Фасилитировать что это – Принципы и правила фасилитации. Что такое фасилитация

Содержание

Принципы и правила фасилитации. Что такое фасилитация

Принципы и правила фасилитации

Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации.

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    •  работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

    1. Фасилитация буквально означает “облегчение”, модерация – “обуздывание”. Модерация – более жесткая технология. У нее определен формат – беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация – гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего. Участники не ограничены одной темой.
    3. Модерация используется в формате встречи: “обсуждение проблемы”, совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.
Пять правил фасилитации

Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Существуют 5 правил фасилитации:

    • исследование процесса в противовес всеведению;
    • открытость и искренность к людям;
    • все участники процесса равны;
    • каждое мнение важно;
    • все люди умны и могут эффективно решать задачи.
Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

    1. Future Search (“Поиск будущего”). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
    2. Work Out (“Выход за рамки”). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
    3. Brainstorming (“Мозговой штурм“). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
    4. Polarization of opinion (“Поляризация мнений”). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
    5. Open Space (“Открытое пространство”). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:

Фасилитация в бизнесе

Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

    1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
    2. Увеличение мотивации персонала.
    3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
    4. Создание безопасного психологического пространства.
    5. Внедрение новых технологий в бизнес.

Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

Читайте также:

    donskih.ru

    Фасилитация это | HighAdvance Consulting Group

    На наш взгляд, фасилитация – это четко организованный процесс обсуждения сложной проблемы, приводящий к достижению понимания и согласия относительно процесса решения этой проблемы всеми участниками дискуссии.

    Более пятнадцати лет мы занимаемся групповым процессом разработки и принятия решения. Если Вам нужно организовать обсуждение или решение проблемы (неважно – это бизнес организации, общественные организации или муниципальные структуры) обращайтесь (наши контакты). Мы всегда готовы Вам помочь, опираясь на наш опыт и знания. Мы можем помочь Вам организовать и провести мероприятие (подготовить план мероприятия, презентации, спикеров) или сами провести необходимое Вам мероприятие. Перечень наших услуг здесь.

    Работая в этой отрасли много лет, мы видели, как проходила эволюция методов разработки и принятия группового решения в России. Сначала это были тренинги и семинары. В это же время появились организационно-деятельностные игры. Так, например, мы принимали участие в разработке стратегии развития одной из республик, участвуя в организационно-деятельной игре. Затем появилась модерация. Сейчас набирает популярность фасилитация.

    В 2006 году мы познакомились с Максимом Долговым (Школа командного лидерства). Он и его коллеги Евгений Доценко,  Александр Гурихин, создали модель 5F. Интересная модель, интересный метод. Этот инструмент мы использовали в десятках сессий по планированию стратегий, проектов. Неоднократно обсуждали этот метод работы с группой в профессиональных кругах, изменяли, применяли в разных условиях. Весьма успешная модель. Но с чем мы столкнулись: необходимо значительное количество времени и необходимо создать определенные условия.  В современных условиях бизнеса, когда время самый ценный ресурс – это непростительная роскошь.

    Мы стали задавать себе вопрос, что еще можно применить столь же успешно для решения различных управленческих вопросов. Примерно в 2012 году мы познакомились с технологиями коучинга. Мы изучили этот метод. Получили международную сертификацию. Сейчас это очень модное направление.  Работали, как индивидуально с руководителями, так и в группе. В этом процессе безусловно могут принимать участие группы и получаются неплохие результаты. Но сказать, что этот инструмент нас полностью удовлетворил, нельзя.

    В рамках сессии все время нужно двигаться за группой и учитывать психологические особенности. Методика строится подчас на психологических феноменах. Наши коллеги из Facilitation Point Company попробовали внести ясность в вопрос – в чем разница между командным коучем и фасилитатором. Они предложили четыре пункта отличия: фокус работы, цель работы и задачи, результат работы, техники и инструменты. Это не совсем прояснило ситуацию, но Вам будет интересно. Из четырех пунктов мы выделили только два, которые на наш взгляд хорошо различают эти подходы. Вот они:

    Сейчас наблюдается ситуация, когда коучи, изучив определенные вопросы фасилитации используют в фасилитации коучинговые инструменты (например колесо жизненного баланса) пытаясь конструировать модели компетенции. Очень странные подходы, но это направление развивается и находит отклик на рынке.

    Итак, завершая небольшой экскурс в историю, мы можем сказать, что фасилитация это один из способов управления обсуждением или организация процесса обсуждения. Это процесс, который позволяет организовать обсуждение сложной ситуации или проблемы и достигнуть согласия (единого взгляда) на решении обсуждаемой проблемы. Фасилитация определяется, как процесс коллегиального совместного решения. При этом не всегда нужна фасилитация. Часто руководитель с помощью своих навыков легко может найти решение проблемной ситуации. А вот когда не получается найти решение или выработать общую точку зрения, можно воспользоваться инструментами фасилитации.

    highadvance.org

    Что такое фасилитация и зачем её изучать, если вы руководитель компании

    Фасилитация, коучинг, HR – англицизмы, которые можно услышать на любом тренинге по управлению. Непосвящённым часто кажется, что это нечто малопонятное, ассоциирующееся с манипуляцией и зарабатыванием на пустом месте.

    Зачем современному руководителю разбираться в этих терминах и применять их в работе, рассказывали на первой в Казахстане антиконференции по вопросам лидерства, которая прошла в Алматы 27 сентября. Её провела компания «Ренессанс» с 20-летним опытом обучения эффективному управлению.


    Светлана Крутских открывает антиконференцию


    Антиконференция – это формат, который основан на разрыве шаблонов. Никого официоза, скуки и дресс-кодов. Люди собираются, чтобы обсудить важные вопросы в наиболее лёгкой и увлекательной для них форме. Особое внимание на антиконференции уделялось такому понятию, как фасилитация.

    Фасилитация – от слова facilitate – помогать, облегчать, способствовать. По сути, это профессиональная организация групповой работы. Фасилитатор помогает правильно направить ход обсуждения, рабочей встречи и так далее. Если совсем просто, то цель фасилитатора придать форму содержанию. Существует даже Международная ассоциация фасилитаторов. Она была организована в 1989 году.

    Профессия фасилитатора зародилась в 1960-1970-е годы в США. В Институте культурных связей начали создавать группы поддержки организаций для обсуждения их будущего. В таких группах возникло сообщество организаторов таких мероприятий, которые впоследствии назвали фасилитаторами. Первое сообщество фасилитаторов было созданов в 1980-х в Далласе.

    «В любом обсуждении есть содержание и процесс. В 60-х годах американцы поняли, что решения принимаются быстрее если одни люди отвечают за содержание, а другие за процесс. Фасилитаторы отвечают за процесс», – объяснила управляющий партнёр агентства «Ренессанс» Светлана Крутских.

    Зачем нужна фасилитация?

    Казалось бы, если в команде итак собрались умные люди, то они способны самоорганизоваться. Но зачастую профессионализм и высокий интеллект не равны высоким коммуникационным навыкам. Лучший специалист в командной работе может оказаться токсичным, не слышать других или не уметь отстоять свою позицию. Фасилитатор помогает группе быть эффективной, создавая комфортную обстановку.

    «Это помощь и поддержка людям, которые хорошо разбираются в содержании. Фасилитатор создаёт форму, ведёт, создаёт путь, по которому людям хорошо двигаться», – говорит Светлана Крутских.



    Фасилитация поможет обеспечить скорость принятия решений и творческий подход к процессу.

    Фасилитацию применяют, если нужно:

    • Провести мероприятия по трансформации организации
    • Решить проблемы компании
    • Улучшить эффективность команды
    • Запустить новый проект
    • Выявить ядро ценностей и миссию компании.

