Фасилитировать что это – Фасилитация — Википедия

Содержание

Фасилитация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 апреля 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 апреля 2018; проверки требуют 3 правки.

Фасилита́ция (англиц. от facilitate «помогать, облегчать, способствовать») — стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть такой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя и лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией

[1]. Ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators[en], IAF), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы более десяти человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов.

Фасилитаторами называют психологов, консультантов, психотерапевтов, работающих с группами.[2]

Отличие психологической фасилитации[править | править код]

Фасилитация как психологическая техника очень похожа на симбиоз клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и позитивной психологии, помогает раскрыть в клиенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. Отличие от психотерапии Роджерса и позитивной психотерапии в том, что:

  • В случае отказа от прямого управления ситуацией, психолог-фасилитатор переходит на недирективное, коллективное («клиент-психолог») управление ситуацией, что помогает справиться с трудностями клиента.
  • Психолог-фасилитатор использует «позитивную конфронтацию», во взаимодействии между психологом-фасилитатором и клиентом в процессе которой выражается сомнение в ограниченности ресурса клиента или ресурсов совместной работы психолога и клиента.
  • Фасилитативное действие может включать в себя целую палитру как условно негативных, так и условно позитивных состояний (использует любые ресурсы), для достижения поставленной цели.
  • Психолог-фасилитатор и клиент в процессе работы толерантны к неопределённости.
  • Процессинг — это деятельность фасилитатора по изменению клиента; работа с чем-то (проблемой клиента), и его преобразование.
  • Преобразующий процессинг — это система принципов и техник, которые помогают людям изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.[3]

Это деятельность, в ходе которой фасилитатор поощряет человека изменить свои отношения с миром. Эта работа состоит в том, что фасилитатор показывает клиенту, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяет это представление на лучшее для клиента.

Всё что фасилитатор говорит и делает, предназначено для того, чтобы начать процесс изменений у клиента и продолжать его до успешного завершения. Мастерство фасилитатора состоит в том, чтобы уметь определить, когда следует начать процесс, как содействовать его протеканию и каковы признаки завершения процесса[4].

Одна из частей преобразующего процессинга — семантический процессинг — это одна из частей преобразующего процессинга, которая ориентированна на реакцию людей по отношению к миру. Семантический процессинг изменяет модель мира в полезном для клиента направлении.

В процессе работы фасилитатора с клиентом происходит личностное изменение. Причём, как клиента, так и фасилитатора.

  • Личностное изменение, в свою очередь, представляет собой некоторую способность, которая может изначально задаваться и развиваться в процессе социализации личности.
  • Если исходить из того, что практически любая группа выступает в качестве открытой динамической и самоорганизующейся системы, которая определяет свои цели и способы их достижения, то обнаруживаем ещё один тип фасилитации, который мы обозначили термином экологическая фасилитация (или экофасилитация).
    [5]

Психологическая фасилитация — представляет собой процесс управления и одновременно конструкции/реконструкции управляемой системы. При этом данный процесс является вероятностным, нелинейным и необратимым, что соответствует природе личностного изменения. Психологическая фасилитация обусловлена парадоксальным контролем над процессом самореконструкции и самоорганизации открытой динамической системы личности[6].

  1. ↑ Лушин, 2005, с. 259—260.
  2. ↑ Флемминг, 1997, с. 7.
  3. ↑ Флемминг, 1997, с. 8.
  4. ↑ Флемминг, 1997, с. 6-7.
  5. ↑ Лушин, 2005, с. 260.
  6. ↑ Лушин, 2005, с. 264-265.
  • Флемминг Ф.
    Преобразующие диалоги: учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям = An instruction manual of practical techniques for facilitating personal change : [ориг. изд. 1996] / Фанч Флемминг ; пер. с англ. Д. А. Ивахненко. — Новейшая психология : Ника-Центр, 1997. — 400 с.
  • Лушин П. В. Личностные изменения как процесс: теория и практика. — Одесса : Аспект, 2005. — 334 с.

ru.wikipedia.org

Принципы и правила фасилитации. Что такое фасилитация

Принципы и правила фасилитации

Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод

фасилитации.

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    •  работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

    1. Фасилитация буквально означает “облегчение”, модерация – “обуздывание”. Модерация – более жесткая технология. У нее определен формат – беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация – гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего. Участники не ограничены одной темой.
    3. Модерация используется в формате встречи: “обсуждение проблемы”, совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.
Пять правил фасилитации

Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Существуют 5 правил фасилитации:

    • исследование процесса в противовес всеведению;
    • открытость и искренность к людям;
    • все участники процесса равны;
    • каждое мнение важно;
    • все люди умны и могут эффективно решать задачи.
Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

    1. Future Search (“Поиск будущего”). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
    2. Work Out (“Выход за рамки”). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
    3. Brainstorming (“Мозговой штурм“). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
    4. Polarization of opinion (“Поляризация мнений”). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
    5. Open Space (“Открытое пространство”). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:

Фасилитация в бизнесе

Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

    1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
    2. Увеличение мотивации персонала.
    3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
    4. Создание безопасного психологического пространства.
    5. Внедрение новых технологий в бизнес.

Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

Читайте также:

    donskih.ru

    Фасилитация – что это такое простыми словами в тренинге

    Содержание статьи:

    Что такое фасилитация?

    Сегодня метод фасилитации часто используют в небольших командах, в рабочем коллективе, в групповых отношений. Если перевести термин с английского, то фасилитация означает «направлять», «помогать».

    Фасилитация – это особый вербальный инструмент, помогающий настроить диалог, который дает возможность каждому из присутствующих высказать свою точку зрения.

    Говоря о фасилитации в тренинге, то в данном случае, это скорее определенный список действий и последовательностей, регламентирующий его проведение.

