Факторы управления вниманием – 🕮 Факторы, определяющие внимание, Глава 3. Внимание, РАЗДЕЛ II. Психология познания. Лекции по общей психологии. Лурия А. Р. Страница 45. Читать онлайн, Скачать

Управление вниманием

Роль внимания в жизни человека.

В современном мире считается, что человек является главной фигурой, «двигателем прогресса» и «ведущей силой» в развития человеческой цивилизации. Однако, большая часть человечества живет в схематично управляемом материальном мире, и не просто живет, а отчасти и является, создает этот мир. Мысли, поступки, эмоции, дела и даже просто «случайное слово» формируют реальную жизнь людей, и если они не осознанны, а механистичны и/или поверхностны, то тогда люди из «ведущих» становятся «ведомыми».

Некоторые об этом не знают и даже не задумываются, а некоторые не просто «знают» секреты организации окружающего мира, но и успешно применяют их для управления другими людьми, влиянием на других, в своих, часто эгоистичных целях…и лишь малая часть изучает Космические Законы Мироздания и в поисках баланса свободы, справедливости, силы, любви и мудрости. Вы к какой категории себя относите?

В настоящее время, одним из основных требований к руководителям разных уровней, выделяют умение организации и управления коллективами.

Управление даже самым малочисленным производственным коллективом основывается на умении

управлять вниманием и поведением работника. Это не только психологические навыки и умения, связанные с деловым общением, умением выступать на публике, проведением презентаций и совещаний, но и техники речевого оборота, умелое применение и сочетание цветовой гаммы одежды, печатных шрифтов, графических изображений и звучания музыкальных произведений и т.д. Управление вниманием

В «обычной» жизни после работы такие методики окружают людей повсеместно: телевизионные новости, зрительная и звуковая реклама товаров и услуг, архитектура зданий и сооружений, цветовая гамма и фасоны одежды, упаковка продуктов питания и т.п. По сути это целая наука, направленная на достижение определенных целей на основе незаметного овладения и управления вниманием человека. Вы по-прежнему считаете, что исключительно сами формируете свое внимание, по своей воле?

Почему именно привлечение и управление вниманием человека является ключевым моментом? И как влияет управление вниманием человека на его духовное развитие и эволюцию его Души? На этот вопрос предлагаем вам несколько нестандартный ответ, лежащий за рамками традиционного понимания: Мы живем не просто в видимом и осязаемом материальном мире, а в мире невидимых(тонких) и видимых (в форме материи) плотных энергий. Да, да! Наш материальный мир – это Мир энергий, или «энергетический мир» определенной плотности, который «включает» в себя и тонко-материальные, не видимые обычному человеческому глазу, миры.

И мы с вами, как и все окружающие видимые и не видимые объекты, предметы, животные, растения, почва, минералы, горы, вода и т.п. — также являемся энергетическими объектами. И поскольку мы есть энергия, нас окружает энергия, и, соответственно мы общаемся с самим собой и с окружающим нас миром тоже на основе законов энергии.

Энергии, из которых состоит человек подробно описаны в статье Энергия Жизни. Энергия человека – это как «топливо» физического тела и «двигатель» творения жизни человека.

Переключение внимания человека происходит в процессе мышления – когда человек думает какие-то мысли (свои или чужие), о чем-то размышляет, мечтает и тем самым пребывает либо в будущем, либо в прошлом событии – он постоянно переключает внимание с одного энергетического объекта на другой. Именно в момент такого переключения Человек перестает находиться в настоящем времени «здесь и сейчас», и перенаправляет свое внимание через мысли, таким образом напитывая те события своей энергией, что увеличивает вероятность их реализации, повтора и влияния на жизнь человека.

Другим способом переключения

внимания человека является, так называемое «речевое влияние»: акцентирование внимания при помощи определенных слов, вернее через произношение слов. Произнесенные слова могут стать неправильными ограничивающими убеждениями.
Например, фраза: «Всегда так!» — сказанная как восклицание-удивление, может стать самостоятельной программой в подсознании, напитанная энергией направленного внимания на событие и энергией эмоционального состояния в момент произношения фразы. Таким образом, энергия внимания и эмоций, вложенные в произнесенные слова, формируют дальнейший алгоритм поведения у человека, направленный на формирование определенного неосознанного алгоритма поведения и интерпретации происходящего, на основе «шаблона» имеющего мало общего с объективной реальностью.

Еще одна фраза «Ну вот, все плохо» приведет к укреплению низкой самооценки, низкой мотивации, низкой самоценности, и, соответственно формирует аналогичное отношение окружающего мира к такому человеку.

Следующим способом переключения внимания человека являются эмоции, так как эмоциональная энергия является одной из привычных энергий, при помощи которой человек общается с окружающим миром. Эмоции управляют энергией людей. Какие эмоции испытывает человек, такие энергии он транслирует из себя, и, соответственно такие события своей жизни формирует.

