На кого поступать гуманитарию через пять лет, вузы, востребованные профессии
Куда пойти учиться гуманитарию? Юристов и менеджеров уже слишком много, а хочется востребованную и интересную профессию, которая принесет деньги! Вот список самых актуальных профессий, которые можно получить уже сейчас, чтобы стать востребованным специалистом через пять лет.
В традиционном споре «физиков» и «лириков» последние годы побеждают «физики». По прогнозам специалистов, через несколько лет наиболее востребованными станут робототехники и инженеры-технологи. Куда поступить абитуриенту, мечтающему о творческой работе, чтобы успешно выстроить карьеру и быть востребованным специалистом через 10–15 лет?
Исследование рынка труда в гуманитарной сфере
На сайтах поиска вакансий, таких на HH.ru или JOB.ru, можно проанализировать количество запросов работодателей и примерный уровень предлагаемых зарплат. Наиболее популярными на сегодняшний день считаются маркетологи, пиарщики, программисты. Для гуманитарной сферы актуальными направлениями остаются:
- гостеприимство – гостиничный бизнес, туризм;
- образование – от обязательного до бизнес-курсов;
- персональный сервис.
К числу «профессий-пенсионеров» можно отнести:
Выбирайте профессию на стыке направлений. Востребованными станут специалисты, разбирающиеся в смежных сферах деятельности. Технические подсчеты, обработку больших объемов информации, аналитическую деятельность могут взять на себя и машины. А вот до области поиска новых решений, расширения компетенций искусственный интеллект пока не дотягивает. В профессиях маркетолога, искусствоведа, педагога, тьютора будет работать пара «робот + человек».
Читайте также нашу статью «Куда поступать с русским языком и обществознанием?»
Список перспективных профессий достаточно широк:
Направление |
Компетенции |
Образование |
Специализация в области создания обучающих онлайн-проектов, индивидуального сопровождения студентов, игровых учебных модулей. |
Финансы |
Валютные специалисты, оценщики и разработчики индивидуальных финансовых программ для клиентов. |
Детская индустрия |
Работники в области детской психологической безопасности, создатели игровых и трансмедийных продуктов для детей, тьюторы по эстетическому развитию. |
Гостеприимство и туризм |
Разработчики интеллектуальных туристических сервисов и виртуальной реальности. |
Менеджмент |
Тайм- и кросс-менеджмент, виртуальные консалтинговые услуги, помощь в деловой коммуникации |
Аналитики прогнозируют развитие и появление всех этих специальностей до 2020 года, а получить по ним базовое образование можно уже сейчас.
Гуманитарные профессии, востребованные сегодня
Педагогика
Передав рутинную работу по чтению лекций или проверке заданий машинам, педагог сможет больше времени уделять индивидуальному развитию учеников, выявлению их потенциала. В выборе можно ориентироваться на несколько наиболее перспективных специальностей:
- координатор образовательной онлайн-платформы;
- тьютор;
- игромастер.
Психологическое здоровье школьников должно контролироваться живыми и эмоциональными наставниками, машины с этим не справятся
Получить педагогическое образование можно во многих педагогических вузах России, например:
- МПГУ, Московский педагогический государственный университет
- МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет
- РГПУ, Российский государственный педагогический университет им. Герцена
- НГПУ, Мининский университет в Нижнем Новгороде
а также Омский, Уральский, Новосибирский, Томский, Тихоокеанский, Ульяновский педагогические университеты.
Образование – одна из немногих сфер деятельности, в которой личное участие педагога будет необходимо еще долго.
Финансы
Не склонные к математическим изысканиям, гуманитарии быстро разберутся со статистикой, а вычисления передадут технике
В финансовой сфере на помощь человеку уже давно пришли алгоритмы обработки больших массивов информации. Но выработка программы действий и принятие решений – компетенция профессионала. Перспективными специализациями в этой области будут:
- мультивалютный переводчик;
- оценщик интеллектуальной собственности;
- разработчик персональных пенсионных планов.
Будущие финансисты могут ориентироваться на образовательные программы, имеющиеся в экономических вузах РФ. По этим направлениям работают более 25 вузов, в том числе:
- Московский Финансовый университет при Правительстве РФ;
- РЭУ, Российский экономический университет им. Плеханова;
- СПбГЭУ, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Финансовые аналитики востребованы на рынке труда уже сегодня, а в дальнейшем перечень их компетенций будет только расширяться.
Туризм и гостиничный бизнес
Интересным направлением в сфере туризма и гостиничного бизнеса станут интеллектуальные системы, над созданием которых будут работать:
- режиссер индивидуальных туров;
- дизайнер дополненной реальности;
- архитектор территорий.
Тех, кто хочет связать свою карьеру с гостеприимством, ждут учебные заведения, среди которых:
- РГУТИС, Российский государственный университет туризма и сервиса в Москве;
- ДВФУ, Дальневосточный федеральный университет;
Уже сегодня забронировать апартаменты или создать маршрут путешествия можно с помощью программных приложений и сервисов. Участие человека в будущей системе гостеприимства будет больше интеллектуальным, чем физическим.
Виртуальные миры и дополненная реальность скоро станут обыденностью, в этом мире понадобятся свои специалисты
Менеджмент
Менеджмент – это направление, где наиболее успешно будут реализовывать свои навыки:
- тайм-менеджеры;
- виртуальные адвокаты;
- менеджеры по кросс-культурной коммуникации.