    Все участники действуют по единой схеме, что позволяет каждого из них полностью включить в процесс обучения или обсуждения.

    Основные нюансы

    Так как фасилитация используется при групповом собрании, всегда должен придерживаться нейтральной стороны.

    Инструмент так же используют для выяснения конфликтов сторон в рабочей группе. Лидер группы не берет на себя принятие важных решений, он лишь способствует диалогу нескольких враждующих сторон.

    Лидером принято называть – фасилитатора. Именно он задает ключевой ритм встречи. Говоря об обычном тренинге, фасилитатор является инициатором встречи, а так же человеком, включающий всех участников в диалог обсуждения.

    Кто такой фасилитатор?

    Как и было сказано ранее, фасилитатор это лидер. Чтобы им стать, фасилитатор должен сам являться мощным инструментом.

    Для работы с командой и группой необходимо знать все приемы тренера и уметь их применять в деле. Если углубиться в работы Тони Манна, то можно выделить основные черты фасилитатора:

    • Лидер должен придерживать на протяжении всей встречи курс разговора.
    • Фасилитатор отсеивает неудачные решения. Он настраивает группу на нужный мыслительный процесс, благодаря, которому анализ предложенных решений происходит в несколько раз быстрее.
    • Лидер выводит группу из зоны комфорта. Чтобы включить каждого участника в диалог или обсуждение, фасилитатор должен сопутствующую к этому атмосферу.
    • Фасилитатор подталкивает участников на личные изменения, при тет-а-тет диалоге, именно он сможет мотивировать сотрудника на достижение общей цели.
    • Фасилитатор обладает всеми техниками введения диалогов, встреч, тренингов и собраний.

    Настоящий лидер в первую очередь ставит в приоритет потребности участников.

    Главная задача состоит не в том, чтобы подавить личность группы, а позволить участникам свободно высказываться и рассуждать. Лидер на протяжении всей встречи должен уделять каждому участнику процесса равное количество времени и внимания.

    Чем отличается фасилитация от модерации

    Специалисты до сих пор не могут сойтись на едином мнении едино ли понятие фасилитации и модерации. Если посмотреть на эти два понятия с языковой точки зрения, то модерация в данном случае пришло из Германии.

    Немецкое слово модерация больше означает – обуздывание. Модерация включает в себя более жесткие правила при проведении. Этот инструмент чаще используют для проведения массовых тренингов и семинаров, где важно сохранять контроль над ситуацией.

    В модерации каждый из участников должен полностью отдаться диалогу, что может вызвать стресс у участников. В фасилитации каждый из участников находится в более комфортной среде, чтобы вступать в диалог по собственному желанию. Можно выявить следующие нюансы отличия:

    • В фасилитации часто используют тактильные и визуальные техники. Фасилитатор использует в диалоге таблицы, зарисовки, конструктор, игрушки и различные техники. У участников тренинга нет возможности отвлечься на другую тему, в итоге каждый из них становиться частью единого мыслительного процесса.
    • Модерация используется при совещаниях, где главная тема «повестка дня» или «проблема». Лидером такого совещания будет сам руководитель компании, который и вовлекает группу в обсуждение насущных проблем.

    Оба метода эффективны, однако использовать их лучше в индивидуальных направлениях. Для решения конфликтов идеально подойдет фасилитация, а вот для решения проблемных вопросов работы компании – модерация.

    5 основных правил фасилитации

    Существует пять основных правил, которые и выделяют фасилитацию среди всех инструментов. Их строгое соблюдение, позволит тренеру эффективно проводить встречи, обучение, а так же диалоги. К ним относится:

    • Фасилитатор должен быть открыт и честен при работе с группой.
    • В процессе нет главных. Вся группа единый механизм, где каждая деталь играет важную роль.
    • Все участники – эффективные и состоятельные личности. Все люди могут решать проблемы и задачи.
    • Все мнения одинаково важны.
    • Главная задача – исследование процесса.

    Чтобы эффективно проводить тренинги, фасилитатор должен изучать различные техники и новые приемы.

    Благодаря фасилитации компания сможет наладить отношения и взаимодействие всех участников, что приведет к достижению положительных результатов. Это может отразиться в увеличение производственных объемов или в выходе с кризисного состояния.

    wikinform.ru

    Фасилитация — это… Что такое Фасилитация?

    Фасилитация от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать.

    Фасилитаторами — называют психологов, консультантов, терапевтов.[1]

    Фасилитация

    Слово «фасилитация» в английском языке происходит от глагола facilitate — облегчать, помогать, способствовать.. «Краткий психологический словарь» разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Помощь нейтральной стороны (фасилитация). [1]

    Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не дерективный, то есть таковой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией.[2]

    Отличие психологической фасилитации

    Фасилитация как психологическая техника очень похожа на симбиоз клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса , она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и позитивной психологии, помогает раскрыть в клиенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. Отличие от психотерапии Роджерса и позитивной психотерапии в том, что психолог-фасилитатор:

    • В случае отказа от прямого управления ситуацией, психолог-фасилитатор переходит на недирективное, коллективное («клиент-психолог») управление ситуацией, что помогает справиться с трудностями клиента.
    • Психолог-фасилитатор использует «позитивную конфронтацию», во взаимодействии между психологом-фасилитатором и клиентом в процессе которой выражается сомнение в ограниченности ресурса клиента или ресурсов совместной работы психолога и клиента.
    • Фасилитативное действие может включать в себя целую палитру как условно негативных, так и условно позитивных состояний (использует любые ресурсы), для достижения поставленной цели.
    • Психолог-фасилитатор и клиент, в процессе работы, толерантны к неопределённости.