 Управление вниманиемНехватка жизненной энергии, переутомляемость, синдром «постоянной усталости», бессонница, частые головные боли, скачки артериального давления и многие другие заболевания являются результатом неконтролируемого выброса эмоциональной энергии. Если человеком управляют эмоции, то и его жизнью также управляют эмоции, а не сам человек…

Эмоциональные переживания как правило вызываются при помощи резкого, порой насильственного переключения или привлечения

внимания человека на какое-либо событие, к которому человек не был готов. Если в такой момент человек «выпадает» из состояния «здесь и сейчас» и поддается эмоциональному порыву, то в тот момент, когда он переключил свое внимание на такое событие, его энергия «потекла» в направлении этого события и стала его напитывать энергией. Если человек раздражен, то и событие наполняется энергией раздражения, злости, агрессии, а событие начинает формироваться не по оптимальному для эволюции человека сценарию.

Если человек спокоен и находится в моменте «здесь и сейчас», осознает свои действия, контролирует свои эмоции и управляет своим вниманием, то и событие протекает более плавно с наиболее благоприятным исходом.
Умение управлять своими мыслями, словами и эмоциями также важно, как и умение управлять своим

вниманием.

Мы неоднократно говорим о том, что для развития чистоты сознания, перехода на новый уровень развития и повышения своих вибраций, и в т.ч. вибраций сознания и физического тела, необходимо научиться:
— управлять своим вниманием
— принимать правильные решения
— управлять своими эмоциями

Потеря жизненной энергии у человека напрямую связана с постоянными частыми переключениями внимания. В момент, когда человек не осознанно и бесконтрольно испытывает негативные эмоции, использует негативное мышление и принимает импульсивные решения, он отравляет себя и окружающих грубыми, низкочастотными, негативными энергиями, которые могут не только ухудшить эмоциональное состояние человека, но и значительно подорвать физическое здоровье, и значительно усложнить ему жизнь.

Овладение методиками управления вниманием на тонкоматериальном плане, дает человеку раскрытие его внутренних энергетических резервов, которые можно направить на любую из сторон его жизни. Это так называемое «первое внимание», смысл которого впервые раскрыл Карлос Кастанеда. Практическое применение таких методик интересует как правило людей, которым необходимо восстановить свое здоровье или тем, кто ищет целенаправленного раскрытия своих сверхспособностей.

С точки зрения духовной самореализации управление вниманием является важным этапом на пути духовного развития человека и эволюции его Души. Практическое применение эффективных практик, направленных на формирование процесса управления вниманием человека, дают ему основу для истинного духовного видения, которое позволяет увидеть не только невидимые тонкие миры, энергетическое пространство, строение миров, обитателей, живущих в таких мирах, но и позволит познать суть истинных Знаний, передаваемыхТворцом нашего Мироздания.

Способность осознанного управления вниманием дает возможность видеть и эффективно устранять внешние и внутренние негативные тонкоматериальные факторы, направленные на разбалансировку гармоничного состояния человека, что становится очень важным в момент повышения чувствительности у идущего по пути духовного развития.

Основными такими негативными тонкоматериальными факторами являются разного рода энергетические привязки, подключки, каналы, присоединения к чакровой системе человека, к его физическим внутренним органам, тонким телам, которые могут исправляться посредством энергетической защиты человека.

  Управление вниманиемНа занятиях Блока 2. ЧувствоЗнание: Развитие Души в Мире новых Энергий, мы начинаем практики, направленные на:

— формирование правильного понимания таких понятий как внимание, поле внимания, сила внимания, управление вниманием, лучевое внимание
— освоение доступных практических методов и способов различения и устранения энергоинформационных подключений, наносящих вред человеку при помощи управления вниманием
управление вниманием как процессом духовного познания
— увеличение силы и концентрации внимания
— раскрытие сверхспособностей человека как побочный эффект при управлении вниманием
— правильное освоение техникой медитации

Приглашаем вас принять участие в наших новых занятиях ЧувствоЗнание: Развитие Души в Мире новых Энергий по четвергам.

Для прохождения и участия в данных практиках – от вас не требуется специальной подготовки и освоения предыдущих материалов Мира Новых Энергий: Принять участие***

Типы внимания.

О роли внимания, если присмотреться повнимательней в том, или ином виде, говорится практически во всех духовных направлениях и путях самопознания. Однако, большей частью — это просто общие поверхностные рассуждения. Так происходит по той простой причине, что Внимание является базовой практикой общего внутреннего совершенствования.