Многие услуги, оказываемые сейчас в офлайн-пространстве, постепенно перейдут в онлайн. Будущие управленцы могут получить профессию в 125 вузах России. Самые знаменитые из них:
- МФЮА, Московский финансово-юридический университет;
- ВГУЮ, Всероссийский государственный университет юстиции
- НИУ ВШЭ, Высшая школа экономики
Базовое образование по любой гуманитарной специальности – еще не гарантия успешной карьеры. Для профессий будущего важны знания в сфере IT-технологий, навыки программирования и способность к самообучению и развитию.
Портрет профессионала будущего
Главным навыком, без которого состояться в профессии не получится, будет умение учиться и переучиваться. Базовое образование, полученное в вузе, заложит только минимальные основы специализации. Добирать навыки придется на онлайн-курсах, семинарах, бизнес-тренингах.
С развитием технологий могут потребоваться дополнительные компетенции, список которых постоянно расширяется. При выборе сотрудника работодатель будет ориентирован не столько на его образование, сколько на личностные качества. Наиболее значимыми станут:
- умение применять IT-технологии для работы с массивными данными;
- знание иностранных языков;
- навыки самообучения и саморазвития;
- способность работать на стыке специальностей;
- креативность и творческий потенциал, нестандартное мышление;
- умение принимать решения и работать в команде;
- гибкость и обучаемость.
В будущем всем понадобятся навыки непрерывного образования
Для гуманитариев век роботов – это возможность максимально раскрыть свой потенциал, передав механическую, рутинную деятельность программам, оставив для себя творчество и саморазвитие. Дизайнеры виртуальных миров, игропрактики, биоэтики и цифровые лингвисты – все эти профессии в ближайшем будущем станут привычным выбором многих сегодняшних школьников.
propostuplenie.ru
Какие гуманитарные профессии востребованы
Гуманитарии, задумайтесь. Основатель компании Kaggle и эксперт в области анализа данных Энтони Голдблум на публичной лекции сказал: «У людей нет шансов конкурировать с машинами в тех областях, где для принятия решения нужно изучить большой объем данных». А кто много читает, выискивает сведения в архивах и библиотеках, разбирается в десятках различных мнений по одному и тому же вопросу? Как раз студенты гуманитарных направлений и работники-гуманитарии.
Если вы собираетесь стать журналистом, рекламщиком, юристом, педагогом, консультантом, историком, музейным работником, подумайте, как приобрести именно те умения и навыки, которые в ближайшие полвека не смогут взять на себя машины с искусственным интеллектом.
Плохие новости
В издательстве Forbes роботы уже сегодня создают и проверяют годовые отчеты. В журнале Big Ten Network роботы-журналисты сами пишут и публикуют спортивные новости. В одной из школ Гарлема еще в 2014 году детям преподавал математику робот, который отнюдь не просто надиктовывал лекцию, но следил за решением задач и давал подсказки.
Есть даже робот-адвокат Ross от компании IBM, который ведет дела о банкротстве в одном международном адвокатском бюро: он понимает человеческую речь, предлагает варианты решения, приводит аргументы и ссылки на профессиональную литературу. Как видим, современные машины и программы не только взяли на себя ручной труд, но и могут выполнять основные обязанности интеллектуальных работников. То ли будет через несколько лет!
Хорошие новости
Правда, на той же лекции Энтони Голдблум добавил: «Машины не могут конкурировать с нами в областях, где требуются принципиально новые решения. <…> Машины не смогут заниматься маркетингом – для этого необходимо находить новые решения. Бизнес в значительной степени предполагает поиск новых ниш на рынке, и это тоже не под силу машине».
Цепочку можно продолжить: машина не сможет взять душевное интервью у героя телепередачи, не сможет авторитетно выразить общественное мнение в развернутой статье или очерке, не сможет в полной мере понять детей и личным примером побудить их учиться, не сможет до конца учесть в своих решениях нравственные правила и авторитетно интерпретировать спорные правовые ситуации. Если вы гуманитарий и открыты знаниям о современных технологиях, готовы их использовать в своей работе, научитесь находить оригинальные решения и действовать в ситуациях неопределенности, никакие роботы вам не страшны. Напротив, с ними вы достигнете большего.
Профессии будущего
Для ориентации в профессиях ближайшего будущего – в том числе гуманитарных – рекомендуем ознакомиться с Атласом новых профессий. Это разработка Агентства стратегических инициатив при Президенте России. Атлас появился в результате форсайт-сессий с участием представителей работодателей и университетов, экспертов-футурологов, Министерства образования и науки, Министерства промышленности.
Из атласа вы узнаете, что уже к 2020 году турагенты, операционисты в банках, копирайтеры, корректоры, журналисты, библиотекари, переводчики станут настоящей экзотикой. Их функции во многом возьмут на себя роботы и программы-боты. Останутся только очень высококвалифицированные специалисты для узких сегментов рынка, связанных с дорогими сверхуникальными услугами или обслуживанием самих роботов и программ.
Но до 2020 года появится и много совершенно новых гуманитарных профессий. Так, в Атласе вы найдете личного тьютора по эстетическому развитию, инфостилиста, медиаполицейского, продюсера смыслового поля, дизайнера эмоций, режиссера индивидуальных туров.
Еще профессии будущего
На странице Института практической психологии НИУ ВШЭ приводится мнение его научного руководителя и профессора МГУ Тахира Базарова. Среди предложенных им востребованных профессий будущего находим три гуманитарные.
