не переходите на личности.
- Отвечайте на агрессию противоположно. Если ваш партнер вспылил, не отвечайте ему тем же. Лучше вежливо посочувствуйте его неприятностям или попросите совета.
- Старайтесь завершить спор мирно. Даже если вы находитесь на пике эмоционального напряжения, не кричите, не грубите и не хлопайте дверью. Так у вас будет больше шансов на конструктивное продолжение беседы через некоторое время.
- Не высказывайте претензии лично к собеседнику. Допустимо выражать недовольство сложившейся ситуацией, но не оппонентом.
Особенности ведения научной дискуссии
Правила ведения научного диалога несколько отличаются от светской или деловой беседы. Вот каких рекомендаций стоит придерживаться в данном случае:
- Прежде чем включиться в научную дискуссию, подумайте, действительно ли вам есть что сказать. Нет смысла повторять общеизвестные факты.
- Высказывайтесь только по существу. Не пытайтесь повысить конкурентоспособность своей гипотезы, задевая личность оппонента или опровергая его мнение.
- Высказывайтесь конструктивно. В идеале каждое высказывание должно быть подкреплено реальными примерами или ссылками на работы авторитетных исследователей.
Еще немного об искусстве общения
Соблюдение правил ведения конструктивного диалога позволяет выстраивать продуктивные взаимоотношения с оппонентами. Чтобы всегда выходить победителем из спора, используйте некоторые тонкости искусства общения:
- Делайте паузы. Не пытайтесь выдать всю информацию «залпом». Разделите свою речь на смысловые блоки, между которыми делайте короткие паузы. Это нужно для того, чтобы собеседник успел воспринять информацию.
- Поставьте себя на место оппонента. Планируя свою речь, подумайте, поймет ли ваш собеседник, что именно вы хотите до него донести.
- Отдавайте предпочтение живому общению. Старайтесь избегать решения серьезных вопросов по телефону, по видео-связи или в формате переписки.
- Используйте ненавязчивую жестикуляцию. Благодаря этому оппоненту будет интереснее слушать вас, он лучше воспримет информацию. А вот разговаривать с обездвиженной «статуей» совсем неинтересно.
- Следите за тоном. Громкость голоса должна быть такой, чтобы собеседнику не пришлось прислушиваться. В то же время не стоит слишком кричать, чтобы оппонент не воспринял это как агрессию.
- Не бойтесь переспрашивать. Если вы чего-то не поняли или не расслышали, не стесняясь просите уточнить этот момент. Если этого не сделать, может возникнуть путаница, которая значительно усложнит достижение взаимопонимания.
- Стиль речи должен соответствовать месту. В деловой и светской беседе недопустимо пользоваться бытовым жаргоном. В то же время, дурным тоном является применение в неформальной беседе применение специфических терминов или витиеватых речевых конструкций.
- Установите зрительный контакт. Если вы будете смотреть по сторонам, а не в глаза собеседнику, атмосфера не станет доверительной.
- Называйте человека по имени. Это подкупает его и заставляет принимать вашу сторону.
- Будьте собой. Не отрекайтесь от своего образа ради того, чтобы понравиться собеседнику.
Мы обсудили некоторые рекомендации правильного ведения диалога.
fb.ru