Фасилитирует: Что такое фасилитация и зачем её изучать, если вы руководитель компании

Содержание

Что такое фасилитация и зачем её изучать, если вы руководитель компании

Фасилитация, коучинг, HR – англицизмы, которые можно услышать на любом тренинге по управлению. Непосвящённым часто кажется, что это нечто малопонятное, ассоциирующееся с манипуляцией и зарабатыванием на пустом месте.

Зачем современному руководителю разбираться в этих терминах и применять их в работе, рассказывали на первой в Казахстане антиконференции по вопросам лидерства, которая прошла в Алматы 27 сентября. Её провела компания «Ренессанс» с 20-летним опытом обучения эффективному управлению.


Светлана Крутских открывает антиконференцию

Светлана Крутских открывает антиконференцию


Антиконференция – это формат, который основан на разрыве шаблонов. Никого официоза, скуки и дресс-кодов. Люди собираются, чтобы обсудить важные вопросы в наиболее лёгкой и увлекательной для них форме. Особое внимание на антиконференции уделялось такому понятию, как фасилитация.

Фасилитация – от слова facilitate – помогать, облегчать, способствовать. По сути, это профессиональная организация групповой работы. Фасилитатор помогает правильно направить ход обсуждения, рабочей встречи и так далее. Если совсем просто, то цель фасилитатора придать форму содержанию. Существует даже Международная ассоциация фасилитаторов. Она была организована в 1989 году.

Профессия фасилитатора зародилась в 1960-1970-е годы в США. В Институте культурных связей начали создавать группы поддержки организаций для обсуждения их будущего. В таких группах возникло сообщество организаторов таких мероприятий, которые впоследствии назвали фасилитаторами. Первое сообщество фасилитаторов было созданов в 1980-х в Далласе.

«В любом обсуждении есть содержание и процесс. В 60-х годах американцы поняли, что решения принимаются быстрее если одни люди отвечают за содержание, а другие за процесс. Фасилитаторы отвечают за процесс», – объяснила управляющий партнёр агентства «Ренессанс» Светлана Крутских.

Зачем нужна фасилитация?

Казалось бы, если в команде итак собрались умные люди, то они способны самоорганизоваться. Но зачастую профессионализм и высокий интеллект не равны высоким коммуникационным навыкам. Лучший специалист в командной работе может оказаться токсичным, не слышать других или не уметь отстоять свою позицию. Фасилитатор помогает группе быть эффективной, создавая комфортную обстановку.

«Это помощь и поддержка людям, которые хорошо разбираются в содержании. Фасилитатор создаёт форму, ведёт, создаёт путь, по которому людям хорошо двигаться», – говорит Светлана Крутских.


Светлана Крутских открывает антиконференцию

Фасилитация поможет обеспечить скорость принятия решений и творческий подход к процессу.

Фасилитацию применяют, если нужно:

  • Провести мероприятия по трансформации организации
  • Решить проблемы компании
  • Улучшить эффективность команды
  • Запустить новый проект
  • Выявить ядро ценностей и миссию компании.

Как правильно фасилитировать?

Существует множество методов и технологий фасилитации. Все они находятся на стыке психологии и управленческих методик.

Например:

Ментальная карта

На доске или на мониторе компьютера с графической фигурой, в центре которой пишут ключевое слово – обсуждаемую тему. Затем группа развивает тему, рисуя ответвления.

Такая техника помогает структурировать обсуждаемую тему, выявить скрытые связи и на начальном этапе какого-либо проекта понять, что нужно учесть при его реализации.

Мировое кафе

Коллектив делят на группы, которые рассаживают по столикам. За каждым столом свой ведущий, который записывает все идеи на листе флипчарта. Периодически группы пересаживаются и изучают идеи друг друга, дополняя их. Этот метод помогает управлять большими группами, создавать живые дискуссии и собирать больше информации о конкретном вопросе.

Почему современный лидер отдаёт инициативу коллективу?

Фасилитация – наука, которая демонстрирует особенности современного подхода к управлению людьми.

«Фасилитация – это технология антитоталитарного подхода, это технология антиэго. Это не когда кто-то говорит: «Ого-го, я альфа-самец». Это когда мы реально доверяемся умным, активным, вовлечённым людям, которые могут брать на себя ответственность», – считает Светлана Крутских.


Светлана Крутских открывает антиконференцию

На различных тренингах по лидерству и управлению очень любят подчёркивать, что руководитель не должен быть деспотом, он должен быть максимально демократичным и вести дело так, чтобы сотрудники чувствовали, что сами принимают решения.

Тренеры считают, что это важно, потому что отвечает запросу современного поколения, которому уже не подходят советские методики подавления личного ради общественного.

«Современному лидеру важно не брать всю инициативу на себя. Не быть эгоистом. Например, на этой антиконференции мы отдаём инициативу участникам, мы понимаем, что к нам пришли умные люди, – говорит Светлана Крутских. – Современной молодёжи, поколению «y» это очень нравится. Они не хотят быть фишками, которые двигают на поле. Они хотят принимать участие, хотят мыслить».

Светлана считает, что нельзя относиться к такому подходу как к манипуляции, нужно реально доверять своей команде. Потому что правильный лидер наберёт людей, которые могут взять на себя ответственность. Такой метод подходит для конкурентных рынков. Если применять его правильно, то считается, что в сухом остатке будет главное – эффективность и прибыль компании.


Рамиль Мухоряпов на антиконференции

Рамиль Мухоряпов на антиконференции / Фото Informburo.kz


Директор холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов рассказал, что на себе испытал разницу двух подходов к руководству: более тоталитарного и, наоборот, дающего свободу решений.

«Хорошо, когда в команде все лидеры. Они слышат других, но они не готовы взять под козырёк и пойти исполнять. Они все уверены в себе. С такими ребятами у нас были стычки, конфликты, – рассказывает Рамиль Мухоряпов. – В какой- то момент я их просто отпустил: раз такой умный, делай сам. И стало только лучше. Я перестал командовать, но оставил за собой право посоветовать, а решения принимает сотрудник, и это оказалось гораздо лучше».

Почему мотивировать сотрудников экономически выгодно

Мотивация, идеология компании и признание высоких профессиональных качеств каждого сотрудника – это ресурс, который помогает управлять. Подчёркивая, как вы цените работника, вы даёте ему уверенность в своих силах и мотивацию. А это нематериальные ресурсы, которые порой важнее, чем высокая заработная плата.

«Люди должны чувствовать свою значимость, – говорит начальник отдела рекламы и общественных связей Банка ВТБ Казахстана Татьяна Шевченко. – Мотивации в виде заработной платы уже недостаточно. Если люди понимают свою ценность, они делают работу охотнее, вкладывают в неё своё творчество, свою душу. Они понимают, что их проект – это продукт команды, и болеют за него».

Почему важно прощать ошибки сотрудникам

На различных тренингах также советуют прощать ошибки ценным сотрудникам во всех случаях, когда это возможно без большого ущерба для компании.

Это важно, потому что оступившийся сотрудник будет ценить лояльное отношение к нему и стараться оправдать доверие. Однако с прощением важно не переборщить, если сотрудник слишком часто ошибается, то, возможно, он просто недостаточно компетентен.

Тратить ли деньги на недешёвые тренинги по мотивации, лидерству, управлению и фасилитации или относиться к этому скептически, считая тратой времени, – ваш личный выбор. Важно проверять квалификацию тренера и обращаться в сертифицированные специализированные центры. Стоит осторожно относиться к фрилансерам или организациям, которые не имеют своих специалистов, всё время приглашая кого-то.

Фасилитативная дискуссия в педагогике, эффект социальной фасилитации противоположен эффекту

Кто такой фасилитатор?

Термин произошел от английского «facilitate» — «упростить» или «облегчить процесс.» Фасилитатор — это человек, который планирует групповое мероприятие, руководит им и управляет дискуссией — для обеспечения эффективного достижения целей группы. Он следит за ходом обсуждения, четкостью идей и участием всех присутствующих.