    Как правильно фасилитировать?

    Существует множество методов и технологий фасилитации. Все они находятся на стыке психологии и управленческих методик.

    Например:

    Ментальная карта

    На доске или на мониторе компьютера с графической фигурой, в центре которой пишут ключевое слово – обсуждаемую тему. Затем группа развивает тему, рисуя ответвления.

    Такая техника помогает структурировать обсуждаемую тему, выявить скрытые связи и на начальном этапе какого-либо проекта понять, что нужно учесть при его реализации.

    Мировое кафе

    Коллектив делят на группы, которые рассаживают по столикам. За каждым столом свой ведущий, который записывает все идеи на листе флипчарта. Периодически группы пересаживаются и изучают идеи друг друга, дополняя их. Этот метод помогает управлять большими группами, создавать живые дискуссии и собирать больше информации о конкретном вопросе.

    Почему современный лидер отдаёт инициативу коллективу?

    Фасилитация – наука, которая демонстрирует особенности современного подхода к управлению людьми.

    «Фасилитация – это технология антитоталитарного подхода, это технология антиэго. Это не когда кто-то говорит: «Ого-го, я альфа-самец». Это когда мы реально доверяемся умным, активным, вовлечённым людям, которые могут брать на себя ответственность», – считает Светлана Крутских.



    На различных тренингах по лидерству и управлению очень любят подчёркивать, что руководитель не должен быть деспотом, он должен быть максимально демократичным и вести дело так, чтобы сотрудники чувствовали, что сами принимают решения.

    Тренеры считают, что это важно, потому что отвечает запросу современного поколения, которому уже не подходят советские методики подавления личного ради общественного.

    «Современному лидеру важно не брать всю инициативу на себя. Не быть эгоистом. Например, на этой антиконференции мы отдаём инициативу участникам, мы понимаем, что к нам пришли умные люди, – говорит Светлана Крутских. – Современной молодёжи, поколению «y» это очень нравится. Они не хотят быть фишками, которые двигают на поле. Они хотят принимать участие, хотят мыслить».

    Светлана считает, что нельзя относиться к такому подходу как к манипуляции, нужно реально доверять своей команде. Потому что правильный лидер наберёт людей, которые могут взять на себя ответственность. Такой метод подходит для конкурентных рынков. Если применять его правильно, то считается, что в сухом остатке будет главное – эффективность и прибыль компании.


    Рамиль Мухоряпов на антиконференции / Фото Informburo.kz


    Директор холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов рассказал, что на себе испытал разницу двух подходов к руководству: более тоталитарного и, наоборот, дающего свободу решений.

    «Хорошо, когда в команде все лидеры. Они слышат других, но они не готовы взять под козырёк и пойти исполнять. Они все уверены в себе. С такими ребятами у нас были стычки, конфликты, – рассказывает Рамиль Мухоряпов. – В какой- то момент я их просто отпустил: раз такой умный, делай сам. И стало только лучше. Я перестал командовать, но оставил за собой право посоветовать, а решения принимает сотрудник, и это оказалось гораздо лучше».

    Почему мотивировать сотрудников экономически выгодно

    Мотивация, идеология компании и признание высоких профессиональных качеств каждого сотрудника – это ресурс, который помогает управлять. Подчёркивая, как вы цените работника, вы даёте ему уверенность в своих силах и мотивацию. А это нематериальные ресурсы, которые порой важнее, чем высокая заработная плата.

    «Люди должны чувствовать свою значимость, – говорит начальник отдела рекламы и общественных связей Банка ВТБ Казахстана Татьяна Шевченко. – Мотивации в виде заработной платы уже недостаточно. Если люди понимают свою ценность, они делают работу охотнее, вкладывают в неё своё творчество, свою душу. Они понимают, что их проект – это продукт команды, и болеют за него».

    Почему важно прощать ошибки сотрудникам

    На различных тренингах также советуют прощать ошибки ценным сотрудникам во всех случаях, когда это возможно без большого ущерба для компании.

    Это важно, потому что оступившийся сотрудник будет ценить лояльное отношение к нему и стараться оправдать доверие. Однако с прощением важно не переборщить, если сотрудник слишком часто ошибается, то, возможно, он просто недостаточно компетентен.

    Тратить ли деньги на недешёвые тренинги по мотивации, лидерству, управлению и фасилитации или относиться к этому скептически, считая тратой времени, – ваш личный выбор. Важно проверять квалификацию тренера и обращаться в сертифицированные специализированные центры. Стоит осторожно относиться к фрилансерам или организациям, которые не имеют своих специалистов, всё время приглашая кого-то.

    informburo.kz

    Фасилитация это в психологии, это в педагогике, примеры фасилитации

    Фасилитация – это модель управления, отличаемая от общепринятого управленческого стиля не директивностью. Другими словами, методы фасилитации не выходят за границы самоорганизации управляемой системы. Так, например, при традиционных способах управления коллективом, начальник побуждает его выполнять собственные распоряжения и инструкции, тогда как фасилитация требует от начальственного лица сочетания функций руководителя и участника группового взаимодействия.

    Термин «фасилитация» берет свое начало от английского глагола, означающего дословно облегчать, способствовать, упрощать.

    Фасилитация что это такое? Следует отметить, что в разных научных отраслях данное понятие характеризуется отличными значениями.

    Социальная фасилитация

    Явление социальной фасилитации – это эффект, при котором субъект более успешно реализовывает назначенные задания в присутствии группы людей, нежели в одиночку. Фасилитатором, соответственно, называется индивид, присутствие которого приносит облегчение. Фасилитатор естественным путем способствует росту показателей в производимой группой или отдельной личностью деятельности.

    Фасилитация как зависимость объема, продуктивности, скорости и иных показателей эффективности действий от наличия вблизи особей своего вида, отмечается также и у представителей животного мира. Повышенная результативность зачастую наблюдается при работе, связанной с хорошо освоенными реакциями или обычными действиями. При этом решение сложных заданий в присутствии других представителей собственного вида может вызывать обратный эффект, именуемый социальная ингибиция.

    Итак, феномен или эффект социальной фасилитации – это явление усиления результативности деятельности при наблюдении за такой деятельностью особей своего вида. Проще говоря, индивид выполняет более качественно и быстро элементарные задачи (например, наматывание на катушку лески), если за ним наблюдают. При этом выполнение сложных задач ведет к обратному эффекту. Феномен социальной ингибиции – это явление, противоположное социальной фасилитации.

    При коллективном труде и отсутствии оценивания индивидуального вклада каждого участника обнаруживается эффект обратный фасилитации – социальная леность.

    Эффект социальной фасилитации впервые был обнаружен психологом Н. Триплеттом в конце девятнадцатого столетия. Наблюдая за велосипедистами во время гонок, он заметил, что результат гораздо выше, когда спортсмены участвуют в групповых заездах, а не когда они соревнуются с секундомером. Для проверки этого наблюдения, Триплетт провел лабораторный опыт, в котором детям раздали леску и катушку удочки и попросили их как можно быстрее намотать леску на катушку. Эксперимент обнаружил, что в присутствии ровесников дети справлялись с задачей быстрее, нежели поодиночке. Дальнейшие опыты показали, что испытуемые быстрее выполняют простые задания, такие как решение легких примеров на умножение либо вычеркивание определенных букв из текста, в присутствии социального окружения. Вскорости, был обнаружен противоположный эффект, из-за которого исследователи на некоторое время прекратили заниматься этой проблемой.

