Фасилитаторство это: Роль фасилитатора. Полное руководство по фасилитации встреч

Роль фасилитатора. Полное руководство по фасилитации встреч

Содержание

Роль фасилитатора

Фасилитатор — это не тот, кто просто гарантирует порядок на мероприятии и присутствие всех необходимых участников. И это не тот, кто просто стоит у флипчарта и записывает все идеи.

Во многих типах группового взаимодействия требуется человек, который может упростить процесс коммуникации. Особенно это важно в сложных дискуссиях и в тех случаях, когда участники имеют разные взгляды и интересы.

Такому посреднику может потребоваться широкий спектр навыков и инструментов — от решения проблем и принятия решений до управления командой и общения.

Кто такой фасилитатор?

Термин произошел от английского «facilitate» — «упростить» или «облегчить процесс.» Фасилитатор — это человек, который планирует групповое мероприятие, руководит им и управляет дискуссией — для обеспечения эффективного достижения целей группы. Он следит за ходом обсуждения, четкостью идей и участием всех присутствующих.

Для эффективности фасилитатор должен сохранять беспристрастность и объективность. Это не означает, что подобным человеком может быть лишь кто-то извне. Главное для фасилитатора — придерживаться нейтралитета. Он отступает от своих личных взглядов, своих взаимоотношений с другими участниками и сосредотачивается только на групповой динамике ли процессе. («Групповой процесс» — это подход, используемый для управления дискуссиями, получения наилучшей отдачи от всех участвующих и для успешного завершения мероприятия. Все это зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены более подробно позже — в этой же статье. Секрет успешного фасилитатора — это контроль групповой динамики, от которой зависят высказываемые идеи и принятые группой решения.)

Ключевая обязанность любого фасилитатора — задавать направление групповому процессу и формировать среду, в которой он сможет процветать. Таким образом он помогает группе прийти к наиболее рациональным решениям и успешному заключению.

Примечание:

Фасилитация требует много умственных усилий. Это значит, что будет сложно следить за ходом дискуссии и идеями. Также важно соблюдение нейтралитета. Поэтому, если фасилитатор проявляет интерес к результату или обладает навыками, опытом, информацией и авторитетом, которые могут повлиять успешность результата, следует подумать о другой кандидатуре и привлечении внешнего посредника.

Чем занимается фасилитатор?

Чтобы мероприятие прошло хорошо, для начала необходимо осознать желаемый исход. А также фон и контекст события. Ключевая часть ответственности фасилитатора заключается в следующем:

  • Составление плана хода группового процесса, а также подбор техник и инструментов, которые лучше всего помогут группе приблизиться к нужному результату;
  • Контролирование групповой динамики для обеспечения:
    • должного участия каждого;
    • поддержки и взаимопонимания между членами группы;
    • рассмотрения каждых идей, вопросов и предложений;
    • совместной ответственности членов собрания за результат.
  • Слежение за тем, что результаты, действия участников и проблемные темы нужным образом фиксировались и решались.

Ниже будут подробнее рассмотрены наиболее важные из этих аспектов.

Проектирование и план

При подготовке к совещанию или лбом другому мероприятию важно учитывать конечную цель собрания. Задача фасилитатора — выбрать и разработать правильный групповой процесс и наметить эффективный план.

Совет 1:

Независимо от того, планируете ли вы единичную встречу или сложное мероприятие из нескольких сессий или дней, важно всегда иметь в виду результат и то, как можно помочь группе в его достижении.

Если событие включает несколько сеансов и тем, стоит убедиться, что каждый этап имеет ясный желаемый результаты и примерный ход процесса. Также следует проверить, как результат каждой сессии или темы влияет на исход мероприятия в целом.

Совет 2:

Если кто-то попросил вас оказать содействие в проведении мероприятия, внимательно проконсультируйтесь с ним относительно окончательной «формы» мероприятия. Даже если человек не уверен в том, чего он хочет, вероятно, он имеет об этом хоть какое-то отдаленное представление и будет неприятно удивлен, если это представление не воплотится на практике.

Два ключевых аспекта проектирования и планирования — выбор правильного хода группового процесса и разработка реалистичной повестки дня.

Выбор и проектирование группового процесса

Есть довольно много способов разработать ход группового процесса. Упрощение коммуникации — это настоящее искусство. Дизайн группового процесса — это огромная тема сама по себе и то, чему профессиональные фасилитаторы учатся на опыте и при прохождении курсов.

Здесь мы рассмотрим пару основных вариантов и принципов. Среди множества инструментов и методов есть именно те, которые помогут эффективно контролировать и упрощать ход собрания. Существует множество замечательных книг и руководств по этому вопросу — мы рекомендуем вам ознакомиться с некоторыми из них. А особенно — новичкам в фасилитации.

