Как определить что это текст – Помогите с экзаменом по русскому! Как доказать, что текст это текст??? (лексически, грамматически)

Содержание

Каковы основные признаки текста? Признаки текста в русском языке

Текст – наивысшая единица языка. Он состоит из более мелких языковых единиц – предложений и словосочетаний, слов. Как и любое другое явление, он имеет свои особенности и отличительные признаки, которые отличают его от других языковых явлений. Кроме того, в зависимости от стиля, к которому он относится, текст обладает рядом дополнительных признаков. Далее мы рассмотрим, каковы основные признаки текста и различных функциональных стилей.

Что такое текст?

Текст – это речевое произведение, которое состоит из последовательно взаимосвязанных различных языковых знаков. Отличается целостностью и оформленностью.

Композиционно текст состоит из:

  • предложений;
  • абзацев;
  • параграфов;
  • разделов;
  • глав.

Все эти элементы связаны между собой одной темой и целью. Для того чтобы определить, является ли набор тех или иных предложений текстом, необходимо знать основные признаки текста в русском языке.

Каждый текст имеет определенную, четко выраженную функционально-стилевую ориентацию – научный, художественный, публицистический стиль и т. д.

Основные признаки текста

Чтобы набор слов и предложений можно было назвать одним целым, они должны отвечать определенным требованиям. Вот основные признаки текста, которые выделяют в лингвистике:

  1. Завершенность, которая подразумевает смысловую оконченность.
  2. Связность.
  3. Единство используемых стилистических средств.
  4. Членимость и автономность.

Только при наличии всех вышеперечисленных признаков композиция из нескольких предложений может считаться текстом.

Завершенность

Разбирая признаки текста, необходимо начать с завершенности. Данный признак предполагает, что текст полностью раскрывает замысел, который поставил перед ним автор. Все это приводит к полному восприятию и пониманию прочитанного или услышанного реципиентом.

Ознакомившись с текстом, мы должны понять его смысл, увидеть связь темы и содержания.

Связность

Данный признак проявляется в расположении предложений в определенной логической последовательности, что помогает отразить развитие мысли. Одно предложение является смысловым продолжением первого, строится на базе ранее поданной информации. Сюда же относится и оформление текста с помощью грамматических и лексических средств языка. Для связи используются различные ключевые слова, повторы, союзы, синонимы.

Разбирая признаки текста в русском языке, в особенности связность, следует отметить наличие двух основных связей между предложениями — параллельной и цепной. При первой предложения связываются друг с другом благодаря одинаковому порядку слов, схожей структуре.

Во второй – связкой выступает ключевое слово, которое несет основную информацию. Его могут заменять синонимом. Кроме того, употребляются глаголы совершенного вида.

Стилевое единство

Разбирая основные признаки текста, нельзя не отметить единство стиля. Любой текст оформляется согласно особенностям того или иного функционального стиля. В зависимости от выбранного стиля, подбираются лексические и языковые средства, грамматическое оформление текста. Синтаксические структуры также строятся на основе выбранного стиля. Так, в разговорном стиле преобладают простые предложения, в научном – сложные.

Целостность

Данный признак подразумевает одновременное выполнение трех описанных выше признаков текста. То есть наличие связности, завершенности и стилевого единства.

Даже если в предложенном фрагменте были найден один или два признака, его нельзя назвать текстом до тех пор, пока не будут соблюдены три ранее описанных нами основных признака текста.

Другие признаки

Выделим также и другие, менее важные признаки текста в русском языке.

Членимость, которая подразумевает, что текст состоит из нескольких предложений. При этом не стоит забывать о том, что они должны быть связаны между собой единой темой.

И автономность: каждый текст имеет начало и конец.

Выделяют также такой признак, как информативность – текст несет определенную информацию. В целом она определяется темой и целью высказывания.

Отличительные особенности стилей

В русском языке выделяют ряд функциональных стилей – научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Каждый из них имеет не только основные признаки текста, но еще и ряд дополнительных, которые помогают различать их между собой.