    В тридцатых годах прошлого века психологи экспериментально подтвердили гипотезу, что в некоторых ситуациях наличие других субъектов мешает выполнению заданий. Этот эффект впоследствии и получил название социальной ингибиции. В шестидесятых годах двадцатого века Р. Зайонц попытался теоретически обосновать два противоречащих друг другу эффекта. Он толковал результаты при помощи общепринятой в экспериментальной психологии нормы: «возбуждение благоприятствует превалирующим реакциям». Другими словами, социальное возбуждение, порождаемое присутствием другого лица, приумножает реакции, но понижает осторожность. Именно поэтому простая деятельность, в которой маловероятно совершение ошибки, выполняется эффективнее, тогда как в задачах, требующих концентрации, количество ошибок растет, вследствие чего они решаются менее успешно.

    Примеры фасилитации. Проведенные исследования на 25 тысячах добровольцев подтвердили предположение Зайонца. Позднее были выявлено следующие примеры фасилитации: студенты в присутствии наблюдателей быстрее решают легкие задания и дольше – сложные, профессиональные игроки в бильярд обнаруживают более высокий процент попаданий в лузы, любители же начинают играть хуже.

    Ниже представлены основные причины возникновения явления социальной ингибиции и фасилитации.

    Психологи выделяют пять причин, а именно боязнь оценивания, отвлечение внимания, половая принадлежность наблюдателей, факт присутствия наблюдателя, настроение.

    Доминирующие реакции усиливаются, если субъект подозревает либо убежден в том, что его оценивают присутствующие посторонние лица, вследствие чего:

    — он будет работать качественнее и эффективнее, если его соисполнители какой-либо задачи обладают большей компетентностью или знанием;

    — степень возбуждения будет снижаться, если к коллективу авторитетных и компетентных людей подключаются субъекты, мнение которых безразлично;

    — наибольшее влияние будет ощущать на себе индивид, который наиболее подвержен чужим суждениям и боится оценок наблюдателей;

    — максимум явления социальной ингибиции/фасилитации отмечается, когда присутствующие незнакомы.

    Когда люди начинают размышлять над тем, как реагирует аудитория либо как коллеги выполняют работу, внимание рассеивается, вследствие чего растет возбуждение.

    Зачастую индивиды больше ощущают на себе воздействие ингибиции или фасилитации, если наблюдатели являются представителями противоположного пола. Можно привести такие примеры фасилитации: мужчины будут совершать больше ошибок в трудном задании в присутствии женского пола, и наоборот, они быстро найдут решение легкой задачи в присутствии прекрасной половины.

    Также экспериментально было доказано, что не только рассеивание внимания или опасение оценивания могут спровоцировать рост возбуждения. Факт присутствия наблюдателя сам по себе также может вызывать тревогу у людей. В определенных ситуациях хорошее настроение может усилить влияние явления фасилитации и наоборот, плохое – способно спровоцировать феномен ингибиции.

    В последние годы, наряду с концепцией Р. Зайенса, распространение получили и другие теории, объясняющие природу и суть явления фасилитация/ингибиция. Например, концепция отвлечения внимания/конфликта. Основой данной теории является гипотеза, заключающаяся в том, что наличие других людей обязательно притягивает к себе внимание индивидов. Это провоцирует возникновение внутренней конфронтации между двумя стержневыми тенденциями, которые обнаруживаются практически во всех ситуациях публичной деятельности: уделять внимание публике, зрителям, аудитории и заниматься решением поставленной задачи. Подобный конфликт может спровоцировать рост возбуждения, которое, в своей черед, способно либо помочь, либо затруднить выполнение задания в зависимости от наличия или отсутствия взаимосвязи правильного решения поставленной задачи с преобладающей реакцией. Также такая конфронтация может породить перегрузку познавательной сферы, если усилия, потребные для решения сложной задачи и необходимые для того, чтобы уделить внимание другим людям, превосходят уровень когнитивных способностей индивида.

    Фасилитация это в психологии

    Степень выраженности и проявления явления фасилитация/ингибиция характеризуется зависимостью от некоторых факторов. С позиции психологической науки особый интерес вызывает влияние уровня групповой сформированности на выраженность описываемого феномена.

    На практике было доказано, что в коллективах высокого уровня социального и психологического развития, присутствие посторонних и взаимодействие с ними обнаруживает отчетливо выраженное влияние фасилитации в процессе простой и сложной интеллектуальной деятельности. Более ярко этот феномен проявляется при поиске решений проблемных вопросов, которые не имеют очевидного «единственно правильного» ответа и требуют креативного подхода. Кроме того, как показывают новейшие изыскания в сфере психологии менеджмента, наличие полноценной команды в современных условиях не только приносит пользу компании в целом, но зачастую является необходимым условием поиска действенных решений определенного рода задач.

    Фасилитация что это такое в психологии? В узком смысле под социальной фасилитацией психологи понимают усиление мотивации индивида выполнить поставленное перед ним задание в присутствии наблюдателей. Снижение мотивации называется ингибицией. Психологи-практики, специализирующиеся в области организационного консультирования, под социальной фасилитацией часто подразумевают повышение результативности деятельности группы под воздействием тренера, который именуется фасилитатором. Однако наиболее точным и общепринятым в социальной психологической науке содержанием понятия «фасилитация» считается его трактовка в контексте явления «фасилитация-ингибиция».

    Каждому практическому психологу, планируя любое собственное индивидуально-специфическое или функционально-ролевое воздействие и взаимовлияние членов тренинговой группы, необходимо учитывать явление «фасилитация-ингибиции», а также отдавать отчет себе в том, что вызываемый фасилитационный результат может оказаться либо существенным ресурсом, обуславливающим достижение намеченных целей, либо серьезной преградой, которая не дозволит этих целей достигнуть.

    Один из родоначальников гуманистического подхода в психологии, организатор «групповых встреч», творец «клиент-центрированной» психотерапии К. Роджерс большое внимание уделял непосредственно личности фасилитатора. Поскольку он, являясь участником группы, способен смягчить групповые процессы, способствовать самоопределению клиента и решению его проблем.

    Воздействие на личность клиента может быть ненаправленным и направленным. Первое наблюдается тогда, когда фасилитатор не стремиться спровоцировать определенную реакцию у клиента, но при этом обусловливает трансформации в нем. Второе – отмечается, когда фасилитатор намечает перед собой цель добиться необходимого результата и воплощает свой замысел.

    Феномен фасилитации опасен тем, что может привести к деиндивидуализации, то есть к потере самоосознания и боязни оценивания. Чаще явление деиндивидуализации зарождается в групповом взаимодействии, которое обеспечивают анонимность процесса деятельности и не концентрируются на отдельном субъекте. В ситуациях, повышающих самоосознание, например, перед камерами, при ношении бейджиков с именами, на ярком свете, в необычной обстановке деиндивидуализация снижается. Также она будет снижаться, если цель чрезмерно притягательна, а усилия каждого очень важны.

    Кроме того, участники групповых взаимоотношений реже отлынивают от выполнения коллективного задания, когда перед ними поставлена неординарная, увлекательная задача. Принимая участие в нахождении решений исключительно трудного задания, индивиды могут воспринимать собственный вклад в качестве незаменимого. Если субъекты коллективного взаимодействия считают других участников группы ненадежными, недобросовестными или неспособными привнести в общее дело существенный вклад, они будут работать усерднее.

    Можно выделить на основе данных К. Роджерса четыре группы факторов, воздействующие в процессе фасилитации на продуктивность деятельности:

    — непосредственно личность фасилитатора;

    — индивидуально-психологические характеристики индивида, включенного в деятельность;

    — специфика такой деятельности;

    — характер взаимоотношений, зарождающихся в процессе взаимодействия участников группы.

    Фасилитация в тренинге дает свободу самому фасилитатору и участникам, позволяет создать синергию, способствующую раскрытию потенциала и преодолению ограничивающих установок и убеждений.