Для эффективности фасилитатор должен сохранять беспристрастность и объективность. Это не означает, что подобным человеком может быть лишь кто-то извне. Главное для фасилитатора — придерживаться нейтралитета. Он отступает от своих личных взглядов, своих взаимоотношений с другими участниками и сосредотачивается только на групповой динамике ли процессе. («Групповой процесс» — это подход, используемый для управления дискуссиями, получения наилучшей отдачи от всех участвующих и для успешного завершения мероприятия. Все это зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены более подробно позже — в этой же статье. Секрет успешного фасилитатора — это контроль групповой динамики, от которой зависят высказываемые идеи и принятые группой решения.)

Ключевая обязанность любого фасилитатора — задавать направление групповому процессу и формировать среду, в которой он сможет процветать. Таким образом он помогает группе прийти к наиболее рациональным решениям и успешному заключению.

Примечание:

Фасилитация требует много умственных усилий. Это значит, что будет сложно следить за ходом дискуссии и идеями. Также важно соблюдение нейтралитета. Поэтому, если фасилитатор проявляет интерес к результату или обладает навыками, опытом, информацией и авторитетом, которые могут повлиять успешность результата, следует подумать о другой кандидатуре и привлечении внешнего посредника.

Проектирование и план

При подготовке к совещанию или лбом другому мероприятию важно учитывать конечную цель собрания. Задача фасилитатора — выбрать и разработать правильный групповой процесс и наметить эффективный план.

Совет 1:

Независимо от того, планируете ли вы единичную встречу или сложное мероприятие из нескольких сессий или дней, важно всегда иметь в виду результат и то, как можно помочь группе в его достижении. Если событие включает несколько сеансов и тем, стоит убедиться, что каждый этап имеет ясный желаемый результаты и примерный ход процесса. Также следует проверить, как результат каждой сессии или темы влияет на исход мероприятия в целом.

Совет 2:

Если кто-то попросил вас оказать содействие в проведении мероприятия, внимательно проконсультируйтесь с ним относительно окончательной «формы» мероприятия. Даже если человек не уверен в том, чего он хочет, вероятно, он имеет об этом хоть какое-то отдаленное представление и будет неприятно удивлен, если это представление не воплотится на практике.

Два ключевых аспекта проектирования и планирования — выбор правильного хода группового процесса и разработка реалистичной повестки дня.

Выбор и проектирование группового процесса

Есть довольно много способов разработать ход группового процесса. Упрощение коммуникации — это настоящее искусство. Дизайн группового процесса — это огромная тема сама по себе и то, чему профессиональные фасилитаторы учатся на опыте и при прохождении курсов.

Здесь мы рассмотрим пару основных вариантов и принципов. Среди множества инструментов и методов есть именно те, которые помогут эффективно контролировать и упрощать ход собрания. Существует множество замечательных книг и руководств по этому вопросу — мы рекомендуем вам ознакомиться с некоторыми из них. А особенно — новичкам в фасилитации.

Вот лишь некоторые из аспектов и вариантов, которые стоит рассмотреть:

  • Обсуждение будет свободным или строится по четкому плану? Открытое обсуждение нередко бывает наиболее простым вариантом хода группового процесса. Однако фасилитатору стоит задать себе вопросы, сможет ли он добиться участия всех членов и управлять дискуссией с большим количеством человек. Сможет ли он охватить все необходимые темы. Сможет ли он генерировать достаточное количество идей и решений?
  • Как структурировать процесс дискуссии? Группу с большим количеством участников можно разделить на небольшие «целевые» подгруппы? Следует подумать о задействовании всех членов собрания. Также следует назвать людям главную тему и дать им время, чтобы над ней подумать и записать то, о чем они хотят сказать. Для лучшей проработки идей не мешает подумать об организации мозгового штурма. Более подробную информацию о различных структурированных процессах можно найти в наборе инструментов ниже.
  • Прочие факторы для рассмотрения. Некоторых ограничений избежать невозможно. Тем не менее, можно позаботиться о других и оптимизировать дискуссионный процесс. Следует рассмотреть следующие аспекты:
    • количество участников;
    • характер обсуждаемых тем;
    • каким образом люди будут принимать участие в обсуждении;
    • предыстории и взгляды участников;
    • насколько хорошо группа владеет предметом;
    • насколько хорошо все знакомы друг с другом;
    • время на сессию.

Главное помнить, как бы ни проходил групповой процесс, ключевое значение имеют его результаты. Стоит найти оптимальный способ достижения целей мероприятия.

Подготовка реалистичной тематики

Разработка темы максимально взаимосвязана с планированием группового процесса. С ясной целью мероприятие начинает обретать форму. При составлении главной темы необходимо учитывать данные вопросы:

  • В каком порядке будут представлены темы?
  • Как участвующие будут представлены друг другу?
  • Как донести цель до всех членов группы?
  • Если событие будет разбито на отдельные сеансы, сколько времени будет выделено на каждый их них?
  • Все ли члены собрания будет участвовать в сессиях?
  • Или некоторые из них будут в небольших группах?
  • Каким образом и когда будет осуществляться взаимодействие секционных групп с основной группой?
  • Когда будут подведены итоги?
  • Как исход предыдущего сеанса связать с тематикой и итогами следующего?
  • Как правильно закончить мероприятие?

К концу этапа проектирования уже должна быть намечена окончательная тема мероприятия, запланированы предполагаемые результаты и составлена структура обсуждения.

Остальные вопросы проектирования

В дополнение к проектированию собрания и выбору темы следует учесть следующее:

  • Данные и материалы — что члены собрания должны узнать до или в ходе мероприятия? Как и когда это обеспечить?
  • Место проведения — какое помещение будет способствовать удачной дискуссии? Понадобятся ли отдельные помещения для отдыха групп?
  • Расходные материалы — какие расходные материалы и реквизит понадобятся? Ручки, флипчарты, бумага — это только малая часть. Следует убедиться, что подготовлено все необходимое. Также не помешает позаботиться о резервных копиях электронных материалов и работоспособности техники.

Контроль мероприятия

Если фасилитатором являетесь вы, помимо прочего стоит поразмыслить о том, как вы будете направлять и контролировать ход обсуждения. Для этого необходима определенная подготовка.

Заключительный этап подготовки — подумать о том, как будет эффективнее руководить дискуссией и контролировать встречу. Именно здесь нужно осмыслить основные правила мероприятия, а также рассмотреть некоторые сценарии развития событий вроде «а что если между участниками будут серьезные разногласия?», «что делать, если решение не появится?» и так далее.

На самом собрании фасилитатор четко задает направленность темы и убеждается, что все собравшиеся ясно понимают желаемый результат, основные правила и свою роль в процессе. Подобным образом фасилитатор помогает всем сосредоточиться на поставленной задаче. В начале дискуссии и на протяжении дальнейшего обсуждения роль такого человека заключается в обеспечении того, чтобы группа эффективно двигалась к нужному результату.

Для руководства и управления встречей фасилитатору необходимо:

  • Установить основные правила. Каким правилам должны следовать участники встречи? Как люди будут взаимодействовать друг с другом? Как лучше добиться того, чтобы люди уважительно относились друг к другу и прислушивались к чужим идеям? Как будут решаться разногласия? Следует заранее подготовить ключевые правила, предложить их участникам и получить согласие на них в самом начале мероприятия.
  • Задать фон. Здесь требуется объяснить цели и обозначить тему. Убедитесь, что каждый понимает свою роль и то, к чему стремится группа.
  • Наладить контакт. Необходимо убедиться, что каждый представился группе. Если потребуется — снять всеобщее напряжение и задать положительный настрой с самого начала.
  • Следить за энергетикой мероприятия. В некоторых случаях может понадобиться вмешательство. Люди должны оставаться сосредоточенными и заинтересованными. Если это не так, возможно, пришло время сделать перерыв.
  • Слушать, вовлекать и помогать. Хотя посредник и должен занимать нейтральную позицию, следует оставаться начеку, внимательно слушать говорящих, а также заинтересовывать всех участвующих. Фасилитатору следует стать примером для остальных участвующих, а также показать им, что он всегда готов вмешаться и помочь. Необходимо следить, все ли в группе участвуют в процессе. Если это не так, подумать, как их можно привлечь к процессу и добиться больше вовлеченности.
  • Мониторить контрольные этапы и подводить итоги. Стоит следить, чтобы люди не отходили от основной темы и вовремя переключать внимание людей к нужным вопросам. По окончании, анализировать достигнутое, обозначать дальнейшие действия и подводить итоги.
  • Вмешиваться лишь при крайней необходимости.