    Процессинг

    • Процессинг — это деятельность фасилитатора по изменению клиента; работа с чем-то (проблемой клиента), и его преобразование.
    • Преобразующий процессинг — это система принципов и техник, которые помогают людям изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.[3]

    Это деятельность, в ходе которой фасилитатор поощряет человека изменить свои отношения с миром. Эта работа состоит в том, что фасилитатор показывает клиенту, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяет это представление на лучшее для клиента.

    Всё что фасилитатор говорит и делает, предназначено для того, чтобы начать процесс изменений у клиента и продолжать его до успешного завершения. Мастерство фасилитатора состоит в том, чтобы уметь определить, когда следует начать процесс, как содействовать его протеканию и каковы признаки завершения процесса.[4]

    Одна из частей преобразующего процессинга — СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССИНГ — это одна из частей преобразующего процессинга, которая ориентированна на реакцию людей по отношению к миру. Семантический процессинг изменяет модель мира в полезном для клиента направлении.

    В процессе работы фасилитатора с клиентом происходит личностное изменение.

    Личностное изменение

    • Личностное изменение, в свою очередь, представляет собой некоторую способность, которая может изначально задаваться и развиваться в процессе социализации личности.
    • Если исходить из того, что практически любая группа выступает в качестве открытой динамической и самоорганизующейся системы, которая определяет свои цели и способы их достижения, то обнаруживаем ещё один тип фасилитации, который мы обозначили термином экологическая фасилитация (или экофасилитация).[5]

    Виды фасилитации

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — представляет собой процесс управления и одновременно конструкции/реконструкции управляемой системы. При этом данный процесс является вероятностным, нелинейным и необратимым, что соответствует природе личностного изменения. Психологическая фасилитация обусловлена парадоксальным контролем над процессом самореконструкции и самоорганизации открытой динамической системы личности. .[6]

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — вид педагогической деятельности в процессе которого ребёнок осознаёт свою самоценность, поддерживаеться стремление к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию, раскрытию способностей.

    СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — присутствие наблюдателя заметно влияет на деятельность человека или группы людей. Это явление зафиксированно в конце ХIХ в. в опытах французкого физиолога К. Фере, в дальнейшем изучалось В. М. Бехтеревым. (было доказано, что присутствие «наблюдателей» облегчает выполнение простых (механических), и ухудшает выполнение сложных задач.)

    СПОРТИВНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — это поиск, поддержка и усиление эффективных процессов в организации как команды в целом, так и отдельных спортсменов.

    ЭКОФАСИЛИТАЦИЯ — происходит от понимания личности как динамической и открытой системы, которая находится в коммуникации с окружающей средой, включая не только социальную, природную, но и все другие уровни сред, которые, по сути составляют уровни социальной системы. Фасилитатор проводит клиента через процессы. (преобразующий процессинг)

    Ссылки

    Примечания

    1. • Flemming Funch Преобразующие диалоги 1996, Перевод. Д. А. Ивахненко, 1997 Издательство «НОВЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Издательство «Ника-Центр», 1997 с. 7
    2. • П. В. Лушин Личностные изменения как процесс: теория и практика — Одесса.: Аспект, 2005. с. 259—260
    3. • Flemming Funch Преобразующие диалоги 1996, Перевод. Д. А. Ивахненко, 1997 Издательство «НОВЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Издательство «Ника-Центр», 1997 с. 8
    4. • Flemming Funch Преобразующие диалоги 1996, Перевод. Д. А. Ивахненко, 1997 Издательство «НОВЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Издательство «Ника-Центр», 1997 с. 6-7
    5. • П. В. Лушин Личностные изменения как процесс: теория и практика — Одесса.: Аспект, 2005. с. 260
    6. • П. В. Лушин Личностные изменения как процесс: теория и практика — Одесса.: Аспект, 2005. с.264-265

    Литература

    • Flemming Funch Преобразующие диалоги 1996, Перевод. Д. А. Ивахненко, 1997 Издательство «НОВЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Издательство «Ника-Центр», 1997
    • П. В. Лушин Личностные изменения как процесс: теория и практика — Одесса.: Аспект, 2005. — 334

    dic.academic.ru

    Фасилитация это в психологии, это в педагогике, примеры фасилитации

    Фасилитация – это модель управления, отличаемая от общепринятого управленческого стиля не директивностью. Другими словами, методы фасилитации не выходят за границы самоорганизации управляемой системы. Так, например, при традиционных способах управления коллективом, начальник побуждает его выполнять собственные распоряжения и инструкции, тогда как фасилитация требует от начальственного лица сочетания функций руководителя и участника группового взаимодействия.

    Термин «фасилитация» берет свое начало от английского глагола, означающего дословно облегчать, способствовать, упрощать.

    Фасилитация что это такое? Следует отметить, что в разных научных отраслях данное понятие характеризуется отличными значениями.

    Социальная фасилитация

    Явление социальной фасилитации – это эффект, при котором субъект более успешно реализовывает назначенные задания в присутствии группы людей, нежели в одиночку. Фасилитатором, соответственно, называется индивид, присутствие которого приносит облегчение. Фасилитатор естественным путем способствует росту показателей в производимой группой или отдельной личностью деятельности.

    Фасилитация как зависимость объема, продуктивности, скорости и иных показателей эффективности действий от наличия вблизи особей своего вида, отмечается также и у представителей животного мира. Повышенная результативность зачастую наблюдается при работе, связанной с хорошо освоенными реакциями или обычными действиями. При этом решение сложных заданий в присутствии других представителей собственного вида может вызывать обратный эффект, именуемый социальная ингибиция.

    Итак, феномен или эффект социальной фасилитации – это явление усиления результативности деятельности при наблюдении за такой деятельностью особей своего вида. Проще говоря, индивид выполняет более качественно и быстро элементарные задачи (например, наматывание на катушку лески), если за ним наблюдают. При этом выполнение сложных задач ведет к обратному эффекту. Феномен социальной ингибиции – это явление, противоположное социальной фасилитации.