- Переводчик между поколениями. Историческое время ускоряется, открытия и их внедрения происходят все быстрее и быстрее, становится все больше информации. Из-за этого разрыв между поколениями растет. Людям даже с разницей в несколько лет становится сложно найти общий язык из-за разницы ценностей и установок. Для того чтобы люди разных возрастов понимали друг друга во время переговоров, собеседований, обсуждения творческих задач, понадобятся специальные люди. Для их подготовки, как считает Тахир Базаров, откроются учебные программы в рамках психологии, социологии и медиа.
- Организатор масштабных междисциплинарных проектов. В качестве прообраза такого специалиста Базаров приводит Сергея Дягилева. Этот человек в 20-е годы прошлого столетия блистательно организовывал в Европе гастроли российских музыкантов, артистов балета и оперы. «Русскими сезонами» он перевернул представления Запада о России. «Вот именно такие люди, способные создавать прорывные технологии, в том числе и в бизнесе, нам очень нужны. И тут важно правильно выстроить обучение и практику. Я вижу, что такие люди должны работать на ассистентских позициях на таких мероприятиях, как Олимпиада в Сочи (ярчайший пример прорывного проекта), чтобы в будущем предлагать новые решения», – продолжает мысль Тахир Базаров. Для подготовки этих специалистов должны открыться учебные программы в рамках социологии, филологии и IT.
- Лидер сетевых коммуникаций. Эта профессия уже существует, но она не успела оформиться как самостоятельная деятельность, требующая специальных знаний и умений. По сути, это нынешние модераторы форумов, ведущие экспертных групп, кураторы сетевых сообществ. «Все знают, как часто модераторам недостает компетентности, профессионализма и даже элементарной этики. Вот поэтому таких специалистов надо готовить – людей, способных осуществлять эффективные коммуникации внутри какой-то группы, в том числе для поиска экспертных решений», – комментирует Тахир Базаров. Для подготовки этих специалистов должны открыться учебные программы в рамках Public Relations.
Гуманитарии, запомните
Будут востребованы те из вас, кто научится автоматизировать сбор данных, шаблонные действия и простой анализ информации. Это под силу только в союзе с новыми технологиями.
Если вы учитесь в бакалавриате и у вас на программе есть мейджеры и майноры, дополните профильные дисциплины курсами по робототехнике, обработке больших данных, нейронаукам, программированию. Если программа более традиционна, постарайтесь раздобыть знания о новых технологиях на факультативах, курсах по выбору, самостоятельно. И обязательно проясните, как эти технологии можно эффективно использовать в вашей будущей профессии.
www.begin.ru
5 перспективных гуманитарных специальностей
На главную
Большинство абитуриентов в качестве ЕГЭ по выбору сдают литературу, обществознание, историю или иностранные языки. Результаты по этим предметам необходимы для поступления на специальности гуманитарного цикла. Но, если уж поступать в гуманитарный вуз, то на самую перспективную специальность.
Источник фото:study.eshipglobal.com
Направление подготовки «Реклама и связи с общественностью»
Специальность не редкая, программу реализуют аж в 230 вузах. Но! Бюджетных мест на эту специальность традиционно выделяется мало. Направление привлекает абитуриентов многообразием профилей. Кроме традиционных «Рекламы» и «Связей с общественностью» появились такие специализации, как «Имиджмейкинг», «Индустриальный брендинг», «Коммуникации в сфере науки и технологий», «Новые медиа», «Конгрессно-выставочная деятельность», «Нанотехнологии в наружной рекламе», «Реклама и PR в индустрии моды».
Отсюда большой конкурс и высокий проходной порог (например, в РУДН – 274 балла, в РЭУ им. Г.В. Плеханова – 270 балла). В качестве вступительных экзаменов необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию (профильный), истории или иностранному языку (на выбор вуза). Результаты профильного ЕГЭ должны быть высокими. Как правило, дисциплина не вызывает трудностей, по этому предмету одиннадцатиклассники чаще набирают 100 баллов. Если выпускник не уверен в знаниях, всегда можно обратиться к хорошему репетитору.
Специальность «Юриспруденция»
Программа «Юриспруденция» есть практически в каждом вузе. Каждый второй выпускник – юрист. Однако спрос на грамотных юристов не уменьшается. Поэтому каждый год сотни абитуриентов штурмуют юридические факультеты. Выбирая это направление, необходимо обратить внимание на лучшие вузы и перспективные направления. Иначе есть шанс пополнить ряды неработающих по специальности юристов.
Сегодня востребованы международные юристы со знанием нескольких иностранных языков, корпоративные юристы, юристы в области банкротства, кредитные юристы, спортивные юристы. Не теряют популярность юристы по гражданским делам, а также появился спрос на такие кадры, как юристы в области шоу-бизнеса и моды, юристы в сфере агробизнеса, энергетики, науки и технологий.
Вступительные экзамены: ЕГЭ по русскому языку, ЕГЭ по обществознанию, ЕГЭ по истории или иностранному языку (на выбор вуза).
Престижные вузы: МГУ, МГИМО, МГЮА, НИУ ВШЭ. Чтобы поступить в эти вузы, необходимо набрать по 80 баллов и выше по каждому из предметов. А в МГУ им. Ломоносова ещё сдать внутренний письменный экзамен.