Примечание:

Есть множество ситуаций, которые требуют вмешательства фасилитатора. Поэтому стоит заранее продумать, когда и как это нужно буде сделать. И всегда держаться наготове. При этом следует учитывать необходимость оставаться объективным и держать фокус на желаемых результатах. Наиболее сложная разновидность таких ситуаций — конфликты, гнев и несогласие с оппонентом. Помня о своей роли, важно сосредоточиться на потребностях группы, принимая во внимание чувства и позицию обеих сторон, участвующих в разногласии.

Чтобы сохранить положительную атмосферу мероприятия, фасилитатору необходимо:

  • Отслеживать и прекращать обсуждения, не относящиеся к теме. Они мешают остальным сосредоточиться и создают препятствие для обмена идеями.
  • Внимательно смотреть за временем. Следует оставаться ловко балансировать между необходимостью принимать участие в процессе и обязанностью поддерживать эффективную работу группы.
  • Предпринимать действия, если участники не могут прийти к естественному выводу. Например, дать дополнительную информацию или зацепку. Предварительно проанализировать, когда и как будет проходить обсуждение. Обдумать приблизительные темы, которые могут вызвать трудности и запланировать время для их обговаривания и решения.
  • Привлекать к дискуссии людей, которые не принимают достаточного участия. Вероятно, они ощущают дискомфорт. Фасилитатору важно определить, что является его источником и что можно предпринять, чтобы снять напряжение и привлечь людей к теме разговора.
  • Анализировать групповое поведение. Вербальное и невербальное. Нередко нежелательное поведение участников проявляется именно невербально и следует знать, как эффективно ему препятствовать.
  • Посредничать и предотвращать конфликты. Эффективные координаторы обычно действуют косвенно и не вмешиваются напрямую в конфликт, чтобы не стать его непосредственным участником. Для начала стоит лишь прервать спорящих и напомнить всем о базовых правилах. Независимо от проблемы, нельзя допускать нежелательного поведения, которое может помешать основной теме. Так что в любом случае следует быть готовым принять меры.

Фиксирование результатов

И последнее, но не менее важное из обязанностей координатора — это анализ и фиксирование результатов, сведение их воедино, а также доведение их до участников, чтобы в последующем они смогли применить итоги на практике.

Ключ к успешной записи результатов — абсолютная ясность в том, что именно будет записано, как и кем. Следует заранее убедиться, что участники на 100 процентов осознают свои обязанности, вне зависимости от того, насколько они вовлечены в процесс.

Примечание:

Когда мы говорим об обязанностях фасилитатора, чаще всего на ум приходит его роль, связанная с функцией записи. Мы представляем человека, стоящего перед офисным мольбертом, держащего в руке фломастер в руке и всегда готового яростно записывать все произнесенные вслух идеи и важные замечания. Да, это действительно важная функция. Однако следует помнить, что для того, чтобы идеи текли текли рекой, важно грамотно спланировать весь процесс дискуссии, а также контролировать ее ход и руководить участниками. И это — тоже задачи фасилитатора. Так что можно запастись кучей бумаги и фломастеров, но если встреча недостаточно хорошо спланирована и контролируется, эти фломастеры и бумага могут не понадобиться.

Если вы фасилитатор, вам следует держать в уме несколько важных вещей:

  • Вы ответственны за то, чтобы участвующие услышали, увидели и поняли представленную информацию. Убедитесь, что все происходящее четко вами контролируется. При сомнениях в чем-то, это следует тут же зафиксировать и подумать над этим позже.
  • Попробуйте записывать все словами группы, а в случае сомнений попросите их повторить и объяснить.
  • Убедитесь, что записываются все решения и действия. Для этого можно привлечь дополнительного человека — так будет легче сосредоточиться на группе и дискуссионном процессе.
  • При записи идей и решений следует еще раз их перепроверить вместе с группой — чтобы убедиться, что записываемая информация никак не искажается, а также является справедливым отражением того, что было высказано.
  • Напоминайте участникам об обсуждаемой теме, держите в центре их внимания ключевые моменты и двигайте ход обсуждения вперед.
  • При сомнениях в какой-либо информации попросите разъяснений, прежде чем продолжить обсуждение.
  • Следите за тем, чтобы в конце дискуссии были проработаны вопросы, отложенные на потом и лишь после этого доведите собрание до успешного завершения.

Полезная книга: 45 инструментов фасилитатора. Техники организации групповой работы. Кристина Тишина. Книга для тех, кто хочет изучить профессиональные техники для создания ВАУ-эффекта на ваших сессиях.

Фасилитация

Фасилита́ция (англиц. от facilitate «помогать, облегчать, способствовать») — стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть такой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя и лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией. Ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators, IAF), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы более десяти человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов.

Фасилитаторами называют психологов, консультантов, психотерапевтов, работающих с группами.

Отличие психологической фасилитации

Фасилитация как психологическая техника очень похожа на симбиоз клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и позитивной психологии, помогает раскрыть в клиенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. Отличие от психотерапии Роджерса и позитивной психотерапии в том, что:

  • В случае отказа от прямого управления ситуацией, психолог-фасилитатор переходит на недирективное, коллективное («клиент-психолог») управление ситуацией, что помогает справиться с трудностями клиента.
  • Психолог-фасилитатор использует «позитивную конфронтацию», во взаимодействии между психологом-фасилитатором и клиентом в процессе которой выражается сомнение в ограниченности ресурса клиента или ресурсов совместной работы психолога и клиента.
  • Фасилитативное действие может включать в себя целую палитру как условно негативных, так и условно позитивных состояний (использует любые ресурсы), для достижения поставленной цели.
  • Психолог-фасилитатор и клиент в процессе работы толерантны к неопределённости.

Процессинг

  • Процессинг — это деятельность фасилитатора по изменению клиента; работа с чем-то (проблемой клиента), и его преобразование.
  • Преобразующий процессинг — это система принципов и техник, которые помогают людям изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.

Это деятельность, в ходе которой фасилитатор поощряет человека изменить свои отношения с миром. Эта работа состоит в том, что фасилитатор показывает клиенту, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяет это представление на лучшее для клиента.

Всё что фасилитатор говорит и делает, предназначено для того, чтобы начать процесс изменений у клиента и продолжать его до успешного завершения. Мастерство фасилитатора состоит в том, чтобы уметь определить, когда следует начать процесс, как содействовать его протеканию и каковы признаки завершения процесса.

Одна из частей преобразующего процессинга — семантический процессинг — это одна из частей преобразующего процессинга, которая ориентированна на реакцию людей по отношению к миру. Семантический процессинг изменяет модель мира в полезном для клиента направлении.

В процессе работы фасилитатора с клиентом происходит личностное изменение. Причём, как клиента, так и фасилитатора.

фасилитация

Смотреть что такое «фасилитация» в других словарях:

  • фасилитация —    ФАСИЛИТАЦИЯ (с. 621)    16 июля 1965 г. в популярном американском журнале Science («Наука») появилась статья Роберта Зайонца «Социальная фасилитация», положившая начало целому направлению социально психологических исследований.    Слово… … Большая психологическая энциклопедия

  • ФАСИЛИТАЦИЯ — Cпособ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие либо навыки Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • Фасилитация — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 сентября 2012. Пока процесс обсужде … Википедия

  • фасилитация — усиле­ние доминантных реакций, действий, деятельности в присутствии других лю­дей наблюдателей и содеятелей (Д. Майерс) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Фасилитация — (от англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать) – эффективная технология решения проблем групповой эффективности. Напр., предложение разных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых клиенты делают выводы. Ведущий… … Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

  • фасилитация — облегчение … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого

  • фасилитация — облегчение … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого

  • фасилитация социальная — (от англ. facilitate облегчать) повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека … Большая психологическая энциклопедия

  • ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — Психологический эффект повышения эффективности деятельности в том случае, когда за работающим наблюдают. Социальная фасилитация характерна для относительно простых видов деятельности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • Фасилитация социальная — повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Фасилитация: Как принимать решения всей командой

Случалось ли вам чувствовать себя ненужным на командной встрече? Замечать, что одни участники активно обсуждают вопросы в то время, как другие прячутся за экранами ноутбуков? Или не понимать, почему вроде как в дискуссии участвовали говорили и даже кричали все — а результата нет?

