Фасилитатор это кто: Кто такой фасилитатор. Объясняем простыми словами — Секрет фирмы

Содержание

Кто такой фасилитатор. Объясняем простыми словами — Секрет фирмы

Проще говоря, фасилитатор задает темп дискуссии, направляет её в нужное русло, предупреждает конфликтные моменты. В конце беседы он подводит итог, формулирует решение актуальной задачи, приемлемое для всех членов команды.

Сейчас фасилитация становится отдельной профессией. Её основы можно усвоить на тренингах или из бизнес-литературы, а попрактиковаться в применении базовых навыков — на внутренних встречах.

Пример употребления на «Секрете»

«Бывают ситуации в нашей работе, где люди, подобные мне, должны уметь хорошо смазать работающий механизм. Я прекрасно понимаю, через что проходят такие люди, и знаю, что они переживают. И знаю об их насущных потребностях. Да, я их начальник в официальной иерархии, и в то же самое время я являюсь фасилитатором, я их обслуживаю, потому что именно они выполняют ту работу, которую необходимо сделать. Однажды я пришёл к такому заключению и теперь по нему работаю».

(Из материала о правилах бизнеса «Разрушителя легенд» Джейми Хайнемана).

Нюансы

Фасилитатор:

  • формирует цель встречи, доносит её до каждого участника, убеждается в том, что отсутствуют возражения;
  • вовлекает в беседу каждого участника. Для этого фасилитатор пишет план встречи, правила взаимодействия. Купирует попытки кого-то одного доминировать;
  • вмешивается в дискуссию, если она перестает быть конструктивной и возвращает в нужное русло;
  • следит за дискуссионным поведением, чтобы никто не повышал голос, эмоционально не выражался;
  • сохраняет нейтральную позицию в отношении каждого участника и группы в целом;
  • подводит итог и резюмирует обсуждение.

Фасилитатор может быть далеко не экспертом в той теме, над которой работает группа. Он контролирует процесс, а не содержание обсуждения.

Ошибки в употреблении

Частично функции фасилитатора пересекаются с функциями модератора, поэтому часто эти термины воспринимают как синонимы. Это неправильно. Вот как объясняет разницу фасилитатор Медея Ахвледиани: «Фасилитатор больше погружен в процесс: он продумывает сценарий встречи, заблаговременно готовится, работает с запросами заказчика и ключевыми сотрудниками, всегда готовит план А и В, ведь в момент обсуждения есть риск, что всё может пойти не по плану. Модератор же просто обеспечивает обсуждение, но не консенсус. Фасилитация сложнее как технология».

Факт

Слово «фасилитировать» образовано от английского «facilitate», что означает «делать проще» или «упрощать процесс».

Статью проверил:

фасилитатор — это… Что такое фасилитатор?

  • Фасилитатор — (англ. facilitator, от лат. facilis  «лёгкий, удобный»)  это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам… …   Википедия

  • Фасилитатор (фацилитация) — человек, который делает что то возможным;человек, развивающий у клиента способность самому справляться с личнымисложными ситуациями или стрессом. (1) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • УЧИТЕЛЬ-ФАСИЛИТАТОР — учитель, работающий в парадигме личностно ориентированной педагогики и руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной …   Педагогический словарь

  • Принятие решения методом консенсуса — Эту страницу предлагается объединить с Консенсус. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/5 ноября 2011. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно) …   Википедия

  • Фасилитация — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 сентября 2012. Пока процесс обсужде …   Википедия

  • Медиация — Медиация, в праве  одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны  медиатора,… …   Википедия

  • Групповая терапия обнаженных (nude group therapy)

    — А. Маслоу установил, что нагота может повысить эффективность групп тренинга сензитивности. П. Биндрим, следуя этому, провел первый сеанс Г. т. о. в 1967 г. Для определения того, является ли обнажение гениталий первичным фактором, ответственным за …   Психологическая энциклопедия

  • Групповое консультирование (group counseling) — Г. к. обычно проводится в небольших группах 7 10 человек. Входящие в такую группу люди, делясь своими мыслями, чувствами и поведенческими проблемами, предоставляют тему для обсуждения. Предполагается, что каждый член группы вовлекается в процесс… …   Психологическая энциклопедия

  • Посредничество в конфликте (conflict mediation)

    — П. в к. определяется как усилия нейтральной третьей стороны, к рая по просьбе конфликтующих сторон помогает им в достижении приемлемого разрешения их конфликта. П. в к. отличается от арбитража тем, что арбитражный суд навязывает конфликтующим… …   Психологическая энциклопедия

  • ГРУППЫ ВСТРЕЧ —         Основоположником Г. в., радикального крыла группового движения, ориентированного на оказание психологического содействия росту личности, является Роджерс (Rogers С. R.; первые эксперименты в 1947 г.). Вкладом его в групповое движение… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Фасилитатор — это… Что такое Фасилитатор?

    Фасилитатор (англ. 

    facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Т.о., фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и легкий для всех ее участников. С групповой точки зрения, фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижении этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как дирижера.

    Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator, — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «быть посредником»).

    Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы всего несколько человек. Тем не менее, фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.

    Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.

    В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введен К. Роджерсом).

    Литература

    • Bens, I. Facilitating With Ease!: A Step-by-Step Guidebook with Customizable Worksheets on CD-ROM, (2000) Jossey-Bass, ISBN 0-7879-5194-3
    • Kaner, S. with Lind, L., Toldi, C., Fisk, S. and Berger, D. Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making
      , (2007) Jossey-Bass; ISBN 0-7879-8266-0
    • Schuman, S. (Ed) The IAF Handbook of Group Facilitation: Best Practices from the Leading Organization in Facilitation, (2005) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7160-X
    • Schuman, S. (Ed) Creating a Culture of Collaboration: The IAF Handbook, (2006) Jossey-Bass ISBN 0-7879-8116-8
    • Schwarz, R. The Skilled Facilitator, (New & Revised July 2002) Jossey-Bass ISBN 0-7879-4723-7
    • Wilkinson, M. The Effective Facilitator, (2004) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7578-8

    Учитель-фасилитатор

    Понятие фасилитации и фасилитатора

    Определение 1

    Учитель-фасилитатор – это педагог, деятельность которого проходит в рамках личностно-направленного подхода в образовании и характеризуется открытостью, акцентированием внимания на чувствах, эмоциях, переживаниях учащихся, поощрением их за успехи и заслуги, доверительным отношением к их способностям и возможностям, эмпатическим видением их деятельности и поступков.

    Фасилитация – это особый управленческий стиль, предполагающий создание такой системы управления и организации педагогического процесса, при которой управление носит директивный характер, не выходящий за пределы самоорганизации самоуправляемой системы. Проще говоря, фасилитация является одновременно и процессом, и способом действия, и инструментом, посредством применения которого осуществляется качественное и продуктивное групповое взаимодействие, организуется групповое сотрудничество и совместная деятельность.

    Замечание 1

    В процессе фасилитации происходит поиск пути, при котором коллектив будет работать слажено и продуктивно, создавая что-то новое или усваивая теоретическую научную информацию, чтобы затем найти ей практическое применение.

    Коллективная работа и коллективное взаимодействие организуется за счет специальных действий педагога. Именно эти действия и отражают процесс фасилитации. В нем приоритетную позицию занимает лидер. В образовательной сфере это место принадлежит учителю. Его задача сводится к тому, чтобы не выставлять себя авторитетом, а занять нейтральную позицию и направить учащихся на верный путь и направление развития.

    Фасилитатор является особым инструментом в образовательном процессе. От его квалификации и профессионализма зависит эффективность развития отдельного образовательного учреждения и образовательной системы в целом. Его обучают навыкам психологического взаимодействия и технологиям обеспечения продуктивной коммуникации.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Фасилитаторская деятельность ставится в приоритет воспитательной. Успех профессиональной деятельности учителя зависит от построения личных контактов с воспитанниками, исключая следование нормам и общественным взглядам, а только лишь учитывая индивидуальные потребности, особенности развития, стремления и взгляды.

    Деятельность педагога-фасилитатора ориентирована на создание такого образовательного климата, который благотворно сказывается на развитии инициативы и самостоятельности учащихся, формирует навыки коммуникативного взаимодействия и помогает создать комфортную среду для общения между сверстниками в образовательном заведении. Учебно-воспитательный процесс в этом случае характеризуется свободой и применением здоровьесберегающих методик и технологий.