Специальность «Дизайн»
Дизайнер – современная, творческая и, что важно, очень востребованная профессия. Причем, какой бы профиль абитуриент не выбрал: дизайн одежды, дизайн интерьера, промышленный дизайн, ландшафтный дизайн, дизайн рекламы, web-дизайн – всё будет актуальным. Также стоит присмотреться к уникальным программам престижных и профильных вузов. Например, «Дизайн и фотография», «Дизайн и современное искусство», «Дизайн будущего», «Гейм-дизайн и виртуальная реальность», «Имиджевый дизайн».
Что сдают: ЕГЭ по русскому языку, ЕГЭ по литературе, ЕГЭ по истории. В числе вступительных экзаменов есть и творческое испытание. Как правило, это экзамен по живописи или композиции, рисованию, черчению.
Как подготовиться к творческому экзамену? На сайтах учебных заведений можно найти требования к творческому испытанию, а также критерии оценивания. Если у абитуриента есть начальное художественное образование – проблем не будет. А как быть тем, кто не окончил художку? Необходимы дополнительные занятия с репетитором. Например, подготовиться к экзамену по черчению помогут школьные учителя рисования, математики и физики, которые в свое время вели этот курс.
Лучшие программы: Белгородский государственный институт искусства и культуры, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, Российский государственный университет А.Н. Косыгина, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица.
Максимальный порог: 340 баллов.
Специализация «Маркетинг»
Маркетинг – актуальное и востребованное образование. Правда, после реформ в системе ВПО «Маркетинг» перестал быть самостоятельной специальностью. Но программу можно найти в рамках направления «Менеджмент» и «Социология».
Маркетологи и бренж-менеджеры входят в топ самых востребованных профессий, поэтому данную программу не реализует разве что ленивый. А где учат самых востребованных маркетологов? Лучшие в своей профессии получают образование в ВШЭ, Московском государственном университете печати им. И. Фёдорова, Государственном университете управления (один из основоположников маркетингового образования в России), Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова (в вузе работает первый в России факультет маркетинга), в МГУ и РУДН.
Что сдавать: ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию или/и иностранному языку.
Проходной бал: от 240 до 340
Специальность «Международные отношения»
Такие профессии, как дипкурьер, политтехнолог и дипломат привлекают многих. Хотя карьеру выпускники начинают с вакансии обычного переводчика или даже референта. Но главное ведь где: в МИДе, посольствах, российских миссиях и представительствах за рубежом, в государственных органах, курирующих вопросы внешней политики.
В рамках программы «Международные отношения» вузы реализуют множество профилей: «Международные организации и международное сотрудничество», «Международная безопасность и деятельность международных организаций», «Международное гуманитарное сотрудничество». Все они актуальны, а выпускники востребованы на рынке труда.
Ещё, выпускники программы – специалисты универсальные, владеющие несколькими иностранными языками, с отличными знаниями в области политики и юриспруденции, экономики и культуры. Поэтому международники без труда находят работу и в смежных областях. Среди выпускников много международных журналистов, международных аналитиков и известных переводчиков.
Лучшие программы: МГИМО, РУДН, ИБДА РАНХиГС.
Что сдавать: ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию или/и иностранному языку.
moeobrazovanie.ru
Какие профессии будут востребованы через 5–7 лет
Тенденции настоящего и профессии будущего
Кристофер Писсаридес, нобелевский лауреат по экономике, в лекции «Человеческий капитал после четвертой индустриальной революции» (Human Capital in the Fourth Industrial Revolution), говорит что осталось совсем немного областей, где человека вскоре не вытеснят роботы. Это здравоохранение, образование, гостеприимство, недвижимость, домохозяйство и персональные услуги.
Аналитики предсказывают глобальную технологизацию, а потому IT и робототехника затронет все сферы деятельности. Даже гуманитарные направления не смогут обойтись без основ программирования и алгоритмизации.
В 2016 году был запущен первый российский биопринтер, который умеет печатать живые ткани и органы. Это предвещает кардинальные изменения и в медицине. В транспортной сфере появляются беспилотные автомобили, в экономической — интернет-банкинг, в сельском хозяйстве мультисенсорные датчики изучения корней растений.
Релевантные для России данные о профессиях будущего привела руководитель HH.ru Юлия Сахарова, ссылаясь на исследования, проведенные московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив. По данным их совместного проекта, до 2030 года появятся 136 новых профессий. Среди них:
- ИТ-медик;
- биоэтик;
- генетический консультант;
- экоаналитик в строительстве;
- архитектор энергонулевых домов;
- проектировщик дирижаблей;
- тренер творческих состояний
- архитектор территорий;
- игропрактик;
- урбанист-эколог;
- строитель «умных» дорог
- специалист навигации в условиях Арктики;
- проектировщик жизненного цикла космических сооружений;
- космогеолог;
- инженер роботизированных систем;
- проектировщик детских и медицинских роботов;
- специалист по рециклингу одежды;
- разработчик моделей Big Data;
- цифровой лингвист;
- оценщик интеллектуальной собственности
Эксперты «Сколково» отмечают, что вскоре будут востребованы архитекторы, способные создавать дома с использованием энергосберегающих материалов.
Наряду с интенсивным развитием IT и эко-проектирования будет активно развиваться сфера услуг.
Суть работы врачей и учителей изменится. Механическую работу, отнимающую время и силы, будут выполнять программы. Поэтому у специалистов останется больше времени на получение дополнительного образования и изучение новых методик. Продолжит развиваться сфера онлайн-обучения.
Как во всем мире, так и в России увеличивается число людей, получающих постдипломное образование — специалисты становятся более мобильными и открытыми новым знаниям, постоянно проходят онлайн-курсы повышения квалификации и переподготовки.