Вот лишь некоторые из аспектов и вариантов, которые стоит рассмотреть:

  • Обсуждение будет свободным или строится по четкому плану?
     Открытое обсуждение нередко бывает наиболее простым вариантом хода группового процесса. Однако фасилитатору стоит задать себе вопросы, сможет ли он добиться участия всех членов и управлять дискуссией с большим количеством человек. Сможет ли он охватить все необходимые темы. Сможет ли он генерировать достаточное количество идей и решений?
  • Как структурировать процесс дискуссии? Группу с большим количеством участников можно разделить на небольшие «целевые» подгруппы? Следует подумать о задействовании всех членов собрания. Также следует назвать людям главную тему и дать им время, чтобы над ней подумать и записать то, о чем они хотят сказать. Для лучшей проработки идей не мешает подумать об организации мозгового штурма. Более подробную информацию о различных структурированных процессах можно найти в наборе инструментов ниже.
  • Прочие факторы для рассмотрения. Некоторых ограничений избежать невозможно. Тем не менее, можно позаботиться о других и оптимизировать дискуссионный процесс. Следует рассмотреть следующие аспекты:
    • количество участников;
    • характер обсуждаемых тем;
    • каким образом люди будут принимать участие в обсуждении;
    • предыстории и взгляды участников;
    • насколько хорошо группа владеет предметом;
    • насколько хорошо все знакомы друг с другом;
    • время на сессию.

Главное помнить, как бы ни проходил групповой процесс, ключевое значение имеют его результаты. Стоит найти оптимальный способ достижения целей мероприятия.

Подготовка реалистичной тематики

Разработка темы максимально взаимосвязана с планированием группового процесса. С ясной целью мероприятие начинает обретать форму. При составлении главной темы необходимо учитывать данные вопросы:

  • В каком порядке будут представлены темы?
  • Как участвующие будут представлены друг другу?
  • Как донести цель до всех членов группы?
  • Если событие будет разбито на отдельные сеансы, сколько времени будет выделено на каждый их них?
  • Все ли члены собрания будет участвовать в сессиях?
  • Или некоторые из них будут в небольших группах?
  • Каким образом и когда будет осуществляться взаимодействие секционных групп с основной группой?
  • Когда будут подведены итоги?
  • Как исход предыдущего сеанса связать с тематикой и итогами следующего?
  • Как правильно закончить мероприятие?

К концу этапа проектирования уже должна быть намечена окончательная тема мероприятия, запланированы предполагаемые результаты и составлена структура обсуждения.

Остальные вопросы проектирования

В дополнение к проектированию собрания и выбору темы следует учесть следующее:

  • Данные и материалы — что члены собрания должны узнать до или в ходе мероприятия? Как и когда это обеспечить?
  • Место проведения — какое помещение будет способствовать удачной дискуссии? Понадобятся ли отдельные помещения для отдыха групп?
  • Расходные материалы — какие расходные материалы и реквизит понадобятся? Ручки, флипчарты, бумага — это только малая часть. Следует убедиться, что подготовлено все необходимое. Также не помешает позаботиться о резервных копиях электронных материалов и работоспособности техники.

Контроль мероприятия

Если фасилитатором являетесь вы, помимо прочего стоит поразмыслить о том, как вы будете направлять и контролировать ход обсуждения. Для этого необходима определенная подготовка.

Заключительный этап подготовки — подумать о том, как будет эффективнее руководить дискуссией и контролировать встречу. Именно здесь нужно осмыслить основные правила мероприятия, а также рассмотреть некоторые сценарии развития событий вроде «а что если между участниками будут серьезные разногласия?», «что делать, если решение не появится?» и так далее.

На самом собрании фасилитатор четко задает направленность темы и убеждается, что все собравшиеся ясно понимают желаемый результат, основные правила и свою роль в процессе. Подобным образом фасилитатор помогает всем сосредоточиться на поставленной задаче. В начале дискуссии и на протяжении дальнейшего обсуждения роль такого человека заключается в обеспечении того, чтобы группа эффективно двигалась к нужному результату.

Для руководства и управления встречей фасилитатору необходимо:

  • Установить основные правила. Каким правилам должны следовать участники встречи? Как люди будут взаимодействовать друг с другом? Как лучше добиться того, чтобы люди уважительно относились друг к другу и прислушивались к чужим идеям? Как будут решаться разногласия? Следует заранее подготовить ключевые правила, предложить их участникам и получить согласие на них в самом начале мероприятия.
  • Задать фон. Здесь требуется объяснить цели и обозначить тему. Убедитесь, что каждый понимает свою роль и то, к чему стремится группа.
  • Наладить контакт. Необходимо убедиться, что каждый представился группе. Если потребуется — снять всеобщее напряжение и задать положительный настрой с самого начала.
  • Следить за энергетикой мероприятия. В некоторых случаях может понадобиться вмешательство. Люди должны оставаться сосредоточенными и заинтересованными. Если это не так, возможно, пришло время сделать перерыв.
  • Слушать, вовлекать и помогать. Хотя посредник и должен занимать нейтральную позицию, следует оставаться начеку, внимательно слушать говорящих, а также заинтересовывать всех участвующих. Фасилитатору следует стать примером для остальных участвующих, а также показать им, что он всегда готов вмешаться и помочь. Необходимо следить, все ли в группе участвуют в процессе. Если это не так, подумать, как их можно привлечь к процессу и добиться больше вовлеченности.
  • Мониторить контрольные этапы и подводить итоги. Стоит следить, чтобы люди не отходили от основной темы и вовремя переключать внимание людей к нужным вопросам. По окончании, анализировать достигнутое, обозначать дальнейшие действия и подводить итоги.
  • Вмешиваться лишь при крайней необходимости.