Научный стиль

Научный стиль используется при написании статей и монографий, дипломных и магистерских работ, диссертаций, научных выступлений, докладов, лекций. Основные признаки научного текста: использование терминологии, сложных предложений, безличность автора, которая проявляется благодаря использованию «мы» вместо «я», тезисному изложению, наличию вводных слов и конструкций, эмоциональной нейтральности.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль охватывает все официальные документы: законы, деловые записки, заявления, протоколы. Основные признаки данного стиля – прямой порядок слов, логика в изложении, использование штампов и языковых клише, лаконичность, эмоциональная и оценочная нейтральность, наличие стандартов. Часто в данном стиле употребляются регламентированные образцы и бланки.

Публицистический стиль

Публицистический стиль охватывает всю сферу действия СМИ. Основная его функция – информирование, воздействие на человека. Признаки публицистического текста – это логичная и лаконичная подача информации, образность, оценка, наличие призыва к действию. Важным признаком также является выделение информации с помощью заголовков и подзаголовков, визуальных эффектов. Предложения в текстах данного стиля как простые, так и сложные.

Разговорный и художественный стили

Художественный стиль характеризуется экспрессивно-эмоциональной лексикой, использованием метафор и сравнений, легкими конструкциями. Им написаны все художественные произведения: рассказы, романы, стихи.

Разговорный стиль употребляется в устной речи, интернет-переписке. Основные признаки текста данного стиля — использование разговорных и просторечных слов, повторов, неполных и простых предложений. В нем также выделяют отсутствие четкой структуры и логики изложения.

Вывод

Мы рассмотрели, каковы основные признаки текста в русском языке. Так, выделят связность, целостность и завершенность текста, стилевое единство. При наличии только одного или двух из перечисленных нами признаков назвать тот или иной фрагмент текстовой информации текстом нельзя. Кроме признаков, общих для всех текстов, выделят также особенности — лексические и грамматические, синтаксические, благодаря которым мы можем определить, к какому функциональному стилю принадлежит тот или иной текст.

fb.ru

Текст — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2019; проверки требует 1 правка.
Пример текста

Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

Существуют две основные трактовки понятия «текст»: имманентная (расширенная, философски нагруженная) и репрезентативная (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.

В лингвистике термин «текст» используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «Это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное»

[1].

Членимость[править | править код]

Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.

Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений.

Смысловая цельность текста[править | править код]

В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).

Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.

Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.

В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).

Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.

Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

  • Текст — это высказывание на определённую тему;
  • В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
  • Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
  • Предложения логически связаны между собой;
  • К тексту можно подобрать заголовок;
  • Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Функциональные стили[править | править код]

По типу[править | править код]

  1. Гальперин И. Р. О понятии «текст» // Материалы научной конференции «Лингвистика текста».— Т. 1.— М., 1974.— С. 67.

ru.wikipedia.org

Как доказать, что текст научный 🚩 докажите что это текст 🚩 Наука 🚩 Другое

Автор КакПросто!

Научные статьи полезны для чтения и легко узнаваемы. Обычно в научном стиле пишутся дипломные работы, диссертации и исследования. Также его используют при составлении учебников.

Статьи по теме:

Инструкция

Любой научный текст имеет особенность, которая сразу бросается в глаза — повышенное использование терминологии. Если статья содержит много непонятных, «ученых» слов-терминов, то, скорее всего, этот документ относится к нужному вам разряду. Обратите внимание на синтаксическую структуру текста. Если предложения длинные, а некоторые из них даже выступают в роли целого абзаца, содержат много запятых, двоеточий и других знаков препинания, то данная статья наверняка написана в научном стиле.

Одна из важнейших особенностей научного текста — абсолютная логичность и строгая последовательность высказываний. В таком документе вы обязательно встретите вводные слова и фразы-клише, такие как: «во-первых», «из этого следует», «данные показывают, что» и др.

В научном тексте используется только однозначное и прямое значение слов. Никаких метафор и эпитетов вы здесь не найдете. Если же автор это правило нарушает, то обязательно пишет примечание по этому поводу. Делается это для того, чтобы не запутать читателя.

Высокая информативность — тоже особенность научных документов. Никакой «воды», только поток нужной информации. Вспомните, как много интересного пишут в одном параграфе школьного учебника.

Статья научного содержания, в отличие от художественного текста, абсолютно беспристрастна. Эмоции автора не выражаются ни через слова, ни через знаки препинания.

Видео по теме

Обратите внимание

При размещении в своих статьях сторонней, не общеизвестной информации, ссылайтесь на первоисточники. Указывайте автора статьи и год издания. Это прибавит вашей работе доверия.