    Учитель-фасилитатор должен обладать навыками:

    1. Направления и построения обсуждения на учебном занятии в нужное русло.
    2. выбора из разнообразных решений коллектива наиболее оптимального и верного, а также продуктивного в конкретной ситуации.
    3. Уметь принимать рискованные решения и брать на себя ответственность за них.
    4. Взаимодействовать с различными коллективами учащихся, с проблемными и трудными детьми.
    5. Уметь строить беседы, диалоги, обсуждения различных форматов и с легкостью ориентироваться в них.
    6. Применять разнообразные методы и средства воспитательного воздействия, продуктивно сочетать их.
    7. Легко адаптироваться к новым социально-экономическим условиям развития общества, политическим направлениям в образовательной сфере.
    8. Преодоления трудностей, возникающих в ходе решения учебных проблем и задач.
    9. Справляться со стрессовыми ситуациями, контролировать свои эмоции.
    10. Открытого взаимодействия с учащимися.
    11. Стимулирования к личностному развитию и желанию изменить свои качества, способности, развить навыки.

    Деятельность учителя-фасилитатора формируется таким образом, чтобы ставить интересы и потребности учебно-воспитательной группы на приоритетное место в образовании, не допуская торможения в обсуждении и не ускоряя его темпы. Объект, процесс, проблема, стоящая в центре обсуждения должна охватывать все внимание учащихся. Этому способствует педагог.

    Профессиональные навыки педагога-фасилитатора помогают создать грамотное эмоционально-психологическое взаимодействие на учебном занятии.

    Овладение навыками фасилитаторской деятельности не доступно каждому педагогу. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий постановки иных приоритетов и открытия своей личности учащимся, формирование личностного характера общения.

    Основные направления работы учителя-фасилитатора

    В педагогической фасилитации можно выделить два ведущих направления работы:

    1. Фасилитация в процессе обучения, воспитания и развития учащихся.
    2. Формирование среды и условий для обеспечения фасилитирующего обучения, воспитания и развития.

    Работа в первом направлении ведется на основе применения специальных фасилитирующих методов, средств и приемов, чтобы создать в учебном заведении фасилитирующую среду и условия для фасилитирующего обучения.

    Второе направление работы педагога сводится к умению выстроить особую управленческую линию поведения, базирующуюся на основных человеческих ценностях, сохранении прав и свобод коллектива, приоритете творческого развития, поддержания креативных идей, самоактуализации и саморазвития, поддержания здорового психологического климата, благополучия личности и доверительный отношений фасилитирующей направленности.

    Педагог должен обладать профессионализмом и мастерством, отражающим его готовность к процессу управления. Для этого он должен обладать такими качествами, как сопереживание, сострадание, равнозначное отношение к каждому учащемуся, уметь анализировать собственную деятельность и адекватно оценивать деятельность учащихся, быть чувствительным к факторам окружающей среды, воздействующим на учебно-воспитательный процесс и эмоциональному настрою коллектива. Кроме того, важное значение имеет толерантность педагога, его гибкость и активность, умение применять творческий подход в обучении, стремиться к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

    Фасилитатор — Wikiwand

    Фасилита́тор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию[1].

    Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «упрощать»).

    Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Таким образом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников.

    С групповой точки зрения фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как тамаду.

    Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что сравнительно малоизвестен в России. Например, Международная ассоциация фасилитаторов (англ. International Association of Facilitators, IAF), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы 15 человек. Фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.

    В 2004 году Международная ассоциация фасилитаторов утвердила профессиональный кодекс этики[2]. Он переведен на русский язык.[3]

    Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.

    В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, руководствующегося эмпатическим пониманием, открытостью собственным чувствам и переживаниям, доверием в качестве выражения внутренней личностной уверенности в возможностях и способностях учащихся[4]. Педагог-фасилитатор помогает ребёнку в процессе развития и облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом).

    Примечания

    В Викисловаре есть статья «фасилитатор»

    Литература

    • Bens, I. Facilitating With Ease!: A Step-by-Step Guidebook with Customizable Worksheets on CD-ROM, (2000) Jossey-Bass, ISBN 0-7879-5194-3
    • Kaner, S. with Lind, L., Toldi, C., Fisk, S. and Berger, D. Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making, (2007) Jossey-Bass; ISBN 0-7879-8266-0
    • Сэм Кэйнер, Ленни Линд, Кэтрин Толди, Сара Фиск, Дуэйн Бергер Руководство фасилитатора: Как привести группу к принятию совместного решения, (2013) Издательство Дмитрия Лазарева; ISBN 978-5-905955-01-3
    • Schuman, S. (Ed) The IAF Handbook of Group Facilitation: Best Practices from the Leading Organization in Facilitation, (2005) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7160-X
    • Schuman, S. (Ed) Creating a Culture of Collaboration: The IAF Handbook, (2006) Jossey-Bass ISBN 0-7879-8116-8
    • Schwarz, R. The Skilled Facilitator, (New & Revised July 2002) Jossey-Bass ISBN 0-7879-4723-7
    • Wilkinson, M. The Effective Facilitator, (2004) Jossey-Bass ISBN 0-7879-7578-8

    Для улучшения этой статьи желательно: Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.После исправления проблемы исключите её из списка. Удалите шаблон, если устранены все недостатки.

    Различие позиций ментор, фасилитатор и тьютор в системе дистанционного обучения в Moodle (Захаров К.П., Кунина О.О.)

    Захаров К.П., Кунина О.О. Различие позиций ментор, фасилитатор и тьютор в системе дистанционного обучения в Moodle // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

     

    Различие позиций ментор, фасилитатор и тьютор в системе дистанционного обучения в Moodle

    В статье рассматриваются ролевые позиции преподавателя при работе в системе дистанционного обучения Moodle. Преподаватель может быть модератором-координатором и вводить учащегося в об- разовательную среду. Кроме того, он может быть ментором, фасили- татором или тьютором. Система дистанционного обучения Moodle, в свою очередь, обладает достаточным количеством инструментов, чтобы преподаватель в ней мог находиться в разных ролевых позициях. Ключевые слова: ролевые позиции преподавателя, цифровая обра- зовательная среда, система дистанционного обучения, психолого- педагогическое сопровождение.

    Сегодня в условиях цифровизации образовательного про- цесса преподаватель имеет множество возможностей и инстру- ментов. Один из наиболее распространенных инструментов для организации учебного процесса в цифровой образовательной среде — это система управления обучением (англ. Learning Management System), или, как ее по-другому называют, система дистанционного обучения Moodle. Цель работы — рассмотреть ролевые позиции преподавателя при работе в системе дистан- ционного обучения Moodle и выявить основные тенденции.

    Рассмотрим систему дистанционного обучения Moodle с ака- демической точки зрения и определим, какими ресурсами она обладает для того, чтобы организовать там учебный процесс.

    В системе дистанционного обучения Moodle есть огромное количество разнообразных инструментов для организации учебного процесса и построения онлайн курса. В системе есть практически все возможные инструменты, начиная от ввода обычного текста, заканчивая интегрированным интерактивным контентом, который позволяет создавать эссе с автоматизиро- ванной проверкой.

    Все элементы системы дистанционного обучения Moodle можно разделить на четыре группы. Первая группа — это «Тео- рия». В эту группу включаются все инструменты, при помо- щи которых можно размещать теоретические материалы для изучения. Это могут быть как простые текстовые файлы, так и ссылки на внешние ресурсы или ментальные карты.

    Следующая группа — «Оценивание». В эту группу входят инструменты, при помощи которых можно осуществлять форми- рующее и итоговое оценивание. Кроме того, в системе дистанци- онного обучения Moodle есть возможность организовать взаим- ное оценивание учащихся, что позволяет учащимся подняться на наивысший познавательный уровень, согласно таксономии Блума — Андерсона [1].

    Третья группа — это «Коммуникация». При помощи инстру- ментов, входящих в группу «Коммуникация», можно организовать общение учащихся на форуме друг с другом и с преподавателем. Четвертая группа — «Отчетность». В эту группу входят те состав- ляющие, которые позволяют просмотреть, сохранить и использовать статистику обучения учащихся в системе дистанционного обучения.

    Ниже приведена таблица (Табл. 1), в которой все элементы системы дистанционного обучения Moodle Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого распределены по описанным группам.