    При коллективном труде и отсутствии оценивания индивидуального вклада каждого участника обнаруживается эффект обратный фасилитации – социальная леность.

    Эффект социальной фасилитации впервые был обнаружен психологом Н. Триплеттом в конце девятнадцатого столетия. Наблюдая за велосипедистами во время гонок, он заметил, что результат гораздо выше, когда спортсмены участвуют в групповых заездах, а не когда они соревнуются с секундомером. Для проверки этого наблюдения, Триплетт провел лабораторный опыт, в котором детям раздали леску и катушку удочки и попросили их как можно быстрее намотать леску на катушку. Эксперимент обнаружил, что в присутствии ровесников дети справлялись с задачей быстрее, нежели поодиночке. Дальнейшие опыты показали, что испытуемые быстрее выполняют простые задания, такие как решение легких примеров на умножение либо вычеркивание определенных букв из текста, в присутствии социального окружения. Вскорости, был обнаружен противоположный эффект, из-за которого исследователи на некоторое время прекратили заниматься этой проблемой.

    В тридцатых годах прошлого века психологи экспериментально подтвердили гипотезу, что в некоторых ситуациях наличие других субъектов мешает выполнению заданий. Этот эффект впоследствии и получил название социальной ингибиции. В шестидесятых годах двадцатого века Р. Зайонц попытался теоретически обосновать два противоречащих друг другу эффекта. Он толковал результаты при помощи общепринятой в экспериментальной психологии нормы: «возбуждение благоприятствует превалирующим реакциям». Другими словами, социальное возбуждение, порождаемое присутствием другого лица, приумножает реакции, но понижает осторожность. Именно поэтому простая деятельность, в которой маловероятно совершение ошибки, выполняется эффективнее, тогда как в задачах, требующих концентрации, количество ошибок растет, вследствие чего они решаются менее успешно.

    Примеры фасилитации. Проведенные исследования на 25 тысячах добровольцев подтвердили предположение Зайонца. Позднее были выявлено следующие примеры фасилитации: студенты в присутствии наблюдателей быстрее решают легкие задания и дольше – сложные, профессиональные игроки в бильярд обнаруживают более высокий процент попаданий в лузы, любители же начинают играть хуже.

    Ниже представлены основные причины возникновения явления социальной ингибиции и фасилитации.

    Психологи выделяют пять причин, а именно боязнь оценивания, отвлечение внимания, половая принадлежность наблюдателей, факт присутствия наблюдателя, настроение.

    Доминирующие реакции усиливаются, если субъект подозревает либо убежден в том, что его оценивают присутствующие посторонние лица, вследствие чего:

    — он будет работать качественнее и эффективнее, если его соисполнители какой-либо задачи обладают большей компетентностью или знанием;

    — степень возбуждения будет снижаться, если к коллективу авторитетных и компетентных людей подключаются субъекты, мнение которых безразлично;

    — наибольшее влияние будет ощущать на себе индивид, который наиболее подвержен чужим суждениям и боится оценок наблюдателей;

    — максимум явления социальной ингибиции/фасилитации отмечается, когда присутствующие незнакомы.

    Когда люди начинают размышлять над тем, как реагирует аудитория либо как коллеги выполняют работу, внимание рассеивается, вследствие чего растет возбуждение.

    Зачастую индивиды больше ощущают на себе воздействие ингибиции или фасилитации, если наблюдатели являются представителями противоположного пола. Можно привести такие примеры фасилитации: мужчины будут совершать больше ошибок в трудном задании в присутствии женского пола, и наоборот, они быстро найдут решение легкой задачи в присутствии прекрасной половины.

    Также экспериментально было доказано, что не только рассеивание внимания или опасение оценивания могут спровоцировать рост возбуждения. Факт присутствия наблюдателя сам по себе также может вызывать тревогу у людей. В определенных ситуациях хорошее настроение может усилить влияние явления фасилитации и наоборот, плохое – способно спровоцировать феномен ингибиции.

    В последние годы, наряду с концепцией Р. Зайенса, распространение получили и другие теории, объясняющие природу и суть явления фасилитация/ингибиция. Например, концепция отвлечения внимания/конфликта. Основой данной теории является гипотеза, заключающаяся в том, что наличие других людей обязательно притягивает к себе внимание индивидов. Это провоцирует возникновение внутренней конфронтации между двумя стержневыми тенденциями, которые обнаруживаются практически во всех ситуациях публичной деятельности: уделять внимание публике, зрителям, аудитории и заниматься решением поставленной задачи. Подобный конфликт может спровоцировать рост возбуждения, которое, в своей черед, способно либо помочь, либо затруднить выполнение задания в зависимости от наличия или отсутствия взаимосвязи правильного решения поставленной задачи с преобладающей реакцией. Также такая конфронтация может породить перегрузку познавательной сферы, если усилия, потребные для решения сложной задачи и необходимые для того, чтобы уделить внимание другим людям, превосходят уровень когнитивных способностей индивида.

    Фасилитация это в психологии

    Степень выраженности и проявления явления фасилитация/ингибиция характеризуется зависимостью от некоторых факторов. С позиции психологической науки особый интерес вызывает влияние уровня групповой сформированности на выраженность описываемого феномена.

    На практике было доказано, что в коллективах высокого уровня социального и психологического развития, присутствие посторонних и взаимодействие с ними обнаруживает отчетливо выраженное влияние фасилитации в процессе простой и сложной интеллектуальной деятельности. Более ярко этот феномен проявляется при поиске решений проблемных вопросов, которые не имеют очевидного «единственно правильного» ответа и требуют креативного подхода. Кроме того, как показывают новейшие изыскания в сфере психологии менеджмента, наличие полноценной команды в современных условиях не только приносит пользу компании в целом, но зачастую является необходимым условием поиска действенных решений определенного рода задач.