Примечание:

Есть множество ситуаций, которые требуют вмешательства фасилитатора. Поэтому стоит заранее продумать, когда и как это нужно буде сделать. И всегда держаться наготове. При этом следует учитывать необходимость оставаться объективным и держать фокус на желаемых результатах.

Наиболее сложная разновидность таких ситуаций — конфликты, гнев и несогласие с оппонентом. Помня о своей роли, важно сосредоточиться на потребностях группы, принимая во внимание чувства и позицию обеих сторон, участвующих в разногласии.

Чтобы сохранить положительную атмосферу мероприятия, фасилитатору необходимо:

  • Отслеживать и прекращать обсуждения, не относящиеся к теме. Они мешают остальным сосредоточиться и создают препятствие для обмена идеями.
  • Внимательно смотреть за временем. Следует оставаться ловко балансировать между необходимостью принимать участие в процессе и обязанностью поддерживать эффективную работу группы.
  • Предпринимать действия, если участники не могут прийти к естественному выводу. Например, дать дополнительную информацию или зацепку. Предварительно проанализировать, когда и как будет проходить обсуждение. Обдумать приблизительные темы, которые могут вызвать трудности и запланировать время для их обговаривания и решения.
  • Привлекать к дискуссии людей, которые не принимают достаточного участия. Вероятно, они ощущают дискомфорт. Фасилитатору важно определить, что является его источником и что можно предпринять, чтобы снять напряжение и привлечь людей к теме разговора.
  • Анализировать групповое поведение. Вербальное и невербальное. Нередко нежелательное поведение участников проявляется именно невербально и следует знать, как эффективно ему препятствовать.
  • Посредничать и предотвращать конфликты. Эффективные координаторы обычно действуют косвенно и не вмешиваются напрямую в конфликт, чтобы не стать его непосредственным участником. Для начала стоит лишь прервать спорящих и напомнить всем о базовых правилах. Независимо от проблемы, нельзя допускать нежелательного поведения, которое может помешать основной теме. Так что в любом случае следует быть готовым принять меры.

Фиксирование результатов

И последнее, но не менее важное из обязанностей координатора — это анализ и фиксирование результатов, сведение их воедино, а также доведение их до участников, чтобы в последующем они смогли применить итоги на практике.

Ключ к успешной записи результатов — абсолютная ясность в том, что именно будет записано, как и кем. Следует заранее убедиться, что участники на 100 процентов осознают свои обязанности, вне зависимости от того, насколько они вовлечены в процесс.

Примечание:

Когда мы говорим об обязанностях фасилитатора, чаще всего на ум приходит его роль, связанная с функцией записи. Мы представляем человека, стоящего перед офисным мольбертом, держащего в руке фломастер в руке и всегда готового яростно записывать все произнесенные вслух идеи и важные замечания.

Да, это действительно важная функция. Однако следует помнить, что для того, чтобы идеи текли текли рекой, важно грамотно спланировать весь процесс дискуссии, а также контролировать ее ход и руководить участниками. И это — тоже задачи фасилитатора. Так что можно запастись кучей бумаги и фломастеров, но если встреча недостаточно хорошо спланирована и контролируется, эти фломастеры и бумага могут не понадобиться.

Если вы фасилитатор, вам следует держать в уме несколько важных вещей:

  • Вы ответственны за то, чтобы участвующие услышали, увидели и поняли представленную информацию. Убедитесь, что все происходящее четко вами контролируется. При сомнениях в чем-то, это следует тут же зафиксировать и подумать над этим позже.
  • Попробуйте записывать все словами группы, а в случае сомнений попросите их повторить и объяснить.
  • Убедитесь, что записываются все решения и действия. Для этого можно привлечь дополнительного человека — так будет легче сосредоточиться на группе и дискуссионном процессе.
  • При записи идей и решений следует еще раз их перепроверить вместе с группой — чтобы убедиться, что записываемая информация никак не искажается, а также является справедливым отражением того, что было высказано.
  • Напоминайте участникам об обсуждаемой теме, держите в центре их внимания ключевые моменты и двигайте ход обсуждения вперед.
  • При сомнениях в какой-либо информации попросите разъяснений, прежде чем продолжить обсуждение.
  • Следите за тем, чтобы в конце дискуссии были проработаны вопросы, отложенные на потом и лишь после этого доведите собрание до успешного завершения.

Ключевые моменты

Чтобы роль фасилитатора была эффективной, ему следует знать, когда взять на себя руководство, а когда соблюдать нейтралитет и не вмешиваться. Этот баланс довольно сложно поддерживать! Ключевой фактор успеха — опыт и грамотная подготовка, в ходе которой следует заранее спланировать ход процесса и продумать шаги руководства. Кроме того, следует сохранять сосредоточенность на групповой динамике и результатах, а не на промежуточных вопросах и частных мнениях.