    Таблица 1. Классификация элементов системы дистанционного обучения Moodle

     

    Теория Оценивание Коммуникация Отчетность
    База данных

    Видеоконфе- ренция

    Вики

    Внешний ин- струмент

    Глоссарий Лекция SCORM

    Субкурс FlashCardSet MindMap VideoLecture Гиперссылка Книга

    Папка

    Пакет IMS со- держимого

    Пояснение Страница Файл

    Видеоконференция Вики

    Внешний инструмент Задание

    Игра-Виселица Игра – Змеи Игра – Криптекс

    Игра – Кроссворд

    Игра – Миллионер

    Игра – Спрятанная картинка

    Судоку

    Интерактивный контент

    SCORM

    Семинар Тест HotPot

    Модуль для устных ответов

    Анкета Анкетный опрос Обратная связь Опрос

    Чат Семинар

    Статистика отве- тов по тестам

    Просмотр резуль- татов заданий

    Посещаемость

    Модуль для уст- ных ответов

    Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М. Р.   Битянова,  Б. С.  Братусь,  Е. В.  Бурмистрова,  О. С. Газман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е. И. Казакова, А. И. Красило, В. Е. Лету- нова, Н. Н. Михайлова, А. В. Мудрик, С. Д. Поляков, М. И. Роговцева, К. Роджерс, Н. Ю. Синягина, В. И. Слободчиков, Ф. М. Фрумин, А. Т. Цукерман, Л. М. Шипицына, И. С. Якиманская и др.

    Как при осуществлении психолого-педагогического сопро- вождения преподавателя, так и при организации преподава- телем учебного процесса в цифровой образовательной среде преподаватель или сопровождающий педагог-психолог могут находиться в разных ролевых позициях. При традиционном офлайн-обучении можно выделить роли тех, кто учит, и тех, кто обучается. Среди тех, кто учит, можно выделить четыре роли. Первая роль — это учитель, или преподаватель. Это чело- век, который рассказывает, показывает и объясняет, что и как делать. Вторая роль — это тренер. Тренер помогает учащимся тренировать усвоенные знания и умения через повторение или подражания. Следующая роль — это консультант, который может отвечать на имеющиеся у учащихся вопросы. Последняя роль — это контролер. Контролер может проверить усвоенные знания, а также сверить их с образцом, который у него имеется, и дать учащимся обратную связь. В системе коллективного обучения [2] выделяют еще одну роль — роль помощника. Помощник помогает организовать взаимодействие в ученическом сообществе по методикам ассоциативного диалога, что позволяет развивать у студентов высшие когнитивные функции. Такой подход по- зволяет обучающимся общаться друг с другом на протяжении всего образовательного процесса. Общение может быть как горизонтальным, то есть общение со своими сверстниками, так и вертикальным, то есть общение с более старшими и более младшими учащимися [2].

    Теперь возникает вопрос: можно ли реализовать эти же роли в онлайн-обучении и насколько платформы в цифровой образовательной среде позволяют это сделать?

    Все ролевые позиции, которые учитываются в активной педагогике, необходимо брать на вооружение и в цифровой педагогике. Однако кроме классических ролей формируется еще и сетевое обучающее сообщество.

    Первая позиция нами обозначается как модератор- координатор — это установление контакта с учащимся, введение его в образовательную среду, демонстрация ее возможностей. Далее основными ролевыми позициями в цифровой образова- тельной среде считаются позиции ментора и фасилитатора. Кроме общения с учащимися представители этих позиций выполняют и множество иных функций. Эти люди могут протестировать курс до его запуска, они могут собрать и обработать результаты обратной связи от учащихся, также они могут оказывать техни- ческую поддержку. Однако наибольший интерес представляет именно вопрос коммуникации и взаимодействия с учениками. Под ментором понимается активный участник сообщества, ко- торый помогает модерировать форум и устанавливать обратную связь с учащимися. Ментор, или как еще называют эту роль — модератор, это человек, который успешно прошел курс, а также прошел курсы специального обучения чтобы стать ментором [3]. Фасилитатором может стать продвинутый ментор. Фаси- литатор поддерживает студентов, может давать им конструк- тивную обратную связь, оказывать техническую поддержку, стимулировать общение учащихся на форуме таким образом,

    чтобы совместно создавать новое знание [4].

    Ментор помогает учащимся освоить новые знания посредством собственного личного примера. Он уже умеет решать определен- ные задачи, составлять какие-либо кейсы, разрабатывать проекты и готов на собственном примере показать, как он это делает всем тем, кто хочет этому научиться. Как правило, результатом обще- ния ментора и учащегося становится репродуктивная передача умения от одного к другому, то есть от ментора к учащемуся через подражание. Таким образом, к ментору предъявляются следующие требования: он должен знать материал, уметь выполнять опреде- ленные действия, а также быть эмпатичным, наблюдательным и внимательным к личностным особенностям учащегося [31].

    В отличие от ментора, фасилитатор действует не на репро- дуктивном уровне, а на уровне воспроизведения. Фасилитатор может расширить контекст решаемой задачи и формируемого умения. Фасилитатору важно предложить учащемуся самому справиться с переходом от того, что учащийся познал, умеет — к тому, что учащийся еще не знает и что ему предстоит решить. В компетенции фасилитатора входит умение определить уровень актуального развития ученика в том или ином вопросе. Фасили- татор помогает ученику понять, что ученик умеет делать и что он понимает без помощи другого человека. Далее фасилитатор ведет ученика к тому месту, где у ученика возникают затрудне- ния, и дает ему возможность самостоятельно преодолеть эти затруднения. Таким образом, фасилитатор должен обладать все- ми качественными ментора, но также должен уметь определять уровень актуального развития учащегося, создавать педагогиче- скую ситуацию выбора, которая будет не знакома учащемуся, и помогать ему при помощи правильных вопросов справиться с этой трудностью, согласно искусству «майевтики» Сократа [2]. Кроме того, в компетенции фасилитатора входит развитие учеб- ного сообщества и помощь в совместном построении знания [4]. Еще одна ролевая позиция — это тьютор. Между позициями тьютора и фасилитатора есть разница. Фасилитатор помогает учащимся развиваться только в рамках определенной дисципли- ны. Тьютор обладает всеми качествами фасилитатора, но к ним добавляется тьюторская компетентность. Тьютор помогает учащемуся не только продвигаться в рамках изучаемой дисци- плины, но и строить междисциплинарные связи, учит умению фиксировать свою деятельность, продвигаться в своем темпе — тьютор помогает ученику научиться учиться. В полномочиях тьютора также помочь учащемуся определить, какую роль тот или иной изучаемый курс играет в жизни учащегося, в его карь- ере, в его личном развитии и самореализации, а также понять, насколько этот курс будет важен в дальнейшем для учащегося

    на протяжении всей жизни [3].

    Рассмотрены четыре ролевые позиции в онлайн- образовании. Каждая роль пользуется своими определенными инструментами, имеющими тот или иной функционал в соот- ветствии с функциями ролевой позиции. Каждый преподаватель в процессе обучения студентов выбирает свою ролевую позицию по отношению к ним. Одни предпочитают быть менторами, другие — фасилитаторами, третьи — тьюторами.

    Для каждой роли есть свой набор инструментов в системе управления обучением Moodle. Ниже представлена таблица (Табл. 2), в которой отражены функции ролевых позиций и ин- струменты системы дистанционного обучения Moodle, которые важны для организации учебной деятельности в этих ролевых позициях в цифровой образовательной среде.

    Таблица 2. Ролевые позиции и инструменты системы

    дистанционного обучения Moodle

     

    Роль Функция Инструмент Moodle
    Модератор- координатор/Ментор Установление контакта с учащимся, введение его в образовательную среду, демонстрация ее возможностей;

    Демонстрация норм

    на основе собственного

    Глоссарий Лекция SCORM

    MindMap VideoLecture

    Гиперссылка

      знания;

    Эмпатичное сопровождение учащегося;

    Контроль усвоения знания.

    Книга Папка Страница Файл
        Задание
        Тест
        HotPot
        Модуль для устных
        ответов
        Интерактивный контент

     

    Фасилитатор Демонстрация норм на основе собственного знания;

    Эмпатичное сопровождение учащегося;

    Формирование у учащегося умений самостоятельно переходить от известного к непознанному посредством создания соответствующей педагогической ситуации;

    Определения уровня актуального развития учащегося в данной предметной области;

    Помощь в преодолении трудностей посредством правильно поставленных вопросов.