Чтобы избежать подобных ситуаций, на митинге должен быть фасилитатор — человек, который поможет команде принять правильные решения, не тратя на них весь день. Он умеет выстроить этапы встречи так, чтобы каждый почувствовал себя нужным и внес свой вклад.

Как это работает

На встрече фасилитатор проводит группу через все нужные процессы: принятие правил, планирование, поиск решения, обратную связь. Итогом станет конечный результат в виде достигнутой договоренности, цели, к которой нужно стремиться дальше или action plan-а.

Что делает фасилитатор:

  • создает атмосферу, чтобы люди чувствовали себя комфортно и ощущали собственную ценность;
  • задействует участников во всем, что происходит на встрече;
  • ведет группу так, чтобы избежать стычек, управляет конфликтами;
  • следит за поддержанием заявленной повестки дня;
  • отвечает за принятие качественных решений и обеспечивает итоги встречи.

Фасилитация может происходить не только в рамках одной команды. Поскольку на встречах могут быть представители от разных команд. Поэтому более универсальным будет говорить о «группе участников».

Командную фасилитацию может проводить Scrum Master, Project Manager или Team Lead. У этих людей большая личная мотивация и понимание содержания встречи, однако необходим самоконтроль, чтобы оставаться в роли фасилитатора.

Некоторые компании приглашают человека со стороны. Такой специалист не имеет личной заинтересованности и скрытых мотивов, и может сохранять нейтралитет в течение всего времени работы с группой.

В чем разница между презентацией и фасилитированием

Хоть фасилитатор и должен обладать навыками презентации, но все же его задача другая. Список с основными отличиями поможет вам оставаться в релевантной роли в процессе работы.

ПрезентацияФасилитирование
Ведущий фокусируется на информации

Группе отведена роль пассивных слушателей. Взаимодействуют со спикером только яркие формальные и неформальные лидеры.

Фасилитатор думает о каждом участнике

В команде все должны быть услышаны, все идеи замечены, все вопросы отвечены либо участники должны узнать, когда они получат ответы.

Нормы и правила не оговариваются

Если во время выступления спикера участники «выключились» и занялись своими делами, то выступающему бывает трудно вернуть их к слушанию.

Правила и нормы устанавливают в начале

В процессе работы фасилитатор побуждает саму команду следить за соблюдением оговоренных правил.

За результат отвечает спикер

Ведущий должен хорошо подготовиться и доносить информацию. А группа либо слушает, либо нет.

Ответственность лежит на всех

Фасилитатор строит процесс так, чтобы каждый участник внес вклад в конечный результат. Решение в итоге принимает команда.

В центре внимания — ведущий

Спикер сосредоточен на содержании презентации. Он делает все возможное, чтобы удержать внимание группы на себе и на своем докладе.

Все внимание на процесс

Фасилитатор создает не содержание, а процесс. Он включает участников и ведет к тем целям, которые сформировала сама группа.

Как настроить участников на работу

Шанс добиться хороших результатов есть у фасилитатора, который понимает уровень группы и использует тщательно подобранные инструменты. Важно от начала встречи настроить участников на работу и в процессе поддерживать энергию команды.

Заведите небольшой разговор с участниками в самом начале. Цель — узнать аудиторию, с которой предстоит работать и создать комфортную безопасную атмосферу. Поговорить можно о простых вещах: как люди себя чувствуют, как прошел день. Слушая, проявляйте искренние эмоции, показывайте, что вы действительно заинтересованы.

Благодарите участников в процессе работы, а не только повторяйте фразу «я вас услышал».

Считывайте энергию группы: насколько вовлечены люди, насколько устали. Предусматривайте возможность перерыва. Он не всегда будет запланированным, но смотрите на аудиторию: если все нуждаются в коротком отдыхе — сделайте его.

Позаботьтесь о комфорте участников: подумайте о перекусах, воде, нормальной температуре в помещении.

Делегируйте обязанности timekeeper — человека, который будет следить за временем. Поможет оставаться в регламенте наглядный символ тайминга, например, часы с цифровым циферблатом. Участники видят сколько времени прошло и это помогает придерживаться тайминга.

Соблюдайте повестку дня, но будьте готовы к изменениям, если группе это необходимо. На доске напишите название встречи и вопросы для обсуждения. Добавьте флипчарт с заготовленными блоками: цели, правила, итог. Визуальное напоминание поможет и вам и группе быть гибкими, но не отходить слишком далеко от запланированной повестки дня.

Как фасилитатору вести себя на митинге

✔ Анализируйте мотивацию участников, а не просто выслушивайте. Пытайтесь понять, почему человек оказался на встрече, работайте с потребностями каждого.
✔ Одинаково относитесь ко всем присутствующим, независимо от их позиции. Команда «Стоп!» должна звучать для любого, кто нарушил правило.
✔ Стройте процесс так, чтобы люди чувствовали, что в центре внимания — они, а не «звездный» фасилитатор.

✘ Тяните участников в сторону запланированной повестки дня, игнорируя актуальный запрос аудитории.

✘ Станьте пассивным, если что-то пошло не так. Например, разрешите одному или нескольким членам группы доминировать.

✘ Сосредоточьте все внимание на себе, как будто вы тренер или спикер.

4 правила эффективной встречи

Фасилитатор похож на дирижера: хотя сам он не играет на музыкальном инструменте, но без дирижера у оркестра не получится слаженной мелодии. Чтобы администрировать целый групповой оркестр, фасилитатору нужно быть искренним и открытым, поддерживать позитивную атмосферу, доверять мудрости команды. Как это сделать?

1. Сохраняйте нейтралитет и завоевывайте доверие

Фасилитировать встречу — это большая ответственность, потому что группу нужно провести к поставленной цели через все сложности и конфликты. Тематика встречи может быть не связана профессиональной деятельностью фасилитатора, например, на стратегическую сессию могут позвать специалиста, который далек от компании.

Хороший фасилитатор умеет завоевать доверие, сохраняя беспристрастность, обеспечивая возможности для конструктивного диалога между всеми участниками группы.

2. Создавайте нужный климат

Направляйте усилия на то, чтобы атмосфера и энергия в группе были если не на возрастающем, то хотя бы на стабильном уровне. Стройте процессы так, чтобы все присутствующие были открыты и готовы делиться, а не слушали только одного, самого громкого.

В начале встречи и после каждого перерыва хорошо проводить короткие упражнения-разминки — icebreaker. Они помогают участникам прийти в состояние «здесь и сейчас», активизируют внимание, создают дружественную атмосферу.

Примеры icebreaker:

  • «Все и никто». Каждый по-очереди заканчивает две фразы: «Все знают, что я…» и «Никто не знает, что я…»
  • «Волна потягиваний». Первый участник медленно потягивается. Как только он заканчивает, следующий человек делает то же самое. И так, пока не потянутся все участники группы.
  • «Сила и слабость». Нужно продолжить фразу: «Моя сильная сторона в работе это…», а  «Моя слабая сторона…».

3. Используйте визуализации

Визуальные материалы подходят для разных целей, а не только для презентации.

Это могут быть:

  • цветные стикеры, чтобы поделиться мнением или оставить вопрос;
  • картинки, с которыми участники смогут ассоциировать собственное состояние;
  • ментальные карты;
  • визуальное голосование;
  • цели, правила и регламент, обозначенные на флип-чарте;
  • идеи и мнения, представленные в виде метафор или образов.

