Текст | это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой. Предложения в тексте могут быть связаны как лексически, так и грамматически. Признаки текста:
| Тема текста | это то, о чём говорится в тексте. Часто тема текста бывает отражена в его заголовке. Текст обычно разделён на части, которые называются абзацами, каждый абзац отделён от другого, так как в нём содержится своя микротема. | Основная мысль текста | это то, что хотел нам сказать автор, то, ради чего он написал этот текст. Основная мысль текста обычно передаёт оценку автора предмета речи. | Cпособы соединения предложений в тексте: | последовательный (цепной) и параллельный При последовательной связи первое предложение текста связано со вторым, второе — с третьим, третье — с четвёртым и т.д. Пример: Маша проспала. Она влетела в класс в 8:45. Оказалось, что занятия перенесли на 9:00, и Маша спокойно села за парту. При параллельной связи события в тексте происходят одновременно. Предложения обычно содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. При параллельной связи предложения связываются между собой: Пример: Мы смотрели на озеро. Небо переливалось яркими красками. Тихо щебетали птицы. | Тип речи: | В зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три типа: повествование, рассуждение, описание. В тексте-повествовании рассказывается о последовательно происходящих действиях и событиях. К ним можно поставить вопросы что? когда? где? как? (они происходили).
В тексте-описании называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени. К этим текстам можно поставить вопрос какой? каков? (предмет, человек и т.д.)
В тексте-рассуждении что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями. Текст-повествование рассказывает | Текст-описание показывает | Текст-рассуждение доказывает |
infourok.ru
Каковы основные признаки текста? Признаки текста в русском языке
Текст – наивысшая единица языка. Он состоит из более мелких языковых единиц – предложений и словосочетаний, слов. Как и любое другое явление, он имеет свои особенности и отличительные признаки, которые отличают его от других языковых явлений. Кроме того, в зависимости от стиля, к которому он относится, текст обладает рядом дополнительных признаков. Далее мы рассмотрим, каковы основные признаки текста и различных функциональных стилей.
Что такое текст?
Текст – это речевое произведение, которое состоит из последовательно взаимосвязанных различных языковых знаков. Отличается целостностью и оформленностью.
Композиционно текст состоит из:
- предложений;
- абзацев;
- параграфов;
- разделов;
- глав.
Все эти элементы связаны между собой одной темой и целью. Для того чтобы определить, является ли набор тех или иных предложений текстом, необходимо знать основные признаки текста в русском языке.
Каждый текст имеет определенную, четко выраженную функционально-стилевую ориентацию – научный, художественный, публицистический стиль и т. д.
Основные признаки текста
Чтобы набор слов и предложений можно было назвать одним целым, они должны отвечать определенным требованиям. Вот основные признаки текста, которые выделяют в лингвистике:
- Завершенность, которая подразумевает смысловую оконченность.
- Связность.
- Единство используемых стилистических средств.
- Членимость и автономность.
Только при наличии всех вышеперечисленных признаков композиция из нескольких предложений может считаться текстом.
Завершенность
Разбирая признаки текста, необходимо начать с завершенности. Данный признак предполагает, что текст полностью раскрывает замысел, который поставил перед ним автор. Все это приводит к полному восприятию и пониманию прочитанного или услышанного реципиентом.
Ознакомившись с текстом, мы должны понять его смысл, увидеть связь темы и содержания.
Связность
Данный признак проявляется в расположении предложений в определенной логической последовательности, что помогает отразить развитие мысли. Одно предложение является смысловым продолжением первого, строится на базе ранее поданной информации. Сюда же относится и оформление текста с помощью грамматических и лексических средств языка. Для связи используются различные ключевые слова, повторы, союзы, синонимы.
Разбирая признаки текста в русском языке, в особенности связность, следует отметить наличие двух основных связей между предложениями — параллельной и цепной. При первой предложения связываются друг с другом благодаря одинаковому порядку слов, схожей структуре.
Во второй – связкой выступает ключевое слово, которое несет основную информацию. Его могут заменять синонимом. Кроме того, употребляются глаголы совершенного вида.
Стилевое единство
Разбирая основные признаки текста, нельзя не отметить единство стиля. Любой текст оформляется согласно особенностям того или иного функционального стиля. В зависимости от выбранного стиля, подбираются лексические и языковые средства, грамматическое оформление текста. Синтаксические структуры также строятся на основе выбранного стиля. Так, в разговорном стиле преобладают простые предложения, в научном – сложные.