Содействие дискуссии — интересная, полезная и важная роль. Для успешной работы потребуется время, чтобы подумать о процессе и теме. А также не помешает освоить навыки, необходимые для проведения мероприятия и его успешного завершения. Фасилитатор — ответственная деятельность, которой можно гордиться. А при ее успешном освоении — наслаждаться потоком идей и успешными результатами.

Фасилитатор — это… Что такое Фасилитатор?

Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Т.о., фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и легкий для всех ее участников. С групповой точки зрения, фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижении этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как дирижера.

Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator, — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «быть посредником»).

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы всего несколько человек. Тем не менее, фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.

Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.

В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введен К. Роджерсом).

Литература

  • Bens, I. Facilitating With Ease!: A Step-by-Step Guidebook with Customizable Worksheets on CD-ROM, (2000) Jossey-Bass, ISBN 0-7879-5194-3
  • Kaner, S. with Lind, L., Toldi, C., Fisk, S. and Berger, D. Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making, (2007) Jossey-Bass; ISBN 0-7879-8266-0
  • Schuman, S. (Ed) The IAF Handbook of Group Facilitation: Best Practices from the Leading Organization in Facilitation, (2005) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7160-X
  • Schuman, S. (Ed) Creating a Culture of Collaboration: The IAF Handbook, (2006) Jossey-Bass ISBN 0-7879-8116-8
  • Schwarz, R. The Skilled Facilitator, (New & Revised July 2002) Jossey-Bass ISBN 0-7879-4723-7
  • Wilkinson, M. The Effective Facilitator, (2004) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7578-8

Кто такой фасилитатор?

КТО ТАКОЙ «ФАСИЛИТАТОР»?

Фасилитатор – это не тот, кто стоит перед группой и читает лекцию.
Фасилитатор является активным и объективным участником процесса обучения.
Роль фасилитатора заключается в том, чтобы всячески способствовать определенной группе людей в осознании своих общих целей, а также помогать им в достижении этих целей, не принимая какую-либо сторону в дискуссии.

  Фасилитатор стимулирует и способствует достижению взаимопонимания и консенсуса.
Во многих отношениях фасилитатор является своего рода человеком, содействующим в создании чего-либо.
Такой человек оказывает содействие в процессе создания, но не является производящим конечный результат

Основные навыки фасилитатора
Следование передовому опыту деловых встреч
Хронометрирование
Следование согласованной программе
Содействие группе в проведении мозгового штурма и решении проблем

Опытный фасилитатор должен также иметь следующие навыки:
Умение вклиниваться в процесс таким способом, чтобы привносить в дискуссию креативность, а не убирать ее из группы
Способность понимать групповые процесс и динамику – умение успешно «выравнивать» любые неравенства в групповой динамике
Кто является доминирующим в группе? И как их приостановить
Кто «за бортом»? И как их привлечь
Кому скучно? И как втянуть их в процесс
Хорошие навыки фасилитации нельзя просто «заучить» – ими нужно овладеть.
Чем больше мы практикуем наши техники креативной фасилитации, тем нам комфортней внутри нас самих и с участниками воркшопа.

Наиболее важным уроком из всех является умение получать РАДОСТЬ при этом.
Воркшопы должны быть приятными как для участников воркшопа, так и для фасилитатора воркшопа – радостная среда обучения будет в значительной степени способствовать процессу обучения. Участники воркшопа запомнят важную информацию, если эта информация будет представлена в живой манере.

Чтобы получить максимум от воркшопа, всем его участникам должно быть комфортно друг с другом.
Если участники воркшопа не будут задействованы должным образом, будут пассивно сидеть за столами, или же перед ними не будут поставлены интересные задачи, то они очень быстро потеряют фокус внимания. Динамика воркшопа будет менее эффективной, а учебная среда может стать скучной и непродуктивной.
Если фасилитатор всего лишь будет стоять перед группой воркшопа и читать лекцию, то это приведет лишь к тому, что участники начнут скучать и, вероятно, перестанут слушать по прошествии 10-15 минут.
Данный метод не является эффективным для обмена информацией и знаниями. Попробуйте вместо этого подключить к материалу воркшопа различные веселые и активизирующие мероприятия. Такие мероприятия могут быть использованы как для введения важных понятий, так и в качестве вступления к практической части воркшопа.
Успешный фасилитатор будет разрабатывать воркшопы, которые сочетают обучение и обмен информацией с интерактивными инструментами для групповой работы.
Фасилитаторы знают что они успешны, тогда, когда видят перед собой группу счастливых, улыбающихся людей.

Удачный воркшоп – это не сложно. Фасилитатор должен лишь создать такой набор техник и инструментов, который позволит сфокусировать и заинтересовать участников воркшопа в его материале
Успешные методы фасилитации должны:
Помогать участникам чувствовать себя комфортно друг с другом
Создавать увлекательную и интересную среду обучения
Повышать энергетические уровни участников воркшопа
Организовывать интересные и продуктивные мероприятия по групповой работе
Использовать совместные мероприятия, позволяющие получить оперативные отзывы по изученному материалу
Повышать групповую активность, чтобы участники воркшопа имели возможность расширять и локализовать полученные знания
Итак, вы — фасилитатор. Выберите то, что, по Вашему мнению, будет работать, играйте с этим и создавайте свои собственные занимательные игры для активизации участников воркшопа.
Будучи фасилитатором, это только Вам решать, что будет эффективным, а что – нет, при взаимодействии с участниками вашего воркшопа.