Делайте онлайн и офлайн доски, чтобы наглядно отмечать достижения, проблемы и предстоящие задачи или проводить быстрый опрос участников.

4. Включайте в работу всех членов группы

Для поддержания энергии группы важно вовлекать всех участников, чтобы каждый чувствовал свой вклад в процесс. Вот приемы, которые помогают управлять групповой активностью:

Объединяйте участников в небольшие группы, это поможет каждому внести вклад в общую цель и почувствовать себя нужным. Если знаете, кто придет на встречу, то можно заранее наклеить стикеры с именами на стулья, чтобы люди заняли предусмотренные места.

Привлекайте молчаливых участников. Объединение в небольшие группы как раз нацелено на то, чтобы все разговаривали.

Если вы раздали каждому стикер, где нужно ответить на вопрос, а потом этот стикер наклеить на флипчарт, то участники не будут общаться. Но если в парах нужно сформулировать один ответ и создать общий стикер, то без общения не обойтись.

Советуйтесь с группой: спрашивайте, консультируйте и консультируйтесь у нее. О том, куда дальше должна идти ваша встреча, как люди себя чувствуют, чего бы им хотелось. То есть, реагируйте на вашу группу, верьте в способность всей команды достичь результата.

Задавайте открытые вопросы. Вопросы, которые вы задаете группе, практически всегда должны быть открытыми. Закрытые вопросы мало эффективны для результата.
Пример закрытого вопроса:
— Знаете ли вы какие-то хорошие техники фасилитации?
— Да.
— Делитесь ли вы ими с другими?
— Нет.
Подобный диалог ничего не привносит в групповой процесс.

Если группа застряла на каком-то вопросе, то первое, что вы можете сделать – это остановить всех и сказать:

— Друзья! Коллеги! Мы обсуждаем этот вопрос уже 5 минут. Давайте решим: мы готовы сейчас прекратить обсуждение и вернуться к нему позже, либо потратим еще 2 минуты, а затем пойдем дальше к намеченной цели.

Также можно сразу «запарковать» дополнительные дискуссии, которые развились из основной. Сразу покажите аудитории, что все отложенные решения «запаркованы», и вы этого не забудете.

Parking lot офлайн может выглядеть как 4 флипчарта:

  1. Вопросы.
  2. То, что нравится.
  3. Aha-моменты.
  4. Что хотелось бы изменить: в этот день, встречу или в следующий раз.

Приготовьте разноцветные стикеры, чтобы участники могли задать вопросы и дать обратную связь по ходу встречи или в самом конце.

Parking lot онлайн можно сделать в Tricider. Этот инструмент помогает отрефлексировать встречу, получить обратную связь, провести мозговой штурм или голосование.

Собирайте обратную связь

Способ для офлайна: Попросите аудиторию поднять вверх кулак и на раз, два, три показать какое-то количество пальцев. Это будет символизировать, насколько продуктивно они провели время, насколько получили возврат на на те усилия, которые инвестировали в процесс. Пять – это самый высокий показатель, один – самый низкий.

Способ для онлайна: В онлайн или в письменных оценках тоже нужно оценивать по оговоренной шкале: от наименьшего числа до наибольшего. Это помогает фасилитатору проанализировать впечатления группы и подготовиться к следующим встречам.

Вывод

Фасилитация — не просто очередная модная «фишка», а действенный инструмент для решения командных задач. Она помогает создать общее понимание целей компании, предотвратить конфликты, планировать и принимать решения.

Такой подход к групповым процессам работает, если соблюдать правила:

  • Сохранять нейтралитет, не становиться на чью-то сторону.
  • Давать слово каждому, доверять мудрости команды.
  • Использовать визуализацию.
  • Вовлекать в работу всех участников.

Семь черт отличной фасилитации | Консалтинговая компания «Правила игры»

Что отличает лучших фасилитаторов от обычных?

Майкл Вилкинсон, CMF, CPF

Управляющий Директор, Leadership Strategies, Inc.

Michael Wilkinson.jpg

Что отделяет отличных фасилитаторов от хороших? Конечно, каждый фасилитатор должен знать об установлении общих правил взаимодействия, использовании правильных инструментов, слушании, выстраивании доверия и поддержке безопасной среды.

Но есть ли навыки, которые выделяют лучших фасилитаторов из общего фона?

Мы говорим: «да!» Как фасилитаторы и преподаватели фасилитации мы обучили более 20 000 фасилитаторов после запуска нашего курса «Эффективный фасилитатор» в 1993. Некоторые из них были новичками, но большая часть были очень опытные. Через работу с людьми со столь разным опытом мы выделили то, что мы считаем отличительными чертами – ключевыми навыками, которые отделяют отличных фасилитаторов от средних.

Нужно немало навыков, чтобы быть отличным фасилитатором. Но для фасилитаторов, которые уже знают механику процесса и желают достичь мастерства, мы рекомендуем фокусироваться на этих семи ключевых группах навыков.

WILKINSON_1.png

1.       Отличные фасилитаторы знают, что важно установить и поддерживать высокий уровень энергии. Работаете ли вы с группой по программе длиной в неделю или фасилитируете собранную команду, которая встречается на час-два еженедельно, ваши участники ожидают от вас установления темпа. Зачем ставить высокий темп? Мы нашли, что высокая энергия делает три важных вещи:

  • Вовлекает группу тем, что завладевает их вниманием, интересом и делает процедуру веселой.

  • Заряжает энергией проект опосредованно (т.е. энергия фасилитатора намекает участникам, что «это должно быть важно, потому как этот человек увлечён этим»).

  • Повышает восприятие самоуверенности фасилитатора участниками; в своем бизнесе мы нашли, что обратное тоже возможно: фасилитаторы с низкой энергетикой воспринимаются участниками как неуверенные в себе!

2.       В каждой фасилитируемой сессии есть конкретные периоды, когда фасилитатор замолкает, и говорит группа. Это очень типично для мозговых штурмов и составления списков. Средние фасилитаторы выясняют, какие они будут задавать вопросы. Отличные фасилитаторы прекрасно понимают, что то, как они зададут «фокусирующие вопросы», будет сильно влиять на качество ответов. Поэтому они задают фокусирующие вопросы, которые вызывают яркий образ. Люди «видят» свои ответы и быстро отвечают информацией по теме.

Секрет Второго типа фокусирующего вопроса

  • Начните с фразы подталкивающей к формированию образа («Подумайте о…», «представьте…», «вообразите…», «если…» )

  • Разверните образ чтобы участники могли видеть свои ответы (минимум две фразы).

  • Задайте прямой вопрос.

Примеры вопросов Первого и Второго типов

  • Первый: «Каковы шаги в существующем процессе найма сотрудника?»

  • Второй: «Подумайте о том, как вы в последний раз кого-то нанимали. Представьте все действия, которые вам нужно было выполнить, чтобы нанять человека: все проволочки, все люди, с которыми вам нужно было переговорить. Каковы шаги в существующем процессе найма сотрудника?»

3.       Хорошие фасилитаторы принимают ответы, даваемые участниками, и подводят итог, когда необходимо. Отличные фасилитаторы быстро анализируют ответы и имеют набор дополняющих вопросов для разных ситуаций. Иногда они зададут повторяющиеся вопросы, чтобы подтвердить то, что было сказано; в другом случае они могут задать прямые исследующие вопросы, чтобы оспорить тезис; перенаправляющие вопросы, чтобы вернуться к теме; вытягивающие вопросы, чтобы выйти из тупика, и т.д.

WILKINSON_3.png

Реагирующие вопросы и примеры

  1. Прямой исследующий – «Почему это важно?»

  2. Косвенный исследующий – «Причина важности этого в том, что …?»

  3. Перенаправляющий – «Это интересное замечание, можем мы его поставить в список проблем?»

  4. Повторяющий – «Насколько я понял(а), вы говорите что … — верно?»

  5. *Вытягивающий – «Есть ли решения в области ….?»

  6. Продолжающий – «Что еще?»