Целостность
Данный признак подразумевает одновременное выполнение трех описанных выше признаков текста. То есть наличие связности, завершенности и стилевого единства.
Даже если в предложенном фрагменте были найден один или два признака, его нельзя назвать текстом до тех пор, пока не будут соблюдены три ранее описанных нами основных признака текста.
Другие признаки
Выделим также и другие, менее важные признаки текста в русском языке.
Членимость, которая подразумевает, что текст состоит из нескольких предложений. При этом не стоит забывать о том, что они должны быть связаны между собой единой темой.
И автономность: каждый текст имеет начало и конец.
Выделяют также такой признак, как информативность – текст несет определенную информацию. В целом она определяется темой и целью высказывания.
Отличительные особенности стилей
В русском языке выделяют ряд функциональных стилей – научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Каждый из них имеет не только основные признаки текста, но еще и ряд дополнительных, которые помогают различать их между собой.
Научный стиль
Научный стиль используется при написании статей и монографий, дипломных и магистерских работ, диссертаций, научных выступлений, докладов, лекций. Основные признаки научного текста: использование терминологии, сложных предложений, безличность автора, которая проявляется благодаря использованию «мы» вместо «я», тезисному изложению, наличию вводных слов и конструкций, эмоциональной нейтральности.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль охватывает все официальные документы: законы, деловые записки, заявления, протоколы. Основные признаки данного стиля – прямой порядок слов, логика в изложении, использование штампов и языковых клише, лаконичность, эмоциональная и оценочная нейтральность, наличие стандартов. Часто в данном стиле употребляются регламентированные образцы и бланки.
Публицистический стиль
Публицистический стиль охватывает всю сферу действия СМИ. Основная его функция – информирование, воздействие на человека. Признаки публицистического текста – это логичная и лаконичная подача информации, образность, оценка, наличие призыва к действию. Важным признаком также является выделение информации с помощью заголовков и подзаголовков, визуальных эффектов. Предложения в текстах данного стиля как простые, так и сложные.
Разговорный и художественный стили
Художественный стиль характеризуется экспрессивно-эмоциональной лексикой, использованием метафор и сравнений, легкими конструкциями. Им написаны все художественные произведения: рассказы, романы, стихи.
Разговорный стиль употребляется в устной речи, интернет-переписке. Основные признаки текста данного стиля — использование разговорных и просторечных слов, повторов, неполных и простых предложений. В нем также выделяют отсутствие четкой структуры и логики изложения.
Вывод
Мы рассмотрели, каковы основные признаки текста в русском языке. Так, выделят связность, целостность и завершенность текста, стилевое единство. При наличии только одного или двух из перечисленных нами признаков назвать тот или иной фрагмент текстовой информации текстом нельзя. Кроме признаков, общих для всех текстов, выделят также особенности — лексические и грамматические, синтаксические, благодаря которым мы можем определить, к какому функциональному стилю принадлежит тот или иной текст.
fb.ru
Ответы@Mail.Ru: определение слова текст
связанные общим смыслом предложение, направленные на раскрытие заданной темы)))))))))) честно, отсебячина)
текст – это последовательное сочетание предложений и слов, которое образует законченное сообщение
touch.otvet.mail.ru
Урок русского языка по теме: «Текст
Работа начального звена в МСОШ №2 ведется по образовательной программе “Школа 2100”. Одним из дидактических принципов программы является личностно-ориентированное обучение, т.е. обучение, в котором центром педагогической системы становится ребенок, его интересы, потребности, устремления. Личностно-ориентированное обучение это не столько учет возрастных особенностей ребенка и его “ведущей личностной направленности”, сколько построение обучения на основе естественноисторического пути развития предметных знаний.
Предлагаю урок русского языка, проведенный во 2 классе, на этапе ознакомления с новым материалом.
Тема урока: “Текст – что это такое?”
Цель урока:
- Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
- Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
- Закрепить изученные орфограммы
- Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
- “Вхождение” в тему урока.
- Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.