В будущем специалистам нужно будет все чаще пополнять запас своих личных компетенций, получать новые навыки, которые будут актуальны и востребованы в стремительно развивающемся мире. Среди прогнозируемых актуальных навыков:
- системное мышление
- экологическое мышление
- программирование/ робототехника/ искусственный интеллект
- работа в условиях неопределенности
- межотраслевая коммуникация
- клиентоориентированность и работа с людьми
- управление проектами
- мультикультурность и мультиязычность
Знание английского языка перестает быть конкурентным преимуществом на рынке труда, а становится необходимостью для любого специалиста. С IQ Consultancy вы можете начать учить английский с нуля, поднять свой уровень языка, а также подготовиться к сдаче международных языковых экзаменов. К тому же наша школа — официальный центр приема одного из самых популярных языковых экзаменов TOEFL.
www.iqconsultancy.ru
как быть востребованным через десять лет – Москва 24, 15.04.2016
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Архитектор виртуальности, проектировщик нейроинтерфейсов, дизайнер эмоций – технологии кардинально меняют рынок труда, а эксперты составляют список профессий-пенсионеров. Корреспондент m24.ru побывала на Московском международном салоне образования и узнала, чему учиться сейчас, чтобы десятилетие спустя не оказаться безработным.
Профессии-пенсионеры: что происходит на рынке труда
Уже сегодня эксперты говорят о списке профессий-пенсионеров. Прежде всего, уходят профессии «по бумажке», однотипные задачи которых можно легко автоматизировать: бухгалтер, оператор call-центра, таксист, переводчик, а также рабочие специальности – так называемые «синие воротнички». Инструкцию заменит робот. Само понятие «профессия» тоже уходит, вместо него будет набор постоянно меняющихся компетенций. По прогнозам экспертов, в среднем человек за свою жизнь сменит двенадцать таких «новых профессий».
Еще один тренд – глобальная персонализация, которая затронет и рынок труда. «Уже сейчас вместо найма по вакансиям становится более популярным подбор специалиста по параметрам», − рассказывает президент благотворительного фонда «Технологии развития образования и науки» Владислав Пантелеев. Основатель рекрутингового агентства Pruffi и онлайн-курсов по профориентации и карьерной грамотности «Антирабство» Алена Владимирская дополняет: «Возникает потребность в бесконечном личном коучинге (профессиональном сотрудничестве с человеком, помогающем ему достигать целей – прим. ред.) на разные сферы жизни».
Кого ищут в Москве сегодня
По данным исследовательского центра портала Superjob, в феврале 2016 года в топ-5 самых популярных сфер поиска персонала такие сферы:- «Продажи»,
- «Рабочий персонал»,
- «Промышленность и производство»,
- «Строительство и недвижимость»,
- «Медицина и фармацевтика».
Служба исследований HeadHunter выяснила, что по итогам первого квартала 2016 года вакансий в Москве оказалось на 12% больше, чем год назад. Самые востребованные области:
- «Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты»,
- «Искусство, развлечения, масс-медиа»,
- «Наука, образование»,
- «Информационные технологии, интернет, телеком»,
- «Управление персоналом, тренинги»,
- «Транспорт, логистика»,
- «Закупки».
В аутсайдерах – госсектор и НКО.
В союзе с роботом: какие специалисты будут нужны
Главный прогноз экспертов – технологизация всего, а потому самые востребованные области – IT и робототехника. Основы программирования и алгоритмизации выходят в ранг навыков чтения и устного счета: без них не проживет даже упертый гуманитарий.
Работа с технологиями изменит все сферы деятельности. «Врачи останутся, но лечить будут по-другому. Фермеры останутся, а технологии выращивания растений изменятся. Архитекторы останутся, а технологии стройки будут совсем другими. И опять же − кто-то это должен придумывать и строить, создавать алгоритмы и материалы для этих роботов. То есть одни профессии уходят, другие появляются», − объясняет управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng Александр Ларьяновский.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Запущенный в 2016 году первый отечественный биопринтер, который умеет печатать живые ткани и органы, обещает полностью перевернуть медицину: нас ждут клеточная инженерия, киберпротезирование, геномная биоинформатика, лаборатории-на-чипе и биочернила.
В транспорте – беспилотные автомобили. В экономике и финансах – IT-банкинг, роботы, торгующие на бирже лучше брокеров и дающие персональные финансовые советы людям. Сельское хозяйство – это больше не история про кирзовые сапоги в поле, здесь тоже будут главенствовать технологии, например, взращивания растений с использованием дронов или мультисенсорных датчиков для изучения корней.
Одним словом, пара ближайшего будущего «человек + робот» обещает быть очень прочным союзом. Самые востребованные специалисты – программисты и инженеры, которые будут придумывать и эксплуатировать всевозможные механизмы, строить сложные алгоритмы и модели. Но роботизация жизни – тоже вопрос дискуссионный. «Есть понятие «врачебная ошибка». Роботы позволяют исключить такие моменты, но робота тоже надо контролировать. Искусственный интеллект без человека – ничто. Его необходимо обучать. И здесь есть набор для новых профессий», − уверена аналитик проекта «Атлас новых профессий» Инесса Чиликина.
Топ-5 самых необычных профессий будущего
Дизайнер эмоций. Фото: atlas100.ru
В 2015 году Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления СКОЛКОВО представили «Атлас новых профессий» – альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Создатели узнали у отечественных и зарубежных работодателей, какие новые специалисты им будут нужны. Редакция m24.ru выбрала топ-5 самых необычных профессий будущего.