    Фасилитация что это такое в психологии? В узком смысле под социальной фасилитацией психологи понимают усиление мотивации индивида выполнить поставленное перед ним задание в присутствии наблюдателей. Снижение мотивации называется ингибицией. Психологи-практики, специализирующиеся в области организационного консультирования, под социальной фасилитацией часто подразумевают повышение результативности деятельности группы под воздействием тренера, который именуется фасилитатором. Однако наиболее точным и общепринятым в социальной психологической науке содержанием понятия «фасилитация» считается его трактовка в контексте явления «фасилитация-ингибиция».

    Каждому практическому психологу, планируя любое собственное индивидуально-специфическое или функционально-ролевое воздействие и взаимовлияние членов тренинговой группы, необходимо учитывать явление «фасилитация-ингибиции», а также отдавать отчет себе в том, что вызываемый фасилитационный результат может оказаться либо существенным ресурсом, обуславливающим достижение намеченных целей, либо серьезной преградой, которая не дозволит этих целей достигнуть.

    Один из родоначальников гуманистического подхода в психологии, организатор «групповых встреч», творец «клиент-центрированной» психотерапии К. Роджерс большое внимание уделял непосредственно личности фасилитатора. Поскольку он, являясь участником группы, способен смягчить групповые процессы, способствовать самоопределению клиента и решению его проблем.

    Воздействие на личность клиента может быть ненаправленным и направленным. Первое наблюдается тогда, когда фасилитатор не стремиться спровоцировать определенную реакцию у клиента, но при этом обусловливает трансформации в нем. Второе – отмечается, когда фасилитатор намечает перед собой цель добиться необходимого результата и воплощает свой замысел.

    Феномен фасилитации опасен тем, что может привести к деиндивидуализации, то есть к потере самоосознания и боязни оценивания. Чаще явление деиндивидуализации зарождается в групповом взаимодействии, которое обеспечивают анонимность процесса деятельности и не концентрируются на отдельном субъекте. В ситуациях, повышающих самоосознание, например, перед камерами, при ношении бейджиков с именами, на ярком свете, в необычной обстановке деиндивидуализация снижается. Также она будет снижаться, если цель чрезмерно притягательна, а усилия каждого очень важны.

    Кроме того, участники групповых взаимоотношений реже отлынивают от выполнения коллективного задания, когда перед ними поставлена неординарная, увлекательная задача. Принимая участие в нахождении решений исключительно трудного задания, индивиды могут воспринимать собственный вклад в качестве незаменимого. Если субъекты коллективного взаимодействия считают других участников группы ненадежными, недобросовестными или неспособными привнести в общее дело существенный вклад, они будут работать усерднее.

    Можно выделить на основе данных К. Роджерса четыре группы факторов, воздействующие в процессе фасилитации на продуктивность деятельности:

    — непосредственно личность фасилитатора;

    — индивидуально-психологические характеристики индивида, включенного в деятельность;

    — специфика такой деятельности;

    — характер взаимоотношений, зарождающихся в процессе взаимодействия участников группы.

    Фасилитация в тренинге дает свободу самому фасилитатору и участникам, позволяет создать синергию, способствующую раскрытию потенциала и преодолению ограничивающих установок и убеждений.

    Фасилитация в тренинге должна базироваться на современных научных подходах. Ее специфика в тренинге заключается в том, что ведущий в процессе обсуждения поставленного задания знает решение, к которому он ведет участников, одновременно с этим он сам является участником взаимодействия, в которое вовлечена группа.

    Методы фасилитации можно использовать везде: будь то совещание или обучение.

    Фасилитация в педагогике

    Классические общепризнанные методики обучения специфичны тем, что педагог владеет теорией и не применяет методы коллективного взаимодействия и рефлексии в качестве вспомогательных средств для достижения наибольшей результативности обучения.

    При соблюдении ряда условий педагогическую деятельность можно рассматривать в качестве фасилитации учебной деятельности ученика. Здесь следует рассматривать фасилитацию с позиции участников учебного взаимодействия, зарождающихся между ними взаимоотношений, специфики обучающей и учебной деятельности. Проще говоря, от классического обучения методы фасилитации отличаются тем, что педагог не дает советов и строгих рекомендаций, а отыскивает решения сообща с членами группы, объединенной общей целью – обучением. Такой тренинг подразумевает наличие конкретной задачи и достижение ее в результате обучения.

    Социально-педагогическую фасилитацию можно воспринимать в качестве интеграции деятельности субъектов педагогического процесса по приумножению продуктивности такой деятельности в ситуации затруднения. Социально-педагогическая фасилитация может выступать эффективным методом, способствующим решению проблем неуспеваемости школьников.

    Фасилитация в педагогической деятельности, в первый черед, подразумевает коммуникативное взаимодействие всех участников процесса.

    Фасилитация общения это планирование и реализация коммуникативного поведенческого реагирования в проблемных ситуациях, который требуют конструктивного подхода и творческих решений. Прежде всего, она предполагает благожелательную атмосферу общения, заинтересованность в успехе деятельности участников процесса, что способствует самоактуализации и личностному росту учеников.

    Фасилитация общения это совместная коммуникативная деятельность учащихся и педагога. Она осуществляется преподавателем на уроке, но ученики в ситуациях вне класса в дальнейшем могут самостоятельно применять полученные ранее навыки, что ведет к росту мотивации.

    psihomed.com

    Роль фасилитатора. Полное руководство по фасилитации встреч

    Роль фасилитатора

    Фасилитатор — это не тот, кто просто гарантирует порядок на мероприятии и присутствие всех необходимых участников. И это не тот, кто просто стоит у флипчарта и записывает все идеи.