    Фасилитация в тренинге должна базироваться на современных научных подходах. Ее специфика в тренинге заключается в том, что ведущий в процессе обсуждения поставленного задания знает решение, к которому он ведет участников, одновременно с этим он сам является участником взаимодействия, в которое вовлечена группа.

    Методы фасилитации можно использовать везде: будь то совещание или обучение.

    Фасилитация в педагогике

    Классические общепризнанные методики обучения специфичны тем, что педагог владеет теорией и не применяет методы коллективного взаимодействия и рефлексии в качестве вспомогательных средств для достижения наибольшей результативности обучения.

    При соблюдении ряда условий педагогическую деятельность можно рассматривать в качестве фасилитации учебной деятельности ученика. Здесь следует рассматривать фасилитацию с позиции участников учебного взаимодействия, зарождающихся между ними взаимоотношений, специфики обучающей и учебной деятельности. Проще говоря, от классического обучения методы фасилитации отличаются тем, что педагог не дает советов и строгих рекомендаций, а отыскивает решения сообща с членами группы, объединенной общей целью – обучением. Такой тренинг подразумевает наличие конкретной задачи и достижение ее в результате обучения.

    Социально-педагогическую фасилитацию можно воспринимать в качестве интеграции деятельности субъектов педагогического процесса по приумножению продуктивности такой деятельности в ситуации затруднения. Социально-педагогическая фасилитация может выступать эффективным методом, способствующим решению проблем неуспеваемости школьников.

    Фасилитация в педагогической деятельности, в первый черед, подразумевает коммуникативное взаимодействие всех участников процесса.

    Фасилитация общения это планирование и реализация коммуникативного поведенческого реагирования в проблемных ситуациях, который требуют конструктивного подхода и творческих решений. Прежде всего, она предполагает благожелательную атмосферу общения, заинтересованность в успехе деятельности участников процесса, что способствует самоактуализации и личностному росту учеников.

    Фасилитация общения это совместная коммуникативная деятельность учащихся и педагога. Она осуществляется преподавателем на уроке, но ученики в ситуациях вне класса в дальнейшем могут самостоятельно применять полученные ранее навыки, что ведет к росту мотивации.

    psihomed.com

    Фасилитация — это… Что такое Фасилитация?

    Фасилитация от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать.

    Фасилитаторами — называют психологов, консультантов, терапевтов.[1]

    Фасилитация

    Слово «фасилитация» в английском языке происходит от глагола facilitate — облегчать, помогать, способствовать.. «Краткий психологический словарь» разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Помощь нейтральной стороны (фасилитация). [1]

    Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не дерективный, то есть таковой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией.[2]

    Отличие психологической фасилитации

    Фасилитация как психологическая техника очень похожа на симбиоз клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса , она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и позитивной психологии, помогает раскрыть в клиенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. Отличие от психотерапии Роджерса и позитивной психотерапии в том, что психолог-фасилитатор:

    • В случае отказа от прямого управления ситуацией, психолог-фасилитатор переходит на недирективное, коллективное («клиент-психолог») управление ситуацией, что помогает справиться с трудностями клиента.
    • Психолог-фасилитатор использует «позитивную конфронтацию», во взаимодействии между психологом-фасилитатором и клиентом в процессе которой выражается сомнение в ограниченности ресурса клиента или ресурсов совместной работы психолога и клиента.
    • Фасилитативное действие может включать в себя целую палитру как условно негативных, так и условно позитивных состояний (использует любые ресурсы), для достижения поставленной цели.
    • Психолог-фасилитатор и клиент, в процессе работы, толерантны к неопределённости.

    Процессинг

    • Процессинг — это деятельность фасилитатора по изменению клиента; работа с чем-то (проблемой клиента), и его преобразование.
    • Преобразующий процессинг — это система принципов и техник, которые помогают людям изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.[3]

    Это деятельность, в ходе которой фасилитатор поощряет человека изменить свои отношения с миром. Эта работа состоит в том, что фасилитатор показывает клиенту, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяет это представление на лучшее для клиента.

    Всё что фасилитатор говорит и делает, предназначено для того, чтобы начать процесс изменений у клиента и продолжать его до успешного завершения. Мастерство фасилитатора состоит в том, чтобы уметь определить, когда следует начать процесс, как содействовать его протеканию и каковы признаки завершения процесса.[4]

    Одна из частей преобразующего процессинга — СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССИНГ — это одна из частей преобразующего процессинга, которая ориентированна на реакцию людей по отношению к миру. Семантический процессинг изменяет модель мира в полезном для клиента направлении.

    В процессе работы фасилитатора с клиентом происходит личностное изменение.

    Личностное изменение

    • Личностное изменение, в свою очередь, представляет собой некоторую способность, которая может изначально задаваться и развиваться в процессе социализации личности.
    • Если исходить из того, что практически любая группа выступает в качестве открытой динамической и самоорганизующейся системы, которая определяет свои цели и способы их достижения, то обнаруживаем ещё один тип фасилитации, который мы обозначили термином экологическая фасилитация (или экофасилитация).[5]

    Виды фасилитации

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — представляет собой процесс управления и одновременно конструкции/реконструкции управляемой системы. При этом данный процесс является вероятностным, нелинейным и необратимым, что соответствует природе личностного изменения. Психологическая фасилитация обусловлена парадоксальным контролем над процессом самореконструкции и самоорганизации открытой динамической системы личности. .[6]

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — вид педагогической деятельности в процессе которого ребёнок осознаёт свою самоценность, поддерживаеться стремление к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию, раскрытию способностей.

    СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — присутствие наблюдателя заметно влияет на деятельность человека или группы людей. Это явление зафиксированно в конце ХIХ в. в опытах французкого физиолога К. Фере, в дальнейшем изучалось В. М. Бехтеревым. (было доказано, что присутствие «наблюдателей» облегчает выполнение простых (механических), и ухудшает выполнение сложных задач.)

    СПОРТИВНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — это поиск, поддержка и усиление эффективных процессов в организации как команды в целом, так и отдельных спортсменов.

    ЭКОФАСИЛИТАЦИЯ — происходит от понимания личности как динамической и открытой системы, которая находится в коммуникации с окружающей средой, включая не только социальную, природную, но и все другие уровни сред, которые, по сути составляют уровни социальной системы. Фасилитатор проводит клиента через процессы. (преобразующий процессинг)

    Ссылки

    Примечания

    1. • Flemming Funch Преобразующие диалоги 1996, Перевод. Д. А. Ивахненко, 1997 Издательство «НОВЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Издательство «Ника-Центр», 1997 с. 7
    2. • П. В. Лушин Личностные изменения как процесс: теория и практика — Одесса.: Аспект, 2005. с. 259—260
    3. • Flemming Funch Преобразующие диалоги 1996, Перевод. Д. А. Ивахненко, 1997 Издательство «НОВЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Издательство «Ника-Центр», 1997 с. 8
    4. • Flemming Funch Преобразующие диалоги 1996, Перевод. Д. А. Ивахненко, 1997 Издательство «НОВЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Издательство «Ника-Центр», 1997 с. 6-7
    5. • П. В. Лушин Личностные изменения как процесс: теория и практика — Одесса.: Аспект, 2005. с. 260
    6. • П. В. Лушин Личностные изменения как процесс: теория и практика — Одесса.: Аспект, 2005. с.264-265

    Литература

    • Flemming Funch Преобразующие диалоги 1996, Перевод. Д. А. Ивахненко, 1997 Издательство «НОВЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Издательство «Ника-Центр», 1997
    • П. В. Лушин Личностные изменения как процесс: теория и практика — Одесса.: Аспект, 2005. — 334

    dic.academic.ru

    Роль фасилитатора. Полное руководство по фасилитации встреч

    Роль фасилитатора

    Фасилитатор — это не тот, кто просто гарантирует порядок на мероприятии и присутствие всех необходимых участников. И это не тот, кто просто стоит у флипчарта и записывает все идеи.