На страже человечности: чем займутся гуманитарии
Гуманитарии бьют тревогу: им тоже советуют учить математику, иначе – риск оказаться без работы. С другой стороны, виртуальная реальность и мультимедийные технологии открывают большие горизонты для обладателей классического гуманитарного знания: архитектор виртуальности, художник видеоигр, IT-проповедник, цифровой лингвист – лишь малая часть новых профессий, главное требование которых – быть креативным. Эксперты определяют гуманитариям две отрасли: индустрия развлечений и медиа, наиболее позитивным образ будущего рисуется у игровой индустрии и science-арта.
Отдельная сфера – педагогика. На вопрос, как и чему учить сегодня тех, кто будет работать с детьми будущего, ищут ответ все участники рынка образовательных услуг. «Профессия учителя станет более человечной и гуманной из-за того, что новые технологии разгрузят педагога от механической работы. Когда вся учебная деятельность собирается в большие данные и анализируется компьютером, учитель должен по-человечески общаться с ребенком, гладить по головке и спрашивать, почему он не выспался. Учитель и сам должен постоянно учиться», − говорит ректор МПГУ Алексей Семенов.
В условиях роботизации всех сфер жизни гуманитарий станет «стражем» человечности. «Людям и останется быть разве что только гуманитариями, раз роботы заменят все остальное. Осевая ветвь истории человечества зиждется на гуманитарном знании, а не на технологическом. Если профессии очень быстро изменяются, то как раз гуманитарное знание стабилизирует эту безумную динамику. Именно поэтому люди стоят очередями к Серову и слушают Баха. Так что за гуманитариев можно не беспокоиться», − успокаивает руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Ремесленный бум: как роботы возвращают мануфактуру
Отношения роботов и ремесленников, как и судьба среднего специального образования – еще один спорный среди экспертов рынка вопрос. С одной стороны, автоматизированные системы займут место прикладных профессий, с другой – уже сейчас очевиден тренд на ручную, мануфактурную работу.
По словам экспертов, ручной труд сегодня попадает в категорию «профессий-возвращенцев». В моде все немассовое, будь то сшитая вручную обувь или изготовленное по индивидуальному заказу пирожное. «Люди, которые умеют делать что-то своими руками, тот же самый маникюр, всегда будут с куском хлеба. Но это вопрос амбиций: маникюрша может зарабатывать только до определенного порога», − объясняет руководитель портала Career.ru Ирина Святицкая.
Впрочем, специалисты обнадеживают: эксперт высокого уровня будет востребован всегда. Среди вечнозеленых профессий – те, которые полностью зависят от способностей и труда конкретного человека. В эту категорию попадают многие виды искусства, например, балет. «Я думаю, таких профессий, которые пропадут, не будет. Они просто становятся редкими», − уверен психолог-профконсультант центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ Федор Булатов.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Сотрудник 3.0: языки, умение учиться и любовь
Главные навыки для специалиста XXI века, по версии главного хедхантера Рунета Алены Владимирской, – уметь учиться и хорошо знать языки, чтобы быть кроссплатформенным и мультистрановым. «Мы должны быть людьми, которые управляют роботами. У нас прекрасное фундаментальное образование, очень высоко ценящееся в мире, но тяжело с инновациями. А сегодня молодые специалисты востребованы очень мало, потому что все понимают, что их надо доучивать и переучивать. Поэтому надо набирать связку «бизнес + вуз». Работодателю важна активность студента, понимание профессии и бизнеса, а также работа по специальности: стажировки, волонтерство, практика летом», − рассказывает Алена Владимирская.
Эксперты убеждены: высшего образования будет недостаточно, в университетах дадут лишь минимальные знания, но никто не будет учить тому, как жить дальше. «Параллельно с академическим образованием придется добирать компетенции на онлайн-курсах», − поясняет Александр Ларьяновский.
Впрочем, в мире Hi-Tech все же найдется место зову сердца. Обеспечить трудовые будни во многом поможет не точный расчет, а любовь к своему делу. «Надо задать себе вопрос: «Что ты хочешь делать в жизни, чем хочешь заниматься?» − говорит Инесса Чиликина. − Если раньше человек полагался на расчет, то сейчас прагматизм в том, чтобы уметь быть счастливым. Нужно понимать саму отрасль и относиться к своей работе как творческому акту. Это уже элемент осознанности. Бизнес будет набирать людей, которые довольны своей работой и обладают должными компетенциями».
Школьники из Ломоносовского обоза – о стабильности и работе мечты
Легко ли получить работу мечты? Кто-то считает, что очень многое зависит от ее востребованности в данный момент. А кто-то убежден, что профессиональные навыки сумеют пересилить любую конъюнктуру на рынке. Участники Ломоносовского обоза − 100 одаренных школьников из 29 регионов России и ближнего зарубежья, которые повторяют путешествие Михаила Ломоносова, – постарались дать определение стабильной работы. По мнению ребят, это стабильная зарплата и обеспеченное продвижение по карьерной лестнице. А в идеальном случае, когда тебе за эту работу еще и платят. Публикуем небольшой отрывок дискуссии, состоявшейся как-то вечером после насыщенного экскурсиями дня.Даниил: У каждого человека есть хобби, и каждый стремится найти работу себе по душе. Но получается это в очень редких случаях, и найти работу, которая идеально подходит тебе, практически невозможно. Поэтому, как правило, лучше выбирать стабильный заработок, иметь образование, которое поможет тебе обустроиться и иметь стабильную работу. И уже затем, если у тебя будет свободное время и свободный капитал – тогда можно обустроить, например, свое лично дело или бизнес. Однако стабильность должна быть в приоритете.