    Глоссарий Лекция SCORM

    MindMap VideoLecture Гиперссылка Книга

    Папка Страница Файл Задание Тест HotPot

    Модуль для устных ответов Интерактивный контент Анкетный опрос

    Обратная связь Опрос

    Чат Семинар Вики

    Видеоконференция

    Тьютор

     

     

     

     

     

     

                                

    Демонстрация норм на основе собственного знания;

    Эмпатичное сопровождение учащегося;

    Формирование у учащегося умений самостоятельно переходить от известного к непознанному посредством создания соответствующей педагогической  ситуации;     

    Глоссарий Лекция SCORM

    MindMap VideoLecture Гиперссылка Книга

    Папка

    Пакет  IMS содержимого       

     

      Определение уровня Пояснение Страница Файл Задание Тест HotPot

    Модуль для устных ответов Внешний инструмент Интерактивный контент Анкетный опрос

    Обратная связь Опрос

    Чат Семинар Вики

    Видеоконференция

    актуального развития
    учащегося не только в
    данной предметной области,
    но и на междисциплинарном
    уровне;
    Помощь в преодолении
    трудностей посредством
    правильно поставленных
    вопросов;
    Расширение видения
    учащегося до
    междисциплинарного
    уровня;
    Помощь учащемуся в
    рефлексии своих изменений
    в процессе обучения;
    Помощь учащемуся в
    обретении такого качества,
    как умение учиться.

    По результатам анкетирования с применением авторской анкеты «Навыки работы в системе управления обучением Moodle» (Захаров К. П., Кунина О. О.) наиболее популярными инструментами, которыми преподаватели владеют, оказались анкета, глоссарий, лекция, обратная связь, опрос, посещаемость, семинар, тест, чат, гиперссылка, книга, папка, пояснение.

    Это говорит о том, что в целом преподаватели владеют ба- зовыми инструментами системы управления обучением Moodle для того, чтобы организовать там учебный процесс.

    Инструменты, к которым преподаватели проявляют интерес и хотели бы ознакомиться стали видеоконференция, интер- активный контент и модуль для устных ответов. Это говорит о том, что в цифровой образовательной среде не хватает личного взаимодействия, к чему преподаватели стремятся.

    Все многообразие элементов в системе дистанционного об- учения Moodle позволяет преподавателю или педагогу-психологу, осуществляющему сопровождение, находиться в различных роле- вых позициях по отношению к учащимся. Преподаватель может быть модератором-координатором, ментором, фасилитатором или тьютором. Система дистанционного обучения Moodle, в свою очередь, обладает достаточным количеством инструментов, чтобы преподаватель в ней мог находиться в разных ролевых позициях. Система дистанционного обучения Moodle со своими воз- можностями является лишь инструментом в руках педагога. Он вкладывает в нее свое видение преподаваемого курса, свои представления о том, что должно быть на выходе у студентов. Как и любым инструментом, им можно пользоваться на разных уровнях усвоения содержания обучения, продвигаясь от репродук- ции опыта других к творческому продуктивному использованию в рамках преподаваемого курса. Свободное владение новым со- временным инструментарием позволит преподавателям не испы- тывать трудностей во внедрении его в образовательный процесс, позволит организовывать новые формы диалога с обучающимися, поможет им в выстраивании эффективного индивидуального образовательного маршрута. Однако еще раз подчеркнем, что онлайн- и офлайн-обучение рассматриваются нами не как замена друг друга, а только как взаимосвязанные дополняющие формы.

     

    Литература:

    1. Anderson, L. : Rethinking Bloom’s Taxonomy: Implications for testing and assessment (1999).
    2. Мкртчян М. А. О проблеме понимания в коммуникации. // Орга- низационно-деятельностные игры в образовании.— Красноярск, РИО КГПУ, — 100 с.
    3. Захаров К. П., Гулк Е. Б. Ролевые позиции при обучении на мас- совых открытых онлайн-курсах Coursera // Сборник материалов XII Международной и XXIV Всероссийской научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятель- ность», 29 октября — 30 октября 2019 г., 288–296 сс.
    1. Ассоциация фасилитаторов [Электронный ресурс] // URL: https://www.фасилитация.рф (дата обращения 06.2020)

    Тринадцатая конференция фасилитаторов

    Магистерская программа НИУ Высшая Школа Экономики по специальности Психоанализ и Бизнес-консультирование). Степень МВА по Стратегическому менеджменту и степень МА по Финансам и Психологии.

    Инструмент «Leadership challenge» (Fish time)
    Воркшоп

    В рамках воркшопа вас ждет разбор одного из ключевых групповых инструментов бизнес-школы INSEAD «Leadership challenge» (Fish time).

    Этот уникальный инструмент предназначен для ответа на собственный лидерский вызов, поиска собственного предназначения, построения лидерского пути руководителя в условиях неопределённости, неизвестности, изменения важных принципов управления компанией, трансформации стратегии.

    Мы приглашаем к работе 1 участника с кейсом, 7 участников рабочей группы и наблюдателей.

    ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКА К УПРАЖНЕНИЮ

    Двум желающим потребуется:

    1 — ПОДГОТОВИТЬ (нарисовать) РИСУНОК о Вашем лидерстве
    Рисунок должен состоять из трёх частей:
    Прошлое. Моё лидерство до настоящего момента
    Настоящее. Что изменилось в моём лидерском поведении за последний год, каким лидером я являюсь, что думает обо мне моя команда?
    Будущее. Каким лидером я хочу стать, куда я иду, каков мой путь лидера, как мне достичь моих целей?
    Рисунок должен быть достаточно большим, желательно на ватмане (А0, А1), чтобы группа могла его увидеть и обсудить

    2 — Составить краткое ОПИСАНИЕ ВАШЕГО ЛИДЕРСКОГО ВЫЗОВА, с которым Вы сталкиваетесь в данный момент.
    ! Цель совместной работы в малых группах — помочь Вам глубже осмыслить актуальную и значимую для Вас лидерскую задачу, понять, как Вы влияете на проблему и обдумать сценарии Ваших будущих действий.
    Чтобы максимально использовать потенциал обратной связи от Вашей группы, пожалуйста, письменно подготовьте 10 минутную презентацию-рассказ о затруднительной и важной для Вас лидерской задаче и заранее направьте её Михаилу Стависскому.
    При подготовке описания ситуации пожалуйста обдумайте и раскройте следующие пункты:
    В чем суть проблемы или задачи, в решении которой вам нужна помощь?
    Опишите контекст, важные события и вашу эмоциональную реакцию на них
    • Какова Ваша роль и роль других людей, вовлеченных в Вашу задачу?
    • Действия, которые Вы уже предприняли, с какими трудностями Bы столкнулись, остающиеся вопросы и неясные области
    • На какие результаты работы группы Вы надеетесь?
    • Какая помощь Вам нужна от Bашей группы?

    8 ролей великого фасилитатора

    По определению, фасилитатор — это « человек… который делает действие или процесс легким или более легким ». Если когда-либо было недостаточное определение чего-то, то это оно.

    Эффективные фасилитаторы должны носить много шляп на каждой сессии. Роль включает в себя презентационные способности, способности к обучению, навыки работы с людьми, управление проектами и многое другое. Этот человек должен держать группу в фокусе, углублять ее в тему и (иногда) сдерживать потенциально взрывоопасную ситуацию.Это динамичная роль, в которой фасилитатор предоставляет важный контент и помогает наладить продуктивное взаимодействие, не обязательно зная столько же, сколько люди, которых он или она фасилитирует.

    Короче говоря, хороший фасилитатор сосредоточен на актуальной теме , процессе взаимодействия и участниках и оптимальном пути достижения цели . Это сложное балансирование, требующее множества навыков.

    Свяжитесь с нами, чтобы найти координатора

    Мы определили восемь различных ролей, которые фасилитатор может играть во время сеанса.