Всего известно пять типов внимания:

— первое внимание: лучевое
— второе внимание: сферическое
— третье внимание: объемное
— четвертое внимание: пространственное
— пятое внимание: внепространственное

Психология преуспела в изучении внимания первого типа. Внимание второго и последующих типов для психологов является феноменом, соответственно люди, обладающие наработанными способностями владения практическими навыками второго и последующих типов внимания, редки, и, как правило обладают неординарными сверхестественными способностями.

Первые четыре типа внимания создают единое поле внимания человека, объединяя воедино функции всех тонких тел человека. В чем состоят особенности каждого из пяти типов внимания, как их наработать и как применять практически в ежедневной жизни и в духовной практике вы узнаете из нашего занятия.

В обыденной жизни человек пользуется только первым типом внимания, которое еще иногда называют «лучевое». Лучевое, потому, что из чакры направляется «луч внимания» на объект познания. Источником лучевого внимания являются чакры и вся чакровая система человека.
Именно лучевое внимание является основным типом внимания и инструментом познания тонкоматериальной природы внутреннего и внешнего мира человека.

Физиологические и тонкоматериальные механизмы внимания связаны между собой в единую систему «энергетического» астрального видения человека, и, нарушение работы какой-либо из составляющих этих систем приводит к нарушению в целом лучевого внимания.

В наше время у детей и взрослых распространено заболевание под названием «дефицит внимания». Медицинские работники констатируют проявление такого физиологического нарушения, приводящего к невнимательности, гиперактивности, повышенной импульсивности, неспособности доводить начатые дела до их логического завершения, перехода с одного выполняемого дела на другое, не способность четко следовать инструкциям, не способность запоминать информацию, не способность надолго удерживать в памяти общие детали и саму конву разговора, постоянное переключение внимания и т.п. проявления, которые в итоге приводят к видимым затруднениям не только в процессе обучения, но и в выполнении профессиональных/домашних/личных дел и обязанностей.

Если к поиску первопричины появления этого заболевания подойти с точки зрения тонко-материальных и энергетических процессов, то основная первопричина кроется в нарушении связи взаимодействия физиологических и энергетических систем организма, что в итоге приводит к нарушению работы лобных долей мозга и «прописыванием» неправильных нейронных связей, ответственных за тактическое и стратегическое поведение личности человека, текущая энергия по которым запускает механизмы, снижающие концентрацию интеллектуальных способностей человека. 

Исцеление дефицита внимания возможно при помощи определенных техник, практик и обучающих методик, направленных на повышение концентрации внимания, а также на приобретение способности управлять своим вниманием. 

Приглашаем вас на практику, где мы будем более подробно рассматривать аспекты дефицита внимания, существующие типы внимания и их особенности. Также на сегодняшнем занятии ЧувствоЗнание Практика 9, вы познакомитесь с собой и проверите какие типы внимания лучше «работают» у вас.

Управление вниманием

  

 

Управление вниманием и подключки

Прежде, чем начинать практику по наработке первого типа внимания, как основного типа внимания, необходимо убедиться в том, что у вас отсутствуют каналы астрального подключения.
Астральное тело человека является первым тонким телом, сформированным на основе раскрытия чакровой системы на самом первом тонком уровне раскрытия, тем самым являясь источником необходимых психических энергий для жизнедеятельности человека, развития его личности, телесной и умственной трансформации, а также для формирования, пополнения и распределения базовых энергий, необходимых для начала развития по пути духовности.

Энергии астрального тела являются источником первого типа внимания человека, необходимого ему в повседневной жизни. Концентрация внимания, способность управления своим вниманием, а также фокусировка и способность длительно удерживать свое внимание на познаваемом объекте – напрямую зависит от наличия количества и качества астральной психической энергии у человека.

Постижение окружающего мира человек начинает с направления своего внимания либо на то, что ему интересно, либо на то, что доставляет неприятности. Качество и объем поступившей энергии и информации из окружающего мира, а также точность и истинность интерпретации поступивших сигналов напрямую зависит от того, какая наивысшая чакра астрального тела человека раскрыта, то есть из какой чакры был послан луч внимания. И чем выше чакра, например, Аджна, тем больше регистрируется входящих сигналов, на основе которых формируется описание картины мира или события и тем более точно расшифровываются поступившие энергия и информация.

Именно при раскрытии чакр на последующих уровнях дает силу, качество и расширение диапазона частоты колебаний первому типу внимания за счет поднятия энергий с нижних чакр в верхние, а также за счет открывающейся способности чакр производить и выделять наружу необходимую энергию, что повышает устойчивость концентрации внимания.

Поле внимания первого типа функционирует в трехмерном пространстве и используется человеком как единственный тип внимания для отслеживания внутренних процессов, начиная от физиологических и заканчивая психическими, душевных и духовных состояний и переживаний. Именно внимание первого типа создает цельность внутреннего мира человека и соединяет его внутренний с внешним миром.