    Во многих типах группового взаимодействия требуется человек, который может упростить процесс коммуникации. Особенно это важно в сложных дискуссиях и в тех случаях, когда участники имеют разные взгляды и интересы.

    Такому посреднику может потребоваться широкий спектр навыков и инструментов — от решения проблем и принятия решений до управления командой и общения.

    Кто такой фасилитатор?

    Термин произошел от английского «facilitate» — «упростить» или «облегчить процесс.» Фасилитатор — это человек, который планирует групповое мероприятие, руководит им и управляет дискуссией — для обеспечения эффективного достижения целей группы. Он следит за ходом обсуждения, четкостью идей и участием всех присутствующих.

    Для эффективности фасилитатор должен сохранять беспристрастность и объективность. Это не означает, что подобным человеком может быть лишь кто-то извне. Главное для фасилитатора — придерживаться нейтралитета. Он отступает от своих личных взглядов, своих взаимоотношений с другими участниками и сосредотачивается только на групповой динамике ли процессе. («Групповой процесс» — это подход, используемый для управления дискуссиями, получения наилучшей отдачи от всех участвующих и для успешного завершения мероприятия. Все это зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены более подробно позже — в этой же статье. Секрет успешного фасилитатора — это контроль групповой динамики, от которой зависят высказываемые идеи и принятые группой решения.)

    Ключевая обязанность любого фасилитатора — задавать направление групповому процессу и формировать среду, в которой он сможет процветать. Таким образом он помогает группе прийти к наиболее рациональным решениям и успешному заключению.

    Примечание:

    Фасилитация требует много умственных усилий. Это значит, что будет сложно следить за ходом дискуссии и идеями. Также важно соблюдение нейтралитета. Поэтому, если фасилитатор проявляет интерес к результату или обладает навыками, опытом, информацией и авторитетом, которые могут повлиять успешность результата, следует подумать о другой кандидатуре и привлечении внешнего посредника.

    Чем занимается фасилитатор?

    Чтобы мероприятие прошло хорошо, для начала необходимо осознать желаемый исход. А также фон и контекст события. Ключевая часть ответственности фасилитатора заключается в следующем:

    • Составление плана хода группового процесса, а также подбор техник и инструментов, которые лучше всего помогут группе приблизиться к нужному результату;
    • Контролирование групповой динамики для обеспечения:
      • должного участия каждого;
      • поддержки и взаимопонимания между членами группы;
      • рассмотрения каждых идей, вопросов и предложений;
      • совместной ответственности членов собрания за результат.
    • Слежение за тем, что результаты, действия участников и проблемные темы нужным образом фиксировались и решались.

    Ниже будут подробнее рассмотрены наиболее важные из этих аспектов.

    Проектирование и план

    При подготовке к совещанию или лбом другому мероприятию важно учитывать конечную цель собрания. Задача фасилитатора — выбрать и разработать правильный групповой процесс и наметить эффективный план.

    Совет 1:

    Независимо от того, планируете ли вы единичную встречу или сложное мероприятие из нескольких сессий или дней, важно всегда иметь в виду результат и то, как можно помочь группе в его достижении.

    Если событие включает несколько сеансов и тем, стоит убедиться, что каждый этап имеет ясный желаемый результаты и примерный ход процесса. Также следует проверить, как результат каждой сессии или темы влияет на исход мероприятия в целом.

    Совет 2:

    Если кто-то попросил вас оказать содействие в проведении мероприятия, внимательно проконсультируйтесь с ним относительно окончательной «формы» мероприятия. Даже если человек не уверен в том, чего он хочет, вероятно, он имеет об этом хоть какое-то отдаленное представление и будет неприятно удивлен, если это представление не воплотится на практике.

    Два ключевых аспекта проектирования и планирования — выбор правильного хода группового процесса и разработка реалистичной повестки дня.

    Выбор и проектирование группового процесса

    Есть довольно много способов разработать ход группового процесса. Упрощение коммуникации — это настоящее искусство. Дизайн группового процесса — это огромная тема сама по себе и то, чему профессиональные фасилитаторы учатся на опыте и при прохождении курсов.

    Здесь мы рассмотрим пару основных вариантов и принципов. Среди множества инструментов и методов есть именно те, которые помогут эффективно контролировать и упрощать ход собрания. Существует множество замечательных книг и руководств по этому вопросу — мы рекомендуем вам ознакомиться с некоторыми из них. А особенно — новичкам в фасилитации.

    Вот лишь некоторые из аспектов и вариантов, которые стоит рассмотреть:

    • Обсуждение будет свободным или строится по четкому плану? Открытое обсуждение нередко бывает наиболее простым вариантом хода группового процесса. Однако фасилитатору стоит задать себе вопросы, сможет ли он добиться участия всех членов и управлять дискуссией с большим количеством человек. Сможет ли он охватить все необходимые темы. Сможет ли он генерировать достаточное количество идей и решений?
    • Как структурировать процесс дискуссии? Группу с большим количеством участников можно разделить на небольшие «целевые» подгруппы? Следует подумать о задействовании всех членов собрания. Также следует назвать людям главную тему и дать им время, чтобы над ней подумать и записать то, о чем они хотят сказать. Для лучшей проработки идей не мешает подумать об организации мозгового штурма. Более подробную информацию о различных структурированных процессах можно найти в наборе инструментов ниже.
    • Прочие факторы для рассмотрения. Некоторых ограничений избежать невозможно. Тем не менее, можно позаботиться о других и оптимизировать дискуссионный процесс. Следует рассмотреть следующие аспекты:
      • количество участников;
      • характер обсуждаемых тем;
      • каким образом люди будут принимать участие в обсуждении;
      • предыстории и взгляды участников;
      • насколько хорошо группа владеет предметом;
      • насколько хорошо все знакомы друг с другом;
      • время на сессию.