    1. Мотиватор: От воодушевляющего вступительного заявления до заключительных слов поддержки вы зажигаете огонь в группе, создаете импульс и поддерживаете темп.
    2. Руководство: Вы знаете этапы процесса, которые группа будет выполнять от начала до конца, и тщательно ведете участников по очереди через каждый этап.
    3. Вопрос: Вы внимательно слушаете дискуссию и быстро анализируете комментарии, чтобы сформулировать вопросы, которые помогут вести продуктивное групповое обсуждение и бросить вызов группе, когда это уместно.
    4. Bridge Builder: Вы создаете и поддерживаете безопасную и открытую среду для обмена идеями. Там, где другие люди видят различия, вы находите сходства и используете их, чтобы создать основу для наведения мостов к консенсусу.
    5. Ясновидящий: На протяжении всего сеанса вы настраиваетесь на признаки напряжения, усталости, раздражения и беспомощности и реагируете заранее, чтобы предотвратить дисфункциональное поведение.
    6. Миротворец: Хотя обычно лучше избегать прямых столкновений, если они случаются, вы быстро вступаете в дело, чтобы восстановить порядок и направить группу к конструктивному решению.
    7. Таскмастер: Вы несете полную ответственность за поддержание сеанса в рабочем состоянии. Это влечет за собой тактичное прекращение неуместных дискуссий, предотвращение обходных путей и поддержание постоянного уровня детализации на протяжении всего сеанса.
    8. Похвала: При каждой возможности следует хвалить участников за хорошие усилия, прогресс и результаты – хвалить хорошо, хвалить часто , хвалить конкретно .

    Может показаться трудным точно определить влияние профессиональной фасилитации.Однако, понимая все многочисленные роли, которые профессиональный фасилитатор должен играть во время сеанса, вы сможете задавать правильные вопросы и оценивать, обеспечит ли ваш фасилитатор эффективное использование ресурсов (времени и денег), активное участие и продуктивные результаты. .

    Готовы обезопасить своего помощника для совещаний?

    Свяжитесь со специалистом по работе с клиентами сегодня по телефону 877-212-2361 или выполните поиск в нашей базе данных.

    Свяжитесь с нами

    Начать поиск

    Каковы обязанности фасилитатора?

    В тематическом исследовании, с которого началась эта глава, мы указали, что у фасилитатора есть несколько различных ролей:

    Консультант по совещанию — Фасилитатор помогает лидеру спланировать собрание, но во время сеанса он в основном сидит в стороне, вмешиваясь только по просьбе или в случае возникновения ситуации, с которой участники не могут справиться сами.

    Менеджер собрания — Фасилитатор устанавливает повестку дня, устанавливает основные правила, инициирует обсуждение и позволяет сеансу проходить, вмешиваясь только при необходимости.

    Лидер собрания — Фасилитатор устанавливает повестку дня, устанавливает основные правила и инициирует обсуждение так же, как это делает менеджер собрания. Кроме того, однако, он активно привлекает участников к участию. Фасилитатор описывает цель занятия в терминах, которые дают участникам гораздо более полное представление о важности занятия.Кроме того, он активно следит за тем, чтобы все участники участвовали в обсуждении. Фасилитатор бросает вызов участникам, когда кажется, что обсуждение остается на высоком уровне. И время от времени фасилитатор предлагает идеи, которые в противном случае могли бы остаться незамеченными.

    Участвующий фасилитатор — Фасилитатор начинает во многом как организатор собрания, определяя повестку дня, устанавливая основные правила и инициируя обсуждение. Но фасилитатор также активно участвует в обсуждении, часто высказывая свое мнение, высказывая мнения по темам и выражая несогласие с различными комментариями.

    Каждая из этих ролей действительна для поддержки собрания. Однако в нашей организации мы ориентируемся на фасилитатора как лидера встречи. Когда вы выступаете в роли координатора в этой роли, мы считаем, что у вас есть семь конкретных обязанностей:

    Руководство Вы должны знать шаги процесса, который группа будет выполнять от начала до конца. Вы должны тщательно направлять участников на каждом этапе.

    Мотиватор От воодушевляющего вступительного заявления до заключительных слов поддержки, вы должны зажечь огонь в группе и поддерживать его в хорошем состоянии.Вы должны установить импульс и сохранить темп.

    Провидец Вы должны создать для группы представление о важности встречи.

    Bridge Builder Вы должны создать и поддерживать безопасную и открытую среду для обмена идеями. Там, где другие люди видят различия, вы должны найти и использовать сходства, чтобы создать основу для наведения мостов к консенсусу.

    Ясновидящий На протяжении всего сеанса вы должны внимательно следить за признаками потенциального напряжения, усталости, раздражения и лишения сил — и реагировать заранее, чтобы избежать дисфункционального поведения.

    Миротворец Хотя почти всегда лучше избегать прямой конфронтации между участниками, если такое событие произойдет, вы должны быстро вмешаться, восстановить порядок и направить группу к конструктивному решению.

    Надсмотрщик Вы несете полную ответственность за поддержание сеанса в рабочем состоянии; это означает тактичное прекращение неуместных дискуссий, предотвращение обходных путей и поддержание постоянного уровня детализации на протяжении всего сеанса.

    Хвала При каждой возможности следует хвалить приложенные усилия, достигнутый прогресс и достигнутые результаты. Хвалите хорошо, хвалите часто, хвалите конкретно.

    Сыграв так много ролей, стоит ли удивляться, почему фасилитатор обычно выматывается даже после относительно короткого фасилитируемого сеанса?

    —————————

    Дополнительные ресурсы см. в разделе библиотеки Facilitation.

    _________________________________

    Майкл Уилкинсон — генеральный директор и управляющий директор компании Leadership Strategies, Inc., «The Facilitation Company» и автор бестселлеров Amazon « Секреты фасилитации », « Секреты мастерских встреч » и совершенно нового «Руководство для руководителей по стратегии фасилитации». Leadership Strategies — мировой лидер в сфере услуг по фасилитации, предоставляющий компаниям динамичных профессиональных фасилитаторов, которые возглавляют исполнительные и рабочие группы в таких областях, как стратегическое планирование, решение проблем, совершенствование процессов и другие. Они также являются ведущим поставщиком обучения фасилитации в Соединенных Штатах.

    Что такое фасилитатор совещаний? 4 причины, по которым вашей встрече нужен фасилитатор

    Согласно исследованию, проведенному Harvard Business Review, 71% руководителей высшего звена в различных отраслях считают встречи непродуктивными и неэффективными. Одна из главных ошибок в этом отсутствие производительности? Отсутствие фасилитатора. Встречи без надлежащего (или какого-либо) сопровождения, как правило, барахтаются на грани великих идей. Как только члены команды делегируют роль создателя повестки дня и модератора удаленного участника фасилитатору, этот человек освобождается, чтобы сосредоточиться на продуктивном вкладе, а не на структуре собрания.

    Представьте себе: пришло время вашей еженедельной встречи, о чем сигнализирует будильник календаря на вашем телефоне, вы делаете паузу, чтобы собраться, прежде чем отправиться в конференц-зал и захватить свой любимый стул. Или, может быть, вы проверяете свои зубы на отражающей поверхности своего телефона, улыбаетесь в камеру на своем компьютере и входите в свою виртуальную комнату для совещаний.

    Как бы вы ни пришли на собрание, одно и то же остается верным: у каждого есть потенциал творить и вдохновлять.Итак, нет ничего более разочаровывающего, чем прийти на встречу взволнованным и обнаружить, что вы и ваши коллеги сбиты с толку недостатком внимания. Тут на помощь приходит фасилитатор.

    Координатор встречи — это простой способ убедиться, что ваша встреча идет по плану и является максимально продуктивной. Встречи стоили потерянных денег. (Узнайте, сколько именно тратит ваша компания, с помощью этого калькулятора стоимости встречи.) Независимо от того, является ли ваша встреча полностью личной, полностью удаленной или смешанной, наличие организованного модератора поможет потоку идей и наиболее эффективно использовать время. у вас есть, экономя деньги вашей компании.


    Что такое координатор собрания?

    Роль фасилитатора собрания состоит в том, чтобы модерировать беседу во время собрания или собрания вашей команды. Они задают тон встрече и следят за повесткой дня. Координаторы собраний гарантируют, что у каждого есть возможность принять участие в собрании, и создают инклюзивную среду собрания.

    Еще не уверены, что вам нужен ведущий встречи? Вот еще четыре причины, по которым на вашей следующей встрече должен быть фасилитатор.