При наработке первого типа внимания у человека развивается способность «видения» при помощи собственных психических энергий астрального тонкого тела, которое существенно отличается от видения физическими глазами.
Наработка первого типа внимания является базой для развития аналитического мышления личности, то есть сознание человека начинает «видеть» отдельные объекты и детали как внешнего мира, так и психологической составляющей внутреннего мира, что в последствии приводит к наработке способности личности выделять главное и второстепенное в жизни.

Способность личности по лучу внимания направлять потоки энергий и сознательно управлять ими дает возможность много вариативного применения первого типа внимания не только для тонкоматериального познания, но и для выполнения энергетического действия по отношению к объекту познания или воздействия.

Многие практикующие медитативные и духовные практики сталкиваются с таким проявлением как в определенный момент времени невозможность продолжения и даже полное прекращение выполнение таких практик. Одни связывают такое проявление психо-эмоционального состояния с существенными внутренними энергетическими перегрузками, другие – с особыми обстоятельствами и внешними событиями окружающего мира, которые требуют повышенного внимания и быстрого реагирования.

Есть еще одно мнение, которое основывается на практическом знании посредством изучения похожих случаев, которое заключается в наблюдении однотипности деформации тонких тел человека, вызванными тонкоматериальными подключениями.

Такие астральные подключки представляют собой своеобразные системы каналов подключения непосредственно к чакрам человека. Как правило, таким нападениям подвержены активные, раскрытые или раскрывающиеся чакры астрального и душевного тел человека, производимые со стороны спины. К верхним чакрам Сахасрара, Аджна и нижней Муладхара также могут быть осуществлены подключения, что сопровождается резким открытием «третьего глаза», наличием сверхспособностей, паранормальных проявлений ясновидения и яснослышания, появлению эйдетических способностей, целительства, предсказания, контактерства.

Такие перемены в жизни человека вызваны одномоментным и постоянным притоком энергии по каналу подключки, то есть наполнение энергий в чакрах, которой в естественном состоянии при текущем развитии человека ранее не наблюдалось.
При блокировании канала подключения у человека такие способности «пропадают» как будто их и не было.

Внешняя часть подключений стандартно выглядит так: 

Управление вниманиемКаждое из подключений имеет несколько уровней материальности, то есть присоединено к разным слоям астрального и душевного тела человека.

В подключенных к чакрам каналах энергии текут в двух направлениях: поступающие к человеку энергии способны управлять мышлением, способны распространяться на других людей, устанавливают программы самосохранения канала подключения когда видят угрозу отсоединения канала, тем самым формируют в человеке состояния, способствующие вампирическому отводу психической энергии. Именно такой механизм и запускается тогда, когда человек начинает идти путем духовного самосовершенствования, формируют внутренние психические и внешние ситуативные обстоятельства, которые не дают человеку осуществить намерение самосовершенствования.

Примеры действий, побуждающих человека на отток энергий по каналу подключки: порнография, различные видео эротического характера, табакокурение, алкоголь, употребление наркотиков, виртуальная компьютерная реальности, финансовые игры (на бирже, тотализатор, ставки и т.п.), карточные игры, чревоугодие, шопоголизм, а также проявления человека в виде желания иметь «много денег», одержимости материального и денежного накопления, воровства, «слепого» поклонения и следованию моде, карьерных достижений, честолюбия, избранности, тщеславия, непримиримости, злословия, непринятия чужого мнения, сопереживание новостям катастроф и т.п.

В рамках практических занятий на ЧувствоЗнание: Развитие Души. Мир Новых Энергий разработаны авторские методики для общедоступного применения устранения различных каналов подключения при полном их резонансном уничтожении.

Данные техники используют духовные практики и энергии, исключающие всякие каналы подключения, основанные исключительно на непосредственном использовании первого, второго и третьего типов внимания, что в конечном итоге приведут к активации и наработке четвертого и пятого типа внимания.

Освоить данные методики для успешного дальнейшего самостоятельного применения, а также об этической стороне, возникающей при надобности или необходимости «убирания» канала подключения у другого человека — вы сможете на Практике № 10, Подробнее здесь *** 

В Мире Новых Энергий, мы предлагаем Вам практики, направленные на гармоничное, заложенное Творцом, развитие каждой из семи основных чакр и сознания с раскрытием индивидуального потенциала каждого. Начиная с Практики №8, мы переходим к последовательному раскрытию чакр по первому уровню их раскрытия. Участвовать: перейти***

Медитация, является одной из форм самосовершенствования, предлагаем вам посмотреть видео из Трансляции Реальности: Медитация: изменение состояния, виды, цели и результаты медитаций: перейти***
 

С Любовью, 
Автор: © Мира 

mir-real.ru

Почему управлять вниманием важнее, чем временем

Наверняка многие из вас слышали про управление временем или тайм-менеджмент. Это набор техник и методов для повышения личной эффективности. В основе тайм-менеджмента лежит постулат об ограниченности временного ресурса и необходимости его грамотно использовать. То есть время – это ресурс. На мой взгляд, это не совсем правильно. Мы никак не можем влиять на время, замедлить или ускорить, купить или продать. Мы, конечно, можем купить время другого человека, но по сути нам нужно не время, а его знания, умения и желание все это применять.