  7. Отмечающий – «Это важно, не так ли?»

  8. *Заброс идеи – «Как насчет…?», «Каковы преимущества…?», «Как это записать?»

  9. * Такие типы вопросов задавать только с разрешения группы.

4.       Хорошие фасилитаторы адекватно записывают общий смысл того, что говорят участники. Они могут менять формулировки, чтобы прояснить сказанное и могут записывать то, что участники «имели ввиду». В некоторых случаях они могут не записывать то, что считают несущественным. В других случаях они спрашивают у группы – стоит или не стоит записывать что-то сказанное конкретным участником. Отличные фасилитаторы понимают «Власть Пера» и понимают, как злоупотребление этой властью понижает вовлеченность участников и может приводить к дисфункциональному поведению. Отличные фасилитаторы записывают слова участников (не обязательно все) вместо своих слов. Они пишут то, что было сказано, независимо от их собственного восприятия ценности сказанного. Когда запись сделана, они используют вопросы, чтобы сам участник подчистил формулировку.

5.       Средние фасилитаторы знают механику управления группой в фасилитационной сессии, отличные фасилитаторы несут группу через этот процесс. Средние фасилитаторы выполняют пункты повестки, отличные фасилитаторы гладко переходят с одного пункта повестки к другому. Отличные фасилитаторы используют контрольные точки после каждого этапа пути: с каждым новым пунктом повестки они подытоживают то, что было сделано, и объясняют, как новый пункт повестки служит поставленным в начале сессии задачам. Отличные фасилитаторы используют примеры, чтобы помочь пониманию участников. У отличных фасилитаторов есть подход к инструктированию участников точным, ясным и ёмким образом.

6.       Средние фасилитаторы понимают, что дисфункциональное поведение участников может пустить сессию под откос. Поэтому они слегка побаиваются дисфункциональных ситуаций. Они часто игнорируют ранние проявления дисфункции, надеются и молятся, что она быстро пройдет, если появится. Отличные фасилитаторы знают, что надежда – не стратегия! Во время подготовки они ищут признаки потенциальной дисфункции и заранее принимают меры для осознанного предотвращения, раннего распознавания и чистого разрешения дисфункционального поведения. Если дисфункция возникает, они быстро её распознают и имеют конкретные инструменты для работы с часто возникающими дисфункциями.

Управление Дисфункцией

WILKINSON_2.png

7.       Каждая фасилитационная ситуация уникальна. Но отличные фасилитаторы разрабатывают специальные процессы под запрос спонсора сессии. У отличных фасилитаторов есть набор стандартных повесток и процессов, на основе которых выстраивается повестка для конкретной ситуации. У них также есть метод выстраивания новых повесток с нуля, а также полный набор инструментов для вовлечения участников. Неудовлетворенные стандартными методами мозгоштурмов, группирования и приоритизации, отличные фасилитаторы имеют комплект альтернативных подходов для вовлечения – таких, как «свалить и скомкать», «вращающиеся флип-чарты», «последний стоящий», «подарки и крючки» и «паника трех вопросов».

Выделенные выше семь навыков основаны на опыте нашей организации и представляют лишь часть ключевых техник, которые проходят в курсе «Эффективный Фасилитатор». Ваш опыт может быть иным, и мы приветствуем комментарии. Двадцать лет назад многие думали, что для того, чтобы быть хорошим фасилитатором, нужен флип-чарт и маркер. Сегодня мы знаем, что для этого нужно значительно больше. Присоединяйтесь к нашим усилиям по постоянному повышению планки фасилитационного профессионализма!

В нашем курсе «Эффективный фасилитатор» мы подробно проходим семь отличительных черт, описанных выше, и более 100 инструментов и техник, основанных на десяти принципах фасилитации, показанных ниже.

Майкл Вилкинсон — Управляющий директор компании Leadership Strategies и широко востребованный тренер, фасилитатор и спикер. Сертифицированный Мастер Фасилитации и Сертифицированный Профессиональный Фасилитатор. Лидер фасилитации в США, в прошлом – член совета Юго-Восточной Ассоциации Фасилитаторов (SAF), член совета Международного Института Фасилитации (IIF). Более подробную информацию можно получить из книг Майкла «Фасилитация Стратегии для Управленцев», «Секреты Фасилитации», «Секреты Мастерских Совещаний» и «КЛИК: Книга о виртуальных совещаниях».

WILKINSON_4.jpg

56 Perimeter Center East, #103

Atlanta, Georgia  30346

770.454.1440

www.leadstrat.com

————————————————-

Эта статья опубликована в мартовском номере журнала «Бизнес со смыслом»

Распродажа видеотренингов по самоуправлению и фасилитации

Фасилитацию в школы!

Педагогическая фасилитация предъявляет целый ряд требований как к процессу обучения, так и к личности преподавателя. Он должен быть способен выстраивать особый стиль общения и взаимоотношения с детьми. Педагоги, практикующие искусство фасилитации, являются мотиваторами, они предоставляют ученикам свободу и возможность учиться и, что самое важное, – учатся вместе с ними.  

 

Внутри фасилитации находится человекоцентрированное обучение, выражающееся в глобальном доверии к человеку, мотивирующее в человеке тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал.

 

При работе в фасилитирующем подходе преподаватель умело управляет, направляет, поддерживает образовательную деятельность детей, используя возможности образовательной среды.

Фасилитация не просто модифицирует образовательную среду, а коренным образом преобразует ее. Сама среда становится условием «ситуации успеха».

 

У педагога возникает много новых задач, обнаруживаются дефициты в навыках.

 

Все вышесказанное требует от личности педагога кардинальных перемен. Само собой, требуется содержательная супервизия учебного материала, с которым педагог работал годами. Необходимо освоение новых методов работы с группами. Необходимым условием работы в фасилитативной технологии является совершенно новая организация образовательной среды, где развивается новая философия отношений и культура коммуникации. Где новые пространственные решения располагают к безопасной доверительной и уважительной атмосфере. Где организационно-технологический компонент среды предоставляет массу новых возможностей для развития необходимых компетентностей, новых грамотностей и личностного потенциала ребенка.

 

Да и сами установки, находящиеся внутри фасилитации, требуют как минимум их осознания и принятия, а как максимум освоения и применения на практике. Например:

  • создание атмосферы доверия, уважения, открытости, способствующей учению, включающей прочувствованное эмпатическое слушание, стимулирующее самонаправленное учение;
  • признание, что все участники группы изначально умны, способны, хотят, могут эффективно действовать и решать задачи;
  • понимание, что группа может принять лучшее решение, чем одиночка;
  • принятие того, что мнение каждого одинаково важно вне зависимости от его опыта и возраста;
  • осознание того, что форма работы не менее важна для результата, чем содержание/тема;
  • признание того, что участники более привержены тем идеям, в создании которых сами принимали участие;
  • понимание, что группа сама способна справляться с проблемами и препятствиями, если предоставить эффективный формат и научить ее эффективному способу;
  • использование возможного сопротивления группы как энергию для развития и получения опыта;
  • осознание того, что предоставить метод и помочь другим воспользоваться им не менее важно, чем предложить готовое решение;
  • освоение способов конструктивной обратной связи, направленной на помощь в развитии и на повышение качества и эффективности процесса образования. 

Ну а задачи, которые придется решать, выбери педагог путь фасилитации, требуют отдельного внимания, они сильно выходят за рамки представления о задачах, которые решает образование сегодня.

Задачи, в решение которых вкладывается фасилитация, работают на личностные и метапредметные результаты, помогают развитию личностного потенциала ребенка. Например, фасилитация помогает ребенку в ситуации неопределенности — сделать  выбор и помочь самоопределиться; в ситуации, когда необходимо двигаться к цели, —  определить, осознать (принять) и скорректировать эту цель, выбрать способы действия для достижения цели, провести критический анализ собственных умений и навыков, обеспечивающих достижение цели. 

КОМУ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ |

ПОЧЕМУ УМЕНИЕ ФАСИЛИТИРОВАТЬ ТАК ВАЖНО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?

