Есть замечательная книга о жизни и творчестве великого испанского художника Франциско Гойя. Лион Фейхтвангер замечательно и подробно описал уклад жизни Испании в XVIII-XIX веках: как жили короли и простой народ, что ели, как одевались и развлекались. Хорошо описаны политические и общественные события, исторические лица, взаимоотношения стран и государственных лиц. Словом, большой хороший исторический роман, написанный Фейхтвангером в 1952 году.
Очень интересно было читать о том, как работали художники того времени. По сути, они были фрилансерами: поступал заказ на картину, они рассчитывали стоимость, сроки выполнения, получали деньги, создавали свою работу и сдавали ее заказчику. Отдельно оговаривалась возможность сделать копию. Например, когда король Испании Карлос заказал французскому живописцу Жаку-Луи Давиду картину «Переход через Сан-Бернар», Давид не только взял с короля четверть миллиона реалов, но и оставил за собой право сделать с картины три слегка измененные копии.
Это была грандиозная работа: полотно достигало около трех метров в вышину и два с половиной метра в ширину. На ней был изображен Наполеон с армией, совершающий переход через Альпы. Этак картина находится в Национальном музее замка Мальмезон, Франция.
А вот фрагмент картины из Версальского дворца — посмотрите, плащ Наполеона красного цвета, а не желтого: значит это и есть один из вариантов картины:
Такие копии делали все художники. В книге о Гойя рассказывается, что и Леонардо да Винчи делал копии со своих картин (сам, или поручал ученикам), также поступал и Франциско Гойя. И думаю, правильно они поступали. Ведь единственный экземпляр произведения искусства может быть утерян, а когда есть копии — свидетельство о силе таланта того или иного мастера имеет больше шансов остаться в веках.
Сегодня помимо понятия «копия картины» есть понятие «репродукция картины».
Чем же они различаются? Копия делается вручную каким-либо художником, а вот репродукция — это распечатка на принтере, где в качестве основы используется холст. Есть мнение, что репродукции картин известных художников предпочтительнее копий: ведь создавая копию, каждый художник привносит в нее и свое видение. А значит может пострадать первоначальный замысел автора, его воплощение идеи.
Однако, подчас копии трудно отличить от оригинала, взгляните хотя бы на копии с работ Модильяне Амедео (экспрессионист, конец XIX — начало XX вв.), которые предлагает аукцион современного искусства.
Таким образом, каждый поклонник творчества того или иного мастера может заполучить себе образчик его творения. И пусть это будет копия или репродукция — насладиться шедевром, воплощенным гением Гойя или да Винчи, или Пикассо, сможет каждый.