Фасилитатор кто это – Кто такой фасилитатор?

Содержание

Кто такой фасилитатор?

КТО ТАКОЙ «ФАСИЛИТАТОР»?

Фасилитатор – это не тот, кто стоит перед группой и читает лекцию.
Фасилитатор является активным и объективным участником процесса обучения.
Роль фасилитатора заключается в том, чтобы всячески способствовать определенной группе людей в осознании своих общих целей, а также помогать им в достижении этих целей, не принимая какую-либо сторону в дискуссии.

  Фасилитатор стимулирует и способствует достижению взаимопонимания и консенсуса.
Во многих отношениях фасилитатор является своего рода человеком, содействующим в создании чего-либо.
Такой человек оказывает содействие в процессе создания, но не является производящим конечный результат

Основные навыки фасилитатора
Следование передовому опыту деловых встреч
Хронометрирование
Следование согласованной программе
Содействие группе в проведении мозгового штурма и решении проблем

Опытный фасилитатор должен также иметь следующие навыки:

Умение вклиниваться в процесс таким способом, чтобы привносить в дискуссию креативность, а не убирать ее из группы
Способность понимать групповые процесс и динамику – умение успешно «выравнивать» любые неравенства в групповой динамике
Кто является доминирующим в группе? И как их приостановить
Кто «за бортом»? И как их привлечь
Кому скучно? И как втянуть их в процесс
Хорошие навыки фасилитации нельзя просто «заучить» – ими нужно овладеть.
Чем больше мы практикуем наши техники креативной фасилитации, тем нам комфортней внутри нас самих и с участниками воркшопа.

Наиболее важным уроком из всех является умение получать РАДОСТЬ при этом.

Воркшопы должны быть приятными как для участников воркшопа, так и для фасилитатора воркшопа – радостная среда обучения будет в значительной степени способствовать процессу обучения. Участники воркшопа запомнят важную информацию, если эта информация будет представлена в живой манере.

Чтобы получить максимум от воркшопа, всем его участникам должно быть комфортно друг с другом.
Если участники воркшопа не будут задействованы должным образом, будут пассивно сидеть за столами, или же перед ними не будут поставлены интересные задачи, то они очень быстро потеряют фокус внимания. Динамика воркшопа будет менее эффективной, а учебная среда может стать скучной и непродуктивной.
Если фасилитатор всего лишь будет стоять перед группой воркшопа и читать лекцию, то это приведет лишь к тому, что участники начнут скучать и, вероятно, перестанут слушать по прошествии 10-15 минут.

Данный метод не является эффективным для обмена информацией и знаниями. Попробуйте вместо этого подключить к материалу воркшопа различные веселые и активизирующие мероприятия. Такие мероприятия могут быть использованы как для введения важных понятий, так и в качестве вступления к практической части воркшопа.
Успешный фасилитатор будет разрабатывать воркшопы, которые сочетают обучение и обмен информацией с интерактивными инструментами для групповой работы.
Фасилитаторы знают что они успешны, тогда, когда видят перед собой группу счастливых, улыбающихся людей.

Удачный воркшоп – это не сложно. Фасилитатор должен лишь создать такой набор техник и инструментов, который позволит сфокусировать и заинтересовать участников воркшопа в его материале
Успешные методы фасилитации должны:
Помогать участникам чувствовать себя комфортно друг с другом
Создавать увлекательную и интересную среду обучения
Повышать энергетические уровни участников воркшопа
Организовывать интересные и продуктивные мероприятия по групповой работе
Использовать совместные мероприятия, позволяющие получить оперативные отзывы по изученному материалу
Повышать групповую активность, чтобы участники воркшопа имели возможность расширять и локализовать полученные знания

Итак, вы — фасилитатор. Выберите то, что, по Вашему мнению, будет работать, играйте с этим и создавайте свои собственные занимательные игры для активизации участников воркшопа.
Будучи фасилитатором, это только Вам решать, что будет эффективным, а что – нет, при взаимодействии с участниками вашего воркшопа.


 

personalimage.ru

Фасилитатор — это… Что такое Фасилитатор?

Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Т.о., фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и легкий для всех ее участников. С групповой точки зрения, фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижении этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как дирижера.

Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator, — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «быть посредником»).

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы всего несколько человек. Тем не менее, фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.

Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.

В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введен К. Роджерсом).