Полезный совет

Для общего развития полезно периодически читать научную литературу. Для легкого восприятия информации берите статьи из журналов, где текст написан научно-популярным языком, рассчитанным на большую аудиторию.

Совет полезен?

Статьи по теме:

www.kakprosto.ru

Типы текстов в русском языке и алгоритм их определения :: SYL.ru

Прежде чем начать изучение темы, нужно понять формулировку слова «текст». Итак, это особая структура предложений, связанных между собой по смыслу. Она имеет свой заголовок, основную мысль, идею. Если ничего этого нет, то это уже не текст, а просто набор слов и предложений.

Школьную тему «Тип и стиль текста в русском языке» проходят в начальных классах. И часто у учеников, прослушавших этот курс, на выпускных экзаменах возникают проблемы. Для того чтобы их предотвратить, попробуем быстро и эффективно рассмотреть эту тему.

Какие существуют стили речи в русском языке

Это зависит от сферы, где употребляется тот или иной текст. Говоря простым языком, они выражают разновидность речи и имеют определённую цель, поэтому иногда их называют функциональными. Стиль текста в русском языке подразделяется на 2 группы: книжный и разговорный. Если последний не имеет подтипов, то первый делится ещё на 4 группы:

1. Официально-деловой.

2. Научный.

3. Художественный.

4. Публицистический.

Каждое из этих направлений имеет особенности. Для начала поймём суть разговорного стиля. Он представляет собой нашу повседневную речь, когда мы делимся с другими своими мыслями, передаём свои чувства. По сравнению с другими стилями разговорный более живой, красочный, эмоциональный и обладает огромной смысловой содержательностью.

Научный и официально-деловой

Главная цель научного стиля — донести до человека информацию, истинность которой выражается фактами и доказательствами. Стилистический тип высказывания: доклады, учебная литература, статьи связанные с наукой и диссертации. Средства выразительности текста основаны на употреблении терминов, абстрактном и общенаучном словарном запасе. Определить этот стиль вам помогут следующие характерные черты: предложения преобладают большим количеством существительных, суть текста точна, логична, обобщена, однозначна и объективна.

Официально-деловой стиль применяется при формальной обстановке. К примеру: приказы, протоколы, расписки, законы. Употреблять его в разговорной речи могут не только юристы и дипломаты, но и обычные граждане. Стиль определяется точностью, использованием аббревиатур, а также отсутствием эмоций.

Художественный и публицистический

Каждый образованный человек знает, что художественный стиль используется в литературе. Основной его целью является максимальное донесение и воздействование на читателя эмоций, мыслей и переживаний автора. Этот стиль обладает самым богатым словарным запасом по сравнению с другими.

Публицистический стиль используют в СМИ. Он встречается в журнальных и газетных статьях, репортажах, очерках и т. д. Информация стиля всегда эмоциональная, призывная и предназначена для разных слоёв населения.

Какие типы текста бывают в русском языке

Любая информация несёт в себе определённую формулировку и идею. Она необходима для того, чтобы понять главную мысль автора. Не только школьники, но и студенты филологического направления должны уметь определять типы текстов в русском языке и прекрасно в них ориентироваться. Также нужно запомнить признаки каждого вида для дальнейшего использования алгоритма, который поможет правильно их распознать.

Повествовательные типы текста в русском языке самые распространённые. Они имеют определённую временную последовательность, выражающуюся следующими признаками: начало действия (завязка), развитие, кульминация или развязка. Также важно знать, что повествование может вестись не только от 1-го лица, но и от 3-го. Последнее встречается довольно часто, его ещё называют «авторским». Главным признаком этого типа является использование глагола прошедшего времени совершенного вида. Но иногда авторы используют будущее время. Будьте внимательны, так как повествовательные типы текстов в русском языке могут содержать описание и рассуждение, тем самым запутывая учащихся. Поэтому при определении вида нужно отталкиваться от базовых признаков.

Описательные типы текстов в русском языке — само название говорит за себя. Для такого типа характерны конструкции, которые осложнены однородными членами. Именно они являются эффективным средством при описании какого-либо действия или предмета. Если в тексте используются метафоры, сравнения или эпитеты, то перед вами художественный стиль. Научную речь описывают более ёмко и сдержанно.