С помощью ресурса обычно что-то производят. Что можно производить с помощью времени? Ничего. Время – это мера. Оно показывает – в течение какого периода используются прочие ресурсы, а насколько эффективно они используются, показывает другой универсальный измеритель – деньги.

Считается, что время можно инвестировать. Так говорят о времени, потраченном на получение знаний и овладение навыками. Но это тоже не совсем верно, так как вкладываем мы ресурсы организма и деньги. Время опять всего лишь мера того, насколько грамотно мы вложили остальные ресурсы. То есть, как быстро мы овладели необходимыми навыками и как скоро они начали приносить доход.

Вывод: время по отношению к личной эффективности необоснованно считается ресурсом. То, что многие годы считалось аксиомой, оказалось недоказанной теоремой.

Пока вы находитесь в шоковом состоянии, озвучу новую аксиому: внимание – тот ресурс, которым необходимо оперировать для повышения личной эффективности. Предлагаю изменить парадигму и управлять не временем, а вниманием.

В использовании внимания, как альтернативы времени, есть один большой плюс. Внимание не ограничено. Объем и устойчивость внимания можно развивать до конца жизни. Почему внимание, а не время? Потому что, если вы уделяете чему-то время, но не уделяете внимания, то эффекта не будет. К примеру, если вы находитесь с семьей, но думаете о работе, то большая часть вашего внимания на самом деле отдана работе.

Что такое управление вниманием?

Управление вниманием – это по сути то же самое управление временем, но с другими акцентами. Вот несколько примеров:

  • Постановка целей – определение ориентиров, которые мы решаем держать в фокусе нашего внимания.
  • Планирование – распределение внимания по проектам.
  • Выполнение – собственно фокусировка и удержание внимания.
  • Делегирование – освобождение своего внимания и направление внимания подчиненного на ключевые моменты.
  • Списки – фокус внимания на том, что нужно, а то, что не нужно, остается за фокусом.

Управление вниманием можно разделить на две части: управление своим вниманием и управление чужим вниманием. Управление чужим вниманием достаточно подробно описано в книге Бена Парра «Ловушка для внимания» и в тысяче книг по маркетингу. Это, безусловно, интересная тема, но сейчас я хотел бы рассказать об управлении собственным вниманием.

Главная метафора

«Если я когда и делал значимые открытия, то обязан был больше своему терпеливому вниманию, чем любому другому таланту», – писал Исаак Ньютон.

Представьте, ваше внимание – это фонарь. Сила светового пучка – это ваш профессионализм. Чем вы профессиональнее, тем ярче пучок вашего фонаря. Он также зависит от физического состояния, эмоционального состояния, мотивации и прочих факторов. Угол расхождения – это ваш кругозор. Чем больше знаний в смежных областях, тем большее пространство вы можете осветить. Но ореол светит не так ярко, как основной пучок – профессиональная область.

Умение пользоваться своим вниманием-фонарем подразумевает:

  • Умение удерживать фонарь долгое время в одном направлении – это концентрация или устойчивость внимания.
  • Умение переключать внимание с объекта на объект без потери времени и части внимания – переключение внимания.
  • Умение удерживать в фокусе большие объемы информации – большой объем внимания.
  • Умение изменять фокус: отдалять, чтобы увидеть цели, приближать, чтобы увидеть ресурсы.
  • Держать фонарь постоянно заряженным.

Почему необходимо управлять вниманием?

В книге «Экономика внимания» бизнеc-эксперты Томас Давенпорт и Джон Бек приходят к выводу, что «понимание и управление вниманием является сегодня наиболее важным условием успеха в бизнесе», а самая большая проблема — «недостаток внимания, чтобы справиться с информационными запросами работы и общества».

Существует достаточно много проблем, связанных со вниманием. Вот основные:

  • Недостаточная концентрация. Если мы что-то делаем невнимательно, то потом приходится переделывать и тратить дополнительное время и ресурсы. Если мы составляем план, а сами витаем в облаках, то план потом придется корректировать.
  • Внимание сразу на нескольких задачах (расфокусированное внимание). Иногда нам необходимо заниматься несколькими задачами одновременно. Например, работающие дома матери должны разделять внимание между ребенком и работой. Внимание раздроблено и для каждой задачи используется только часть ресурсов. Как вы понимаете, это контрпродуктивно и в большинстве случаев в этом нет необходимости.