    Главное помнить, как бы ни проходил групповой процесс, ключевое значение имеют его результаты. Стоит найти оптимальный способ достижения целей мероприятия.

    Подготовка реалистичной тематики

    Разработка темы максимально взаимосвязана с планированием группового процесса. С ясной целью мероприятие начинает обретать форму. При составлении главной темы необходимо учитывать данные вопросы:

    • В каком порядке будут представлены темы?
    • Как участвующие будут представлены друг другу?
    • Как донести цель до всех членов группы?
    • Если событие будет разбито на отдельные сеансы, сколько времени будет выделено на каждый их них?
    • Все ли члены собрания будет участвовать в сессиях?
    • Или некоторые из них будут в небольших группах?
    • Каким образом и когда будет осуществляться взаимодействие секционных групп с основной группой?
    • Когда будут подведены итоги?
    • Как исход предыдущего сеанса связать с тематикой и итогами следующего?
    • Как правильно закончить мероприятие?

    К концу этапа проектирования уже должна быть намечена окончательная тема мероприятия, запланированы предполагаемые результаты и составлена структура обсуждения.

    Остальные вопросы проектирования

    В дополнение к проектированию собрания и выбору темы следует учесть следующее:

    • Данные и материалы — что члены собрания должны узнать до или в ходе мероприятия? Как и когда это обеспечить?
    • Место проведения — какое помещение будет способствовать удачной дискуссии? Понадобятся ли отдельные помещения для отдыха групп?
    • Расходные материалы — какие расходные материалы и реквизит понадобятся? Ручки, флипчарты, бумага — это только малая часть. Следует убедиться, что подготовлено все необходимое. Также не помешает позаботиться о резервных копиях электронных материалов и работоспособности техники.

    Контроль мероприятия

    Если фасилитатором являетесь вы, помимо прочего стоит поразмыслить о том, как вы будете направлять и контролировать ход обсуждения. Для этого необходима определенная подготовка.

    Заключительный этап подготовки — подумать о том, как будет эффективнее руководить дискуссией и контролировать встречу. Именно здесь нужно осмыслить основные правила мероприятия, а также рассмотреть некоторые сценарии развития событий вроде «а что если между участниками будут серьезные разногласия?», «что делать, если решение не появится?» и так далее.

    На самом собрании фасилитатор четко задает направленность темы и убеждается, что все собравшиеся ясно понимают желаемый результат, основные правила и свою роль в процессе. Подобным образом фасилитатор помогает всем сосредоточиться на поставленной задаче. В начале дискуссии и на протяжении дальнейшего обсуждения роль такого человека заключается в обеспечении того, чтобы группа эффективно двигалась к нужному результату.

    Для руководства и управления встречей фасилитатору необходимо:

    • Установить основные правила. Каким правилам должны следовать участники встречи? Как люди будут взаимодействовать друг с другом? Как лучше добиться того, чтобы люди уважительно относились друг к другу и прислушивались к чужим идеям? Как будут решаться разногласия? Следует заранее подготовить ключевые правила, предложить их участникам и получить согласие на них в самом начале мероприятия.
    • Задать фон. Здесь требуется объяснить цели и обозначить тему. Убедитесь, что каждый понимает свою роль и то, к чему стремится группа.
    • Наладить контакт. Необходимо убедиться, что каждый представился группе. Если потребуется — снять всеобщее напряжение и задать положительный настрой с самого начала.
    • Следить за энергетикой мероприятия. В некоторых случаях может понадобиться вмешательство. Люди должны оставаться сосредоточенными и заинтересованными. Если это не так, возможно, пришло время сделать перерыв.
    • Слушать, вовлекать и помогать. Хотя посредник и должен занимать нейтральную позицию, следует оставаться начеку, внимательно слушать говорящих, а также заинтересовывать всех участвующих. Фасилитатору следует стать примером для остальных участвующих, а также показать им, что он всегда готов вмешаться и помочь. Необходимо следить, все ли в группе участвуют в процессе. Если это не так, подумать, как их можно привлечь к процессу и добиться больше вовлеченности.
    • Мониторить контрольные этапы и подводить итоги. Стоит следить, чтобы люди не отходили от основной темы и вовремя переключать внимание людей к нужным вопросам. По окончании, анализировать достигнутое, обозначать дальнейшие действия и подводить итоги.
    • Вмешиваться лишь при крайней необходимости.

    Примечание:

    Есть множество ситуаций, которые требуют вмешательства фасилитатора. Поэтому стоит заранее продумать, когда и как это нужно буде сделать. И всегда держаться наготове. При этом следует учитывать необходимость оставаться объективным и держать фокус на желаемых результатах.

    Наиболее сложная разновидность таких ситуаций — конфликты, гнев и несогласие с оппонентом. Помня о своей роли, важно сосредоточиться на потребностях группы, принимая во внимание чувства и позицию обеих сторон, участвующих в разногласии.