12 сентября 2001 года в моем расписании стоял тренинг по навыкам фасилитации для 150 руководителей государственного управления. Шокированная и напуганная произошедшим 9 сентября, я планировала отменить мероприятие. Могла ли фасилитация быть актуальной в настолько изменившемся мире? Но организаторы все-таки решили идти дальше и, пока я ехала до места проведения тренинга, я не могла понять, с чего начать.

Пока я ехала, я думала про себя: а что я так ценю в фасилитациях? Мне на ум пришло одно из ее определений: «искусство, которое позволяет каждому голосу быть услышанным». Вот тогда я и начала ощущать актуальность фасилитаций в изменившемся мире. Хотя сама по себе она не может привести к какому-то соглашению или договоренности между людьми с противоположными точками зрения, она помогает значительно облегчить совместную выработку какого-либо единого решения. Тогда, 12 сентября, я поняла, что фасилитация – это один из самых существенных инструментов поддержания мира, доступный каждому из нас.

Что такое фасилитация?

Корень слова «фасилитация» – это «facil», то есть «легкий». Значит, фасилитация помогает сделать что-либо более легким, простым. Вопрос, который я задаю участникам: «Сделать легче для кого?» Очевидно, не для фасилитатора, так как хорошая фасилитация может быть достаточно изнуряющей (даже если этого не видно остальным членам группы). Фасилитация включает в себя выявление и применение групповой мудрости, чаще всего, когда группа создает что-то новое или решает какую-то проблему. Чем легче фасилитатор добьется взаимопонимания в группе, тем легче придет необходимое решение.

Как говорят Сэм Кейнер и его коллеги в «Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making», «Очень многие группы не знают, как решить какие-то трудные проблемы самостоятельно. Они не знают, как выстроить общие рамки взаимодействия, так как очень редко понимают его истинное значение. Они боятся конфликтов и дискомфорта и изо всех сил стараются избежать их. При этом,  избегая борьбы за отстаивание своей точки зрения, члены группы значительно снижают потенциал собственной эффективности. Им нужен фасилитатор».

Перефразировав Майкла Дойла, я могу сказать: фасилитатор – это тот, кто поддерживает огонь в процессе открытого, вовлеченного диалога участников. Что может быть более актуальным в наши дни?

Фасилитация как основная компетенция лидера

В своей книге «Facilitating With Ease» Ингрид Бенс говорит о фасилитации как об основной лидерской компетенции, в которой нуждаются организации на всех уровнях и в течение всего жизненного цикла. Современным лидерам приходится управлять постоянными изменениями. От них ждут эффективного сотрудничества, которое обеспечивает вовлеченность людей за счет стимулирования их активного участия и возможности взять на себя ответственность. Руководители могут соответствовать таким требованиям, только если владеют основами фасилитации.

Когда я начинала обучать навыкам фасилитации в середине 80-х гг., ее часто путали с групповой терапией или медитацией. Сейчас ее воспринимают как важный навык, необходимый каждому, кто всерьез заинтересован в развитии своих способностей управлять другими. Поле фасилитации само по себе стало более видимым и жизнеспособным. С конца 80-х у нее существует своя профессиональная ассоциация  – Международная Ассоциация Фасилитаторов.

Власть фасилитатора в современном мире

Участники моих мастер-классов зачастую смущаются, когда слышат о власти, которой обладает фасилитатор. Они спрашивают: «Если фасилитатор стоит на нейтральной стороне, в чем заключается его власть?» Этот вопрос может быть задан только в той культуре, которая предельно узко трактует власть как знание, обращает слишком много внимания на процесс, а нейтральность приравнивает к пассивности.

Качество взаимодействия между людьми влияет на финальный продукт, который получает группа. Фасилитатор обладает колоссальной властью в управлении этим процессом. Он или она помогает членам группы слышать друг друга и быть услышанными. Чтобы обеспечить надежное решение, он или она помогает связать разные темы и идеи, возникающие в ходе совместной работы. Иногда играет роль дорожного регулировщика, который не дает одной точке зрения подавить другую, обеспечивает справедливость и сбалансированность всего процесса.

Эксперт по контенту и фасилитатор: разные типы власти

Эксперт по контенту  Фасилитатор
Предоставляет информацию  Руководит процессом
Обеспечивает правильными решениями  Задает правильные вопросы
Фокус на содержании (контенте)  Фокус на результате
Однонаправленная коммуникация  Разнонаправленная коммуникация

 

Власть фасилитатора по своей силе зачастую равна власти эксперта по контенту, но все же это разные виды власти.

5 принципов современных фасилитаторов

Если мы в ходе обсуждения глубоко погружаемся в данные, информацию и посторонний шум, все большую роль играет умение вести продуктивный групповой диалог. Вот 5 принципов построения эффективного диалога:

1. Практикуйте «осведомленность»

Повышайте осведомленность как в материальных, так и в нематериальных вопросах, имеющих значение для группы. Развивайте свое умение следовать энергии группы. Слушайте, смотрите и чувствуйте, что происходит вокруг. А потом принимайте решение: вмешиваться или нет, и какие умения при этом применять.

2. Будьте зеркалом, а не магнитом.

Помогите группе почувствовать весь процесс, минимизируйте внимание к собственной персоне. Помните, что участники будут отражать ту энергию, вовлеченность и откровенность, с которой вы будете общаться с ними изначально.

3. Создайте ощущение безопасности.

Чем яснее процедура, тем безопаснее она кажется участникам. Ясно представьте себе и опишите, что и как будет происходить. Объясните результаты, выясните роли, представьте процессы, помогите группе сформировать общие правила поведения.

4. Практикуйте отстраненность.

Как нейтральный фасилитатор, вы можете стать мишенью для эмоций участников. Помните о своей нейтральной роли и следуйте ей. Не допускайте ситуаций, когда Вас что-то слишком задевает.

5. Фокусируйтесь на результате.

Ваша конечная задача – помочь группе достигнуть какого-то необходимого решения. Фокусируйте внимание участников на результат тогда, когда они полностью вовлечены и активно участвуют в обсуждении.

В наши времена плохих телешоу, стресса на дорогах, постоянных организационных изменений и прочих опасностей особенно важно слышать друг друга и быть услышанными. Именно поэтому люди, владеющие навыками фасилитации, управляют будущим!

Оригинал статьи

ФАСИЛИТАЦИЯ — это… Что такое ФАСИЛИТАЦИЯ?

  • фасилитация —    ФАСИЛИТАЦИЯ (с. 621)    16 июля 1965 г. в популярном американском журнале Science («Наука») появилась статья Роберта Зайонца «Социальная фасилитация», положившая начало целому направлению социально психологических исследований.    Слово… …   Большая психологическая энциклопедия

  • фасилитация — сущ., кол во синонимов: 2 • фасилитаторство (2) • экофасилитация (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Фасилитация — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 сентября 2012. Пока процесс обсужде …   Википедия

  • фасилитация — усиле­ние доминантных реакций, действий, деятельности в присутствии других лю­дей наблюдателей и содеятелей (Д. Майерс) …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Фасилитация — (от англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать) – эффективная технология решения проблем групповой эффективности. Напр., предложение разных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых клиенты делают выводы. Ведущий… …   Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

  • фасилитация — облегчение …   Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого

  • фасилитация — облегчение …   Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого

  • фасилитация социальная — (от англ. facilitate облегчать) повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека …   Большая психологическая энциклопедия

  • ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — Психологический эффект повышения эффективности деятельности в том случае, когда за работающим наблюдают. Социальная фасилитация характерна для относительно простых видов деятельности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Фасилитация социальная — [от англ. facilitate облегчать] повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • определение облегчения по The Free Dictionary