А вот другой пример. Что бывает, когда вы смотрите телевизор и наливаете чай? Ничего хорошего. Ваше внимание направлено одновременно на два объекта, а сознание переключается между ними. И если в тот момент, когда чашка будет близка к переполнению, на экране мелькнет какая-то угроза, то вы прольете чай. А что бывает, когда ваши работники думают о доме и выполняют работу? То же самое. Разделение ресурсов.

  • Незавершенные задачи. Думаю, многие из вас слышали про эффект Зейгарник. Блюма Зейгарник установила, что человек запоминает лучше незавершенные действия, чем уже выполненные. То есть, если вас периодически отвлекают и вам приходится переключаться с задачи на задачу, часть вашего внимания остается с прерванной задачей, чтобы при случае к ней вернуться. А если вы еще и сами отвлекаетесь на различные мысли, то к концу дня ваше внимание рассеяно на десятки небольших лучиков, каждый из которых не в силах осветить задачу. Когда мы занимаемся несколькими проектами, то пока мы не завершили их – это незавершенное производство, то есть, выражаясь языком бережливого производства, – муда.
  • Отвлечения. Посторонние звуки, хождение людей, вопросы, мейлы, звонки – все это также разделяет внимание, иногда достаточно сильно. Многие нашли решение этой проблемы и стараются работать дома, отключая телефон и отвечая на почту раз в день. Отличное решение, и если дополнить его умением концентрироваться, то отвлечения не пройдут этот заслон.
  • Манипуляция вашим вниманием. Если вы контактируете с внешним миром, то он контактирует с вами и пытается обратить на себя ваше внимание, чтобы потом завладеть им полностью. Мы реагируем на звук, цвет и запах автоматически – это первобытные инстинкты. Их используют, чтобы привлечь наше внимание. Другие первобытные инстинкты используют, чтобы завладеть вниманием и манипулировать. Бороться с этим достаточно просто – фильтровать всю входящую информацию через фильтры собственных ценностей и целей.

Избыток информации

В 1971 году Герберт Саймон, ставший в 1978 году лауреатом Нобелевской премии по экономике, первым заметил, что «богатство информации приводит к бедности внимания». В современном мире информации с избытком, а вот внимание в большом дефиците.

Информации – океан. И нам хочется все увидеть, все знать, быть в курсе всего, все попробовать. И мы пытаемся: смотрим все новости, все фильмы, все телепередачи, читаем все, что присылают на почту, разговариваем со всеми, кто рядом, листаем газеты, слушаем радио. И в этом информационном шуме пытаемся принимать решения. Как результат, паралич решений, то есть непонимание, с чего начать. Мы не можем двинуться с места, потому что перед нами горы информационного мусора. Чтобы двигаться вперед, необходимо отфильтровать и систематизировать информацию, а потом фокусировать внимание только на том, что нужно.

  • Фокусировка на цели. Это обратная сторона фокусировки. Сверхфокусировка. Когда мы фокусируемся на цели, то не видим, что происходит вокруг. Эту проблему часто обыгрывают в мелодрамах. Когда герой или героиня в поисках счастья долго не обращают внимания на то, что счастье долгие годы находилось рядом.
  • Автоматическое внимание. По умолчанию мы направляем внимание автоматически. Заболели – все внимание здоровью. Потеряли работу – все внимание поиску работы. Проблемы в семье – все внимание на семью, и так далее. Или вообще избегаем проблемы и направляем внимание внутрь, увлекаемся самокопанием: «Почему мы раньше о здоровье не думали?», «Во всем виноват глупый начальник»…

В идеале лучше распределять внимание полуавтоматически. То есть принимать решение осознанно. Например: «На этой неделе я посвящаю свое внимание работе». А дальше составляем план и выполняем, согласно методикам тайм-менеджмента.

И как закономерный итог вышеназванных проблем – хаос. Беспорядок, который, как катализатор, увеличивает значимость проблем в разы. Беспорядок рассеивает внимание. Взгляд цепляется за вещи, беспорядочно разбросанные вокруг. Сознание цепляется за обрывочные знания в попытке найти место в системе. И этот хаос вызывает страх, неуверенность. Чем с успехом пользуются, те, кто предлагает порядок. Религиозные деятели предлагают порядок в душе. Политические деятели предлагают порядок в городе, стране и мире. Бизнес-тренеры предлагают порядок в предпринимательской деятельности, а коучи – в личной жизни.

Все они профессионалы в управлении чужим вниманием. Если вы не хотите, чтобы вашим вниманием управляли другие, а хотите управлять сами – возьмите его под контроль.