    Причины назначить координатора собрания

    1. Чтобы встречи проходили по графику

    Будь то личное, удаленное или гибридное совещание, важно иметь назначенного лидера, который определяет повестку дня и поддерживает продуктивность совещания. Конечно, может быть интересно встретиться с теми коллегами, которых мы видим только через экран на гибридных собраниях, но всегда лучше перенести этот личный разговор на личную встречу после работы или в Slack после встречи. Наличие фасилитатора встречи необходимо для продвижения обсуждения и поддержания его в нужном русле в условиях ограниченного времени.


    2. Установить повестку дня встречи.

    Повестка дня всех продуктивных совещаний определяется заранее. Это единственный способ гарантировать, что все подходят к столу или монитору с одинаковым настроем. Без назначенного фасилитатора маловероятно, что будет установленная повестка дня. Без повестки дня скорее всего будет хаос (или, по крайней мере, умеренное количество прерывающих и ненужных уточняющих вопросов). Ваш координатор должен отправить по электронной почте одну и ту же повестку дня всем участникам встречи, особенно тем, кто присоединился к ней удаленно.Затем координатор встречи может продолжить заметки о встрече и открыть место для подведения итогов через Slack или по электронной почте.


    3. Для создания норм

    Особенно в случае гибридных совещаний и удаленных совещаний ключевое значение имеет наличие фасилитатора для установления правил взаимодействия. Отправляясь на большую или регулярно запланированную встречу, все чувствуют себя хорошо в знакомой обстановке. Фасилитатор должен установить эти руководящие принципы, или нормы проведения собраний, и публиковать их вместе с повесткой дня в начале каждой встречи.Это может помочь услышать удаленные голоса, указав, как они могут добавить пункт повестки дня или отреагировать на высказанную точку зрения, предоставив им равную роль в собрании.

    При выборе фасилитатора чередуйте членов команды, чтобы каждый член команды мог разделить ответственность и получить другую точку зрения.


    4. Чтобы убедиться, что виртуальные участники не исключены

    Присоединение к гибридному собранию в качестве виртуального участника может быть более нервным, чем обычно, но это не обязательно.На встрече как с людьми в комнате, так и с удаленными участниками использование фасилитатора или модератора — обычно человека, физически находящегося в комнате — обеспечит инклюзивность всех участников. Работа фасилитатора гибридной встречи заключается в том, чтобы убедиться, что все голоса слышны, поэтому им необходимо будет следить за аудио- и визуальными связями виртуальных участников и выполнять быструю аудио/видеопроверку перед встречей. начинается.

    Независимо от того, является ли ваша встреча один на один еженедельной с непосредственным отчетом, большим групповым мозговым штурмом или ежедневным групповым стендапом, наличие фасилитатора собрания и установленная повестка дня помогут вашей команде быть более продуктивной, творческой и эффективной.

    Четыре обязательных роли, поддерживающих фасилитацию

    У всех нас есть способности выполнять множество ролей в жизни, например, быстро переключаться между родителем и ребенком при посещении семейного собрания или быстро переключаться между другом и покупателем при совершении покупок или ужине со второй половинкой. Точно так же структурированное обучение фасилитаторов позволяет фасилитаторам быстро переключать свое сознание между ролями фасилитатора и методиста (дизайнера встреч).

    Обратите внимание, что фасилитатор может «появиться» с кем-то еще, выполнившим функции координации, документации и дизайнера встреч.

    Четыре роли эффективного фасилитатора

    1. Координатор :
      • Эту роль обычно выполняет административная поддержка или человек, который будет фасилитатором. Роль координатора не всегда формальна, но должна существовать. Поэтому в обязанности входит:
        • Бронирование конференц-зала, 
        • Обеспечение оборудования и расходных материалов,
        • Заказ (и, возможно, получение и установка) прохладительных напитков и 
        • Поддержка запросов участников, таких как логистика, время и информация о поездках.
    1. Документовщик (или Писец ):
      • Иногда эту роль выполняет специальный или назначенный писец. Но часто лицо, являющееся фасилитатором, выполняет эту роль в одиночку. Несмотря на это, документатор (или писец) должен систематизированно и последовательно записывать групповые идеи. Однако документаторы не редактируют, не перефразируют и не изменяют документацию самостоятельно. В обязанности входит:
        • Настройка программного обеспечения и инструментов для документирования,
        • Документирование результатов и переломных моментов, а не дословные обсуждения,
        • Распространение заметок о собрании или семинаре и
        • Управление правками, версиями документов и архивированием.
    Нейтралитет

    Документатор отвечает на запросы координатора. Следовательно, эта роль требует объективного и нейтрального поведения на протяжении всех их фасилитируемых сессий. Любое суждение, оценка или «улучшение» вклада участника потенциально может привести к предвзятой, искаженной записи результатов сеанса, и этого следует избегать.

    Результат

    Цель состоит не в том, чтобы записывать протоколы, а в том, чтобы документировать результаты и выводы с достаточной степенью детализации, чтобы обеспечить точный анализ и понимание.Документ должен соответствовать результату сеанса и содержать информацию о продукте или проекте, который он поддерживает. После этого документация служит групповой записью того, что согласовано, и поддерживает развитие чувства группового достижения. Часто документальный след является единственным артефактом четких результатов групповой работы.

    1. Методист (или Дизайнер встреч ):
      • Роль дизайнера собрания определяет подход или этапы повестки дня, используемые на собрании или семинаре.Источник дизайна встречи обычно меняется на протяжении жизненного цикла продукта или проекта. Например, на этапе планирования организатор собрания может быть специалистом по стратегическому планированию — тем, кто понимает, как разработать согласованный план действий. На этапе анализа организатором встречи может быть аналитик, эксперт по процессам, бизнес-архитектор или их комбинация. На этапе проектирования дизайнер собрания может быть специалистом по рабочим процессам или пользовательскому опыту.
    В обязанности входит:
        • Помощь фасилитатору, деловому партнеру и техническому партнеру в систематизации результатов и определении соответствующих шагов повестки дня,
        • Предоставление кратких вопросов, а также оптимального порядка или последовательности вопросов, на которые нужно ответить, и
        • Время от времени участвовать в семинарах, чтобы убедиться, что полученный результат соответствует ожидаемым стандартам качества и последовательности, а именно, что другие могут эффективно действовать в соответствии с результатом, например, команда разработчиков продукта, проект или Scrum.Хотя они могут участвовать, предлагая контент, их самый ценный вклад вносится путем поднятия дополнительных вопросов группы.
      • Роль дизайнера собрания функциональна и не обязательно должна быть отдельным человеком или даже человеком. Например, исполнительный спонсор может быть организатором совещаний при стратегическом планировании. Конструктором встреч для покупки проездных билетов может быть такая система, как Expedia. Дизайнер совещаний может опираться непосредственно на такую ​​методологию, как Scrum или SAFe.Деловые или технические партнеры (т. е. руководители проектов) часто выступают в качестве дизайнеров встреч.
      • Руководитель сеанса или фасилитатор обычно является организатором собрания. Если это вы, найдите эксперта по результатам, который четко понимает вопросы, которые необходимо задать для создания необходимого продукта, будь то планирование, сбор требований, определение приоритетов, «горячая стирка» и т. д.
    1. Координатор:
      • Роль руководителя сеанса требует выполнения множества задач.Безусловно, успех сеанса зависит от ваших реальных навыков, знаний и способностей руководителя группы. Роль фасилитатора часто включает ВСЕ традиционные роли «фасилитатора», обсуждаемые ниже, наряду с ролями «координатора», «документатора» и «методолога», обсуждавшимися выше. Таким образом, управление контекстом остается ключевой обязанностью фасилитатора. Другие обязанности включают в себя:
        • Создание синергии путем сосредоточения внимания на группе и использования ваших навыков фасилитатора для улучшения коммуникации,
        • Обеспечение возможности участия всех участников,
        • Объяснение и применение всех ролей,
        • Поддержание группы в нужном русле,
        • Активно слушать обсуждение и оспаривать предположения,
        • Управление документировщиком и/или документацией,
        • Наблюдение за групповыми взаимодействиями и корректировка при необходимости,
        • Вопросы для достижения ясности — помощь в понимании среди участников,
        • Распознавание разрушительного поведения и внесение положительных исправлений, а также
        • Работа по управлению возникающим конфликтом.
    Лидерство слуг

    Роль фасилитатора создает среду, в которой каждый участник имеет возможность сотрудничать, внедрять инновации и совершенствоваться. Слушая и наблюдая за прогрессом команды, вы, как фасилитатор, помогаете лучше обслуживать своих участников. Прежде всего, навыки фасилитатора отражают неотъемлемые аспекты лидерства-слуги.