Последние типы текстов в русском языке — это рассуждение. Оно имеет свою схему:

1. Краткое вступление.

2. Основная часть заключается в приведении аргументов и доказательств.

3. Заключительные выводы.

Последний пункт является самым важным, так как это логический итог всего текста.

Алгоритм определения типа текста

Коротко о том, как научиться быстро распознавать типы текста в русском языке.

1. Прочитайте текст внимательно и вдумчиво.

2. Во время чтения забудьте о признаках каждого типа. Здесь главная задача — понять идею автора.

3. Обратите особое внимание на последний абзац.

4. Если текст в целом отвечает на вопросы:

  • что? где? когда? — перед вами повествование;
  • какой? или каков? — описание;
  • зачем? как? — рассуждение.

Совет напоследок: научитесь ориентироваться на основную цель текста. К примеру, повествование рассказывает о предмете или явлении, которое находится во времени, описание даёт представление о чём-либо, рассуждение раскрывает проблемы с точки зрения автора, где он приводит доказательства или аргументы.

www.syl.ru

текст — это… Что такое текст?

  • текст — текст, а [не тэ] …   Русское словесное ударение

  • текст — текст, а …   Русский орфографический словарь

  • текст — текст/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • текст — а, м. texte m., нем.Text лат. textum ткань; соединение; слог < texere ткать; сочинять, слагать. 1. Сочиненная кем л. связная речь (напечатанная, написанная или запечатленная в памяти), которую можно воспроизвести в том же виде. БАС 1.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Текст — (от лат. textus  ткань, сплетение, соединение)  объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • ТЕКСТ — текста, м. [латин. textum, букв. сотканное]. 1. Всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем н. слова, к рые можно воспроизвести, повторить в том же виде. В новом издании весь текст. сочинений Пушкина вновь… …   Толковый словарь Ушакова

  • текст — законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение: продукт порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего) и, в свою очередь, являющийся основным объектом ее восприятия и понимания.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ТЕКСТ — (лат. textus, от texere ткать). 1) места из св. писания, служащие темой для проповеди. 2) собственные слова автора, в отличие от комментария. 3) в типографии сорт шрифта. 4) в музыке слова, на которые пишется вокальное сочинение. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ТЕКСТ — одно из ключевых понятий гуманитарной культуры ХХ в., применяющееся в семиотике, структурной лингвистике, филологии, философии текста, структурной и генеративной поэтике. Т. это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию,… …   Энциклопедия культурологии

  • ТЕКСТ — (от лат. textus ткань, соединение) написанное высказывание, выходящее за рамки фразы, т.е. являющееся дискурсом и представляющее собой нечто законченное, единое и целое, наделенное внутренней структурой и организацией, соответствующей правилам к …   Философская энциклопедия

  • dic.academic.ru

    разбор понятий, связь и различие темы и идеи, выявление идеи текста

    Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

    Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

    Тема и основная мысль: связь и различие

    С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

    Тема

    В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

    Основная мысль

    Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

    Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

    Как определить тему текста

    Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

    Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

    1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
    2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
    3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

    Как выделить основную мысль

    При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

    Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

    1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
    2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
    3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
    4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
    5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

    Пошаговая инструкция

    При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

    1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
    2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
    3. Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:

      • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
      • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
      • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
    4. Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
    5. Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
    6. Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
    7. Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

    В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

    Видео

    В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.

    liveposts.ru

    Текст — это… Что такое Текст?

    Пример текста

    Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная последовательность символов.

    Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.

    В лингвистике термин текст используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное»[1].

    Признаки текста

    Членимость

    Текст состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно расчленить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.

    Главный тезис — текст состоит из двух или нескольких предложений.

    Смысловая цельность текста

    В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).

    Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.

    Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.

    В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).

    Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.

    Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

    • Текст — это высказывание на определённую тему;
    • В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
    • Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
    • Предложения логически связаны между собой.
    • К тексту можно подобрать заголовок;
    • Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

    Виды и типы текста

    По стилю

    Научные, разговорные, художественные,публицистические, официально-деловые

    По типу

    Повествование, описание, рассуждение.

    См. также

    Примечания

    1. Гальперин И. Р. О понятии «текст». — Материалы научной конференции «Лингвистика текста», т. 1. — М., 1974. — С. 67.

    Литература

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 15 мая 2011.

    dic.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о