Александр: Стабильная работа бюджетником приоритетнее предпринимательства. Потому что стабильные работники получают льготы от государства. Предпринимательская деятельность мало поддерживается государством.
Лена: Стабильная работа может быть и на частном предприятии.
Даниил: Эта стабильность уже не будет такой стабильной.
Александр: Согласен, если предприятие прогорит, работникам могут не выплатить зарплату, а государство выплатит.
Из 11 человек шесть проголосовали за стабильную работу, четыре – за работу мечты, а один еще не определился.
Надежда Прохорова
www.m24.ru
Профессии будущего. Чему учить новые поколения?
Опасное будущее
Проблема трудоустройства будущих поколений только на первый взгляд кажется простой и легко решаемой. Главным трендом становится повсеместная роботизация и компьютеризация практически всех сфер жизни человека, что автоматически освобождает массу людских ресурсов. Посмотрите вокруг: в городах практически пропали банковские кассы, все перешли на электронные платежи и переводы. За последние пять-шесть лет прошло несколько волн массовых сокращений в российском банковском секторе. Еще пара-тройка законопроектов, ограничивающих хождение бумажных денег, — и среди банковских служащих останутся одни программисты.
Этот тренд уже давно царствует в Европе. В Германии, к примеру, вообще в автосалоне невозможно купить машину за наличные деньги. С одной стороны, такой подход позволяет тотально контролировать движения денежных масс, а с другой заставляет коррупционеров покупать квартиры для хранения сотен килограммов наличности. В отдаленном будущем ситуация может серьезно осложниться – рабочих мест для постоянно растущего населения Земли просто не останется. Ведь даже сейчас, если по всей России перевести организации на настоящий электронный документооборот и электронные базы данных, то четверть, а то и треть служащих можно будет смело увольнять. А в будущем придется для страдающего праздностью населения придумывать искусственные профессии, результативность которых никому не интересна. Государство во многом держится за класс трудящихся в своей стране: если они массово забастуют, экономика рухнет. Это, кстати, было в основе всех революций, и правителям приходилось прислушиваться к голосу трудящихся. Если же от миллионов граждан ничего не будет зависеть, их руки будут не нужны, то и государству в них особой надобности особо нет.
К каким это приведет последствиям, думаю, фантазировать излишне. Сейчас даже название для этой прослойки людей придумали – useless class, или «бесполезный класс». Но спешу успокоить, это лишь самый пессимистичный сценарий развития предполагаемого будущего. Все-таки большая часть футурологов сходится на принципах серьезной трансформации рынка труда, а не его исчезновения.
Самой главной особенностью всех изменений в будущем будет их неимоверная быстрота. К примеру, глобальный трафик интернета с 2005 по 2021 годы должен вырасти в 127 раз! Он распространяется не только на гаджеты и ПК, но и на вещи, окружающие нас: холодильники, телевизоры и так далее. Пройдет пара-тройка лет, и на каждого жителя Земли будет приходиться не менее трех устройств, подключенных к Всемирной паутине. Естественно, это напрямую касается и рабочих мест. «Умные устройства» вытеснят людей из сферы массового производства раз и навсегда, заставляя искать новые сферы применения своего личного времени и потенциала. Здесь у человека есть одно неоспоримое преимущество даже перед самым совершенным роботом или программой: он способен творчески мыслить. Так называемая кастомизация промышленного производства, сферы услуг и экономики знаний пока дает надежду, что человек где-то будет нужен. Кажется, что инженеру будущего вообще без надобности будет знать базовые физические законы – за него все рассчитает искусственный интеллект, а одушевленный творец лишь добавит несколько штрихов, «очеловечивающих» итоговый продукт. Либо ему просто будет достаточно сгенерировать идею, а условный компьютер все сделает дальше сам.
Кривая Аутора
В этой связи очень интересно выглядит анализ американского экономиста Дэвида Аутора, который отследил изменения в занятости в промышленности Соединенных Штатов с 1980 по 2005 гг. Краткое изложение его работы можно встретить в сборнике «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире».
Аутор выявил двадцатипятилетний тренд на снижение занятости специалистов среднего уровня квалификации, с одновременным ростом потребности в высококвалифицированных работниках. Грубо говоря, менять высшее звено на роботов и программы очень дорого, творческий потенциал человека пока обходится гораздо дешевле. При этом наблюдается рост потребности в низкоквалифицированном труде – здесь также широкое внедрение автоматизации окупится только через десятилетия, если не позже. Конечно, в этой ситуации серьезно спасают потоки трудовых мигрантов, готовых работать за низкую заработную плату. А что делать, когда экономический эффект от внедрения роботов в сектор гастарбайтеров в один прекрасный момент перевесит все издержки? Уже сейчас роботы Kiva, которых у гиганта Amazon более 50 тысяч, вполне себе заменяют низкоквалифицированных складских рабочих. Нам в России, кстати, пока в этой связи можно быть спокойными – в стране на 10000 рабочих мест всего 1 промышленный робот приходится. А вот в США это число достигло 176, в Японии 305, а в Корее вообще 531.