    ПРИМЕЧАНИЕ:

    Начните ощущать, насколько проще и эффективнее мог бы быть ведущий, если бы кто-то другой координировал работу комнаты, участников и расходных материалов.Если кто-то еще предоставил подробную повестку дня с мероприятиями, которые нужно запустить, и вопросами, которые нужно задать. Если кто-то еще управлял документацией в конце всего этого.

    На самом деле, как фасилитатор, вы могли бы организовать семинар по планированию утром для одной группы в одном учреждении и семинар по пользовательскому опыту в другом учреждении для другой группы во второй половине дня. И вы могли бы сделать это эффективно, если бы обязанности координатора, организатора совещаний и документалиста распределялись должным образом.Специализация труда привела к огромному экономическому росту во всем мире, но мало кто понимает, что та же концепция применима к традиционной роли «фасилитатора».

    Навыки фасилитации
    Институт управления проектами (PMI):

    PMI определил три ключевых навыка, которые необходимо улучшить у менеджеров проектов. В частности, они упомянули улучшения, которые необходимо внести в:

    • Абстрактное мышление (т. е. использование нескольких точек зрения),
    • Планирование (т. е. предварительная загрузка) и
    • Содействие
    По данным Национальной ассоциации спикеров
    :

    Принципы и практика , способствующие , а не проповеди, обеспечивают наиболее эффективные средства для установления четкого обмена сообщениями.Таким образом, слушание и наблюдение необходимы для успеха оратора.

    Международный институт бизнес-анализа™ (IIBA®):

    В Руководстве IIBA по своду знаний бизнес-аналитиков®, известном как BABOK® Guide v3, особое внимание уделяется фасилитации. В его мощном сборнике о дисциплинированном и структурированном мышлении термин « облегчить » встречается 112 раз на 514 страницах. По статистике, примерно 25 процентов его страниц указывают на необходимость, ссылку или ссылку на важность фасилитации.

    Список можно продолжить . . .

    Многочисленные источники восхваляют важность эффективной фасилитации. И все же, какие реальные навыки требуются и одинаково ли они распределяются между всеми типами совещаний?

    Для этой уникальной оценки мы взяли нашу собственную учебную программу Professional Facilitation и сравнили ее с . . .

    • Международная ассоциация фасилитаторов (IAF) 18 основных компетенций,
    • Международный институт фасилитации (INIFAC) 30 компетенций главного фасилитатора и
    • Институт по делам культуры (ICA) 35 Компетенция по сертификации

    Навыки фасилитатора не одинаково важны в каждой фасилитируемой сессии или меме.

    1. Содействие бизнесу (или официальные организации),
    2. Управление конфликтами (или посредничество),
    3. Содействие сообществу (с большим акцентом на «помощь») и
    4. Учебная помощь (например, образование, обучение, коучинг и т. д.)

    Приведенный ниже объединенный результат сравнивает 25 структурированных навыков фасилитатора и оценивает важность каждого из четырех типов фасилитации. Структурированное обучение фасилитаторов лучше всего способствует фасилитации бизнеса, за которой следуют переговоры по урегулированию конфликтов и, наконец, фасилитация сообщества и обучение различных типов, как показано в таблице ниже.

    Для каждого навыка мы форсируем ранжирование от низкого к высокому и намеренно предотвращаем повторение одного и того же результата. Затем мы преобразовали PowerBalls в числовые значения от 5-High до 1-Low, чтобы создать общий балл, который показывает влияние навыков на четыре типа встреч. Неудивительно, что структурированное обучение и навыки фасилитатора необходимы больше всего для фасилитации бизнеса, за которой следуют фасилитация сообщества, посредничество в конфликтах, а затем учебные встречи или обучающие ситуации.

    Навыки обучения фасилитаторов

    ПРИМЕЧАНИЕ. Некоторые навыки посредничества и обучения могут быть не включены, поскольку они номинально влияют на структурированное обучение фасилитаторов. Например:

    • Разработка учебного плана
    • Экспертиза контента

    Итог

    В ситуациях достижения консенсуса и принятия решений структурированное обучение фасилитаторов существенно помогает группам делать больше и быстрее. Для оптимального обучения фасилитатора начните с понимания четырех ролей эффективного фасилитатора, а именно координатора, документалиста, организатора встреч и фасилитатора.

    Если вы фасилитируете деловые встречи и хотите повысить свою эффективность, стремитесь улучшить свои навыки структурированного фасилитатора. Прежде всего, ваши инвестиции в обучение фасилитаторов многократно окупятся.

    ______

    Не портите себе карьеру и репутацию неудачными встречами. Поэтому зарегистрируйтесь на занятие или перешлите это тому, кому следует. Учебная программа MG RUSH  профессиональная фасилитация, проводимая инструкторами мирового класса, ориентирована на практику.Каждый учащийся тщательно отрабатывает и репетирует инструменты, методы и подходы в течение недели. Хотя некоторые называют это погружением, мы называем это путем к выработке эффективных навыков фасилитации.

    Наши курсы также предоставляют отличный способ заработать до 40 SEU от Scrum Alliance, 40 CDU от IIBA, 40 баллов непрерывного обучения (CLP) на основе федеральной сертификации приобретения, требований к непрерывному профессиональному обучению с использованием мероприятий по обучению и обучению, 40 единиц профессионального развития. (PDU) от SAVE International ® , а также 4.0 CEU для других профессий. (Подробности см. в описании отдельных классов.)

    Хотите бесплатный 10-минутный таймер перерыва? Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку новостей ЗДЕСЬ и получите таймер вместе с четырьмя другими нашими любимыми инструментами фасилитации бесплатно.

    Терренс Мец, MBA, CSM, CSPF, PSP01, HTTO1, является управляющим директором MG RUSH по обучению фасилитации и планированию встреч, признанному лидеру в области структурированного обучения фасилитации и автору «Встречи, которые приносят результаты: руководство для фасилитатора по созданию лучшего». Встречи.В его блоге FAST Facilitation Best Practices размещено около 300 статей о навыках и инструментах фасилитации, призванных помочь другим проводить встречи, дающие четкие и действенные результаты. Среди его клиентов агилисты, скрам-команды, менеджеры программ и проектов, старшие должностные лица и сообщество бизнес-аналитиков среди многочисленных частных и государственных компаний и глобальных корпораций. Будучи студентом Северо-Западного университета (Эванстон, Иллинойс) и выпускником Школы менеджмента Kellogg NWU, его профессиональный опыт был сосредоточен на совершенствовании процессов и разработке продуктов.Он постоянно стремится облегчить другим достижение успеха.

    Что такое фасилитация? | АТД

    В чем разница между фасилитацией, презентацией и обучением?

    Тренеры помогают другим улучшить их результаты, обучая, инструктируя или содействуя обучению. Таким образом, фасилитация и презентация являются инструментами в наборе инструментов тренера. В большинстве случаев эффективные и привлекательные преподаватели тратят меньше времени на представление контента посредством лекций или лекций и больше времени на содействие обучению этому контенту.

    Презентация против фасилитации

    Презентация

    Содействие


    Ведущий предоставляет информацию, как правило, в виде лекции.

    Фасилитатор способствует обучению всех, обычно посредством обсуждения или таких мероприятий, как ролевые игры.

    Докладчик – это эксперт, который делится своими знаниями по предмету.

    Фасилитатор предоставляет возможность членам группы делиться знаниями и учиться друг у друга.

    Ведущий большую часть времени говорит.

    Ведущий проводит большую часть времени, задавая вопросы, побуждая других говорить и отвечая на вопросы учащихся во время занятий

    Ведущий обычно находится на сцене или в передней части зала.

    Ведущий обычно перемещается по классу, помогая отвечать на вопросы учащихся или следить за ходом выполнения заданий

    Навыки фасилитатора

    Фасилитаторы могут иметь любой опыт и опыт. Однако лучшие фасилитаторы демонстрируют следующие навыки:

    Прослушивание. Фасилитатор должен активно слушать и слышать, что говорит каждый учащийся или член команды.

    Опрос. Фасилитатор должен уметь задавать открытые вопросы и стимулировать обсуждение.