 

Фасилитатор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фасилита́тор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «упрощать»).

Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Таким образом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников. С групповой точки зрения фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как тамаду.

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что сравнительно малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы 15 человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов www.facilitators.ru. Фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.

В 2004 году Международная ассоциация фасилитаторов утвердила профессиональный кодекс этики[1].

Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.

В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом).

Примечания

Литература

  • Bens, I. Facilitating With Ease!: A Step-by-Step Guidebook with Customizable Worksheets on CD-ROM, (2000) Jossey-Bass, ISBN 0-7879-5194-3
  • Kaner, S. with Lind, L., Toldi, C., Fisk, S. and Berger, D. Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making, (2007) Jossey-Bass; ISBN 0-7879-8266-0
  • Сэм Кэйнер, Ленни Линд, Кэтрин Толди, Сара Фиск, Дуэйн Бергер Руководство фасилитатора: Как привести группу к принятию совместного решения, (2013) Издательство Дмитрия Лазарева; ISBN 978-5-905955-01-3
  • Schuman, S. (Ed) The IAF Handbook of Group Facilitation: Best Practices from the Leading Organization in Facilitation, (2005) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7160-X
  • Schuman, S. (Ed) Creating a Culture of Collaboration: The IAF Handbook, (2006) Jossey-Bass ISBN 0-7879-8116-8
  • Schwarz, R. The Skilled Facilitator, (New & Revised July 2002) Jossey-Bass ISBN 0-7879-4723-7
  • Wilkinson, M. The Effective Facilitator, (2004) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7578-8

Фасилитатор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фасилита́тор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «упрощать»).

Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Таким образом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников. С групповой точки зрения фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как тамаду.

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что сравнительно малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы 15 человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов www.facilitators.ru. Фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.

В 2004 году Международная ассоциация фасилитаторов утвердила профессиональный кодекс этики[1].

Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.

В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом).

Примечания

Литература

  • Bens, I. Facilitating With Ease!: A Step-by-Step Guidebook with Customizable Worksheets on CD-ROM, (2000) Jossey-Bass, ISBN 0-7879-5194-3
  • Kaner, S. with Lind, L., Toldi, C., Fisk, S. and Berger, D. Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making, (2007) Jossey-Bass; ISBN 0-7879-8266-0
  • Сэм Кэйнер, Ленни Линд, Кэтрин Толди, Сара Фиск, Дуэйн Бергер Руководство фасилитатора: Как привести группу к принятию совместного решения, (2013) Издательство Дмитрия Лазарева; ISBN 978-5-905955-01-3
  • Schuman, S. (Ed) The IAF Handbook of Group Facilitation: Best Practices from the Leading Organization in Facilitation, (2005) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7160-X
  • Schuman, S. (Ed) Creating a Culture of Collaboration: The IAF Handbook, (2006) Jossey-Bass ISBN 0-7879-8116-8
  • Schwarz, R. The Skilled Facilitator, (New & Revised July 2002) Jossey-Bass ISBN 0-7879-4723-7
  • Wilkinson, M. The Effective Facilitator, (2004) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7578-8


Кто такой фасилитатор?

Кто такой фасилитатор?

Кто такой фасилитатор?

Фасилитатор – это не тот, кто стоит перед группой и читает лекцию.
Фасилитатор является активным и объективным участником процесса обучения.
Роль фасилитатора заключается в том, чтобы всячески способствовать определенной группе людей в осознании своих общих целей, а также помогать им в достижении этих целей, не принимая какую-либо сторону в дискуссии.

  Фасилитатор стимулирует и способствует достижению взаимопонимания и консенсуса.
Во многих отношениях фасилитатор является своего рода человеком, содействующим в создании чего-либо.
Такой человек оказывает содействие в процессе создания, но не является производящим конечный результат

 Основные навыки фасилитатора

  • Следование передовому опыту деловых встреч
  • Хронометрирование
  • Следование согласованной программе
  • Содействие группе в проведении мозгового штурма и решении проблем

 Опытный фасилитатор должен также иметь следующие навыки:
  • Умение вклиниваться в процесс таким способом, чтобы привносить в дискуссию креативность, а не убирать ее из группы
  • Способность понимать групповые процесс и динамику – умение успешно «выравнивать» любые неравенства в групповой динамике
  • Кто является доминирующим в группе? И как их приостановить
  • Кто «за бортом»? И как их привлечь
  • Кому скучно? И как втянуть их в процесс
 Хорошие навыки фасилитации нельзя просто «заучить» – ими нужно овладеть.
Чем больше мы практикуем наши техники креативной фасилитации, тем нам комфортней внутри нас самих и с участниками воркшопа.