    Во многих типах группового взаимодействия требуется человек, который может упростить процесс коммуникации. Особенно это важно в сложных дискуссиях и в тех случаях, когда участники имеют разные взгляды и интересы.

    Такому посреднику может потребоваться широкий спектр навыков и инструментов — от решения проблем и принятия решений до управления командой и общения.

    Кто такой фасилитатор?

    Термин произошел от английского «facilitate» — «упростить» или «облегчить процесс.» Фасилитатор — это человек, который планирует групповое мероприятие, руководит им и управляет дискуссией — для обеспечения эффективного достижения целей группы. Он следит за ходом обсуждения, четкостью идей и участием всех присутствующих.

    Для эффективности фасилитатор должен сохранять беспристрастность и объективность. Это не означает, что подобным человеком может быть лишь кто-то извне. Главное для фасилитатора — придерживаться нейтралитета. Он отступает от своих личных взглядов, своих взаимоотношений с другими участниками и сосредотачивается только на групповой динамике ли процессе. («Групповой процесс» — это подход, используемый для управления дискуссиями, получения наилучшей отдачи от всех участвующих и для успешного завершения мероприятия. Все это зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены более подробно позже — в этой же статье. Секрет успешного фасилитатора — это контроль групповой динамики, от которой зависят высказываемые идеи и принятые группой решения.)

    Ключевая обязанность любого фасилитатора — задавать направление групповому процессу и формировать среду, в которой он сможет процветать. Таким образом он помогает группе прийти к наиболее рациональным решениям и успешному заключению.

    Примечание:

    Фасилитация требует много умственных усилий. Это значит, что будет сложно следить за ходом дискуссии и идеями. Также важно соблюдение нейтралитета. Поэтому, если фасилитатор проявляет интерес к результату или обладает навыками, опытом, информацией и авторитетом, которые могут повлиять успешность результата, следует подумать о другой кандидатуре и привлечении внешнего посредника.

    Чем занимается фасилитатор?

    Чтобы мероприятие прошло хорошо, для начала необходимо осознать желаемый исход. А также фон и контекст события. Ключевая часть ответственности фасилитатора заключается в следующем:

    • Составление плана хода группового процесса, а также подбор техник и инструментов, которые лучше всего помогут группе приблизиться к нужному результату;
    • Контролирование групповой динамики для обеспечения:
      • должного участия каждого;
      • поддержки и взаимопонимания между членами группы;
      • рассмотрения каждых идей, вопросов и предложений;
      • совместной ответственности членов собрания за результат.
    • Слежение за тем, что результаты, действия участников и проблемные темы нужным образом фиксировались и решались.

    Ниже будут подробнее рассмотрены наиболее важные из этих аспектов.

    Проектирование и план

    При подготовке к совещанию или лбом другому мероприятию важно учитывать конечную цель собрания. Задача фасилитатора — выбрать и разработать правильный групповой процесс и наметить эффективный план.

    Совет 1:

    Независимо от того, планируете ли вы единичную встречу или сложное мероприятие из нескольких сессий или дней, важно всегда иметь в виду результат и то, как можно помочь группе в его достижении.

    Если событие включает несколько сеансов и тем, стоит убедиться, что каждый этап имеет ясный желаемый результаты и примерный ход процесса. Также следует проверить, как результат каждой сессии или темы влияет на исход мероприятия в целом.

    Совет 2:

    Если кто-то попросил вас оказать содействие в проведении мероприятия, внимательно проконсультируйтесь с ним относительно окончательной «формы» мероприятия. Даже если человек не уверен в том, чего он хочет, вероятно, он имеет об этом хоть какое-то отдаленное представление и будет неприятно удивлен, если это представление не воплотится на практике.

    Два ключевых аспекта проектирования и планирования — выбор правильного хода группового процесса и разработка реалистичной повестки дня.

    Выбор и проектирование группового процесса

    Есть довольно много способов разработать ход группового процесса. Упрощение коммуникации — это настоящее искусство. Дизайн группового процесса — это огромная тема сама по себе и то, чему профессиональные фасилитаторы учатся на опыте и при прохождении курсов.

    Здесь мы рассмотрим пару основных вариантов и принципов. Среди множества инструментов и методов есть именно те, которые помогут эффективно контролировать и упрощать ход собрания. Существует множество замечательных книг и руководств по этому вопросу — мы рекомендуем вам ознакомиться с некоторыми из них. А особенно — новичкам в фасилитации.

    Вот лишь некоторые из аспектов и вариантов, которые стоит рассмотреть:

    • Обсуждение будет свободным или строится по четкому плану? Открытое обсуждение нередко бывает наиболее простым вариантом хода группового процесса. Однако фасилитатору стоит задать себе вопросы, сможет ли он добиться участия всех членов и управлять дискуссией с большим количеством человек. Сможет ли он охватить все необходимые темы. Сможет ли он генерировать достаточное количество идей и решений?
    • Как структурировать процесс дискуссии? Группу с большим количеством участников можно разделить на небольшие «целевые» подгруппы? Следует подумать о задействовании всех членов собрания. Также следует назвать людям главную тему и дать им время, чтобы над ней подумать и записать то, о чем они хотят сказать. Для лучшей проработки идей не мешает подумать об организации мозгового штурма. Более подробную информацию о различных структурированных процессах можно найти в наборе инструментов ниже.
    • Прочие факторы для рассмотрения. Некоторых ограничений избежать невозможно. Тем не менее, можно позаботиться о других и оптимизировать дискуссионный процесс. Следует рассмотреть следующие аспекты:
      • количество участников;
      • характер обсуждаемых тем;
      • каким образом люди будут принимать участие в обсуждении;
      • предыстории и взгляды участников;
      • насколько хорошо группа владеет предметом;
      • насколько хорошо все знакомы друг с другом;
      • время на сессию.

    Главное помнить, как бы ни проходил групповой процесс, ключевое значение имеют его результаты. Стоит найти оптимальный способ достижения целей мероприятия.

    Подготовка реалистичной тематики

    Разработка темы максимально взаимосвязана с планированием группового процесса. С ясной целью мероприятие начинает обретать форму. При составлении главной темы необходимо учитывать данные вопросы:

    • В каком порядке будут представлены темы?
    • Как участвующие будут представлены друг другу?
    • Как донести цель до всех членов группы?
    • Если событие будет разбито на отдельные сеансы, сколько времени будет выделено на каждый их них?
    • Все ли члены собрания будет участвовать в сессиях?
    • Или некоторые из них будут в небольших группах?
    • Каким образом и когда будет осуществляться взаимодействие секционных групп с основной группой?
    • Когда будут подведены итоги?
    • Как исход предыдущего сеанса связать с тематикой и итогами следующего?
    • Как правильно закончить мероприятие?

    К концу этапа проектирования уже должна быть намечена окончательная тема мероприятия, запланированы предполагаемые результаты и составлена структура обсуждения.

    Остальные вопросы проектирования

    В дополнение к проектированию собрания и выбору темы следует учесть следующее:

    • Данные и материалы — что члены собрания должны узнать до или в ходе мероприятия? Как и когда это обеспечить?
    • Место проведения — какое помещение будет способствовать удачной дискуссии? Понадобятся ли отдельные помещения для отдыха групп?
    • Расходные материалы — какие расходные материалы и реквизит понадобятся? Ручки, флипчарты, бумага — это только малая часть. Следует убедиться, что подготовлено все необходимое. Также не помешает позаботиться о резервных копиях электронных материалов и работоспособности техники.

    Контроль мероприятия

    Если фасилитатором являетесь вы, помимо прочего стоит поразмыслить о том, как вы будете направлять и контролировать ход обсуждения. Для этого необходима определенная подготовка.