    Чтобы сохранить положительную атмосферу мероприятия, фасилитатору необходимо:

    • Отслеживать и прекращать обсуждения, не относящиеся к теме. Они мешают остальным сосредоточиться и создают препятствие для обмена идеями.
    • Внимательно смотреть за временем. Следует оставаться ловко балансировать между необходимостью принимать участие в процессе и обязанностью поддерживать эффективную работу группы.
    • Предпринимать действия, если участники не могут прийти к естественному выводу. Например, дать дополнительную информацию или зацепку. Предварительно проанализировать, когда и как будет проходить обсуждение. Обдумать приблизительные темы, которые могут вызвать трудности и запланировать время для их обговаривания и решения.
    • Привлекать к дискуссии людей, которые не принимают достаточного участия. Вероятно, они ощущают дискомфорт. Фасилитатору важно определить, что является его источником и что можно предпринять, чтобы снять напряжение и привлечь людей к теме разговора.
    • Анализировать групповое поведение. Вербальное и невербальное. Нередко нежелательное поведение участников проявляется именно невербально и следует знать, как эффективно ему препятствовать.
    • Посредничать и предотвращать конфликты. Эффективные координаторы обычно действуют косвенно и не вмешиваются напрямую в конфликт, чтобы не стать его непосредственным участником. Для начала стоит лишь прервать спорящих и напомнить всем о базовых правилах. Независимо от проблемы, нельзя допускать нежелательного поведения, которое может помешать основной теме. Так что в любом случае следует быть готовым принять меры.

    Фиксирование результатов

    И последнее, но не менее важное из обязанностей координатора — это анализ и фиксирование результатов, сведение их воедино, а также доведение их до участников, чтобы в последующем они смогли применить итоги на практике.

    Ключ к успешной записи результатов — абсолютная ясность в том, что именно будет записано, как и кем. Следует заранее убедиться, что участники на 100 процентов осознают свои обязанности, вне зависимости от того, насколько они вовлечены в процесс.

    Примечание:

    Когда мы говорим об обязанностях фасилитатора, чаще всего на ум приходит его роль, связанная с функцией записи. Мы представляем человека, стоящего перед офисным мольбертом, держащего в руке фломастер в руке и всегда готового яростно записывать все произнесенные вслух идеи и важные замечания.

    Да, это действительно важная функция. Однако следует помнить, что для того, чтобы идеи текли текли рекой, важно грамотно спланировать весь процесс дискуссии, а также контролировать ее ход и руководить участниками. И это — тоже задачи фасилитатора. Так что можно запастись кучей бумаги и фломастеров, но если встреча недостаточно хорошо спланирована и контролируется, эти фломастеры и бумага могут не понадобиться.

    Если вы фасилитатор, вам следует держать в уме несколько важных вещей:

    • Вы ответственны за то, чтобы участвующие услышали, увидели и поняли представленную информацию. Убедитесь, что все происходящее четко вами контролируется. При сомнениях в чем-то, это следует тут же зафиксировать и подумать над этим позже.
    • Попробуйте записывать все словами группы, а в случае сомнений попросите их повторить и объяснить.
    • Убедитесь, что записываются все решения и действия. Для этого можно привлечь дополнительного человека — так будет легче сосредоточиться на группе и дискуссионном процессе.
    • При записи идей и решений следует еще раз их перепроверить вместе с группой — чтобы убедиться, что записываемая информация никак не искажается, а также является справедливым отражением того, что было высказано.
    • Напоминайте участникам об обсуждаемой теме, держите в центре их внимания ключевые моменты и двигайте ход обсуждения вперед.
    • При сомнениях в какой-либо информации попросите разъяснений, прежде чем продолжить обсуждение.
    • Следите за тем, чтобы в конце дискуссии были проработаны вопросы, отложенные на потом и лишь после этого доведите собрание до успешного завершения.

    Ключевые моменты

    Чтобы роль фасилитатора была эффективной, ему следует знать, когда взять на себя руководство, а когда соблюдать нейтралитет и не вмешиваться. Этот баланс довольно сложно поддерживать! Ключевой фактор успеха — опыт и грамотная подготовка, в ходе которой следует заранее спланировать ход процесса и продумать шаги руководства. Кроме того, следует сохранять сосредоточенность на групповой динамике и результатах, а не на промежуточных вопросах и частных мнениях.

    Содействие дискуссии — интересная, полезная и важная роль. Для успешной работы потребуется время, чтобы подумать о процессе и теме. А также не помешает освоить навыки, необходимые для проведения мероприятия и его успешного завершения. Фасилитатор — ответственная деятельность, которой можно гордиться. А при ее успешном освоении — наслаждаться потоком идей и успешными результатами.


    clubshuttle.ru

    Фасилитатор — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2018; проверки требуют 6 правок.

    Фасилита́тор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «упрощать»).

    Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Таким образом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников. С групповой точки зрения фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как тамаду.

    Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что сравнительно малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы 15 человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов[источник не указан 171 день]. Фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.

    В 2004 году Международная ассоциация фасилитаторов утвердила профессиональный кодекс этики[1].

    Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.

    В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом).

    • Bens, I. Facilitating With Ease!: A Step-by-Step Guidebook with Customizable Worksheets on CD-ROM, (2000) Jossey-Bass, ISBN 0-7879-5194-3
    • Kaner, S. with Lind, L., Toldi, C., Fisk, S. and Berger, D. Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making, (2007) Jossey-Bass; ISBN 0-7879-8266-0
    • Сэм Кэйнер, Ленни Линд, Кэтрин Толди, Сара Фиск, Дуэйн Бергер Руководство фасилитатора: Как привести группу к принятию совместного решения, (2013) Издательство Дмитрия Лазарева; ISBN 978-5-905955-01-3
    • Schuman, S. (Ed) The IAF Handbook of Group Facilitation: Best Practices from the Leading Organization in Facilitation, (2005) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7160-X
    • Schuman, S. (Ed) Creating a Culture of Collaboration: The IAF Handbook, (2006) Jossey-Bass ISBN 0-7879-8116-8
    • Schwarz, R. The Skilled Facilitator, (New & Revised July 2002) Jossey-Bass ISBN 0-7879-4723-7
    • Wilkinson, M. The Effective Facilitator, (2004) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7578-8

    ru.wikipedia.org

Leave a Reply