 Наиболее важным уроком из всех является умение получать РАДОСТЬ при этом.
Воркшопы должны быть приятными как для участников воркшопа, так и для фасилитатора воркшопа – радостная среда обучения будет в значительной степени способствовать процессу обучения. Участники воркшопа запомнят важную информацию, если эта информация будет представлена в живой манере.

Чтобы получить максимум от воркшопа, всем его участникам должно быть комфортно друг с другом.
Если участники воркшопа не будут задействованы должным образом, будут пассивно сидеть за столами, или же перед ними не будут поставлены интересные задачи, то они очень быстро потеряют фокус внимания. Динамика воркшопа будет менее эффективной, а учебная среда может стать скучной и непродуктивной.
Если фасилитатор всего лишь будет стоять перед группой воркшопа и читать лекцию, то это приведет лишь к тому, что участники начнут скучать и, вероятно, перестанут слушать по прошествии 10-15 минут.
Данный метод не является эффективным для обмена информацией и знаниями. Попробуйте вместо этого подключить к материалу воркшопа различные веселые и активизирующие мероприятия. Такие мероприятия могут быть использованы как для введения важных понятий, так и в качестве вступления к практической части воркшопа.
Успешный фасилитатор будет разрабатывать воркшопы, которые сочетают обучение и обмен информацией с интерактивными инструментами для групповой работы.
Фасилитаторы знают что они успешны, тогда, когда видят перед собой группу счастливых, улыбающихся людей.

 Удачный воркшоп – это не сложно. Фасилитатор должен лишь создать такой набор техник и инструментов, который позволит сфокусировать и заинтересовать участников воркшопа в его материале
Успешные методы фасилитации должны:

  • Помогать участникам чувствовать себя комфортно друг с другом
  • Создавать увлекательную и интересную среду обучения
  • Повышать энергетические уровни участников воркшопа
  • Организовывать интересные и продуктивные мероприятия по групповой работе
  • Использовать совместные мероприятия, позволяющие получить оперативные отзывы по изученному материалу
  • Повышать групповую активность, чтобы участники воркшопа имели возможность расширять и локализовать полученные знания
Итак, вы — фасилитатор. Выберите то, что, по Вашему мнению, будет работать, играйте с этим и создавайте свои собственные занимательные игры для активизации участников воркшопа.
Будучи фасилитатором, это только Вам решать, что будет эффективным, а что – нет, при взаимодействии с участниками вашего воркшопа.

Фасилитатор — Википедия. Что такое Фасилитатор


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фасилита́тор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «упрощать»).

Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Таким образом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников. С групповой точки зрения фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как тамаду.

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что сравнительно малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы 15 человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов www.facilitators.ru. Фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.

В 2004 году Международная ассоциация фасилитаторов утвердила профессиональный кодекс этики[1].

Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.

В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом).

Примечания

Литература

  • Bens, I. Facilitating With Ease!: A Step-by-Step Guidebook with Customizable Worksheets on CD-ROM, (2000) Jossey-Bass, ISBN 0-7879-5194-3
  • Kaner, S. with Lind, L., Toldi, C., Fisk, S. and Berger, D. Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making, (2007) Jossey-Bass; ISBN 0-7879-8266-0
  • Сэм Кэйнер, Ленни Линд, Кэтрин Толди, Сара Фиск, Дуэйн Бергер Руководство фасилитатора: Как привести группу к принятию совместного решения, (2013) Издательство Дмитрия Лазарева; ISBN 978-5-905955-01-3
  • Schuman, S. (Ed) The IAF Handbook of Group Facilitation: Best Practices from the Leading Organization in Facilitation, (2005) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7160-X
  • Schuman, S. (Ed) Creating a Culture of Collaboration: The IAF Handbook, (2006) Jossey-Bass ISBN 0-7879-8116-8
  • Schwarz, R. The Skilled Facilitator, (New & Revised July 2002) Jossey-Bass ISBN 0-7879-4723-7
  • Wilkinson, M. The Effective Facilitator, (2004) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7578-8