    Решение проблем. Фасилитатор должен уметь применять методы группового решения проблем, включая:
    • определение проблемы
    • определение причины
    • рассмотрение ряда решений
    • взвешивание преимуществ и недостатков решений
    • выбор наилучшего решения
    • внедрение решения
    • оценка результатов.

    Разрешение конфликта. Фасилитатор должен признать, что конфликт между членами группы естественен и, если он выражается вежливо, его не нужно подавлять. Конфликт следует предвидеть и разрешать конструктивно.

    Использование стиля участия. Фасилитатор должен поощрять всех учащихся или членов команды к активному участию и участию в собраниях в зависимости от их индивидуального уровня комфорта. Это включает в себя создание безопасной и комфортной атмосферы, в которой члены группы готовы поделиться своими чувствами и мнениями.

    Принятие других. Фасилитатор должен сохранять непредвзятость и не критиковать идеи и предложения, предложенные учащимися или членами группы.

    Сопереживание. Фасилитатор должен уметь «пройти милю в чужой обуви», чтобы понять чувства учащихся или членов команды.

    Ведущий. Фасилитатор должен быть в состоянии сфокусировать обучение или собрание на достижении заранее определенного результата.

    Роль фасилитатора | SSWM — Найдите инструменты для устойчивой санитарии и управления водными ресурсами!

    Информационный бюллетень Корпус блока

    Также в обучении, в идеале, должен быть фасилитатор, который заботится о том, чтобы процесс обучения оставался нейтральным, и эксперты, которые заботятся о содержании обучения.Однако очень часто эта идеальная ситуация с разделением работы не может поддерживаться на более длительных курсах из-за финансовых ограничений. В таких ситуациях фасилитатору, возможно, придется взять на себя дополнительные роли, и он может быть комбинацией фасилитатора, эксперта, гида, тренера и лидера.

  • знают процесс
  • знает методологии, связанные с обучением
  • Задаются вопросы
  • Помогите людям найти свои собственные решения
  • мотивирует / держит вещи на треке
  • 5 8
    • знают содержание
    • Обладает знаниями о правильном решении проблем.

    Фасилитатор

    Эксперт/учитель

    Может ли один человек быть и тем, и другим?

    • Обучение: Да
    • Процесс принятия решений: Нет и значимой информации, а также по инструкции, где это уместно. Основное намерение здесь состоит в том, чтобы научить участников тому, как учиться самостоятельно, используя свой собственный опыт в качестве эталона.

      В роли проводника фасилитатор дает мудрые советы и соответствующие советы; цель здесь состоит в том, чтобы позволить участникам стать способными направлять себя и приветствовать ответственность.

      В роли тренера фасилитатор дает прямые инструкции по тонкой настройке индивидуальной работы; основное намерение состоит в том, чтобы установить высокие стандарты и дать возможность сотрудникам стать самоуправляемыми.

      В роли лидера необходимо способствовать формированию команды, чтобы создать продуктивную и более сплоченную команду. Более того, фасилитатор побуждает членов группы к участию и взаимодействию и направляет группу к согласованному решению. Лидер также стимулирует конструктивные и здоровые дебаты между членами команды (YOUNG and LANDALE, 1999).

      Что делает фасилитатор: описание работы, обязанности и ответственность

      Мы подсчитали, что 9% фасилитаторов владеют навыками общения, обслуживания клиентов и фасилитаторов. Они также известны своими мягкими навыками, такими как креативность, навыки обучения и навыки общения.

      Мы разбили процент фасилитаторов, у которых эти навыки указаны в их резюме, здесь:

      • Общение, 9%

        Фасилитаторы онлайн-курсов современного делового общения.

      • Служба поддержки клиентов, 8%

        Разработал и внедрил систему доставки, которая повысила производительность, своевременность и качество обслуживания клиентов во всей региональной сети магазинов.

      • Фасилитаторы, 8%

        Проведение семинаров по профориентации для студентов колледжей, составление планов уроков и разработка учебного плана, а также обучение других фасилитаторов проведению семинаров.

      • Психическое здоровье, 6%

        Предоставление соответствующих услуг по реабилитации психического здоровья и разработка комплексного плана ухода и плана безопасности в кризисных ситуациях для клиентов и обеспечение их выполнения.

      • Управление классом, 4%

        Помощник преподавателя в управлении классом учащихся с отставанием в развитии и эмоциональными проблемами* Успешно реализовал поведенческую программу для класса из 20 учеников.

      • Чрезвычайная ситуация, 4%

        Составление и ведение месячного и ежедневного расписания для неукомплектованного отдела, что обеспечивает адекватное покрытие и надлежащее резервное копирование на случай чрезвычайных ситуаций.

      Большинство фасилитаторов указывают «Общение», «Обслуживание клиентов» и «Фасилитаторы» в качестве навыков в своих резюме.Более подробно о наиболее важных обязанностях фасилитатора мы расскажем здесь:

    • Креативность можно считать самой важной чертой личности фасилитатора. Согласно резюме фасилитатора: «Специалисты должны проявлять творческий подход при разработке учебных материалов». Фасилитаторы могут использовать Креативность в следующем примере, который мы взяли из резюме: «Ведение деятельности команды Кайдзен для улучшения результатов за счет сокращения отходов, точности инвентаризации и планирования. согласие.»
    • Другим часто встречающимся навыком для выполнения обязанностей фасилитатора является следующее: Навыки преподавания. Согласно резюме фасилитатора, «специалисты по обучению и развитию часто проводят учебные программы для сотрудников». Посмотрите этот пример того, как фасилитаторы используют навыки преподавания. : «Координация и содействие деятельности по профессиональному развитию, которая улучшает учебные навыки учителей в предметных областях математики и естественных наук. »
    • Еще одним навыком, весьма популярным среди фасилитаторов, являются навыки общения.Этот навык очень важен для выполнения повседневных обязанностей, как показано в этом примере из резюме фасилитатора: «Специалисты нуждаются в сильных навыках межличностного общения, потому что проведение программ обучения требует сотрудничества с инструкторами, стажерами и экспертами в предметной области». Этот пример из резюме показывает как используется этот навык: «Представляйте эту волонтерскую программу, перевозя студентов-добровольцев и поддерживая позитивное общение с партнерами по сообществу».
    • Тщательный анализ большого количества резюме показал нам, что «Аналитические навыки» важны для выполнения обязанностей координатора.В этом примере резюме показан только один способ, которым фасилитаторы используют этот навык: «Специалисты по обучению и развитию должны оценивать программы, методы и материалы обучения и выбирать те, которые лучше всего подходят для каждой ситуации». Вот пример того, как этот навык используется из резюме, которое представляет типичные задачи фасилитатора: «Проведение еженедельных собраний на уровне класса для помощи в анализе данных и профессиональном развитии».
    • См. полный список навыков фасилитатора.

      Мы обнаружили, что 61,5% фасилитаторов имеют степень бакалавра.Кроме того, 15,9% получили степень магистра, прежде чем стать фасилитатором. Хотя верно то, что большинство фасилитаторов имеют высшее образование, в целом можно стать таковым, имея только диплом средней школы. На самом деле каждый восьмой фасилитатор не тратил дополнительные деньги на обучение в колледже.

      Те фасилитаторы, которые посещают колледж, обычно получают либо степень психолога, либо степень в области бизнеса. Менее распространенные степени для фасилитаторов включают степень социальной работы или степень в области образования.

      После того, как вы получите уровень образования, который вам подходит, вы можете начать подавать заявки в компании, чтобы стать фасилитатором. Мы обнаружили, что большинство резюме координаторов включают опыт работы в Fairview Health Services, Black & Veatch и Serco. Недавно в Fairview Health Services было открыто 59 вакансий для фасилитаторов. Между тем, в Black & Veatch открыто 49 вакансий, а в Serco — 48.

      Но если вас интересуют компании, в которых вы можете получать высокую зарплату, фасилитаторы, как правило, получают самые большие зарплаты в Barclays Capital, Cambium Learning Group и Johnson & Johnson.Возьмем, к примеру, Barclays Capital. Средняя зарплата фасилитатора составляет 111 694 доллара. В Cambium Learning Group фасилитаторы зарабатывают в среднем 100 201 доллар, а в Johnson & Johnson — 95 500 долларов.

      Leave a Reply