    Процедура, в некоторой степени задуманная в письменной форме, по большей части облегчает отправку: хотя она должна быть полностью отклонена, тем не менее, это отрицание более беременно направлением, чем неопределенное; поскольку пепел более плодороден, чем прах. Абиссины обязаны не только поддерживать войска в их марше, но и ремонтировать дороги, очищать их, особенно в лесах, от ежевики и терновника, и всеми возможными средствами содействовать прохождение армии.Первое: чтобы облегчить прикрепление к нему дополнительной лески с соседней лодки, на случай, если удар кита будет звучать так глубоко, что может возникнуть угроза унести всю веревку, первоначально прикрепленную к гарпуну. разобраны и приложены ценности, чтобы облегчить дела на таможне. За несколько минут до полудня потекли первые капли металла; резервуары наполнялись понемногу; и к тому времени, когда все плавление было полностью завершено, его выдерживали в течение нескольких минут, чтобы облегчить отделение посторонних веществ.Отсутствие укреплений, оставляющих границы одного государства открытыми для другого, облегчило бы вторжение. Достойный суперинтендант, который распространил на него все доброжелательные обряды гостеприимства, теперь внезапно принял иссушенный вид и поведение и заметил, что: как бы он ни был склонен служить ему лично, он чувствовал себя связанным своим долгом перед Компанией Гудзонова залива не делать ничего, что могло бы способствовать или поощрять посещения других торговцев из числа индейцев в этой части страны.Саскуэханна, узкая, но стремительная речка у ее истока, была заполнена «пойменным лесом» или упавшими деревьями; и войска приняли новый прием, чтобы облегчить их переход. Будете ли вы облегчить мне средства для выполнения этой миссии или нет? »Швы на черепах молодых млекопитающих были усовершенствованы как прекрасное приспособление для помощи при родах, а не сомневаюсь, что они облегчают или могут быть необходимы для этого акта; но поскольку швы возникают на черепах молодых птиц и рептилий, которым нужно только вырваться из разбитого яйца, мы можем сделать вывод, что эта структура возникла из законов роста, и был использован при рождении высших животных.Я отрицаю, это правда, что то, что сейчас называют «обществом», является обществом в каком-либо реальном смысле, и я желаю, чтобы оно растворилось слишком быстро, чтобы окупить себя теми, кто «не в обществе» чтобы облегчить ее растворение, насильственно измельчив ее на мелкие кусочки, но я не имел намерения в связи с этим пытаться овладеть всеми частными науками, обычно называемыми математикой: но, заметив, что, какими бы разными ни были их объекты, все они соглашаются рассматривать только различные отношения или пропорции, существующие между этими объектами, я считал, что для моей цели лучше всего рассматривать эти пропорции в наиболее общей форме, не относя их к каким-либо конкретным объектам, за исключением тех, которые наиболее облегчают их познание, и без каких-либо средств ограничивая их этим, чтобы впоследствии я мог лучше применить их ко всем другим классам объектов, к которым они законно применимы.,

    определение упрощает по The Free Dictionary

    Кроме того, это облегчает ситуацию, когда князь, не имеющий другого государства, вынужден проживать там лично. Действия, в некоторой степени задуманные в письменной форме, по большей части облегчают отправку: хотя это должно быть полностью отвергнуто, все же это отрицание остается. более беременный направлением, чем неопределенный; поскольку пепел более плодороден, чем прах. Абиссины обязаны не только поддерживать войска в их марше, но и ремонтировать дороги, очищать их, особенно в лесах, от ежевики и терновника, и всеми возможными средствами содействовать прохождение армии.Первое: чтобы облегчить прикрепление к нему дополнительной лески с соседней лодки, на случай, если удар кита будет звучать так глубоко, что может возникнуть угроза унести всю веревку, первоначально прикрепленную к гарпуну. разобраны и приложены ценности, чтобы облегчить дела на таможне. За несколько минут до полудня потекли первые капли металла; резервуары наполнялись понемногу; и к тому времени, когда все плавление было полностью завершено, его выдерживали в течение нескольких минут, чтобы облегчить отделение посторонних веществ.Отсутствие укреплений, оставляющих границы одного государства открытыми для другого, облегчило бы вторжение. Достойный суперинтендант, который распространил на него все доброжелательные обряды гостеприимства, теперь внезапно принял иссушенный вид и поведение и заметил, что: как бы он ни был склонен служить ему лично, он чувствовал себя связанным своим долгом перед Компанией Гудзонова залива не делать ничего, что могло бы способствовать или поощрять посещения других торговцев из числа индейцев в этой части страны.Саскуэханна, узкая, но стремительная речка у ее истока, была заполнена «пойменным лесом» или упавшими деревьями; и войска приняли новый прием, чтобы облегчить их переход. Будете ли вы облегчить мне средства для выполнения этой миссии или нет? »Швы на черепах молодых млекопитающих были усовершенствованы как прекрасное приспособление для помощи при родах, а не сомневаюсь, что они облегчают или могут быть необходимы для этого акта; но поскольку швы возникают на черепах молодых птиц и рептилий, которым нужно только вырваться из разбитого яйца, мы можем сделать вывод, что эта структура возникла из законов роста, и был использован при рождении высших животных.Я отрицаю, это правда, что то, что сейчас называют «обществом», является обществом в каком-либо реальном смысле, и я желаю, чтобы оно растворилось слишком быстро, чтобы окупить себя теми, кто «не в обществе» для облегчения его растворения, сильно растирая его на мелкие кусочки. ,

    облегчить | значение облегчить в словаре современного английского языка Longman

    Present
    Я, вы, мы, они облегчить
    он, она, это способствует
    > Посмотреть больше
    Прошлое
    Я, ты, он, она, оно, мы, они помогли
    Настоящее совершенное
    Я, ты, мы, они помогли
    он, она, это облегчило
    Прошлое совершенное
    Я, ты, он, она, это, мы, они помогли
    Будущее
    Я, ты, он, она , это, мы, они облегчат
    Future perfect
    Я, ты, он, она, оно, мы, они облегчили
    > Посмотреть меньше
    Настоящее
    Я Я помогаю
    он, она, это помогает
    > Посмотреть больше
    вы, мы, они способствовали
    Прошлое
    Я, он, она, это помогал
    вы, мы, они способствовали perfect 9000
    Я, ты, мы, они помогали
    он, она, это помогала
    Прошлое совершенное
    Я, ты, он, она, оно, мы, они содействовали
    Будущее
    Я, ты, он, она, это, мы, они будем способствовать
    Будущее совершенное
    Я, ты, он , она, она, мы, они будут помогать
    > Посмотреть меньше
    .

    облегчить — WordReference.com Словарь английского языка


    Преобразование из ‘ облегчить ‘ (v): (⇒ сопряженное)
    способствует
    v 3-е лицо единственного числа
    облегчение
    v pres p глагол, настоящее причастие : — глагол ing используется описательно или для образования прогрессивного глагола — например, « поет, птица», «Это поет, ».«
    облегчено
    v прошедшее глагол, прошедшее простое : Прошедшее время — например,« Он видел человека ».« Она засмеялась ».
    облегчил
    v past p глагол, причастие прошедшего времени : Форма глагола, используемая описательно или для образования глаголов — например, « заперта, дверь», «Дверь была заперта , ».

    Словарь американского английского языка WordReference Random House Learner © 2020
    fa • cil • i • tate / fəˈsɪlɪˌteɪt / USA произношение против[~ + Объект], -tat • ed, -tat • ing.
    1. сделать проще или менее сложно; помогите вперед.
    fa • cil • i • ta •tion / fəˌsɪlɪˈteɪʃən / США произношение n. [бесчисленное множество]
    fa • cil • i • ta • tor, n. [countable] Полный словарь американского английского WordReference Random House © 2020
    fa • cil • i • tate (fə sil i tāt ′), США произношение v.t., -tat • ed, -tat • ing.
    1. сделать проще или менее сложно;
      помощь вперед (действие, процесс и т. Д.): Тщательное планирование облегчает любой вид работы.
    2. , чтобы помочь прогрессу (человека).
    fa • cil i • ta′tive, прил.
    • Facility (y) + -ate 1 1605–15

    Краткий английский словарь Коллинза © HarperCollins Publishers ::

    облегчить / fəˈsɪlɪˌteɪt / vb
    1. (переходный), чтобы облегчить; способствовать прогрессу

    sizes ‘ также встречается в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):

    ,

    Leave a Reply