    Заключительный этап подготовки — подумать о том, как будет эффективнее руководить дискуссией и контролировать встречу. Именно здесь нужно осмыслить основные правила мероприятия, а также рассмотреть некоторые сценарии развития событий вроде «а что если между участниками будут серьезные разногласия?», «что делать, если решение не появится?» и так далее.

    На самом собрании фасилитатор четко задает направленность темы и убеждается, что все собравшиеся ясно понимают желаемый результат, основные правила и свою роль в процессе. Подобным образом фасилитатор помогает всем сосредоточиться на поставленной задаче. В начале дискуссии и на протяжении дальнейшего обсуждения роль такого человека заключается в обеспечении того, чтобы группа эффективно двигалась к нужному результату.

    Для руководства и управления встречей фасилитатору необходимо:

    • Установить основные правила. Каким правилам должны следовать участники встречи? Как люди будут взаимодействовать друг с другом? Как лучше добиться того, чтобы люди уважительно относились друг к другу и прислушивались к чужим идеям? Как будут решаться разногласия? Следует заранее подготовить ключевые правила, предложить их участникам и получить согласие на них в самом начале мероприятия.
    • Задать фон. Здесь требуется объяснить цели и обозначить тему. Убедитесь, что каждый понимает свою роль и то, к чему стремится группа.
    • Наладить контакт. Необходимо убедиться, что каждый представился группе. Если потребуется — снять всеобщее напряжение и задать положительный настрой с самого начала.
    • Следить за энергетикой мероприятия. В некоторых случаях может понадобиться вмешательство. Люди должны оставаться сосредоточенными и заинтересованными. Если это не так, возможно, пришло время сделать перерыв.
    • Слушать, вовлекать и помогать. Хотя посредник и должен занимать нейтральную позицию, следует оставаться начеку, внимательно слушать говорящих, а также заинтересовывать всех участвующих. Фасилитатору следует стать примером для остальных участвующих, а также показать им, что он всегда готов вмешаться и помочь. Необходимо следить, все ли в группе участвуют в процессе. Если это не так, подумать, как их можно привлечь к процессу и добиться больше вовлеченности.
    • Мониторить контрольные этапы и подводить итоги. Стоит следить, чтобы люди не отходили от основной темы и вовремя переключать внимание людей к нужным вопросам. По окончании, анализировать достигнутое, обозначать дальнейшие действия и подводить итоги.
    • Вмешиваться лишь при крайней необходимости.

    Примечание:

    Есть множество ситуаций, которые требуют вмешательства фасилитатора. Поэтому стоит заранее продумать, когда и как это нужно буде сделать. И всегда держаться наготове. При этом следует учитывать необходимость оставаться объективным и держать фокус на желаемых результатах.

    Наиболее сложная разновидность таких ситуаций — конфликты, гнев и несогласие с оппонентом. Помня о своей роли, важно сосредоточиться на потребностях группы, принимая во внимание чувства и позицию обеих сторон, участвующих в разногласии.

    Чтобы сохранить положительную атмосферу мероприятия, фасилитатору необходимо:

    • Отслеживать и прекращать обсуждения, не относящиеся к теме. Они мешают остальным сосредоточиться и создают препятствие для обмена идеями.
    • Внимательно смотреть за временем. Следует оставаться ловко балансировать между необходимостью принимать участие в процессе и обязанностью поддерживать эффективную работу группы.
    • Предпринимать действия, если участники не могут прийти к естественному выводу. Например, дать дополнительную информацию или зацепку. Предварительно проанализировать, когда и как будет проходить обсуждение. Обдумать приблизительные темы, которые могут вызвать трудности и запланировать время для их обговаривания и решения.
    • Привлекать к дискуссии людей, которые не принимают достаточного участия. Вероятно, они ощущают дискомфорт. Фасилитатору важно определить, что является его источником и что можно предпринять, чтобы снять напряжение и привлечь людей к теме разговора.
    • Анализировать групповое поведение. Вербальное и невербальное. Нередко нежелательное поведение участников проявляется именно невербально и следует знать, как эффективно ему препятствовать.
    • Посредничать и предотвращать конфликты. Эффективные координаторы обычно действуют косвенно и не вмешиваются напрямую в конфликт, чтобы не стать его непосредственным участником. Для начала стоит лишь прервать спорящих и напомнить всем о базовых правилах. Независимо от проблемы, нельзя допускать нежелательного поведения, которое может помешать основной теме. Так что в любом случае следует быть готовым принять меры.

    Фиксирование результатов

    И последнее, но не менее важное из обязанностей координатора — это анализ и фиксирование результатов, сведение их воедино, а также доведение их до участников, чтобы в последующем они смогли применить итоги на практике.

    Ключ к успешной записи результатов — абсолютная ясность в том, что именно будет записано, как и кем. Следует заранее убедиться, что участники на 100 процентов осознают свои обязанности, вне зависимости от того, насколько они вовлечены в процесс.

    Примечание:

    Когда мы говорим об обязанностях фасилитатора, чаще всего на ум приходит его роль, связанная с функцией записи. Мы представляем человека, стоящего перед офисным мольбертом, держащего в руке фломастер в руке и всегда готового яростно записывать все произнесенные вслух идеи и важные замечания.

    Да, это действительно важная функция. Однако следует помнить, что для того, чтобы идеи текли текли рекой, важно грамотно спланировать весь процесс дискуссии, а также контролировать ее ход и руководить участниками. И это — тоже задачи фасилитатора. Так что можно запастись кучей бумаги и фломастеров, но если встреча недостаточно хорошо спланирована и контролируется, эти фломастеры и бумага могут не понадобиться.

    Если вы фасилитатор, вам следует держать в уме несколько важных вещей:

    • Вы ответственны за то, чтобы участвующие услышали, увидели и поняли представленную информацию. Убедитесь, что все происходящее четко вами контролируется. При сомнениях в чем-то, это следует тут же зафиксировать и подумать над этим позже.
    • Попробуйте записывать все словами группы, а в случае сомнений попросите их повторить и объяснить.
    • Убедитесь, что записываются все решения и действия. Для этого можно привлечь дополнительного человека — так будет легче сосредоточиться на группе и дискуссионном процессе.
    • При записи идей и решений следует еще раз их перепроверить вместе с группой — чтобы убедиться, что записываемая информация никак не искажается, а также является справедливым отражением того, что было высказано.
    • Напоминайте участникам об обсуждаемой теме, держите в центре их внимания ключевые моменты и двигайте ход обсуждения вперед.
    • При сомнениях в какой-либо информации попросите разъяснений, прежде чем продолжить обсуждение.
    • Следите за тем, чтобы в конце дискуссии были проработаны вопросы, отложенные на потом и лишь после этого доведите собрание до успешного завершения.

    Ключевые моменты

    Чтобы роль фасилитатора была эффективной, ему следует знать, когда взять на себя руководство, а когда соблюдать нейтралитет и не вмешиваться. Этот баланс довольно сложно поддерживать! Ключевой фактор успеха — опыт и грамотная подготовка, в ходе которой следует заранее спланировать ход процесса и продумать шаги руководства. Кроме того, следует сохранять сосредоточенность на групповой динамике и результатах, а не на промежуточных вопросах и частных мнениях.

    Содействие дискуссии — интересная, полезная и важная роль. Для успешной работы потребуется время, чтобы подумать о процессе и теме. А также не помешает освоить навыки, необходимые для проведения мероприятия и его успешного завершения. Фасилитатор — ответственная деятельность, которой можно гордиться. А при ее успешном освоении — наслаждаться потоком идей и успешными результатами.


    clubshuttle.ru

    Основы фасилитации | Консалтинговая компания «Правила игры»

     Как направление фасилитация оформилось в США еще в 40-е годы XX века. Поэтому в нашей стране это движение еще совсем молодое и находящееся на пути становления.  