Литература

  • Bens, I. Facilitating With Ease!: A Step-by-Step Guidebook with Customizable Worksheets on CD-ROM, (2000) Jossey-Bass, ISBN 0-7879-5194-3
  • Kaner, S. with Lind, L., Toldi, C., Fisk, S. and Berger, D. Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making, (2007) Jossey-Bass; ISBN 0-7879-8266-0
  • Schuman, S. (Ed) The IAF Handbook of Group Facilitation: Best Practices from the Leading Organization in Facilitation
    , (2005) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7160-X
  • Schuman, S. (Ed) Creating a Culture of Collaboration: The IAF Handbook, (2006) Jossey-Bass ISBN 0-7879-8116-8
  • Schwarz, R. The Skilled Facilitator, (New & Revised July 2002) Jossey-Bass ISBN 0-7879-4723-7
  • Wilkinson, M. The Effective Facilitator, (2004) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7578-8

dic.academic.ru

Кто такой фасилитатор?

Кто такой фасилитатор?

Фасилитатор – это не тот, кто стоит перед группой и читает лекцию.
Фасилитатор является активным и объективным участником процесса обучения.
Роль фасилитатора заключается в том, чтобы всячески способствовать определенной группе людей в осознании своих общих целей, а также помогать им в достижении этих целей, не принимая какую-либо сторону в дискуссии.

  Фасилитатор стимулирует и способствует достижению взаимопонимания и консенсуса.
Во многих отношениях фасилитатор является своего рода человеком, содействующим в создании чего-либо.
Такой человек оказывает содействие в процессе создания, но не является производящим конечный результат

 Основные навыки фасилитатора

  • Следование передовому опыту деловых встреч
  • Хронометрирование
  • Следование согласованной программе
  • Содействие группе в проведении мозгового штурма и решении проблем

 Опытный фасилитатор должен также иметь следующие навыки:
  • Умение вклиниваться в процесс таким способом, чтобы привносить в дискуссию креативность, а не убирать ее из группы
  • Способность понимать групповые процесс и динамику – умение успешно «выравнивать» любые неравенства в групповой динамике
  • Кто является доминирующим в группе? И как их приостановить
  • Кто «за бортом»? И как их привлечь
  • Кому скучно? И как втянуть их в процесс
 Хорошие навыки фасилитации нельзя просто «заучить» – ими нужно овладеть.
Чем больше мы практикуем наши техники креативной фасилитации, тем нам комфортней внутри нас самих и с участниками воркшопа.

 Наиболее важным уроком из всех является умение получать РАДОСТЬ при этом.
Воркшопы должны быть приятными как для участников воркшопа, так и для фасилитатора воркшопа – радостная среда обучения будет в значительной степени способствовать процессу обучения. Участники воркшопа запомнят важную информацию, если эта информация будет представлена в живой манере.

Чтобы получить максимум от воркшопа, всем его участникам должно быть комфортно друг с другом.
Если участники воркшопа не будут задействованы должным образом, будут пассивно сидеть за столами, или же перед ними не будут поставлены интересные задачи, то они очень быстро потеряют фокус внимания. Динамика воркшопа будет менее эффективной, а учебная среда может стать скучной и непродуктивной.

Если фасилитатор всего лишь будет стоять перед группой воркшопа и читать лекцию, то это приведет лишь к тому, что участники начнут скучать и, вероятно, перестанут слушать по прошествии 10-15 минут.
Данный метод не является эффективным для обмена информацией и знаниями. Попробуйте вместо этого подключить к материалу воркшопа различные веселые и активизирующие мероприятия. Такие мероприятия могут быть использованы как для введения важных понятий, так и в качестве вступления к практической части воркшопа.
Успешный фасилитатор будет разрабатывать воркшопы, которые сочетают обучение и обмен информацией с интерактивными инструментами для групповой работы.
Фасилитаторы знают что они успешны, тогда, когда видят перед собой группу счастливых, улыбающихся людей.

 Удачный воркшоп – это не сложно. Фасилитатор должен лишь создать такой набор техник и инструментов, который позволит сфокусировать и заинтересовать участников воркшопа в его материале
Успешные методы фасилитации должны:

  • Помогать участникам чувствовать себя комфортно друг с другом
  • Создавать увлекательную и интересную среду обучения
  • Повышать энергетические уровни участников воркшопа
  • Организовывать интересные и продуктивные мероприятия по групповой работе
  • Использовать совместные мероприятия, позволяющие получить оперативные отзывы по изученному материалу
  • Повышать групповую активность, чтобы участники воркшопа имели возможность расширять и локализовать полученные знания
Итак, вы — фасилитатор. Выберите то, что, по Вашему мнению, будет работать, играйте с этим и создавайте свои собственные занимательные игры для активизации участников воркшопа.
Будучи фасилитатором, это только Вам решать, что будет эффективным, а что – нет, при взаимодействии с участниками вашего воркшопа.

personalimage.ru

Что должен уметь фасилитатор?