90000 meaning in the Cambridge English Dictionary 90001 FACILITATION | meaning in the Cambridge English Dictionary 90002 Thesaurus: synonyms and related words .90000 meaning in the Cambridge English Dictionary 90001 FACILITATE | meaning in the Cambridge English Dictionary 90002 Thesaurus: synonyms and related words .90000 Definition of Facilitate by Merriam-Webster 90001 90002 To save this word, you’ll need to log in. 90003 fa · cil · i · tate | \ Fə-si-lə-ˌtāt \ 90002 facilitated; facilitating 90003 90006 Other Words from 90007 facilitate 90008 90009 facilitative \ fə- si- lə- ˌtā- tiv \ adjective 90006 Did You Know? 90009 90002 As with so many English words, it’s easy to find a Latin origin for 90007 facilitate. 90008 It traces back to the Latin adjective 90007 facilis, 90008 meaning «easy.»Other descendants of 90007 facilis 90008 in English include 90007 facile 90008 (» easy to do «), 90007 facility 90008 (» the quality of being easily performed «), 90007 faculty 90008 (» ability «), and 90007 difficult 90008 (from 90007 dis- 90008 plus 90007 facilis, 90008 which equals «not easy»). 90007 facilis 90008 in turn comes from 90007 facere, 90008 a Latin verb meaning «to make or do.» 90007 Facere 90008 has played a role in the development of dozens of English words, ranging from 90007 affect 90008 to 90007 surfeit.90008 90003 90006 Examples of 90007 facilitate 90008 in a Sentence 90009 90002 The strength of the inner identities that black women forged and nurtured during slavery facilitated the transition to freedom. — Darlene Clark Hine, 90007 Lure and Loathing 90008, 1993 What physical events might have facilitated the evolution of macroscopic animals? — Andrew H. Knoll, 90007 Scientific American 90008, October 1991 Nothing so facilitates writing as actually having something to say, yet the conditions under which, and the tools with which, writing is done can contribute to facility-or to difficulty.- Joseph Epstein, 90007 The Middle of My Tether 90008, 1983 Cutting taxes may 90007 facilitate 90008 economic recovery. Her rise to power was 90007 facilitated 90008 by her influential friends. The moderator’s role is to 90007 facilitate 90008 the discussion by asking appropriate questions. 90003 See More Recent Examples on the Web While the California Department of Public Health strongly recommends places of worship should continue to 90007 facilitate 90008 remote serves, in-person services are currently permitted in California if proper measures are followed.- Alexandra Meeks, 90007 CNN 90008, «With a worsening pandemic, California bans singing in places of worship,» 3 July 2020 The situation is still so dire that the Fed for the first time in its 107-year history has created a program to buy the corporate bonds of blue-chip companies such as Apple, Walmart and AT & T to 90007 facilitate 90008 lending. — 90007 Washington Post 90008, «Some jobs are coming back, but economy will need years to heal,» 3 July 2020 Private enterprises are taking huge business risk in order to 90007 facilitate 90008 getting vaccines into the market at scale as soon as possible.- Veta Chan, 90007 Fortune 90008, «He invested in a top COVID-19 vaccine-and says development is not a US-China race,» 2 July 2020 Of the 61 counties included in the report, only five — Kenosha, Marathon, Milwaukee, Portage and Waukesha — have a detailed procedure on how to 90007 facilitate 90008 registration and voting from jail. — Lawrence Andrea, 90007 Milwaukee Journal Sentinel 90008, «Most Wisconsin jails do not have detailed policies on how inmates who are eligible to vote can cast ballots,» 2 July 2020 Temporary crossovers and additional temporary widening to ramp lanes will be implemented to 90007 facilitate 90008 the movement of traffic during construction.- Ben Tobin, 90007 The Courier-Journal 90008, «Sherman Minton Bridge renovation plan: Limited shutdowns, lane closures during construction,» 2 July 2020 Both Republicans and Democrats have argued that harsh punishments are necessary because cell phones fuel violence in prisons and allow inmates to 90007 facilitate 90008 crimes while they’re incarcerated. — Louise Matsakis, 90007 Wired 90008, «Behind Bars, but Still Posting on TikTok,» 1 July 2020 McConnell, a Kentucky Republican, said any new aid package the Senate considers would include lawsuit liability protections for schools, businesses, and the healthcare industry to 90007 facilitate 90008 reopening the economy.- Susan Ferrechio, 90007 Washington Examiner 90008, «Senate Republicans plan new coronavirus aid package in wake of virus spike,» 30 June 2020 Grilling yields delicious results for both bivalves, just be sure to use skewers as to not lose any precious scallops and to 90007 facilitate 90008 easy flipping. — Mary Tomlinson, 90007 Southern Living 90008, «What Are Scallops? Everything You Need to Know,» 30 June 2020 90002 These example sentences are selected automatically from various online news sources to reflect current usage of the word ‘facilitate.’Views expressed in the examples do not represent the opinion of Merriam-Webster or its editors. Send us feedback. 90003 See More 90006 First Known Use of 90007 facilitate 90008 90009 90098 1599 in the meaning defined above 90003 90006 History and Etymology for 90007 facilitate 90008 90009 90002 probably from Middle French 90007 faciliter 90008 «to make easy» (borrowed from Italian 90007 facilitare, 90008 verbal derivative of 90007 facilità 90008 facility) + -ate entry 4 90003 90006 Learn More about 90007 facilitate 90008 90009 90002 Listen to Our Podcast about 90007 facilitate 90008 90003 90002 Get Word of the Day delivered to your inbox! 90003 90006 Statistics for 90007 facilitate 90008 90009 90002 Cite this Entry 90003 90002 «Facilitate.»90007 Merriam-Webster.com Dictionary 90008, Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/facilitate. Accessed 12 Jul. 2020. 