    Если у нас в организациях традиционно есть отдел кадров, то в американских компаниях – например, Hewlett Packard, Apple, MindJet, — обязательно в структуре встретите отдел фасилитаторов. Обязанность этих сотрудников проводить ретроспективу проектов. То есть фасилитатор считается полноценной профессией, востребованной и способной дать платформу для развития и заработка. У нас фасилитация пока не достигла таких высот. Говоря о фасилитации, мы для общего понимания часто применяем понятия групповой работы, командной сессии. 

    Подготовка 

    Существует несколько важных принципов, на которых строится командная работа                                                         

     

     Во-первых, тщательное проектирование. Думать следует обо всем, и задача тут не просто в голове представить что-то, а полноценно спланировать мероприятие.

    Далее – управление энергией группы и своей собственной энергией. Фасилитатор – человек, который независимо от своего состояния, температуры, настроения, головной боли способен включить в себе позитивную энергию и потенциал в группе. Существуют международные стандарты фасилитатора, согласно которым он всегда должен верить в потенциал других людей, умеет разглядеть в них лучшее, способен помочь раскрыть это. Фасилитатор – человек, который всегда играет на светлой стороне. Он – носитель добра, который, в свою очередь, и людям помогает стать добрее.

    Третье правило – постоянное вовлечение. Классическая фасилитация ни в коем случае не подразумевает монолог или просто лекции. Формулируется вопрос, на который команда отвечает сама.

    Следующий принцип – искренне верить в способности людей. И да, действительно постоянно думать о том, как помочь человеку раскрыться.

    Наконец, еще один принцип – самому постоянно оставаться искренним и открытым.  Иначе просто не выйдет в чем-то убедить людей и помочь им.

    Возможно, вы зададитесь вопросом: а зачем вообще проектному менеджеру фасилитация? Тенденция такова, что сегодня в гибких методологиях проджект-менеджер всегда фасилитатор. То есть он является человеком, способным так организовать встречу, чтобы после нее люди пошли и сделали. Если говорить о совсем идеальной ситуации, то после такой встречи должна еще и отпасть необходимость контроля – все соглашаются с ответственностью, понимаю свои задачи, идут и выполняют их.

     

    Как проектируется встреча

     

    Представьте, что вы проектируете первую встречу проектной группы. Для себя я выработала правило брать за основу интеллект-карту, где задаю вопросы и пишу ответы.

    Первое: какая у встречи цель и каковы ее задачи. Ответьте на вопрос, зачем мы собираем людей, и появится цель. Задачи тогда – то, что необходимо получить на выходе, то, как будет оцениваться результативность. В начале проекта важно собрать команду, чтобы, собственно, стартануть.

    Следующий вопрос, на который надо себе ответить при проектировании встречи, — кто будет принимать в ней участие. Здесь важна и нужна любая информация о группе: мужчины это или женщины, кто они по роду деятельности, в каких мероприятиях привыкли участвовать – традиционных планерках с одним «солирующим», или готовы к диалогу, насколько консервативны или, напротив, неформальны. Все полученные данные помогут понять, какие методы лучше использовать, как лучше управлять энергией группы. 

    Теперь задумайтесь о помещении, где будет встреча. При фасилитации место оказывает огромное влияние на работоспособность команды. Оптимальны светлые стены, высокие потолки, окна, нормальная температура (лучшей считается 18 градусов и не более, каждый последующий снижает работоспособность команды). 

    Понятное дело, что далеко не всегда предоставляемые под фасилитационную сессию помещения соответствуют всем требованиям. Вместе с тем, это не фатально – главное, учесть особенности помещения заранее. Например, лето. Включенные постоянно кондиционеры будут отвлекать людей мыслями о здоровье. Но стоит их выключить – помещение захватит духота. 

    Чтобы снизить влияние погодных условий, мы стараемся обеспечивать людей водой в достаточном количестве, максимально часто делать перерывы, убрать лекционную часть, предлагаем больше двигаться и меньше сидеть. Движение вообще помогает «застрявшим» беседам: иногда группе стоит просто немного подвигаться – решение задачи находится легко и быстро, а еще несколько минут назад она казалась невозможной.

     

    Организация процесса обсуждения

     

    Итак, мы подошли к этапу, когда понимаем цели, задачу и аудиторию, оценили помещение и его риски. Теперь надо проработать процесс обсуждения.

    Подготовиться заранее стоит ко всему: к духоте, к отсутствию возможности группе двигаться, к сложностям с самой группой – например, люди просто могут быть непривычными к вопросам, к методам работы. Такие вещи постарайтесь прояснить до начала встречи – по скайпу или по телефону. Позвольте и участникам задать вам волнующие вопросы до встречи. Это не просто поможет наладить коммуникацию, познакомиться, но главное – заинтересовать их с самого начала.

    Перед вами классическая структура фасилитационной встречи, не важно, по какой теме.

     

     

    Надо помнить, что люди в группе далеко не всегда готовы к формату фасилитационной сессии. Как минимум потому, что это всегда история про взятие ответственности. А, значит, их надо с самого начала заинтересовать, объяснить, зачем они собрались

    Потом наступает этап вовлечения. Здесь нельзя допустить, чтобы кто-то сидел и отмалчивался, быстрее заставьте всех заговорить! Испытанный нюанс фасилитации: первый раз заговоривший человек потом уже охотнее и легче высказывается.

    Вовлекать участников проще, когда они с самого начала что-то делали. Мы обычно предлагаем упражнения, которые позволяют людям включиться. Самое простое – визуальное знакомство. Например, объяснить группе, что мы на старте проекта, он продлится два месяца. Предстоит решить немало задач, поэтому уже сейчас надо научиться понимать друг друга, понять, к кому и по каким вопросам обращаться, договориться о правилах взаимодействия.

    Несложное упражнение: пусть каждый сейчас ответит на вопрос, что он умеет делать хорошо и что готов принести в проект. Если группа крайне консервативна и боится слова «креатив», просто попросите написать все это. Потом люди встают и перемещаются по помещению. В ходе спонтанного «броуновского движения» два человека встречаются и рассказывают друг другу, поле чего идут дальше. Так каждый успевает познакомиться со всеми.

    Если группа представляет из себя не замкнутых людей, их нужно растрясти. Я обычно прошу их нарисовать ответы на вопросы, сделать «визитную карточку». Успокойте людей, что мы не в школе рисования, и главное – не красиво изобразить, а суметь визуально закодировать информацию. То же самое я сама проделываю на флипчарте, чтобы участникам было комфортно. После прошу рассказать, что изображено. И при этом – всегда улыбаться. Так люди максимально могут расшевелиться.

    Вот теперь можете двигаться дальше.

    Наш третий пункт – научиться договариваться. В группах возможны разные проявления: либо может начаться борьба за власть, лоббирование исключительно своих идей и своего авторитета, либо другая крайность: «Соглашусь сейчас на все, лишь бы отвязались, а потом сделаю все по-своему». Только вот фасилитация – история не про первое и не про второе.  Она о том, чтобы люди смело высказывали идеи, но и умели слушать других, что крайне важно, учились договариваться.

    Следующие шаги – составить план и распределить ответственность. Каждый должен понимать, что делает, когда и для чего, как все это связано с общим результатом команды и результатами других ее членов.

    Следом начинается очень важный этап – выполнить. Договориться и сделать. Нет ничего хуже для команды по итогам фасилитационной сессии, чем когда договорились и не сделали. Во всяком случае, фасилитатору эти люди точно уже больше не доверятся.

    Наконец надо не забыть подвести итоги.