Что должен уметь фасилитатор?

Когда вы ставите кому-либо задачу – большую, маленькую, интересную, рутинную – вы рассчитываете на её достойное исполнение. От портретиста вы ждете портрет, которым будут гордиться ваши правнуки, от клининговой компании – холодной расправы над последствиями вчерашней вечеринки, от дизайнера интерьера – комнату как из каталога Икеи. И вот в компанию приходит фасилитатор. По определению от него ожидается, что он облегчит процесс коммуникации между сотрудниками.

Все прекрасно понимают, что художник, как минимум, отлично владеет кистью, клининг-менеджер – пылесосом, а дизайнер – вкусом, цветом и способностью учитывать желания жильца. Каждый из них обладает определенным набором знаний, навыков и умений, развитых до устраивающего заказчика уровня. А что должен уметь профессионал-фасилитатор?

Фасилитатор – профессия сравнительно новая: ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators) существует лишь с 1989-го года. Несмотря на свою молодость, эта специальность уже вобрала в себя не один десяток умений. Рассмотрим ключевые из них.

Правильно понять заказчика

Иногда заказчик сам затрудняется сформулировать сказать, какую именно проблему он пытается решить. В этом случае полезно провести интервью с с диагностической целью среди будущих участников. В таком интервью анализируются:

    • мотивация людей: работников заставляют приходить на мероприятие или это их инициатива?
    • понимание сотрудниками задач компании, а так же её миссии в глобальном смысле;
    • актуальные, на взгляд участников, проблемы компании;
    • психологический климат внутри коллектива;
    • общий уровень корпоративной культуры.

Такая диагностика помогает фасилитатору глубже проникнуть в среду компании и составить более детальный эффективный план мероприятия в дальнейшем.

Разработать подробное мероприятие

Далее фасилитатор должен обладать навыками сценариста. Сколько компаний – столько сценариев проведения мероприятий. Часто один и тот же тренинг может протекать абсолютно по-разному даже в рамках одной фирмы – например, если участвуют разные отделы.

Сценарий разрабатывается пошагово, с указанием методов и инструментов, применяемых на каждом этапе. Сценарий должен быть подчинен одной цели: что ожидается от проводимой сессии?

Здесь же заклдадывается время, отведенное на мероприятие – с учетом инструктажа группы, выполнения заданий и решения непредвиденных проблем. Фасилитатор должен помнить, что даже самый четко выверенный сценарий может пойти не по плану.

Провести сессию, несмотря ни на что

Теперь главное – воплотить задуманный сценарий на практике, решая ряд задач:

    • Максимально вовлечь всех присутствующих в процесс обсуждения;
    • Гибко управлять обсуждением проблем;
    • Компетентно отвечать на вопросы участников;
    • Задавать стимулирующие вопросы участникам фасилитации;
    • Четко и ясно инструктировать участников перед упражнениями.
    • Вести конструктивную дискуссию после упражнений.
    • Стимулировать процесс принятия решений.

Впрочем, сценарный план фасилитатора всё-таки отличается от театрального своей подвижностью: если он видит, что группа зашла в тупик, можно быстро среагировать и поменять её направление.

Управлять настроением аудитории

Умение заряжать своей энергетикой публику – так же одно из ключевых в профессии фасилитатора. В одном случае нужно уметь шутить, в другом – быть мотивационным спикером. Мастер раскрепощает участников и дает им возможность свободно и открыто говорить о своих идеях.

Создание творческой и ненапряжной обстановки – базовое условие для успешного проведения мероприятия.

Молниеносно решать конфликты

Даже при самом детальном интервью фасилитатор вряд ли будет иметь реальное представление о внутренних отношениях между сотрудниками. Может случиться так, что самая безобидная реплика одного участника больно заденет другого. Конфликт может остаться в стадии перепалки, а может и дорасти до масштабов, которые сведут всю групповую работу и настрой на нет. Чтобы этого не возникало, фасилитатор должен уметь гасить ссоры еще до их агрессивного проявления. В этом ему помогут навыки активного слушания, умение убеждать, работы возражениями, критикой и опыт разрешения конфликтов.