90003 MLA Chicago APA Merriam-Webster 90002 More Definitions for 90007 facilitate 90008 90003 fa · cil · i · tate | \ Fə-si-lə-ˌtāt \ 90002 facilitated; facilitating 90003 90006 Kids Definition of 90007 facilitate 90008 90009 fa · cil · i · tate | \ Fə-sil-ə-ˌtāt \ 90002 facilitated; facilitating 90003 90006 Medical Definition of 90007 facilitate 90008 90009 90002 90149: 90150 to increase the likelihood, strength, or effectiveness of (as behavior or a response) reflexes can be 90007 facilitated 90008 or inhibited also 90149: 90150 to lower the threshold for transmission of (an impulse) 90003 fa · cil · i · tate | \ Fə-si-lə-ˌtāt \ 90002 facilitated; facilitating 90003 90006 Legal Definition of 90007 facilitate 90008 90009 90002 90149: 90150 to make easier 90149: 90150 help bring about a vehicle used to facilitate commission of the offense 90003 90002 Other Words from 90007 facilitate 90008 90003 facilitation \ fə- ˌsi- lə- tā- shən \ noun 90002 Comments on 90007 facilitate 90008 90003 90002 What made you want to look up 90007 facilitate 90008? Please tell us where you read or heard it (including the quote, if possible).90003.90000 Project Facilitation — Definition, Role and Skills 90001 90002 90003 I can hardly image effective project management (PM) without good facilitation. As my experience proves, project performance considerably depends on how the team is facilitated to make decisions, solve problems and respond to risks and changes. 90004 PM facilitation 90005 provides a teamwork improvement mechanism that constitutes attitudes, performance, abilities, cultural patterns and results of the team. 90006 90002 In this article, I’d like to focus you on the meaning of facilitation, what the facilitator role involves, and what skills a candidate to this role should obtain.90006 90009 Facilitation in Project Management 90010 90002 Some projects come up with a need for facilitation when there is lack of effective decision making and problem solving. I give the following definition of facilitation: 90006 90013 90002 90004 Facilitation in project management 90005 means a process of intervention in the working environment to increase productivity and efficiency of the team and to prevent project failure. This process aims to ensure success in project delivery.It should result in forming a well trained and experienced team committed to the implementation of the approved recommendations. 90006 90018 90002 The process of PM facilitation uses the following main 90004 tools 90005: 90006 90023 90024 Training, incl. coaching, workshops, seminars, brainstorming 90025 90024 Analysis, incl. root cause analysis 90025 90024 Consulting, incl. presentations, demonstrations, recommendations 90025 90024 Overall guidance, incl. supervision reports 90025 90032 90002 Facilitation in managing projects favors smooth development of teams.Its 90004 benefits 90005 to the project environment are as follows: 90006 90009 Facilitator Role 90010 90013 90002 90004 The Role of Project Facilitator 90005 includes a series of duties and responsibilities to favor the development of a team by providing training, analysis, consulting and guidance to team members. It aims to ensure effective problem solving and decision making throughout the implementation life cycle. 90006 90018 90002 A person pretending to the project facilitator role should be agreed upon and acceptable to all team members.He or she will assist the group in solving problems and making decisions but will have no authority to make decisions. 90006 90002 Often the role of PM facilitation is carried out by the team leader who has to facilitate the development of teamwork and the implementation of required philosophies within the collaborative environment. 90006 90002 However, in larger teams where team leaders can not perform the facilitation role there is obviously a need to hire an independent person who could provide assistance to the leader and advise regarding best practices of teamwork.90006 90002 A candidate to the role should be able to: 90006 90023 90024 Analyze and understand current issues and conflicts 90025 90024 Recommend right techniques / tools for team improvement 90025 90024 Provide training and support 90025 90024 Participate and manage team meetings 90025 90024 Ensure time keeping throughout the project 90025 90024 Ensure effective communications 90025 90032 90009 Top 5 Skills 90010 90002 In order for a person assigned to the PM facilitation role to be effective in project management, he or she should obtain a number of 90004 skills and abilities 90005, such as the following: 90006 90073 Neutrality 90074 90002 Project facilitator cares that the team moves toward the desired goals, while maintaining neutrality to the results obtained.In other words, the facilitator should be skilled in managing teamwork process rather than result. 90006 90073 Planning 90074 90002 For some people facilitation might look easy, but in fact it is hard work that required good planning skills. Project facilitator needs to plan things ahead in order to be prepared for teamwork sessions. 90006 90002 The planning skill means being able to understand the team and its issues and to develop a flexible action plan which could help team members achieve their goals and objectives.90006 90073 Energizer 90074 90002 As mentioned, facilitation involves a portion of neutrality but it does not mean project facilitator should be inactive and «comatose». Quite the reverse, that person should be energetic and bring energy to the team. 90006 90002 Being energetic makes it easier for the facilitator to keep people focused and engaged. This ability allows fostering good attitude and ensuring team commitment. 90006 90073 Communicator 90074 90002 Good facilitation in project management can not exist without effective communications.The ability of being an effective communicator means that project facilitator contributes to reaching mutual understanding between teammates, so that the team could create and share right meaning of same information, without any distortion. 90006 90002 A group facilitator cares that each team member can smoothly communicate with the management and colleagues and that there is no conflict in the team environment. 90006 90073 Positiveness 90074 90002 Being positive is a kind of art that requires a facilitator to pro-actively promote an idea, encourage the team and address a problem.It involves a great effort and much energy. 90006 90002 An effective facilitator in project management makes team members want to accomplish the shared goals and to deliver the project on time, under budget and as per specification. A positive tone and active position should be the major habits of that person. 90006 .

Leave a Reply