Робот Kiva в империи Amazon
Кроме вытеснения рабочих с промышленных предприятий, автоматизация создает еще одно благо – исключение целого ряда посредников между производителем товара и его потребителем. Пример «Яндекс.Такси» тому самое яркое подтверждение – вылетел в трубу целый класс координаторов, менеджеров и диспетчеров, заметно поднимавших среднюю стоимость услуги.
Учиться по-новому?
В связи с надвигающейся на нас волной тотальной автоматизации пора бы задуматься о том, какие навыки нужны нашим детям. Об этом, кстати, задумался гораздо раньше (в 50-х годах прошлого столетия) профессор педагогики Чикагского университета Бенджамин Блум. Он предложил ранжировать по уровню сложности и востребованности шесть мыслительных (когнитивных) задач по возрастанию: помнить, узнавать, применять, анализировать, оценивать и создавать. То есть классический постулат «зубрежка в школе решает всё» еще в прошлом веке оказался ущербным. Сейчас на вершине тренда у детей должны быть способности вычленять из системы составные части и описывать, как части соотносятся друг с другом и с целым. На следующем уровне — умение оценивать, то есть выносить собственные суждения, основанные на внешних или внутренних критериях. Наконец, самым важным видятся способности создавать принципиально новое, определять компоненты новой структуры, соединять существующие части для возникновения нового. Собственно, вот на этих трех китах и должно строиться образование будущего. Вопрос только в том — как?
Оставим проблемы создания новых школ педагогам, а сами рассмотрим, что еще нового готовят нам футурологи в недалеком будущем на рынке труда. На первый план выходит востребованность человеческого воображения, которое пока на несколько порядков превосходит машинное. И есть предположение, что компьютер никогда не станет равным человеку в этой категории. Поэтому в индустрии игр, видео, музыки, сценариев и всего подобного можно вполне искать своим потомкам «тёплое» местечко. Кроме этого, ожидается спрос на профессии, в которых роботизация не сможет заменить общения человека с человеком. К примеру, педагог, наставник, ментор, коучер (называйте как хотите) никогда не выйдут из тренда. При этом на первый план выйдет глубокая индивидуализация процесса научения. Чувствуете современную востребованность репетиторов? Это первые ласточки будущего.
Человечество медленно, но верно увеличивает среднюю продолжительность жизни. В связи с этим ждем развития целой сферы услуг, направленной на пожилых людей. Это будет примерно так же, как и сейчас на детские интересы работают целые корпорации.
Сейчас в связи с описанными проблемами всерьез рассматриваются возможности введения в будущем безусловного основного дохода (handsome fellowship), который бы гарантированно обеспечивал базовые потребности всех членов общества. И это не пособие по безработице – в Финляндии с 1 января 2017 года 2000 безработным выплачивали по 560 евро, при этом не прекращали выплаты при трудоустройстве человека. В далеко идущем варианте рассматривается даже перестройка всего сознания человека: теперь ему не нужно будет заботиться о заработке, а освободившееся время будет расходоваться на общение, помощью ближним, удовольствия и самореализацию.
Однако основным трендом в образовании будущих поколений должен стать отказ от таких линейных профессий («дел всей жизни»), уход с которых ставил бы крест на дальнейшей карьере. Человек должен уметь быстро и эффективно перестраиваться, находить новые применения своего потенциала и сфер самореализации. Проще говоря, уволили с должности рекламного менеджера — он стал блогером. А как исчерпал себя в Youtube, оперативно переучился и принялся проектировать жилые здания. И современному образованию осталось только найти инструменты для формирования этих «универсальных» навыков.
topwar.ru
25 профессий будущего, к которым готовит НИУ ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Бережная Валентина Сергеевна, руководитель программы «Журналистика данных»
Берзон Николай Иосифович, руководитель программы «Финансовый инжиниринг»
Богдановская Ирина Юрьевна, руководитель программы «Право информационных технологий и интеллектуальной собственности»
Бограчев Даниил Александрович, руководитель программы «Материалы. Приборы. Нанотехнологии»
Бонч-Осмоловская Анастасия Александровна, руководитель программы «Компьютерная лингвистика»
Ветрова Татьяна Владимировна, руководитель программы «Маркетинг» (г. Москва)
Вишнеков Андрей Владленович, руководитель программы «Компьютерные системы и сети»
Зиньковский Кирилл Викторович, руководитель программы «Управление в высшем образовании»
Ивашковская Ирина Васильевна, руководитель программы «Корпоративные финансы»
Карасев Михаил Владимирович, руководитель программы «Математические методы моделирования и компьютерные технологии»
Комаров Михаил Михайлович, руководитель программы «Электронный бизнес»
Кузнецов Сергей Олегович, руководитель программы «Науки о данных»
Лебедев Владимир Валентинович, руководитель программы «Физика»
Майснер Дирк, руководитель программы «Управление наукой, технологиями и инновациями»
Никитин Максим Игоревич, руководитель программы «Финансовая экономика»
Петренко Александр Константинович, руководитель программы «Системное программирование»
Предводителева Марина Дмитриевна, руководитель программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» (г. Москва)
Сафронов Петр Александрович, руководитель программы «Доказательная образовательная политика»
Солодков Василий Михайлович, руководитель программы «Финансовый аналитик»
Шафранская Ирина Николаевна, руководитель программы «Smart-маркетинг: данные, аналитика, инcайты» (г. Пермь)
Тарабаева Ольга Геннадьевна, начальник управления развития образовательных программ
www.hse.ru