    Перекладывая все сказанное на саму встречу, можно увидеть три части.

     

     В классике фасилитации заинтересовать и вовлечь надо в первые 5-15 минут, в течение остального времени следует поддерживать процесс обучения «договариванию» и параллельно составлять план. И в завершение мероприятия обязательно надо распределить ответственность.

    Подробнее о первом этапе – вовлечении – ниже на слайде.

     

     Проинформируйте группу: для чего они собрались, как все будет проходить, расчетное время встречи, каких результатов хочется достичь, почему именно такой состав.

    Далее – вдохновить. Поблагодарите людей за то, что они пришли, объясните, какой плюс их участие даст для проекта. Важно зарядить и разбудить.  Есть закономерность: если в начале сессии энергия низкая, такой же она останется и в конце. Поэтому вовлекать людей надо максимально оперативно. Здесь допустимы разные приемы, в том числе какие-то просьбы и вопросы: «Знаете ли вы, что…?», «Поднимите руки те, кто…» и другие. 

    Помните еще одну вещь про энергию. В течение дня она неизбежно стремится к нулю. Поэтому обдумывая встречу, стоит учитывать и время суток, в которое она состоится, а также время года и общую продолжительность.

    Что может поднять или снизить энергию коллектива? Перед вами слайд, где сведены основные риски и подсказки.

     

    Тонкость фасилитации в том, чтобы уметь разбираться в подобных механизмах. В умении понимать, где нужно взбодрить и где успокоить и какие для этого подобрать инструменты. Один из секретов – чтобы заставить людей проанализировать, выбрать из горы идей взвешенные решения или даже нивелировать конфликт, проще всего дать индивидуальное упражнение. А вот вечером их надо минимизировать. 

    Для большего понимания перед вами примерная программа однодневного мероприятия.

     

     Как вовлечь?

    Фасилитация – это постоянное вовлечение и постоянное распределение ответственности. Методы бывают разные.  Можно использовать открытые вопросы, чтобы у людей не было шанса выключиться из беседы. «Что мы можем сделать, чтобы…?», «О чем нужно договориться, чтобы…?», «Что позволит нам достичь результатов…?» и так далее.

    В фасилитации существует понятие обоснованного вопроса – задавая его, люди должны погрузиться в некое представление о ситуации. Например, говоря об ожидаемых результатах, обоснованный вопрос может прозвучать так: «Представьте себе 31 июля 2016 года. Мы с вами успешно реализовали проект, уложились во все сроки, достигли таких-то результатов. Давайте подумаем, что мы сделали?» То есть сперва контекстная картинка, помогающая представить ситуацию.

    Следующая ситуация. Фасилитация построена на распределении ответственности, и нельзя дать от нее уйти никому. Самый простой способ – попросить индивидуально записать идеи, потом озвучить вслух. Дальнейшие действия зависят от количества участников. Если их 5-6 человек, все их наклеиваете на флипчарт, обсуждаете и дополняете вместе. Если перед вами 20 человек, лучше сперва разбиться на тройки, обсудить идеи каждого, устранить дубли, оптимизировать формулировки.

    Очень важно наглядно представлять результаты обсуждения. Человек должен понимать, что его идеи важны. К ним же можно возвращаться при подведении итогов.

    Еще одно правило – использовать парковочные листы. В фасилитации используется  понятие «запарковать идею». Например, мы обсуждаем риски проекта. В ходе беседы всплыл вопрос, который важен, но не относится к теме, так бывает часто.  Отклоняться от темы обсуждения в фасилитации недопустимо, но и потерять что-то важное нельзя. Тут как раз и помогут парковочные листы.  Для простоты организации мы вешаем обычные листы флипчарта – например, «Вопросы», «Действия», «Решения».

    Следующее правило вовлечения – не сокращать мысли людей. Записывать мысли слово в слово или спрашивать разрешения, если надо сократить формулировку, но не исказить ее смысла.

    Следующее правило – всегда уточнять, можно ли двигаться дальше? То есть удостовериться, что каждый участник понял и принял какую-либо идею, согласился. 

    Перед вами пример парковочного листа, где мы разместили правила командной работы, оговоренные с группой изначально.

     

     Обсуждение началось

    Наконец, мы переходим непосредственно к дискуссии. Я хочу рассказать об одном из методов, который сама очень люблю. Это метод сфокусированного обсуждения.  Применять его можно везде. В проектном управлении так можно строить саму встречу, подводить итоги, обсуждать, разрешать конфликты, даже писать письма и коммерческие предложения.


     Всемирно известный фасилитатор Билл Степлз говорит, что у каждого из нас есть четыре уровня восприятия информации:

    — уровень фактов,

    — уровень эмоций,

    — уровень интерпретаций (говоря простым языком – «что я могу с этим сделать?»),

    — уровень принятия решения.

    Когда информация присутствует на всех четырёх уровнях, человек способен принять взвешенное решение – именно то, которое будет «его» решением – понятным, «родным», которое будет ему отзываться. Вместе с тем, когда на каком-то уровне человеку «недодают» информации, когда ее не хватает для полной осмысленности, складывается ощущение, что кто-то хитрит, а нам что-то «впаривают». Я сама таким образом нередко проверяю рекламные предложения.

    Итак, первый уровень – объективный, когда мы излагаем только факты без эмоций. Например, представьте, что идет промежуточная ретроспектива проекта. Оценить результаты нужно вместе. Задаем простой вопрос: что было сделано? Называем конкретные полученные результаты и действия, которые были для этого предприняты.  Далее – берем желтые стикеры. Пишем свои должности, прикрепляем на линию времени. 

    Мы часто используем линию времени. Например, проект начался в марте, закончился в сентябре. Делается разбивка по месяцам, и стикеры прикрепляем прямо на них.  Очень важно оградить сейчас группу от любых эмоциональных проявлений, только объективная информация.

    Следующий уровень – рациональный. Чтобы стать рациональными, человеку необходимо выплеснуть эмоции. Значит, это уровень эмоций. Если мы говорим о подведении итогов в проектном управлении, задавайте вопросы: в чем мы молодцы? Что мы сделали профессионально, что нам сейчас приятно вспоминать в нашем проекте? Что вызывает разочарование? В чем мы не проявили профессионализм? Что нас расстроило?

    Третий –  уровень интерпретаций. Здесь обсуждаем, что можно сделать с полученной информацией. Например, какие уроки можно извлечь? Условно: два месяца мы реализуем проект, впереди ещё два месяца. Имея все озвученные факты и результаты, – что можно исправить? Как изменить? Что изменить?

    Наконец, четвёртый уровень – непосредственно принятие решения. Что мы продолжаем делать? Что прекращаем? Что давно пора начать делать? Что мы сделаем в ближайшее время? В какие сроки? На каких граблях перестаем танцевать? Что сделаем в ближайшие недели до завершения проекта? Кто что и когда делает?        

    На заметку

    Что еще важно помнить и знать фасилитатору.

     Есть еще несколько постулатов, которые нельзя забывать.

     

     И еще несколько книг, которые, по моему мнению, обязан прочесть каждый фасилитатор

     

     И вместо завершения приведу цитату, которая, по-моему, прекрасно отражает смысл работы фасилитатора.

     

     ______________________________________  

    — Как сформировать сильную идеологию? 

    — Как с помощью регулярных встреч управлять сроками и качеством проектов? 

    — Как настроить панель управления бизнесом? 

    — С чего начинать формирование небезразличия к целям и услугам компании? 

    Чтобы получить ответы на эти вопросы, присоединяйтесь с 15 мая к онлайн-курсу Виктории Бехетеревой «Фасилитирующий лидер»!

    Чтобы записаться, свяжитесь с Викторией в Instagram!

     

    rulesplay.ru

Leave a Reply