Написать отчет с результатами

Основная ошибка многих бизнес-консультантов, тренеров, коучей и т.д. заключается в отсутствии сопроводительных отчетов после окончания мероприятия. Сессия могла быть сколь угодна воодушевляющая и продуктивна в момент проведения – но фактически весь наработанный материал исчезает из головы участников, стоит им покинуть офис и уйти на выходные. Можно поспорить с тем, чья это задача: мастера фасилитации или её участников. Однако написание отчета с результатами – прямая обязанность фасилитатора-профессионала.

Форма отчета обсуждается с заказчиками. Это могут быть проведение контрольных сессий, индивидуального и группового коучинга, консультаций в режиме эксперта и проведение тренингов.

Кроме того, предоставление грамотно составленного полезного отчета может стать хорошей рекомендацией фасилитатору к сотрудничеству с компанией и дальше.

Читайте также:

 

donskih.ru

Фасилитатор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фасилита́тор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «упрощать»).

Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Таким образом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников. С групповой точки зрения фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как тамаду.

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что сравнительно малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы 15 человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов www.facilitators.ru. Фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.

В 2004 году Международная ассоциация фасилитаторов утвердила профессиональный кодекс этики[1].

Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.

В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом).

Примечания

Литература

  • Bens, I. Facilitating With Ease!: A Step-by-Step Guidebook with Customizable Worksheets on CD-ROM, (2000) Jossey-Bass, ISBN 0-7879-5194-3
  • Kaner, S. with Lind, L., Toldi, C., Fisk, S. and Berger, D. Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making, (2007) Jossey-Bass; ISBN 0-7879-8266-0
  • Сэм Кэйнер, Ленни Линд, Кэтрин Толди, Сара Фиск, Дуэйн Бергер Руководство фасилитатора: Как привести группу к принятию совместного решения, (2013) Издательство Дмитрия Лазарева; ISBN 978-5-905955-01-3
  • Schuman, S. (Ed) The IAF Handbook of Group Facilitation: Best Practices from the Leading Organization in Facilitation, (2005) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7160-X
  • Schuman, S. (Ed) Creating a Culture of Collaboration: The IAF Handbook, (2006) Jossey-Bass ISBN 0-7879-8116-8
  • Schwarz, R. The Skilled Facilitator, (New & Revised July 2002) Jossey-Bass ISBN 0-7879-4723-7
  • Wilkinson, M. The Effective Facilitator, (2004) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7578-8

wikipedia.green

Фасилитатор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фасилита́тор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «упрощать»).

Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Таким образом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников. С групповой точки зрения фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как тамаду.

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что сравнительно малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы 15 человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов www.facilitators.ru. Фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.

В 2004 году Международная ассоциация фасилитаторов утвердила профессиональный кодекс этики[1].

Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.

В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом).

Примечания

Литература

  • Bens, I. Facilitating With Ease!: A Step-by-Step Guidebook with Customizable Worksheets on CD-ROM, (2000) Jossey-Bass, ISBN 0-7879-5194-3
  • Kaner, S. with Lind, L., Toldi, C., Fisk, S. and Berger, D. Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making, (2007) Jossey-Bass; ISBN 0-7879-8266-0
  • Сэм Кэйнер, Ленни Линд, Кэтрин Толди, Сара Фиск, Дуэйн Бергер Руководство фасилитатора: Как привести группу к принятию совместного решения, (2013) Издательство Дмитрия Лазарева; ISBN 978-5-905955-01-3
  • Schuman, S. (Ed) The IAF Handbook of Group Facilitation: Best Practices from the Leading Organization in Facilitation, (2005) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7160-X
  • Schuman, S. (Ed) Creating a Culture of Collaboration: The IAF Handbook, (2006) Jossey-Bass ISBN 0-7879-8116-8
  • Schwarz, R. The Skilled Facilitator, (New & Revised July 2002) Jossey-Bass ISBN 0-7879-4723-7
  • Wilkinson, M. The Effective Facilitator, (2004) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7578-8

wiki2.red

Фасилитатор Википедия

Фасилита́тор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «упрощать»).

Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Таким образом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников. С групповой точки зрения фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как тамаду.

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что сравнительно малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы 15 человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов[источник не указан 171 день]. Фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.

В 2004 году Международная ассоциация фасилитаторов утвердила профессиональный екс этики[1].

Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.

В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом).

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  • Bens, I. Facilitating With Ease!: A Step-by-Step Guidebook with Customizable Worksheets on CD-ROM, (2000) Jossey-Bass, ISBN 0-7879-5194-3
  • Kaner, S. with Lind, L., Toldi, C., Fisk, S. and Berger, D.

ru-wiki.ru

Leave a Reply