Постулаты

Сформулируем несколько постулатов, которые помогут немного лучше управлять своим вниманием.

1. То, на что мы обращаем внимание – улучшается. Если мы подсвечиваем фонарем бизнес, а конкретнее – продажи, то продажи начинают расти, в это же время производство начинает хиреть. И уж тем более начинает страдать наше здоровье, на которое мы давно не обращали внимание. То, что не в фокусе вашего внимания – ухудшается. Любой успех зависит от того, на что обращено внимание. Все бизнес-модели различаются только направлением внимания: на производство, на клиентов, на конкурентов, на процессы, на слабые стороны, на сильные стороны, на возможности, на угрозы и т.д.

2. Внимание дуалистично. Внимание можно направлять внутрь или наружу. Для созидания или разрушения. Это утверждение справедливо как для отдельных личностей, так и для групп, в том числе организаций.

3. Направление внимания нужно менять: то внутрь, то наружу. На рисунке 1 показано, почему это важно. Если внимание направленно только внутрь, то развитие приостанавливается, например, скандалы в семье приостанавливают рост семьи во всех смыслах. Соответственно, направляя внимание наружу, например, на внешнего врага или общую цель, можно сгладить внутренние конфликты. Чем периодически пользуются политические деятели. Но это уже больше касается управления чужим вниманием.

4. Внимание тесно связано с памятью. Мы обращаем внимание на то, что знаем, и запоминаем то, на что обращаем внимание.

5. Основные навыки – это переключение внимания, изменение фокуса и удержание внимания:

  • Переключение внимания – изменение направления внимания с одной сферы деятельности на другую, с одного действия на другое, внутрь — наружу.
  • Изменение фокуса – это изменение фокусного расстояния: далеко – цели, близко – действия. Фокус на цели, фокус на средствах, фокус на действиях, и снова фокус на цели, фокус на средствах, фокус на действиях и так далее.
  • Удержание внимания или концентрация – это удержание фокуса столько времени, сколько это необходимо, и на тех объектах, которые должны быть в фокусе.

6. Внимание может быть, как наградой, так и наказанием. Всего лишь распределением внимания вы можете воздействовать на людей. Награждать своим вниманием или наказывать отсутствием внимания. Вспомните одиночные камеры в тюрьмах или бойкоты в детстве, и в противовес счастливых близких, когда вы решили вместо работы провести вечер с ними.

7. Избыточный уровень адреналина сужает сектор внимания. Поэтому, находясь во взвинченном состоянии, старайтесь не принимать судьбоносных решений. Этим знанием часто пользуются спортсмены контактных видов спорта, делая перед соревнованием оскорбительные выпады в сторону соперника и выводя их из равновесия, тем самым сужая сектор внимания.

Направление внимания внутрь и наружу: созидательный баланс и разрушительный дисбаланс

Рисунок 1

Есть ли практическая польза от сдвига парадигмы?

Безусловно. Во-первых, обладая знанием о том, что внимание, а не время, является ключевым для успеха, мы сможем быстрее достигать поставленных целей. Поясню. Вспомните закон Паркинсона: «Работа заполняет время, отпущенное на нее». Следовательно, если мы не будем ограничивать достижение цели временем, то закончим тогда, когда достигнем цели, а не когда выйдет время. А это зачастую будет раньше. В этом контексте становится понятнее высказывание Дуайта Эйзенхауэра «План – ничто. Планирование – все».

Во-вторых, управление вниманием играет важнейшую роль в профессиональном росте и развитии. Что отличает профессионала в любой сфере, от дворника и до владельца огромной корпорации? Понимание, на что необходимо обращать внимание, когда и в каком количестве.

И в-третьих, мы получили инструмент повышения продуктивности в дополнение к инструментам тайм-менеджмента. Теперь мы можем увеличивать объем внимания, тренировать переключение внимания, улучшать концентрацию и так далее.

Ваше конкурентное преимущество

«Внимание формирует личность, а личность направляет внимание», – еще одна яркая цитата по теме, принадлежащая Михаю Чиксентмихайи. В современной литературе по личной эффективности или самоменеджменту все чаще появляются упоминания об управлении вниманием. При написании этой статьи я изучил пять книг прямо или косвенно касающихся управления вниманием. Когда статья была готова, мне попалось еще две книги. Видимо, понимание важности этого ресурса постепенно овладевает умами писателей бизнес-литературы, исследователей и журналистов. И это неудивительно: в современном мире, переполненном информацией, достичь поставленных целей сможет только тот, кто умеет управлять своим вниманием. Поэтому настоятельно советую обратить ваше внимание на данную тенденцию. Это вам поможет опередить конкурентов и сэкономит много энергии.

www.e-xecutive.ru

Психологические рекомендации по управлению вниманием

Психологические рекомендации по управлению вниманием

Содержание

Введение

Понятие о внимании

Качества внимания

Виды внимания

Рекомендации по управлению вниманием

Психологические рекомендации по управлению вниманием

Заключение

Библиография

1. ВВЕДЕНИЕ

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов — предметов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

2. Понятие о внимании

Внимание — это психический процесс, являющийся не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения (ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств), в результате которой что-то отражается в сознании бо­лее отчетливо, а другое менее отчетливо. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности.