(Звучит музыка П.И. Чайковского)
- Откройте глазки. Посмотрите на меня и послушайте стихи А.С.Пушкина
(Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта)
О, сколько нам
открытий чу дных Готовит просвещенья дух, И опыт – сын оши бок трудных, И гений – парадоксов друг |
- Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?
(Я думаю, нам предстоит сегодня сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое)
- Да, вам предстоит сегодня сделать сегодня несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
- Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.
(ЧУ — пиши с гласной У, ШИ – пиши с гласной И, Ь – показатель мягкости. Разделительный Ь. Имена отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы)
(Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их)
- Значения каких слов вам непонятны?
Просвещенья, парадоксов, гений |
(Учитель читает по словарю слова)
- Гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;
- Парадокс – (греч. “неожиданный, странный”) мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;
- Просвещение – распространение знаний, образование
- Нас ждут на уроке неожиданности и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову “ ЧУДНЫЙ”. Обозначьте корень.
(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно)
- Проверьте у доски слова:
Чудный Чудо Чудак Чудить |
- Подберите синонимы (сходные по значению слова) к слову чудный.
Прекрасный Красивый Великолепный |
- Подберите антонимы (противоположные по значению слова) к слову чудный
Некрасивый Плохой Неинтересный |
- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов
(Учитель дает набор слов: предложения, слоги, звуки, слова. Ученик у доски восстанавливает цепочку:
звуки => слоги => слова => предложения)
- Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки.
- В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 19, 20) Вспомните алфавит, чтобы правильно выполнить задание.
(Учитель выставляет это слово)
- Почему это слово выделено красным цветом?
(Я думаю, это тема нашего урока)
- Раскрытие темы урока.
1) Главный вопрос урока (прочитайте на доске)
Текст – что это такое? |
- На это вопрос мы постараемся ответить вместе. Можно ли назвать текстом стихи А.С.Пушкина.
(Да, эти стихи можно назвать текстом)
- Приведите доказательства
(Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста – говорится об открытиях)
2) Работа с таблицей “Признаки текста”.
Заголовок Начало Основная часть Концовка Ключевые (опорные) слова, абзац, тема Основная мысль |
- Объясните каждый признак текста.
(Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте.
Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст.
Заголовок – заглавие, название.
Начало, основная часть, концовка – структура текста.
Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль.
Ключевые (опорные) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста)
- Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту
- Какой признак должен быть обязательно в тексте?
(Тема. Основная мысль)
3) Работа с деформированным текстом .
Справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст.
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. … |
Выскочила одна горошина. Обезьяна несла две полные горсти гороху. Она бросилась поднимать и просыпала все. Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок. Тогда она рассердилась и разбросала весь горох. |
(Я думаю это нельзя назвать текстом.)
Дети определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске.
- Посмотрите на эти предложения (слева)
- Что вы заметили?
(Это текст, но нет у него концовки, нет заглавия)
- Придумайте название (Обезьяна. Обезьяна и горох)
- Придумайте заглавие (Можно взять из текста справа. А придумал свое: “Обезьяне стало весело, и она стала играть горошинами”)
- Докажите, что это текст (Есть все признаки текста, я назову их)
- Объясните орфограммы в словах, подчеркните.
- Кто сможет ответить на главный вопрос урока?
(Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Это несколько предложений, связанных по смыслу)
- Предлагаю задание по вариантам.
Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 6 слов, разберите по членам, подчеркните главные члены.
Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 3 слов, подчеркните главные члены.
( Два ученика работают у доски, остальные в тетради)
(Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.)
- Проверим предложения.
4) Физкультминутка
- Хотите удивиться и отдохнуть? (Да)
(Дети встают, учитель показывает рисунок удивительного существа, которое состоит из частей разных животных; ученики называют и изображают их: корова, утка, кенгуру, олень, лошадь, петух, павлин).
5) Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.
- Перед вами на листочках текст. Прочитайте его.
Никита-охотник.
Есть у Никиты деревянный тигр еще есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.
(По Е. Чарушину)
- Легко ли было читать текст? (Ничего не понятно)
- Почему? (Нет знаков препинания, нет границ предложений)
(Граница – линия раздела между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания)
- Представьте себе, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно.
(Самостоятельная работа учеников)
- Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений.
(Четыре предложения)
- Прочитайте текст. Докажите, что это текст.
(Есть у Никиты деревянный тигр. Еще есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет.)
Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль.
Вывод: Предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.
- Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили?
(Два ученика работают у доски)
1.Одушевленные:
тигр
крокодил
слон2. Игрушки:
тигр
крокодил
слон
- Неодушевленные:
кровать
стол
- Мебель:
кровать
стол
- Проверка усвоения темы.
Тест “Верные и неверные высказывания”
Учитель
Ученик
- Текст состоит из предложений
- К тексту нельзя придумать заглавие
- Все предложения в тексте имеют границы
- Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
- В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
- Текст можно разделить на части
- Каждая часть текста записывается с красной строки
+
—
+
—
+
+
+
- Работа по учебнику “Русский язык” Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой II класс
- Рассмотрите задание №30, №35
- Спишите исправленный текст. Подчеркните опасные места.
- Проверка задания
- Итог урока.
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
(Отгадали по цифрам слово ТЕКСТ. Узнали, что каждое предложение имеет границы. Запомнили признаки текста)
- Домашнее задание
Дописать концовку к тексту “Никита-охотник”.
Придумать и записать текст на любую тему
urok.1sept.ru
Ответы@Mail.Ru: Основные признаки текста. какие???
Основными признаками текста являются: 1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста; 2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; 3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль. 4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве
Основными признаками текста являются: 1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста; 2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; 3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль. 4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве
Основными признаками текста являются: 1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста; 2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; 3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль. 4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве
Вот такие: <a rel=»nofollow» href=»https://youtu.be/Fb5CXQ-a-_o» target=»_blank»>https://youtu.be/Fb5CXQ-a-_o</a>
Основными признаками текста являются: 1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста; 2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; 3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль. 4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве
Что за сосать раки?
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста; 2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; 3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль. 4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве
хмнмнмн текст предложения апхапаха
Основными признаками текста являются: 1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста; 2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; 3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль. 4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве Вот так вот xD
Основными признаками текста являются: 1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста; 2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; 3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль. 4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве
Хватит у всех копировать и выставлять за своё, надо свою голову на плечах иметь!
touch.otvet.mail.ru
Как доказать, что текст научный 🚩 докажите что это текст 🚩 Наука 🚩 Другое
Автор КакПросто!
Научные статьи полезны для чтения и легко узнаваемы. Обычно в научном стиле пишутся дипломные работы, диссертации и исследования. Также его используют при составлении учебников.
Статьи по теме:
Инструкция
Любой научный текст имеет особенность, которая сразу бросается в глаза — повышенное использование терминологии. Если статья содержит много непонятных, «ученых» слов-терминов, то, скорее всего, этот документ относится к нужному вам разряду. Обратите внимание на синтаксическую структуру текста. Если предложения длинные, а некоторые из них даже выступают в роли целого абзаца, содержат много запятых, двоеточий и других знаков препинания, то данная статья наверняка написана в научном стиле.Одна из важнейших особенностей научного текста — абсолютная логичность и строгая последовательность высказываний. В таком документе вы обязательно встретите вводные слова и фразы-клише, такие как: «во-первых», «из этого следует», «данные показывают, что» и др.
В научном тексте используется только однозначное и прямое значение слов. Никаких метафор и эпитетов вы здесь не найдете. Если же автор это правило нарушает, то обязательно пишет примечание по этому поводу. Делается это для того, чтобы не запутать читателя.
Высокая информативность — тоже особенность научных документов. Никакой «воды», только поток нужной информации. Вспомните, как много интересного пишут в одном параграфе школьного учебника.
Статья научного содержания, в отличие от художественного текста, абсолютно беспристрастна. Эмоции автора не выражаются ни через слова, ни через знаки препинания.
Видео по теме
Обратите внимание
При размещении в своих статьях сторонней, не общеизвестной информации, ссылайтесь на первоисточники. Указывайте автора статьи и год издания. Это прибавит вашей работе доверия.
Полезный совет
Для общего развития полезно периодически читать научную литературу. Для легкого восприятия информации берите статьи из журналов, где текст написан научно-популярным языком, рассчитанным на большую аудиторию.
Совет полезен?
Распечатать
Как доказать, что текст научный
Статьи по теме:
Не получили ответ на свой вопрос?
Спросите нашего эксперта:
www.kakprosto.ru
Как определить тип текста? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
gfom.ru