Первоначальная форма внимания — ориентировочный реф­лекс, или, как его назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.

Внимание само по себе не есть такой же психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание — это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание — внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание — внимание, на­правленное на собственные мысли, чувства и переживания. Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием како­го-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко про-ji икнуть в его сущность.

Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его.

3. Качества внимания

Внимание представляет собой многосторонний процесс, характеризующийся рядом качеств, основными из которых являются: интенсивность, объем, концентра­ция, направленность, устойчивость, активность, пере­ключение и распределение

Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления и памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома чело­веку), чем больше влияние отвлекающих раздражите­лей, тем более интенсивным (напряженным) будет вни­мание.

Объем внимания — это качество, определяе­мое числом одновременно отражаемых объектов, зави­сит оно от осмысленности воспринимаемых объектов и возможности их группировки в смысловые блоки. Так, например, число одновременно воспринимаемых букв, когда они предъявляются раздельно,— не более шести. Если из них могут быть образованы слоги или слова, то число воспринимаемых и одновременно отражаемых букв может определяться количеством их в четырех — шести словах.

Концентрация внимания — это качество внимания, определяющее высокую его интенсивность при объеме в один объект.

Под направленностью понимают прежде все­го избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объек­тов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе отдельных воз­действий, но и в более или менее длительном их сохра­нении (удержании образов в сознании).

Устойчивость внимания определяется дли­тельностью сохранения концентрированного внимания. Это — характеристика внимания во времени. Показа­тель устойчивости — высокая продуктивность деятель­ности (объем, точность работы) в течение некоторого промежутка времени Длительность интенсивного сосре­доточения зависит от ряда условий: характера и содер­жания деятельности, отношения к объекту внимания. Невозможно длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если сам он не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Степень устойчивости внимания увеличивается с возрастанием сложности объекта внимания.

Активность личности имеет большое значе­ние для устойчивости внимания. Деятельность личности может проявляться во внешне выраженных практиче­ских действиях с объектами внимания или во внутренней мыслительной деятельности, связанной с решением за­дач, требующих наиболее полного отражения объектов внимания.

Переключение внимания — это быстрое пе­ремещение внимания, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей. Оно может проявляться в переходе либо от одного объекта опреде­ленной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности.

Эффективность переключения зависит от особен­ностей выполнения предыдущей и последующей дея­тельности (показатели переключения значительно сни­жаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном варианте они возрастают). Успех пере­ключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности: чем интереснее предшествующая деятель­ность и менее интересна последующая, тем труднее про­исходит переключение. Имеются значительные индиви­дуальные различия в переключаемости. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой. Для иных этот переход требует длительного времени и затраты усилий, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение — это непроизвольное отклонение вни­мания от основной деятельности на посторонние объек­ты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполне­нии работы. Отвлекающее действие посторонних раз­дражителей зависит от их особенностей и от характера выполняемой работы. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выпол­нении однообразной работы действие побочных раздра­жителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слухо­вом восприятии, чем при зрительном.

Способность противостоять отвлекающим воздей­ствиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значи­тельные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

Под распределением внимания понимают такое его качество, которое определяет способность че­ловека одновременно выполнять несколько действии, рассредоточивая внимание между ними. Уровень рас­пределения внимания зависит от ряда условий: от ха­рактера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и разнородными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятель­ности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной. Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняе­мых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен, автоматизиро­ван (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятель­ности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь перио­дический контроль сознания, отмечается сложная фор­ма внимания — сочетание переключения и рас­ пределения .

4. Виды внимания

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произ­вольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредо­точение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение — громкие звуки, яркий свет, резкий за­пах — может невольно привлечь внимание. Особое зна­чение для привлечения внимания имеет контраст между раздражителями. Новизна — одна из важных особен­ностей раздражителей, вызывающих непроизвольное внимание. Причем имеется в виду не только абсолютная новизна (раздражитель этот ранее никогда не воздей­ствовал на человека), но и относительная (необычное сочетание знакомых раздражителей).

Непроизвольное внимание может быть вызвано так­же чувствами, связанными с воспринимаемыми объек­тами. К причинам, вызывающим непроизвольное вни­мание, относится также влияние прежнего опыта, в частности воздействие имеющихся у человека знаний и привычек.

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о